XVII век для России означал конец русского средневековья. Расширяются связи с Западной Европой, Украиной, Белоруссией, Югославией. Главная черта культуры и искусства XVII в. - «ОБМИРЩЕНИЕ», высвобождение его от церковного начала.
Зодчество
Новые вкусы ярко проявились в зодчестве. На смену монументальным храмам прошлого приходили небольшие посадские церкви, живые, нарядные, поражающие игрой красок и объемов. Шатровые колокольни украшаются резьбой. Резной, белый камень применяется для отделки зданий, а стены красятся в красный цвет. Стремление к «узорочью» встретило суровое сопротивление со стороны церкви. Патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей и требовал следовать старым византийским образцам крестово-купольного храма. Этот запрет был легко обойден - в виде шатров стали строить колокольни.
«Дивной» была названа построенная в 1628 г. в Угличе Успенская церковь с 3-мя высокими стройными шатрами.
В Москве в 1642 г. построен храм Рождества Богородицы в Путниках (около площади Пушкина), в 1653 г. - церковь Троицы в Никитниках - по заказу ярославского купца Никитникова.
В Ярославле в 1650 г. купцы построили 5-главый храм Ильи Пророка.
В XVII в. башни Московского Кремля были увенчаны нарядными шатрами, Кремль приобрел современный нарядный и величественный вид.
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII века
Развитие европейского искусства XVIII века сложно и неравномерно. Изменилась прежде всего расстановка сил в художественной жизни Европы. Италия утрачивает передовые позиции и превращается в своеобразный музей великих памятников прошлого. В I половине века здесь наступает новый расцвет искусства барокко, как и в странах, находящихся под ее влиянием (Германия, Центральная Европа).
Во Франции, которая становится ведущей культурной державой Европы, в начале века появляется новый стиль - рококо (от фр. rосаill -«раковина»). Название стиля раскрывает его самую характерную черту - пристрастие к сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминавшим завиток раковины. Он просуществовал недолго - до 40-х годов, но его влияние ощущалось до конца столетия.
С середины XVIII в. европейское искусство вновь обращается к античности, что объясняется несколькими причинами. Первая - достижения археологии (раскопки Помпей), но более важная - распространение идей Просвещения (Просвещение - идейное течение XVIII в., идеалом которого служила античная культура и история). Сложившийся новый стиль получил название - неоклассицизм.
В XVIII в. резко уменьшилась зависимость художников от частных заказчиков. Большую роль стало играть общественное мнение, появилась критика. Первые критики - выдающиеся философы Просвещения Дени Дидро, Жан Жак Руссо писали о живописи, музыке, театре. Во Франции ежегодно с 1667 г. стали проходить публичные выставки - Салоны, которые организовывала парижская королевская академия живописи при поддержке двора. Успех в Салоне означал настоящее признание. Париж превращается в общеевропейский художественный центр.
ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО
Архитектура
В архитектуре Франции XVIII в. господствует два стиля: рококо (1пол. века) и неоклассицизм (П-я).
Рококо, по сравнению с барокко, искусство более камерное, интимное. Это искусство миниатюры и главное выражение оно нашло в прикладном искусстве - в мебели, посуде, в архитектуре - прежде всего в интерьере, где главным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Большинство построек рококо - это частные дома французской аристократии. Внешне эти дворцы, особняки строились по законам классицизма. Но внутри были обильно украшены живописью, позолотой, лепкой, хрусталем, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто установленными друг против друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение. Формы - дробные, ажурные, линии - изогнуты. Все искусство рококо построено на асимметрии.
Отель Субиз в Париже, построенный для принца де Субиза, особенно интересен овальным салоном (арх. Ж.Боффран), где нет ни одной прямой линии. Ансамбль трех площадей в г. Нанси (арх. Эре де Корни) - один из красивейших городских ансамблей Франции.
Архитектура неоклассицизма во Франции ярко представлена творчеством выдающегося архитектора Жака Анж Габриеля (1698-1782). Самые главные его работы: роскошное помещение Оперы в Версале, Малый Трианон в Версале - шедевр архитектуры XVIII ст., площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия).
Архитектурным центром неоклассицизма был Париж. Здесь Жак Блондель возводит церковь Святой Женевьевы, Шарль де Вайн создает театр Одеон (театр французской комедии).
Некоторые архитекторы этого века прославились своими неосуществленными проектами. Их называли «бумажными архитекторами», представителями «говорящей архитектуры». Это Этьен Булле с его проектом «Кенотаф Ньютону» (пустая, ложная могила) в виде яблока, сферы, или Клод Леду, спроектировавший идеальный город будущего.
Скульптура
Почти все французские скульпторы работали в разных жанрах одновременно: и в портретном, и в историко-мифологическом, а также легко переходили от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассическим композициям.
ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ (1716-1791) виртуозно владел техникой ваяния, был блестящим эрудитом, руководил фарфоровой мануфактурой в Севре. Его маленькие композиции в стиле рококо на античные сюжеты - «Аполлон и Дафна», «Пигмалион и Галатея» словно обработаны ювелиром. Но вершина его творчества - «Медный всадник» - памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
Скульптор ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741-1828) прославился как автор портретов знаменитых людей: Дидро, Руссо, Глюка, Вольтера.
Живопись
Стиль рококо представлен во французской живописи творчеством А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонара.
Главным для ЖАН АНТУАН ВАТТО (1684-1721) был мир человеческих чувств, мир, не известный ранее французской живописи. Он выступает певцом «галантных празднеств». Театральность характерна для всего искусства XVIII в. Театром была вся жизнь, которую пишет Ватто. В домах знати разыгрывались спектакли, длившиеся неделями. Участники переодевались античными персонажами, пастухами и пастушками. Непременным атрибутом этих празднеств был изощренный любовный флирт. Тонкая система ухаживания, намеков никогда не переходила в сильную страсть. Теме «галантных празднеств» посвящены полотна «Общество в парке», «Затруднительное предложение», «Праздник любви». Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете, так и в изображении Ватто даны все оттенки любовного чувства.
Вся утонченная культура рококо в полной мере выразилась в творчестве ФРАНСУА БУШЕ (1703-1770). «Первый художник короля», директор Академии, он был истинным сыном своего века, умевшим делать все: панно для отелей, картины для богатых домов, картоны для гобеленов, театральные декорации, эскизы костюмов, рисунки обоев, карет, вееров и т.д... Станковые картины похожи на панно, панно - на самостоятельные произведения. И любой сюжет - античный, религиозный, жанровый, мифологический - разыгран как современная пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, везде царствует бело-розовая богиня Флора (Ио, Калисто, Европа), а по сути - переодетая аристократка- парижанка: «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» и т.д.
Главными достоинствами живописи ЖАНА ОНОРЕ ФРАГО НАРА (1732-1806), блестящего мастера-импровизатора, ученика Рембрандта, были свет и воздух. Он работал в жанре галантно-любовной лирики («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»), портрет (Дени Дидро), иллюстрировал книги («Дон Кихот»), ...
В творчестве художника ЖАНА БАТИСТА ШАРДЕНА (1699-1779) главными стали жанр натюрморта и бытовой. Он начал писать с натуры, что не было характерно для художников XVIII века. Главные его герои - это люди третьего сословия - горничные, кухарки, гувернантки, их дети. Они скромны, всегда заняты трудом: «Вернувшаяся с рынка», «Молитва перед обедом». В натюрморте Шарден находит свою тему: он пишет вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, миски, холодильники («Медный котел», «Трубки и кувшин»). В противовес аристократическим, галантным праздникам Шарден, выражая вкусы буржуазии, изображает размеренность, уют, порядок буржуазного быта. Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают картины Шардена маленькими шедеврами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 319.