ИСКУССТВО РОССИИ. II половина XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: пораже­нием закончилась Крымская война 1853-56 г., умер Николай I, Алек­сандр II осуществил долгожданную отмену крепостного права. Ощу­щалась острая потребность в переменах, в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны. Ареной борьбы стали литературные журналы, а умами передовой молодежи владели идеи Чернышевского, Герцена. Ведущим художественным направлением становится реализм.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Архитектура и скульптура этого времени переживали кризис. В этих видах искусства трудно было выразить идеи реализма, особенно критичес­кого реализма, ярко заявившего о себе в литературе, живописи, графике.

В годы капиталистической собственности резко уменьшается го­сударственное градостроительство. Это приводит к отрыву скульпту­ры от архитектуры.

В русской АРХИТЕКТУРЕ, как и в странах Западной Европы, преобладал эклектизм. Однако в это время появляется и НЕОРУССКИЙ стиль, который поддерживали и правительство, и художественная ин­теллигенция. Этот стиль содержал черты древнерусской архитектуры и элементы народного творчества. В нем отразились новейшие идеи вре­мени - историзм и патриотизм.

Лучшими произведениями русских архитекторов стали: Истори­ческий музей (Петербург, арх. В. Шервуд), Верхние торговые ряды (ГУМ в Москве - арх. Н.Померанцев), театр оперы и балета в Одессе (арх. Ф.Фельнер и Г.Гельмер), оперный театр в Киеве (1884-87, арх. В. Шретер).

В СКУЛЬПТУРЕ черты нового нашли свое выражение в измене­нии и расширении тематики: вместо мифологических и аллегорических изображений брались сюжеты, взятые из жизни. Самые выдающиеся произведения - памятник А.С.Пушкину в Москве на Тверской (А.Опе­кушин), «1000-летие России» (М.Микешин), портреты М. Антокольско­го, анималистические скульптуры П.Клодта.

ПЕТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ (1805-1867)- выдающийся скульптор-анималист. В 1855 году изваял памятник И. Крылову, который установлен в Летнем саду в Петербурге. Этот реалистичный портрет, баснописец сидит на скамейке с раскрытой книгой. Внизу - фигуры льва, обезьяны, « Квартет», «Слон и моська», «Лебедь, рак и щука» и т.д. Все правдиво передано в бронзе. (Прежде, чем их лепить, поместил «натурщиков» (волк, лисица, медведь, орел) в свою квартиру, а слона и льва ходил смотреть в зоопарк).

Животных боготворил и знал идеально, особенно лошадей. Окончил артиллерийское училище, служил в конной артиллерии, изучал движение и повадки лошадей. Добровольно в 23 г. выходит в отставку, был принят вольнослушателем в Академию.

Вершина творчества – бронзовая скульптурная группа «УКРОТИТЕЛИ  КОНЕЙ» на Аничковом мосту в Петербурге (4 группы, 1850 г., работал 18 лет). Клодт создал безукоризненную анатомическую фигуру лошади, которая стала пособием и в Академии, и за рубежом. Клодт самостоятельно отливал свои скульптуры.

МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН (1836-1896) - сын крестья­нина, блестяще окончил Академию по классу батальной живописи, но стал скульптором. Победил более 50 человек на конкурсе памятников «Тысячелетие России». Памятник находится в Новгороде, сделан в виде колокола, на бронзовом горельефе - 109 выдающихся деятелей России: Владимир Святославич, Марфа Барецкая, Дмитрий Донской, Иван III, Минин и Пожарский, Гоголь.

Микешин - автор памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. Работал много лет, с трудом собирая средства (всем народом), много вложил и своих денег (1888 г.).

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ОПЕКУШИН (1841-1923) - сын крестьянина- каменотеса.1880 г. - памятник Пушкину в Москве. 1889 -памятник Лермонтову в Пятигорске.

МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ (1843-1902). Отражал передвижнические демократические идеалы. Родился в Вильно в бедной еврейской семье, был вольнослушателем Академии художеств. Создал статую «Иван Грозный» (облик царя-душегуба, но и мученика, покаянного). Совет Академии не хотел признавать его работу, пока Великая княгиня, а затем и сам Александр II не посетили мастерскую скульптора. Дружил с Репиным, Крамским, Стасовым. Очень болел. Работы: « Петр I», «Нестор-летописец».

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВОЛНУХИН (1859-1921). Профессор псковского училища живописи, ваяния и зодчества. Лучшие работы: бюст Третьякову (стоит у входа в Третьяковскую галерею) и памятник первопечатнику Ивану Федорову - 29 сентября 1909 г. (площадь Дзержинского, площадь Свердлова, кинотеатр «Метрополь»).

Живопись

Общая характеристика

II     пол. века - время Базаровых и Рахметовых. На историческую арену выходит новый герой - разночинец-демократ, революционер.

Большое общественное значение имела защита диссертации Н.Г.Чернышевского «Об эстетическом отношении искусства к действительнос­ти» и его вывод: «Прекрасное есть жизнь».

Академия художеств становится тормозом развития русского ис­кусства. Для русского искусства многое сделали два человека, не брав­шие кисти в руки: Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) и Павел Михайлович Третъяков (1832-1898).

СТАСОВА враги называли «громобоем» и «иерихонской трубой». На него писали памфлеты и полицейские доносы, но он ни разу не по­кривил душой, не сошел со своего пути. Сторонник Чернышевского, Белинского и Герцена, он посвятил себя защите и пропаганде школы русского реалистического искусства. М.Горький сказал: «Вот человек, который делал все, что мог, и все, что мог, сделал». Наследие Стасова огромно. Писал критические статьи, исторические обзоры, рецензии о музыке и живописи на протяжении 30 лет (1860-1890 г.).

П.ТРЕТЬЯКОВ (замоскворецкий купец и промышленник) - в 1856 г. приобрел картину Н.Шильдера «Искушение». Она положила начало знаменитой коллекции. Третьяков сразу поставил перед собой цель со­здать национальный музей искусств. Собирал картины художников ХУШ-Х1Х в., но особенно его интересовали современники. В 1892 г. передал коллекцию в дар г. Москве.

«Тринадцать»

В 1863г. 13 выпускников Академии художеств, претенденты на ме­дали, подали Совету Академии коллективное ходатайство с просьбой о дозволении свободного выбора сюжета для конкурсной картины. Им отказали. Тогда студенты отказались от конкурса и просили выдать только дипломы. Они решили жить и работать артельно, в коммуне. Душой артели был Иван Николаевич Крамской. Их было 13, бросив­ших вызов Академии, но на самом деле их было больше. Разночинцы, сыновья крестьян, ремесленников, солдат, чиновников, они стекались в Москву и Петербург с мечтой отдать талант народу. С их картинами, пусть не всегда зрелыми, в русскую живопись ворвалось дыхание НО­ВОЙ ЖИЗНИ. Большинство этих картин - верный сколок жизни, стра­стный и гневный протест, отклик на все происходящее в действитель­ности.

ИВАН КРАМСКОЙ (1837-1887) - инициатор «бунта 13-ти»; душа Петербургской артели художников и товарищества передвижников. Крамской - художник-реалист, портретист, критик и теоретик искусст­ва, пропагандист реализма, для молодежи - высший авторитет, друг, наставник.

Главный жанр - портрет: «Неизвестная», «Лев Толстой», «Хрис­тос в пустыне» («это не Христос... Это есть выражение моих личных мыслей» (Крамской), «А.С.Грибоедов».

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ (1833-1882) - вместе с Крамским возглавил новые направления в русской живописи. В.Стасов ставил Перова ря­дом с Мусоргским, по характеру он близок к творчеству Н.Некрасова и А.Островского. Его работы: «Проводы покойника», «Рыболов», «Охот­ники на привале», «Птицелов», «Ф.Достоевский» (жанр психологичес­кого портрета), «Сельский крестной ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Тройка» (1866), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868). Его картины - протест против общества лжи и насилия, уничтожения человеческой личности.

 Передвижники

Идея выдвинута Г.Мясоедовым и Н.Ге в 1869 г. Осенью 1869 г. группа московских художников: Г.Мясоедов, В.Перов, А.Саврасов, Прянишников выработали проект Устава Товарищества. К ним присо­единились петербуржцы: И.Крамской, Н.Ге, И.Репин, И.Шишкин и др.

I выставка состоялась в Петербурге 28 октября 1871 г. Назвали ее «Товарищество передвижных художественных выставок». Было выставлено 82 картины («Охотники на привале» Перова, «Грачи прилетели» Саврасова, пейзажи Шишкина, портреты Крамского и др.) 8 картин купил Третьяков. «Товарищество» - это были действительно единомыш­ленники, противопоставившие официальной Академии идею и искусство демократического реализма.

«Передвижники» провели 48 выставок с 1871 по 1923 г. Выставлялись в городах: Петербург, Москва, Киев, Харьков, Рига, Нижний Нов­город, Казань, Самара, Одесса, Пенза, Тамбов, Орел, Воронеж, Курск, Таганрог, Екатеринбург и др.

 Жанристы – объединяет этих художников гражданственность, демократизм творчества.

В.МАКСИМОВ - крестьянский сын, сирота, студент Академии, «кремень передвижничества, самый несокрушимый камень его основания» (Репин). Все, что написал он - было им видено и пережито: «Больное дитя», «Семейный раздел», «Заем хлеба», «Больной муж», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Репин говорил: «Картины его - перлы народного творчества».

К.САВИЦКИЙ - «Ремонтные работы на железной дороге», «Встре­ча иконы» - главный герой - НАРОД, но не безликая толпа, а каждый -индивидуально. «Спор на меже», «На войну».

В.Маковский – его героями можно заселить целую губернию. Стасов: «дворники, мещане, дети, чванные и глупые генеральши в отрепь­ях, отставные военные чиновники, батюшки, ловкие фуэтики-адвокаты, невинные глупые барышни и горничные»... Работы Маковского: «На бульваре», «Крах банка», «Не пущу», «Вечеринка», «Свидание».

Н.ЯРОШЕНКО - «Кочегар» - первооткрыватель новой темы, первым изобразил промышленного рабочего. «Заключенный», «Студент», «Курсистка», «Всюду жизнь».

Г.МЯСОВДОВ - «Земство обедает» (1872 г.).

В.ПУКИРЕВ - «Неравный брак» (1862 г.).

 Илья Репин

Родился в 1844 г. в Чугуеве на харьковщине в семье отставного солдата. Первые навыки получил от чугуевских иконописцев. Закон­чил Петербургскую Академию художеств. Жил в Москве и Петербурге. Умер в 1930 г. Работы и их тематика:

 - Мир нужды, бесправия и гнета - «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» (1880-82 г.).

 - Мир борцов за свободу, революционеров: «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров».

· Мир творчества: портреты Л.Толстого, В.Гаршина, М.Мусоргс­кого, Менделеева, хирурга Пирогова, художника Н.Ге, критика В.Ста­сова, М.Глинки.

· Мир старины: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пи­шут письмо турецкому султану», «Царевна Софья Алексеевна в Ново­девичьем монастыре». Написал книгу воспоминаний «Далекое близкое».

«БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ». Замысел картины появился в 1868 г., путешествуя с художником Савицким на пароходе по Неве, Репин уви­дел бурлаков, тянущих баржу. Вначале хотел написать как контраст - барышни и бурлаки, но затем оставил одних бурлаков, и на Волге. Два раза ездил на Волгу. Несколько лет напряженно работал (1870-1873). Подружился с бригадой бурлаков из 11 человек. Как оказалось - все были личностями, со сложными характерами. Впереди - «коренники». Главный - поп-расстрига Канин. Репин подружился с ним, много рисо­вал, влюбился: «большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак. Гиська - моряк (справа). Ларька - молодой. Есть и старики. Картина была показана в Москве, Петербурге, в Вене на Всемирной выставке. Но рек­тор Академии художеств назвал ее «величайшей профанацией искусства»; министр Земной был оскорблен видом «этих горилл, наших лапотников».

 «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» (1878-1891).

Летом 1878 г. в Абрамцево (под Москвой), имении С.Мамонтова, Репин с друзьями слушал переписку турецкого султана с запорожскими казаками. «Салтан, сын салтана турецкого, цесарь турский и греческий, македонский и вавилонский, иерусалимский... Повелеваю вам, чтобы есть добровольно поддались нам со всеми людьми».

Ответ: «Салтан, сын проклятого салтана турского, товарищь сатанин, бездны адовы салтан турской, подножие греческое, повар вави­лонский, бронник (пивовар) иерусалимский, ... свинопас александрийс­кий, пес татарский, ... Не поддадимся мы тебе, но биться с тобою бу­дем». Письмо было очень известно на Украине. Репин едет в Чугуев, задумывает картину «Вечорниці» об украинских крестьянах. Пишет пер­вый вариант «Запорожцев» как жанровую сцену. В 80-х годах - снова едет на Украину, в деревни бывшей Запорожской сечи, чтобы почув­ствовать дух казаков, делает множество зарисовок как крестьян, так и старинной одежды, оружия. Л.Толстой, посмотрев картину, сказал, что это только этюд, здесь должна быть «серьезная, основная мысль, а ее нет». Репин пишет другую картину, едет на Дон, Кубань к потомкам казаков. Долго искал персонажи. Историк З.Яворницкий (писарь), ар­тист Ф.Стравинский (есаул), профессор Московской консерватории А.Рубец (Тарас Бульба), художник Н.Кузнецов (Остап) и др. Репин на­писал более 13 этюдов к картине. Эскизы находятся в Третьяковской галерее, первый вариант - в Харьковском художественном музее, ос­новной - в Санкт-Петербурге в Русском музее.

 Летописцы

Н.ГЕ: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

· Портрет А.Герцена.

· Портрет Л.Толстого.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

Родом из старинного казачьего рода, с Сибири, Суриков говорил: «идеалы исторических личностей дала мне Сибирь». Кисти Сурикова принадлежат портреты, пейзажи, итальянские этюды, акварели, жанровое полотно «Взятие снежного городка» (1891), но главное - исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.» (1899), «Степан Разин» (1906).

 ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

Автор формы буденовцев («буденовка - как шлем древнерусских дружин и шинель наподобие стрелецкого кафтана с «разворотами» на груди», создана за несколько лет до революции). Ученик Крамского, начинал как жанрист, затем оставляет бытовой жанр для сказки: «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Иван-царевич на сером волке»(1889).

«Я не историк-художник. Я только сказочник, былинный, живописный гусляр».

«Бой скифов со славянами» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881-1898) - наиболее капитальное творение. Сюжет: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде -  примечают в поле, нет ли ворога, не обижают ли где кого. Почти 20 лет работал над картиной. Не было долго прообраза Ильи Муромца. И случайно в Москве Васнецов увидел владимирского крестьянина Ивана Петрова с простым и добродушным лицом, излучавшим боль­шую, но разумную, сдержанную силу. Пригласил в мастерскую на несколько сеансов.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

Офицер, сражался в Туркестане, на Балканах под Плевной и Шипкой. Погиб на борту броненосца «Петропавловск» в 1904 г., подорвавшись на мине в Японском море. Всю жизнь страстно ненавидел войну. Военные баталии изображали и до него, но - парадно, красиво, а Верещагин показал весь ужас войны. Его картины выставлялись и в Петербурге, и за рубежом, интерес был огромен. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку. Из всех наград носил только Георгиевский крест. «Нападают врасплох», «Смертельно раненый», «Забытый» - балканская серия о русско-турецкой войне 1877-78 г. «На Шипке все спокойно» (так доносили в Петербург). «Продажа ребенка-невольника». «Узбекская женщина в Ташкенте».

  Пейзажисты

АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. «Грачи прилетели» - эту картину назвали «весной русского пейзажа». «С Саврасова, - скажет его ученик Левитан, - появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Один из родоначальников русского реалистического пейзажа.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ (1817-1900).

Сын купца из Феодосии, будучи еще студентом Петербургской Академии, основной темой своего творчества выбрал морской пейзаж. В 25 лет - европейски известен. В 27 лет - живописец Главного Морского штаба, объездил Европу, Америку, Восток. В 31 год поселился в Феодосии, в доме возле моря, здесь создано большинство его работ. Самые известные среди них - «Девятый вал» (1850), «Черное море» (1801) и др.

ИВАН ШИШКИН (1832-1898).

Учился в Московском училище живописи, Петербургской Акаде­мии художеств, в Германии. Среди других русских пейзажистов его от­мечает точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к мону­ментальным композициям. Настоящую славу ему принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких, увиденных в разных местах, сюжетах. На картине «Рожь» (1878) он намеренно со­единяет рожь и огромные сосны. Картину «Утро в сосновом лесу» (1889) Шишкин создал вместе с художником К. Савицким, который написал медведей и туман над оврагом. Сами художники не считали картину удачной, но она полюбилась многим.

ИВАН КУИНДЖИ (1841-1910).

Грек по происхождению, родился в Мариуполе, не получил профессионального систематического образования, но прославился своими пейзажами: «Вечер на Украине», «Березовая роща», «Днепр утром».

ИСААК ЛЕВИТАН (1860-1900).

Он открыл особую, щемящую прелесть русского пейзажа. Леви­тан говорил, что только в России может быть настоящий пейзажист. Все русские художники рубежа Х1Х-ХХ в. ощутили влияние Левитана. Его картины: «У омута», «Владимирка», «Осенний день. Сокольники», «Март», «Золотая осень».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.