Главная черта русско го искусства XVII века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XVII век для России означал конец русского средневековья. Расширяются связи с Западной Европой, Украиной, Белоруссией, Югосла­вией. Главная черта культуры и искусства XVII в. - «ОБМИРЩЕНИЕ», высвобождение его от церковного начала.

Зодчество

Новые вкусы ярко проявились в зодчестве. На смену монументаль­ным храмам прошлого приходили небольшие посадские церкви, живые, нарядные, поражающие игрой красок и объемов. Шатровые колоколь­ни украшаются резьбой. Резной, белый камень применяется для отделки зданий, а стены красятся в красный цвет. Стремление к «узорочью» встретило суровое сопротивление со стороны церкви. Патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей и требовал следовать ста­рым византийским образцам крестово-купольного храма. Этот запрет был легко обойден - в виде шатров стали строить колокольни.

«Дивной» была названа построенная в 1628 г. в Угличе Успенская церковь с 3-мя высокими стройными шатрами.

В Москве в 1642 г. построен храм Рождества Богородицы в Путни­ках (около площади Пушкина), в 1653 г. - церковь Троицы в Никитни­ках - по заказу ярославского купца Никитникова.

В Ярославле в 1650 г. купцы построили 5-главый храм Ильи Про­рока.

В XVII в. башни Московского Кремля были увенчаны нарядными шатрами, Кремль приобрел современный нарядный и величественный вид.

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII века

Развитие европейского искусства XVIII века сложно и неравномер­но. Изменилась прежде всего расстановка сил в художественной жизни Европы. Италия утрачивает передовые позиции и превращается в свое­образный музей великих памятников прошлого. В I половине века здесь наступает новый расцвет искусства барокко, как и в странах, находя­щихся под ее влиянием (Германия, Центральная Европа).

Во Франции, которая становится ведущей культурной державой Европы, в начале века появляется новый стиль - рококо (от фр. rосаill -«раковина»). Название стиля раскрывает его самую характерную черту - пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминавшим завиток раковины. Он просуществовал недолго - до 40-х годов, но его влияние ощущалось до конца столетия.

С середины XVIII в. европейское искусство вновь обращается к античности, что объясняется несколькими причинами. Первая - дости­жения археологии (раскопки Помпей), но более важная - распростране­ние идей Просвещения (Просвещение - идейное течение XVIII в., идеа­лом которого служила античная культура и история). Сложившийся новый стиль получил название - неоклассицизм.

В XVIII в. резко уменьшилась зависимость художников от част­ных заказчиков. Большую роль стало играть общественное мнение, по­явилась критика. Первые критики - выдающиеся философы Просвеще­ния Дени Дидро, Жан Жак Руссо писали о живописи, музыке, театре. Во Франции ежегодно с 1667 г. стали проходить публичные выставки - Салоны, которые организовывала парижская королевская академия живописи при поддержке двора. Успех в Салоне означал настоящее при­знание. Париж превращается в общеевропейский художественный центр.

ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО

 Архитектура

В архитектуре Франции XVIII в. господствует два стиля: рококо (1пол. века) и неоклассицизм (П-я).

Рококо, по сравнению с барокко, искусство более камерное, ин­тимное. Это искусство миниатюры и главное выражение оно нашло в прикладном искусстве - в мебели, посуде, в архитектуре - прежде всего в интерьере, где главным теперь было не пышное и величавое, а прият­ное и удобное. Большинство построек рококо - это частные дома фран­цузской аристократии. Внешне эти дворцы, особняки строились по за­конам классицизма. Но внутри были обильно украшены живописью, позолотой, лепкой, хрусталем, мелкой пластикой, декоративными тка­нями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто установленными друг про­тив друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение. Формы - дробные, ажурные, линии - изогнуты. Все искусст­во рококо построено на асимметрии.

Отель Субиз в Париже, построенный для принца де Субиза, осо­бенно интересен овальным салоном (арх. Ж.Боффран), где нет ни од­ной прямой линии. Ансамбль трех площадей в г. Нанси (арх. Эре де Корни) - один из красивейших городских ансамблей Франции.

Архитектура неоклассицизма во Франции ярко представлена твор­чеством выдающегося архитектора Жака Анж Габриеля (1698-1782). Самые главные его работы: роскошное помещение Оперы в Версале, Малый Трианон в Версале - шедевр архитектуры XVIII ст., площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия).

Архитектурным центром неоклассицизма был Париж. Здесь Жак Блондель возводит церковь Святой Женевьевы, Шарль де Вайн создает театр Одеон (театр французской комедии).

Некоторые архитекторы этого века прославились своими неосу­ществленными проектами. Их называли «бумажными архитекторами», представителями «говорящей архитектуры». Это Этьен Булле с его про­ектом «Кенотаф Ньютону» (пустая, ложная могила) в виде яблока, сфе­ры, или Клод Леду, спроектировавший идеальный город будущего.

Скульптура

Почти все французские скульпторы работали в разных жанрах одновременно: и в портретном, и в историко-мифологическом, а также легко переходили от изящных статуэток в стиле рококо к монументаль­ным неоклассическим композициям.

ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ (1716-1791) виртуозно владел техникой вая­ния, был блестящим эрудитом, руководил фарфоровой мануфактурой в Севре. Его маленькие композиции в стиле рококо на античные сюже­ты - «Аполлон и Дафна», «Пигмалион и Галатея» словно обработаны ювелиром. Но вершина его творчества - «Медный всадник» - памятник Петру I в Санкт-Петербурге.

Скульптор ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741-1828) прославился как автор портретов знаменитых людей: Дидро, Руссо, Глюка, Вольтера.

Живопись

Стиль рококо представлен во французской живописи творчеством А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонара.

Главным для ЖАН АНТУАН ВАТТО (1684-1721) был мир челове­ческих чувств, мир, не известный ранее французской живописи. Он вы­ступает певцом «галантных празднеств». Театральность характерна для всего искусства XVIII в. Театром была вся жизнь, которую пишет Ватто. В домах знати разыгрывались спектакли, длившиеся неделями. Уча­стники переодевались античными персонажами, пастухами и пастуш­ками. Непременным атрибутом этих празднеств был изощренный лю­бовный флирт. Тонкая система ухаживания, намеков никогда не пере­ходила в сильную страсть. Теме «галантных празднеств» посвящены полотна «Общество в парке», «Затруднительное предложение», «Праз­дник любви». Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарова­ния - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете, так и в изображении Ватто даны все оттенки любовного чувства.

Вся утонченная культура рококо в полной мере выразилась в твор­честве ФРАНСУА БУШЕ (1703-1770). «Первый художник короля», ди­ректор Академии, он был истинным сыном своего века, умевшим де­лать все: панно для отелей, картины для богатых домов, картоны для гобеленов, театральные декорации, эскизы костюмов, рисунки обоев, карет, вееров и т.д... Станковые картины похожи на панно, панно - на самостоятельные произведения. И любой сюжет - античный, религиозный, жанровый, мифологический - разыгран как современная пасто­раль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, вез­де царствует бело-розовая богиня Флора (Ио, Калисто, Европа), а по сути - переодетая аристократка- парижанка: «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» и т.д.

Главными достоинствами живописи ЖАНА ОНОРЕ ФРАГО НАРА (1732-1806), блестящего мастера-импровизатора, ученика Рембран­дта, были свет и воздух. Он работал в жанре галантно-любовной лири­ки («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»), порт­рет (Дени Дидро), иллюстрировал книги («Дон Кихот»), ...

В творчестве художника ЖАНА БАТИСТА ШАРДЕНА (1699-1779) главными стали жанр натюрморта и бытовой. Он начал писать с натуры, что не было характерно для художников XVIII века. Главные его герои - это люди третьего сословия - горничные, кухарки, гувернан­тки, их дети. Они скромны, всегда заняты трудом: «Вернувшаяся с рын­ка», «Молитва перед обедом». В натюрморте Шарден находит свою тему: он пишет вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, миски, хо­лодильники («Медный котел», «Трубки и кувшин»). В противовес ари­стократическим, галантным праздникам Шарден, выражая вкусы бур­жуазии, изображает размеренность, уют, порядок буржуазного быта. Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают картины Шардена маленькими шедеврами.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.