ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классицизм как художественное направление

XVII век – время формирования единого французскою государ­ства, французской нации. Во II половине столетия Франция – самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это вре­мя сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования нового направления в искусстве – классициз­ма, родиной его считается Франция.

В литературе становление классицизма (от лат. «образ­цовый») связано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия лите­ратуры, и классицизм становится официальным направлением, господ­ствующим литературным течением, признанным при дворе.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма стал рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрас­ное и возвышенное, и эстетическим идеалом служила античность.

Никола Пуссен

Создателем классицистического направления в живописи Фран­ции XVII в. стал Никола Пуссен (1594-1665). Живопись изучал в Ита­лии, где провел большую часть жизни. Римская античность, живопись болонцев – вот истоки творчества Пуссена. Однако заметно и влияние Караваджо. Темы работ - мифология, история, Библия. Герои Пуссена - люди сильных характеров, величественных поступков, высокого чув­ства долга перед обществом и государством. Мера и порядок, компози­ционная уравновешенность - основа живописи классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика («линеарно-пластическое начало») прекрасно передают строгость и величавость идей и ха­рактеров. Колорит построен на сочетании сильных глубоких тонов.

«Танкред и Эрминия» - это программное произведение классицизма. (Рыцарь Танкред ранен на поле битвы, а возлюбленная Эрминия мечом обрезает волосы, чтобы перевязать раны героя).

Возвышенное, эпически монументальное произведение показыва­ет любовь главных героев (они принадлежат к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных кон­фликтов. В картине все поэтически возвышенно, во всем царит мера и порядок.

Единство человека и природы характерно для картин «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Венера и сатиры». Чувственность у Пуссе­на всегда целомудренна, стихийное начало подчинено силе разума. Пуссен является создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж - это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойная быть изображением в искусстве («Пейзаж с Полифе­мом»).

Тема смерти, бренности всего земного раскрывается в «Аркадс­ких пастухах» («И я был в Аркадии»). Мудрое принятие смерти родит классицизм с античным мировоззрением.

В последние годы жизни Пуссен пишет замечательный цикл «Вре­мена года», имеющий символическое значение.

Клод Лоррен

Клод Лоррен (1600-1682) - один из основоположников пейзажного жанра в мировой живописи. Также жил в Италии. Пейзажи Лоррена включают в себя мотивы моря, античных руин, деревьев и среди всего этого - маленькие фигурки людей. Воздух и свет - сильнейшие стороны дарования Лоррена. Замечательны у Лоррена 4 полотна, изображаю­щие 4 времени суток: утро, полдень, вечер, ночь («Утро в гавани», «Ве­чер в гавани»).

II половина XVII столетия. Формирование национальной французской художественной школы произошло в I половине XVII в. благодаря прежде всего творчеству Пуссена и Лоррена. Но оба художника жили в Италии, вдали от главного заказчика искусства - двора. В Париже процветало иное искусство - официальное,
парадное, декоративное, праздничное (Симон Вуэ - «Первый живописец короля»).

Это время длительного правления Людовика XIV, «короля солн­ца», вершина французского абсолютизма. Искусство находится под полным контролем со стороны королевской власти. Созданная в 1648 г. Академия живописи и скульптуры и в 1671 г. Академия архитектуры находятся в официальном ведении первого министра короля. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм, который проникает и в культовую архитектуру (Собор Инвалидов в Париже, Ардуэна Мансара). Архитектор Клод Перро, победивший в конкурсе про­ектов главного, восточного фасада Лувра, в этом здании воплотил ос­новные черты архитектуры классицизма - строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Больше всего архитекторов за­нимала проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Эта пробле­ма была блестяще решена в главной постройке II пол. XVII в. - Версальском дворце и парке (архитекторы Лево и Мансар). В 18 километ­рах от Парижа возник сказочный дворец (0,5 км в длину) и гигантский парк, в котором все выверено, расчерчено на аллеи, определены места для фонтанов и скульптур. Декоративные работы в Версале возглавил директор Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры го­беленов Шарль Лебрен. Он обладал большим декоративным даром и исполнял и картоны для шпалер, и рисунки для мебели, и алтарные об­раза. Именно Лебрену французское искусство обязано созданием декоративного единого стиля от монументальной живописи и картин до ковров и мебели.


ИСКУССТВО РУСИ XVII века

Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.