ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализм как главное художественное течение II половины XIX в.

Ведущим творческим потенциалом искусства II пол. XIX в. стал РЕАЛИЗМ (от лат. - «вещественный», «действительный»). «Реализм предполагает... правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». (Ф.Энгельс).

Реалисты заговорили четким и ясным языком, который пришел на смену «музыкальному», но зыбкому и смутному языку романтиков.

Революция 1848 г. выдвинула на арену общественной жизни про­летариат и имела прямое воздействие на искусство. Искусство стало шире использоваться как средство агитации и пропаганды, отсюда - развитие ГРАФИКИ, станковой и иллюстративно-журнальной. Художни­ки активно включаются в бурную общественную жизнь.

 Главным героем искусства становится трудовой человек. Быт, жизнь, труд этого героя станут новой темой в искусстве. Это все приведет к КРИТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ.

Во французской живописи реализм заявил о себе в пейзаже и начи­нается он с представителей барбизонской школы.

Барбизонская школа

Художники получили название от деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Это была группа молодых живописцев: Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Депре, Константин Тройон, Шарль-Франсуа Добаньи, - которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Карти­ны они завершали в мастерской. Всех их объединяло желание внима­тельно изучать природу и правдиво ее изображать, но каждый из них был индивидуален как художник.

Камилл Коро (1796-1864)

Коро – один из самых тонких мастеров французского пейзажа. Он создал более 2.000 произведений, главная тема которых - природа. На его полотнах изображены разные уголки Франции - дороги, леса, реки, деревушки, города. Главное - во всех картинах чувствуется лич­ное отношение автора («Воз сена», «Гомер и пастухи», «Шартский собор»).

Гюстав Курбе (1819-1877)

Критический реализм активно утверждает себя в жанровой живо­писи, ярким представителем которой был фр. художник Г.Курбе. О нем писали, что ни один художник не вызвал такой ненависти мещан к себе, но и ни один не оказал такого влияния на живопись XIX века.

Родился Курбе в зажиточной крестьянской семье местечка Орнан и жители этого городка и окрестных деревень и стали героями его кар­тин: «После обеда в Орнане», «Похороны в Орнане», «Каменотес», «Ав­топортрет с черной собакой». Самая знаменитая его картина - «Похо­роны в Орнане», где он изобразил похороны своего деда. В огромной по размеру картине (21 кв. м) Курбе изобразил в натуральную величину 47 фигур. В картине увидели клевету на французское провинциальное общество, «прославление безобразного» и он стал отвергаться Сало­ном.

В 1855 г., когда Курбе не был принят на Международную выставку, он открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им «Павильоном реализма» и предпослал ей каталог, где изложил свои принципы реализма: «быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи…, быть не только живописцем, но и человеком, создавать живое искусство - вот моя цель».

Главным средством выражения Курбе был цвет. Его гамма очень строга, построена на богатстве полутонов.

Оноре Домье (1808-1879)

О.Домье - выдающийся французский мастер ЛИТОГРАФИИ. (Ли­тография - вид графики, изобретена в Германии в конце XVIII в., от греч. «литос» - камень, «графо» - пишу, рисую). Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с камня на бумагу. В своих произве­дениях Домье обличал ханжество, алчность, духовную пустоту прави­тельства («Законодательное чрево»). Его постоянным «героем» был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминавший огромную гру­шу. Домье работал карикатуристом в журнале «Карикатюр» и газете «Шаривари».

ИМПРЕССИОНИЗМ

 История возникновения

ИМПРЕССИОНИЗМ – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Собственно история импрессионизма всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886г.

Знакомство будущих импрессионистов (К.Моне, К.Писсаро, П.Ренуара, Э.Дега и их старшего наставника Э.Мане) состоялось в конце 60-х, начале 70-х годов во время занятий в частных художественных мастерских и посещении кафе Гербуа на улице Батиньоль, 11. Вот почему их называли батильонской школой, хотя собственно школой они не были, у них не было единой программы. Объединяло этих художников несогласие с официальным искусством, желание найти новые формы. Современники называли этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения.

В 1863г. художники устроили свой «Салон отверженных», на ко­тором был представлен скандальный «Завтрак на траве» Э.Мане.

В 1874 г, на выставке художников картина Клода Моне «Впечатление: Восход солнца» дала повод назвать группу молодых художников, участвовавших в выставке, импрессионистами (впечатление). Первая выставка, как и последующие, завершилась провалом. Они должны были иметь большое мужество, чтобы заниматься живописью без надежды на успех, без средств к существованию. Лишь последняя, 8-я, выставка принесла ус­пех, дружба художников кончилась. Ренуар и Мане стали выставляться в салонах, Писсаро примкнул к неоимпрессионистам. Мане умер в 1883 г. К 1887 г. импрессионисты завершили свое формирование как группа.

 

Некоторые из них умерли, так и не дожив до признания, как Мане. Через год после смерти Сислея, умершего в нищете, его работы продавались по баснословным ценам. Мировая известность выпала на долю Моне. Он прошел все этапы: нищету, непризнание, едкость насмешек, славу и устарелость своих идей.

  Импрессионизм как художественный метод

Импрессионисты вывели живопись на пленэр, на природу. Решая задачу передачи света и воздуха, они пришли к совершенно новому методу. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, чуть нанося их отдельными мазками. Нужный цвет достигался оптическим смешением красок во время созерцания (эти картины нужно смотреть издалека). Предшественники импрессионистов воспроизводили предметы, тела, объемы как нечто устойчивое, постоянное. Импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, едва уловимые
краски, которым язык не находил объяснения, но кисть может запечатлеть.
 Они довели до высокого совершенства ИСКУССТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ МИМОЛЕТНОГО.

  Эдуард Мане (1832 - 1883).

     Сын богатых родителей, получил образование в мастерской Кутюра, учителя-академиста, но подлинными его учителями стали полотна старых мастеров. Мане постоянно испытывал жажду новизны и его ранние работы - «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публи­ку. Перед его картинами устраивались настоящие скандалы, посетите­ли выставки бросали гнилые апельсины, хотели зонтами проткнуть его холсты. Его живописное восприятие мира было таким непосредствен­ным, что казалось дерзким ниспровержением художественных автори­тетов и буржуазных устоев.

Город стал постоянным мотивом произведений Мане: «Завтрак в мастерской», «Балкон», «В лодке», «Партия в крокет», «Розы в хрус­тальном бокале». Наиболее совершенная импрессионистская вещь Мане - «Бар в Фоли - Бержер». Цвет стал у Мане одним из главных средств выражения. Его работы так залиты светом, что их сравнивали с пере­держанными фотографиями.В творчестве Мане соединены достижения как старых мастеров, так и нового стиля - импрессионизма.

 

      Клод Моне (1840-1926)

Автор картины «Впечатление», давший название новому направ­лению, был самым последовательным из импрессионистов.

В природе его привлекало СОЛНЦЕ, трепет его лучей, прони­зывающих воздух, многообразие ОТТЕНКОВ, которые лучи солнца придают небу, облакам, деревьям, цветам.

Свои лучшие произведения он создал в 70-е годы в местечке Аржентейль, недалеко от Парижа, где он писал этюды, легко и как бы не­брежно бросал на холст мазки, но с безупречной точностью передавал лимонно-желтые рассветы, оранжевые закаты, зелено-голубую поверх­ность реки. В Париже он заметил красоту бульваров с их мелькающей толпой, фиакрами (экипажами). В Лондоне он «открыл» синеву тума­нов, окутывающих Весминстерское аббатство и Темзу. Он упорно при­ходил на одно и то же место с этюдником, изучал оттенки освещения в различное время на стогах сена или на стенах Руанского собора - ут­ром, днем, вечером:

«Стог сена в Живерни» (1866)

«Скалы в Бель Инь» (1866)

«Поле маков» (1886-87) - одна из лучших картин

«Луга в Живерни» (1888)

«Уголок сада в Монжероне» (1876-77)

«Мост Ватерлоо» (1903) - эффект тумана

«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873)

«Руанский собор вечером (утром, днем)» (1894)

«Завтрак на траве» (1866)

«Белые кувшинки» (1899) - одна из последних картин.

«Моне - это только глаз, но какой глаз!» - сказал Сезан.



Огюст Ренуар (1841-1919)

Самым крупным художником-импрессионистом и выдающимся ху­дожником XIX века был Огюст Ренуар. Долгое время не был известен, потом его портреты завоевали популярность. Последние 30 лет Ренуар провел на юге Франции, целиком отдаваясь живописи «для своего удов­летворения». Страдая ревматизмом, он рисовал, будучи прикованным к креслу, кистью, привязанной к скрюченным пальцам. Ренуар занимал особое место среди импрессионистов: для него пейзаж был не главным жанром. Любимые темы: женщины (портреты и «ню» - обнаженная натура), дети, цветы - источник вдохновения.

Женщины: любимый тип - с пухлыми губами, вздернутым носиком, непокорной челкой, неизменной улыбкой. Всегда праздничны. Писал маслом прозрачно, как акварелью. Его живопись маслом похожа на пастель. Свои портреты понимал не как исповедание, разоблачение или прославление: он хотел удовлетворить потребность людей в праздничном и радостном и сообщал своим портретам нарядный облик. Любимые тона: розовый, красноватые оттенки тела.

Картины: «Бал в Буживале», «Девушка с веером», «Портрет мадмуазель С. (Портрет актрисы Жанны Самари)».

Эдгар Дега (1834-1917)

Дега не был последовательным импрессионистом. Выходец из с старинной банкирской семьи, он получил академическое художественное образование и даже занимался исторической живописью в раннем творчестве.

Но в 60-е годы сближается с Мане и делит с батильонцами все невзгоды и непризнание публики. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограничена: будни театра (балет), ипподром (скачки лошадей), женщины за туалетом и сцены труда - прачек, модисток, гладильщиц. («Урок танцев», «Голубые танцовщицы», «Гладильщицы», «Прачки», «Проездка скаковых лошадей», «Туалет»).

Дега никогда не обращался к пейзажу, что отличает его от многих импрессионистов. В свои произведения Дега вносит иронию, сарказм, грустное настроение: будни балета скучны, танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки изнурены трудом.

Дега работал не только в технике масляной живописи, но и в технике пастели, особенно в последние годы.

 Камилл Писсарро (1830-1903) и Альфред Сислей (1839-1899) Исключительно в жанре пейзажа работает К.Писсарро. Париж и его окрестности под его кистью предстают то в лиловых сумерках, то в тумане серого утра, то в синеве зимнего дня «Бульвар Монмартр», «Дорога под деревьями».

Еще более тонки и лиричны пейзажи в творчестве А.Сислея: «Маленькая площадь в Аржантейе».

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ

НЕОимпрессионизм, или дивизионизм (от фр. – разделение), или пуантилизм (от фр. - точка) - течение, связанное с импрессионизмом и развивающее его. Его представители, художники ЖОРЖ СЕРА (1859-1891) и ПОЛЬ СИНЬЯК (1863-1935) пытались создать научную теорию цвета, применить в искусстве научные открытия в области оптики. Суть этого метода заключалась в способности глаза синтезировать нужный цвет, значит, художник не должен смешивать этот цвет на палитре. Пуантилизм - это техника неоимпрессионистов, когда чистые цвета наносятся маленькими мазками, похожими на точки.

ЖОРЖ СЕРА: «Купание в Аньере», «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт», «Цирк». Он умирает в 31 год, так и не дождав­шись признания. Самым его рьяным приверженцем стал СИНЬЯК, ко­торый оставался верен принципам нового направления и пропаганди­ровал его всю жизнь. Ему принадлежат работы: «Сосна», «Гавань в Марселе».

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Художники, которые в истории искусства называются ПОСТинмпрессионистами (от лат.post - после), не были объединены ни общим мето­дом, ни общей программой. Они начали работать в пору заката имп­рессионизма, и все были яркими личностями.

В отличие от импрессионистов, они стремились на своих полот­нах изобразить не мгновения, а вечность, а также отрицали буржуаз­ный образ жизни, искали успокоение в природе.

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906) - самый старший из них, выставлял­ся вместе с импрессионистами. Ему перевалило за 50, когда на него об­ратили внимание. Он утверждал: «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо научиться писать в этих простых фигурах». В его натюрмортах посуда приближалась к простым геометрическим фи­гурам. Человека Сезанн также рассматривал как любой другой пред­мет, интересуясь лишь передачей форм, а не содержания. При этом внут­ренний мир человека, его характер, настроение отступали на второй план. Модели жаловались, что Сезанн обращался с ними, как с плода ми из натюрмортов. Его картины не несут сложного содержания: это портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты («Берега Морны», «На­тюрморт с корзиной фруктов», «Игроки в карты», «Курильщик» и др.).

Творчество «великого голландца» ВИНСЕНТА ВАН ГОГА (1853-1890) воплотило душевную смятенность современного человека. Выходец из семьи голландского пастора, он изучал теологию в Амстер­даме, был проповедником на угольных шахтах Бельгии и параллельно занимался живописью. Только после 30 лет целиком посвятил себя жи­вописи, переехав в Париж, затем в Арль. Ван Гог начинает лихорадоч­но работать, будто чувствуя, что ему отпущено мало времени. Но буду­чи человеком душевно больным, он обостренно воспринимает все жиз­ненные конфликты и кончает жизнь самоубийством.

Последние 5 лет жизни Ван Гога - это годы напряженнейшего тру­да, когда он создает произведения, оставившие неизгладимый след к мировой живописи: «Красные виноградники в Арле», «Прогулка зак­люченных», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнечники», «Хлеба и кипарисы», «Сеятель» и др.

В жизни он был человеком неуравновешенным, в общении с людь­ми подозрителен, по внешности - отталкивающе невзрачен, но он обла­дал страстной душой и болел за всех страдальцев. Он был очень скром­ного мнения о себе, всегда чувствовал себя маленьким, приниженным человеком.

Ван Гог писал все, что его окружало: улицу города, кабаки, окрес­тные поля, маленькие домики с черепичными кровлями, свою комнату, простой соломенный стул или грубые стоптанные башмаки. Он писал друзей и соседей, попав в психиатрическую больницу - ее обитателей, садик доктора. И портреты, и пейзажи Ван Гога производили впечатление болезненной напряженности и беспокойства.

При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось намного позднее. (Экспрессионисты называли его своим предтечей). Нет ни одного большого художника современности, который бы не испытал влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца.

 Жизнь ПОЛЯ ГОГЕНА (1848-1903) была так же неспокойна, как и его друга Ван Гога. Будучи по матери креолом, детство он провел в Перу среди китайцев и негров, но получил воспитание во Франции. Долгое время занимался живописью как любитель-коллекционер и лишь после 30 лет, оставив службу в банке, стал заниматься живописью систематически. Однако современное искусство, цивилизация перестали удовлетворять художника, и он уезжает в экзотические страны, на остров Таити (1891 г.), где нашел вторую родину, пленился примитивной жизнью таитянских племен, сохранивших, по его мнению, безмятежный покой, первозданную чистоту и цельность, присущие детству человечества. Он делает туземцев идеалом человеческой красоты, и они становятся главными героями его картин: «Таитянки», «Женщина, держащая плод». Проведя 3 года на Таити, Гоген приехал в Париж. Но не найдя ни у кого понимания, он снова вернулся на Таити и создал там свои лучшие произведения: «Женщина под деревом манго», «Жена короля». Большая композиция «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1897) представляет собой царство первозданного единства природы, человека и божества.

Свои впечатления от жизни на островах он передал в поэтичном дневнике «Ноа-Ноа» (благоуханная земля).

Мир рисуется Гогену как восточный многоцветный ковер с паху­чими ядовитыми цветами. В его пейзажах с огромными пестрыми деревьями, птицами, животными, страшными идолами есть влекущая, но жесткая красота, человек себя чувствует потерянным. Его пейзажи пробуждают то сладкую негу, то безотчетный страх. По его словам, он хотел передать «согласие жизни человеческой с жизнью животной и растительной».

Импрессионисты придавали зелени оранжевый оттенок, - такой она казалась при вечернем освещении. У Гогена преходящие красочные оттенки превращаются в постоянные: у него можно увидеть оранжевую собаку, розовый песок, зеленых коней.

В действительности жизнь художника в этом раю не была столь безмятежной. Он жил там в непрерывной нужде, часто болел, тратил силы в борьбе с колониальными властями, пытаясь защитить туземцев. Они же его не понимали и считали чужаком и чудаком.

Гогена в истории искусства обычно связывают с направлением символизма н примитивизма (течения конца Х1Х-начала XX в.). Стре­мясь приблизиться к художественным традициям туземского искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Он пользуется пре­дельно упрощенным рисунком, формы предметов - нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный характер.

... Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал инте­рес к искусству неевропейских народов.

 АНРИ де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (1864-1901)

Сарказм и наблюдательность Эдгара Дега нашли последователя в лице Анри де Тулуз-Лотрека. Аристократ по происхождению и калека с детства, он стал завсегдатаем театральных кулис, кафе и публичных домов Парижа. Герои художника - певцы и танцовщицы, акробаты и клоуны, посетители злачных мест и проститутки. Каждому он нашел точную характеристику.

Тулуз-Лотрек выполнил серию афиш для парижских кабаре. Он ВВЕЛ РЕКЛАМУ в сферу художественного творчества, определив ос­новные направления ее развития в XX столетии.

ВЫВОД: открытия, сделанные постимпрессионистами в живопи­си, оказали воздействие на новые течения XX в. - фовизм, кубизм, эксп­рессионизм.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 340.