Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили методы строительства. Камень и дерево уступили место стали и железобетону, стеклу, пластмассам. Идеи национализма и конструктивизма (конец XIX в.) развились в новое направление - ФУНКЦИОНАЛИЗМ, которое признавало лишь утилитарность (пользу) в архитектуре. Декоративные моменты теперь считались излишеством. Функционализм стал международным стилем. Такая архитектура ограничивала творческое начало, но лучшие архитекторы и в этом стиле смогли проявить индивидуальность.
Мис ван дер Роэ (1886-1969) - один из ведущих архитекторов Германии и США, создатель международного стиля в зодчестве XX в., автор знаменитых небоскребов в Чикаго, жилых домов в 30-40 этажей в форме параллелепипеда.
Деятельность Ле Корбюзье (1887-1865) занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист и теоретик, он смотрел на современность, словно из будущего. О нем спорили при жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. В 1926г. сформировал свои знаменитые пять пунктов архитектуры:
Дом устанавливается на опорах.
Свободная планировка.
Несущая фасадная стена.
Оконные проемы слипаются в единое лентоночное окно.
Плоская крыша - терраса с садом.
Его работы: здание Центросоюза (1935, Москва), Дворец правительства (1965, Чандигарх, Индия), жилые дома в Марселе (1952) н др.
II половина XX века.
Примеры оригинальных архитектурных решений:
- Аэровокзал компании ТWA. Нью-Йорк, 1962 г. Арх. Эро Саарикен.
- Оперный театр в Сиднее, 1973 г. Арх. Йорн Утцон.
Живопись
Разнообразие направлений - характерная черта искусства XX в. и особенно живописи.
Первым худ. течением, обогатившим культуру XX ст., было ФОВИЗМ (в переводе с фр,- «дикие»). Оно появилось по Франции в 1905 г. Фовисты не считались с законами перспективы, светотени, рисунка. Их интересовал лишь цвет «красивый синий, красивый красный, красивый желтый».
Антри Матисс (1869-1954) считался главой фовистов. Он был знаменит во всем мире, ежегодно проходили его персональные выставки. Его называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. В его работах царит спокойствие духа, восславляется красота и ценность жизни, его живопись и графику называют музыкальной. Точная линия и чистый цвет - главные выразительные средства его живописи:
«Красные рыбки» (1911)
«Радость жизни» (1906) «Натюрморт с раковиной» (1940).
По заказу русского коллекционера С.Щукина он выполняет два декоративных панно: «Танец» и «Музыка» (1910 г.)
Амедео Модильяни (1884-1920). Родился в Италии. Как художник сформировался в Париже, не примкнул ни к одному направлению. Он рисовал обнаженную натуру и портреты. Его герои хрупки и беззащитны. Его работы начали скупать после трагической ранней смерти мастера самоубийства вслед за тем его жены. Эти печальные события и творчество Модильяни сотворили из его имени легенду.
Экспрессионизм
Это авангардистское направление сложилось в Германии в начале ХХ в., (с лат. - «выражение»). Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека в момент предельного духовного напряжения. Первая веха экспрессионизма – объединение студентов-архитекторов из Дрездена «Мост». Они стремились выразить ужас перед действительностью, безнадежность и беззащитность в этом мире. Их творчество, построенное на деформации, на остром рисунке, в геометрически упрощенных формах, в полном отказе от передачи пространства в живописи выражало чувство тревоги, дискомфорт, агрессивность (Э.Кирхнер «Улица»). Ведущим художником и теоретиком группы был Эрнст КИРХНЕР. Его судьба сложилась трагично. В 1937 г. гитлеровское правительство конфисковало более 600 работ художника, присвоив им ярлык «дегенеративности».
В отчаянье мастер покончил с собой.
Второе объединение экспрессионистов - «Синий всадник» (191I-1914) было организовано рус. художником Василием КАНДИНСКИМ и Францем МАРКОМ (оба любили лошадей и в живописи предпочитали синий цвет).
Они выпускали одноименный альманах, где обсуждали особенности современного искусства, анализировали произведения разных жанров искусства. В их выставках принимали участие композитор А.Шенберг, художники К.Малевич, Н.Гончарова, П.Пикассо и др.
Фашисты объявили экспрессионизм вне закона в 1933 г.
Кубизм
Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две выставки. П.Сезанна (1904, 1906 г.) и традиционная африканская скульптура (она давала пример свободного обращения с формой).
Самым ярким представителем этого стиля стал испанский художник Пабло ПИКАССО (1881-1979), который при жизни стал классикой искусства. Его ранний период - «голубой», в картинах господствовал голубой цвет («Девочка с голубем», «Завтрак слепого»). Тематика - одиночество, обездоленность.
II период - «розовый» («Девочка на шаре»), мир бродячих артистов, циркачей.
III период - начало кубизма (1907 г., «Авиньонские девицы» - картина вызвала скандал). «Девушка с веером», «Кларнет и скрипка». Пикассо дробит предметы и фигуры на составные части, упрощает их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров («аналитический кубизм»). В период «синтетического кубизма» Пикассо использует на картинах обрывки газет, табачные обертки, коробочки, ткань, дерево, стекло (прием коллажа, с фр. «со11аgе» - наклеивание).
Во время гражданской воины в Испании (1936 Г.) Пикассо выступил против сторонников генерала Франко и написал громадное полотно «Герника» (8 X 3,5 м) о трагедии исп. г. Герника. Использует всего три цвета: белый, черный и серый, которые передают ужас, боль, насилие.
Испания и Франция считали Пикассо «своим» художником.
Его сподвижник - Жорж Брак («Ария Баха», «Композиция с трефовым тузом»).
Кубизм проявился и в скульптуре. Александр Архиненко (1887-1964) изобрел КОНТРФОРМЫ (замена выпуклых частей вогнутыми или пустотами).
Футуризм
(От лат. - будущее). Футуризм прежде всего заявил о себе в манифестах. Основатель движения - итальянский поэт МАРИНЕТТИ - в феврале 1909 г. в парижском журнале «Фигаро» опубликовал первый манифест футуризма. «Главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт». «Нет шедевров без агрессивности». «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров». Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек. Страдания человека должны интересовать художника не больше, чем «скорбь электролампы». Футуристы стремились к созданию искусства больших городов и машинной индустрии. Общее впечатление от картин футуристов - это ощущение хаоса.
Родина футуризма - Италия (У.Боччони, Д.Балла, К.Карра и др.). Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом «оплеухи и удара кулака» стал в Италии официальным искусством фашизма.
Абстракционизм
Как направление возник в 10-е годы XX ст. Один из основоположников - русский художник Василии КАНДИНСКИЙ (1866-1944). Он провозгласил отход от натуры, сближение цвета с музыкой, испытал большое влияние символизма (черное - символ смерти, белое - рождения, красное - мужества. Горизонтальная линия - пассивное начало, вертикальная - активное). «Композиция VI», «Композиция VIII» -цикл гравюр на дереве «Стихи без слов». По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет, являются носителями духовного начала.
Русский художник Казимир МАЛЕВИЧ (1878-1935) создал свою собственную систему абстрактной живописи, выставил в 1913 г. на всеобщее обозрение публики картину «Черный квадрат» и назвал эту систему «ДИНАМИЧЕСКИЙ СУПРЕАЛИЗМ» (с фр. supreme - высший). Через черный квадрат Малевич попытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания. Это символ космоса, который одновременно и предельно ясен, и абсолютно непроницаем для человеческого сознания.
Особое направление в абстракционизме - ЛУЧИЗМ - возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова.
Дадаизм
Это авангардное течение родилось в 1916 г. в Швейцарии в среде художников и литераторов. Основатель движения - французский теоретик искусства, поэт и живописец, выходец из Румынии Тристан ТЦАРА. Толкование слова «дада»:
1. игра в лошадки,
2. с итал. «мама»,
3.«ладно» с румынского и русского;
4. «хвост священной коровы» с африканского и т.д. «Уничтожение логики, танец импотентов творения есть дада, уничтожение будущего есть дада». Или: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»
Поэты декламировали бессвязные наборы слов, танцевали на дада-вечерах в мешках. Французский художник Марсель ДЮШАН имел успех, после картин «Фонтан» (обыкновенный писсуар), «Мона Лиза с усами».
Как направление, дадаизм выродился к 1922 г., но в его недрах зародилось мощное художественное направление XX в. - сюрреализм.
Сюрреализм
Сюрреализм (с фр. «сверхреальный») зародился сначала как литературное течение в 1924 г., когда фр. поэт Андрэ Бретон опубликовал в журнале «Манифест сюрреализма». Затем сюрреализм переходит в живопись, скульптуру, кино и театр.
Австрийского психиатра З.Фрейда сюрреалисты считали своим духовным отцом и разделяли его взгляды о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания причин поступков человека.
Для сюрреалистов характерно коллективное творчество. Например, игра в слова: «Изысканный труп» (игрок записывал слово и, перегнув листок, передавал другому...). Таким образом и рисовали. Наиболее важные черты сюрреализма: показать реальность подсознательного, мистического, болезненного... В картинах сюрреалистов «тяжелое повисает», «Твердое растекается», «мягкое костенеет» и т.д.
Кульминацией этого движения стало творчество Сальвадора ДАЛИ (1904-1989). Этот уникальный мастер - живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист, занимает уникальное место в художественной культуре XX в. О нем слагали мифы, и он сам скандально провоцировал интерес к своей особе.
Каждая картина Дали - это своеобразный интеллектуальный ребус: «Постоянство памяти», «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепиано», «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг гранаты за секунду до его «пробуждения» и др.
В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар, урожденной Еленой Дьяконовой. У нее было прозвище «Гала» (фр. - «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой.
Литература
Алексеева В.В. Что такое искусство? Цикл альбомов об изобразительном искусстве, искусстве декоративно-прикладном и архитектуре. М.: Сов. художник, 1978.
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. — М.: Просвещение, 1991.
Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. - М., 1935.
Антонович Є.А. Декоративно-прикладне мистецтво. — Львів: Світ, 1992.
Асеев Ю.С. Шедеври світової архітектури. К.: Рад. школа, 1982.
Афанасьева Л.В., Гудзь В.В., Олександров В.М. та ін. З історії українського мистецтва. Навчальний посібник. Мелітополь: Аквілон, 2000.
Беда Г.В. Живопись. — М.: Просвещение, 1986.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.
Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка. — Л.: Искусство, 1975.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. — СПб.: Кольна, 1995.
Валери П. Об искусстве. - М., 1976.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., 1977.
Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. — М.: Сов. художник, 1972.
Вишневская М. Хохлома. — Л.: Искусство, 1969.Вийранд Тийу. Молодежи об искусстве. Таллин, 1990.
Воловик А.Ф. Человечек на стене. М.: Детская литература, 1968.
Всеобщая история искусства в 6-ти томах / Под. Ред. Б.В. Веймарха, Ю.Д. Колпинского и др. М.: Искусство, 1956—1966.
Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. — М.: МГОПУ, НОУ, 1998.
Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка.-Л., 1986.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. 4-е изд., стереотип. М.: Искусство, 1985.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2: Возрождение, страны Западной Европы XVII—XVIII веков; Россия — XVIII век. 3-е издание, доп. М.: Искусство, 1990.
Иконников А.В. Зарубежная архитектура. М.: Стройиздат, 1982.
Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.
Искусство Западной Европы и Византии. Сборник статей /Под ред. Гращенкова В.Н., Либман М.Я. М.: Наука, 1978.
Ефимов А.В. Колористика города. — М.: Стройиздат, 1990.
Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. — М.: АУТО-ПАН, 1993.
Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Кн. для учителя. В 3 ч. / Сост. М. В.Алпатов и др. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1987.
Каретникова И.А. Диего Ривера. М.: Искусство, 1966.
Колейчук В.Ф. Кинетизм: XX век. Новое искусство. — М.: Галарт, 1994.
Левин Беседы с юным художником, М., Сов художник, 1986.
Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983.
Модернизм. Анализ и критика в основных направлениях / Под. ред. В.В.Ванелова, Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 1969.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобр. искусство, 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М.: Сов. Россия, 1989.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Мол. гвардия, 1994.
Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей: Практ. пособие для руководителей школьных кружков / Под ред. В.А.Барадулина, О.В.Танкус. — М.: Просвещение, 1978.
Основы художественного ремесла: Русские худож. лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. — М.: Просвещение, 1979.
Петров-Дубровский А.А. Искатель правды Альбрехт Дюрер. М.: Детская литература, 1961.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л.: Стройиздат, 1984.
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира 1945—1980 гг. М.: Сов. худ., 1989.
Школа изобразительного искусства в 10-ти томах, М.: Искусство, 1964.
Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. 4.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. 2-е издание, исправл. / Главн. ред. М.Д.Аксенова. М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII — XX вв. / Главн. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусства / Ред. Исманова С. М.: Издательский дом Русская энциклопедия, 1996.
Энциклопедия русской живописи / Под. ред. Т.В. Калашниковой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Энциклопедия мировой живописи. Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомова, М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2001.
Ягодовская А.Т. Автор и герой в картинах советских художников. Размышления и наблюдения. М.: Сов. худ., 1987.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.