Основные идеи буддизма. Четыре благородные истины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Буддизм – самая известная и влиятельная индийская неортодоксальная школа, где религия образует единое целое с философией. Она называется от слова «будда», что означает «просветленный», «достигший нирваны».

Её основатель - Сиддхартха Гаутама, позже названный Буддой, достиг в 35 лет просветления и познал Четыре благородные истины (Сиддхартха Шакьямуни из рода Шакьев – не самый ранний из будд). Он начал свой духовный путь при виде страданий. В итоге поисков избавления человечества от страданий на Будду снисходит просветление, рациональное содержание которого изложено в 4-х благородных истинах:

1. Существует страдание, но не как случайность. Оно повсеместно, пронизывает все формы существования и все виды опыта. То что людям кажется удовольствием, есть источник страдания.

2. Существует причина страдания, так как всё имеет свою причину. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано, существование совершенно самостоятельно. Нет ничего постоянного, всё изменяется (детерминанта), а рождение вызвано пристрастием ко всему земному. Если бы можно было со всей полнотой понять преходящий характер вещей, человек освободился бы от пристрастия к ним.

3. Возможно прекращение страдания, если пресечь его источник, причину.

4. Есть путь, ведущий к прекращению страдания (восьмеричный путь), если пройти его, новое рождение становится невозможным. Достигается нирвана.

Будда учил, что нет ничего постоянного, а, стало быть, нет никакой души, нет бога как постоянной неисчезающей вечной сущности. Жизнь течёт непрерывно, порождая по закону кармы другую жизнь. Позже буддизм сам распался на школы. Школы буддизма расходятся, например, в вопросе покрывала Майи.

Мадхьямики считают, что мир нереален, все его феномены иллюзорны.

Йогачары полагают, что внешние образы нереальны, это лишь идеи нашего ума, но сам ум реален (доказательство: сама мысль о том, что ум нереален, есть продукт действия этого ума – субъективный идеализм).

Саутрантики и вайбхашики наоборот считают, что оба мира – духовный и недуховный – существуют.

Вторая благородная истина

Вторая благородная истина особенно важна для понимания того, почему мы существуем и страдаем. Эта истина гласит: нет ничего необусловленного, причины есть у всего, в том числе и у страданий людей. Какие же условия приводят к страданиям? Будда открывает эти условия, выстраивая колесо причинности – «пратитья самутпада». Это колесо содержит 12 звеньев, связанных причинно-следственными связями.

1. Страдание жизни обусловлено рождением.

2. Рождение – стремлением к становлению, к жизни.

3. Стремление к жизни – умственной привязанностью к земным объектам.

4. Эта привязанность обусловлена жаждой обладать и наслаждаться вещами этого мира.

5. Жажда обладания возможна потому, что у нас есть чувственный опыт.

6. Чувственный опыт возможен в силу нашего соприкосновения с объектами.

7. Соприкосновение обусловлено наличием у нас 5-ти органов чувств и ума (6 органов познания).

8. Шесть органов познания есть у нас потому, что так устроен наш организм, наша телесно-духовная сущность (нама-рупа).

9. Наш же организм существует только потому, что в нём есть сознание, в силу сознания он жив!

10. Сознание же – это только результат наших впечатлений из прошлой жизни.

11. Впечатления из прошлой жизни обусловлены впечатлениями из всех предыдущих жизней.

12. Причина того, что мы храним в сознании все эти впечатления, привязаны к ним и не мыслим себя без них – неведение, незнание истинного положения вещей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что обозначают понятия Атман и Брахман? В чем их различие?

2. Почему Брахман называют «немыслимый, непроявленный, нерожденный, без образа»?

3. Объясните суть формулы «Тат twat asi».

4. Какова, согласно учению Будды, причина человеческих страданий?

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.