Архитектура
Итальянская архитектура XVIII в. развивалась под влиянием позднего барокко и неоклассицизма. Масштабы строительства в Италии резко сократились из-за экономического кризиса. Прекрасное сооружение в стиле позднего барокко в Риме - лестница на площади Испании (Алессандро Спекка, Франческо де Санктис). Итальянский архитектор ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ (1720-1778) прославился своими гравюрами и рисунками и стал создателем жанра «бумажной архитектуры», экспериментальной и не предназначенной для строительства. Его гравюры «Тюрьмы» оказали огромное влияние на развитие архитектуры с конца XVIII вплоть до XX века. Каждый архитектор теперь стремился создать проект в новом жанре.
Живопись. Расцвет итальянского искусства XVIII в. наблюдается лишь в Венеции. Венеция XVIII в. была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, стеклоделия. Она
славилась своими регатами и маскарадами, длившимися почти круглый год за исключением постов. Эта театрализация жизни наложила отпечаток на все изобразительное искусство Венеции XVIII в.
Спрос на декоративные росписи дворцов знати и алтарные образа для церквей вызвал необычайное развитие монументально-декоративной живописи, продолжавшей традиции барокко. Крупнейшим итальянским живописцем XVIII в., выразившим дух Венеции, был ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО (1696 - 1770) - последний представитель барокко в европейской живописи. Каждый сюжет он превращает в праздничное зрелище и создает гигантские росписи, где архитектура, природа, море, звери сливаются в единый поток. Художник обладал огромным декоративным дарованием и высокой культурой колорита. Его композиции «Олимп и 4 части света» (площадью потолка ок. 650 м7), «Встреча Антония и Клеопатры» и др. - это вершина монументально- декоративного искусства XVIII в.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: АНТОНИО КАНАЛЕТТО с его торжественными картинами жизни Венеции («Прием французского посольства в Венеции», «Дворец дождей и площадь Сан Марко») и более поэтичного мастера ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ («Дворец дождей», «Венецианский дворик»). Пейзажи Гварди: каналы, улицы, площади Венеции - проникнуты лирическим, глубоко личным чувством, насыщены светом и воздухом, голубыми, желтыми, коричневыми, серо-серебристыми тонами.
АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.
С конца XVI в. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Англию считают первой в мире страной в области литературы, драматургии, театра благодаря Шекспиру. Английское изобразительное искусство развивалось сложнее. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII в. начинается медленно развиваться портретный жанр, в основном - миниатюра. Но зато в XVIII в. английские художники работают так своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.
Архитектура
Архитектура быстрее других впитывает новые веяния. В XVII в. английское зодчество осваивает принципы ренессансной архитектуры, беря за образец творчество итальянского архитектора АНДРЕА ПАЛЛАДИО (стиль «палладианство», возникший на основе знаний и путешествий) - это работы английского архитектора ИНИГО ДЖОНСА, придворного архитектора английских королей. Выдающийся английский архитектор XVII в. КРИСТОФЕР РЕН построил знаменитый собор Св. Петра в Лондоне и 52 церкви. Все эти постройки были вызваны огромным пожаром 1666 г., буквально опустошившим Лондон.
Главным завоеванием английской архитектуры XVIII в. является знаменитый пейзажный (или английский) парк. В отличие от регулярного (французского) парка, где все аллеи и дорожки прокладывались по строгой геометрической схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия нетронутой природы.
В середине XVIII в. в английской архитектуре развивается стиль неоклассицизм и «Готическое Возрождение».
Живопись
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с УИЛЬЯМА ХОГАРТА (1697-1764), в лице которого английское искусство сблизилось с передовой английской литературой и театром. Вначале Хогарт сложился как гравер, затем стал заниматься живописью.
Больше всего он любил создавать циклы картин или гравюр, объединенных сюжетом обличительного характера. Наивный молодой человек или девушка, приехав из провинции в Лондон, попадают в руки опытного мошенника, который толкает их на путь порока. Таковы темы двух знаменитых графических циклов Хогарта - «Карьера продажной женщины» и «Карьера повесы» (У И.Стравинского есть опера «Похождение повесы» на этот сюжет). Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как режиссер и драматург. Каждая из картин его серий самостоятельна и изображает узловой момент истории.
Хогарт занимался и исторической живописью, и религиозными сюжетами, и жанровой живописью, и групповым портретом. Он пишет семейные портреты («Семья Фаунтин»), портреты близких людей, портреты людей искусства, автопортреты. Картину «Девушка с креветками» многие исследователи сравнивают с полотнами импрессионистов.
Справедливо считается, что до Хогарта не было в Англии великой живописи и что острая сатира Хогарта предвещала критический реализм ХIХ в. Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате «Анализ красоты».
Жанр портрета в английской живописи XVIII в. представлен творчеством ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА (1723-1792) - живописца и теоретика. Он обладал большой творческой продуктивностью: до 150 портретов в год. Он пишет портреты полководцев, писателей, актеров, лондонских красавиц, детские портреты. Но кого бы ни изображал Рейнолдс, он подчеркивал в своих моделях все лучшее, на что способен человек. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги и богатство духовного мира («Девочка с земляникой»).
ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788) - второй великий портретист XVIII ст. Для формирования Гейнсборо, проведшего юность в провинции и сохранившего глубокую любовь к природе, старые мастера не имели такого влияния, как для Рейнолдса. Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризует Гейнсборо.
Он создает в своих портретах ярко выраженный англосакский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность. Светло-колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи. Пейзаж в его полотнах имеет огромное значение. Вся поэзия старой Англии с влажной атмосферой ее долин и холмов, зеленых парков и величественных замков предстает перед нами на картинах Гейнсборо: «Утренняя прогулка», «Дама в голубом», «Мальчик в голубом».
РУССК ОЕ ИСКУССТВО ХУШ в.
Общая характеристика эпохи. Реформы Петра I в области культуры, быта, просвещения, искусства
XVIII век для России – это век разума и просвещения. В конце XVII-начале XVIII в. Россия совершает качественный скачок. Средневековая Русь превращается в Российскую империю. В результате реформ Петра I в ее экономике, политике, строе, культуре и быту произошли огромные изменения.
Главным содержанием реформ молодого царя в области культуры и искусства была «европеизация» быта, культуры, искусства и установления их светского характера.
В стране впервые создается система светского образования. Открываются школы «математических и навигатских наук», медицинские, инженерные, горные, ремесленные. Сначала в эти школы допускались дети разных сословий ввиду острой нехватки специалистов, затем - только дворяне. В книгопечатании вводится новый гражданский шрифт, и старославянский остается лишь в церковных книгах. В 1703 г. появляются первая русская печатная газета «Ведомости» и знаменитая «Арифметика» Л.Магницкого, где впервые были арабские цифры.
В 1714 г. создается первая государственная библиотека, а созданная по указу Петра I кунсткамера (1718) положила начало музейному делу в России.
Реформы Петра I в области быта затрагивали массу населения. Старая, привычная долгополая одежда была заменена новой, европейской. Запрет носить бороды вызвал у бояр большое недовольство. Учреждение ассамблей (музыкальных вечеров в домах знати) с присутствием на них женщин отражало серьезные изменения их положения в обществе. В среде русского дворянства утверждаются «правила хорошего тона» - благородного поведения в обществе, разговора на французском языке. Эти изменения в культуре и быту превратили дворянство в привилегированное сословие. Культура становится одной из привилегий дворянства (в конце XVIII в. дворянство составляло 1% от общего населения России). В XVIII в. начинается процесс презрительного отношения к русской культуре, к русскому языку со стороны аристократии.
В целом реформы Петра I имели огромное прогрессивное значение.
Особенности русского искусства XVIII века
Если в западноевропейских странах переход от Средневековья к новому времени растягивается на целые столетия, то в России он произошел стремительно за один XVIII век. За несколько десятилетий русское искусство превращается из религиозного в светское, осваивает новые жанры и темы. Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII века одновременно или с разрывом в несколько лет.
Если I половина столетия в истории русского искусства была периодом ученичества, когда учителями русских художников были иностранцы (за границей и в России), то во второй половине века русские учителя уже учили своих соотечественников и работали с иностранцами на равных. К концу века Россия предстала в обновленном виде - с новой столицей, где была открыта Академия художеств, и множеством художественных собраний, не уступавшим европейским своим размахом и роскошью.
Русское искусство XVIII в., приобретя подчеркнуто светский характер, испытывало сильное влияние вкусов и потребностей двора на помещиков. Создаются дворцы Петербурга, Пушкина (Царское село). Петродворца, Останкино, Кусково. Получают развитие такие виды художественного ремесла как гжельская керамика, великоуспенская чернь, вологодские кружева, холмогорская резьба по кости, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия. Именно в это время был создан шедевр русского деревянного зодчества - Кижи.
Особенностью века было то, что большинство русских художников, скульпторов, музыкантов, архитекторов были детьми крепостных крестьян, ремесленников, солдат, разночинцев.
Русская архитектура XVIII в. В XVIII архитектура получает наибольшее развитие, оказывает огромное влияние на характер и жанры живописи и скульптуры. И по своему уровню не уступает лучшим образцам мировой архитектуры того времени.
Бурному развитию архитектуры способствовало развитое градостроительства и переход к регулярной планировке городов, начало чему положило строительство Петербурга. Во 2 половине XVIII в. этот процесс распространился на все губернские и уездные города России. Именно тогда их центры получили тот архитектурный облик, который многие из них сохранили до наших дней. Серьезные изменения в быту и жизни дворян, аристократии и царского двора сопровождались строительством большого числа правительственных зданий, дворцов, загородных резиденций: Пушкин (Царское село), Петродворец (Петергоф), Павловск, Ораниенбаум (Ломоносов), Царицин, усадьбы Кусково, Останкино - в Москве.
В I пол. и сер. XVIII в. господствующим стилем русской архитек
туры было барокко, типичное для всех дворянских государств эпохи
абсолютизма. Для него было характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, скульптура, живопись, садово-парковое искусство сливаются в единое целое. Архитектура барокко отличалась необыкновенной торжественностью, пышностью декора, обилием лепки и скульптуры, позолоты, бронзы, хрусталя, мрамора, «изломанностью» фасада и общего плана здания, отсутствием четко выраженного архитектурного центра. Наиболее яркими произведениями барокко являются созданные архитектором В.В.Растрелли, итальянцем по происхождению, ансамбли Зимнего дворца, Смольного монастыря и дворцы Строгановых в Петербурге, Царского села, Петергофа, Андреевская церковь в Киеве. Наибольшее распространение стиль барокко по лучил в Петербурге и окрестностях, т.к. в это время в Москве и других городах каменное строительство в I пол. века было запрещено или сильно ограничено. Во II пол. XVIII в. на смену барокко в России приходит классицизм, возрождавший приемы, формы и планировку античной архитектуры и архитектуры эпохи Возрождения. В отличие от барокко, для классицизма характерна ясность, простота, сочетание монументальности с изяществом, гармоничность составных частей ансамбля. У зданий был строгий прямой фасад, состоящий из главного корпуса и симметрично расположенных, более скромных по отделке флигелей или крыльев. Архитектурным центром здания являлся портик с колоннами, украшенный лепниной, фронтоном и скульптурным фризом за колоннами портика. Над портиком возвышался купол или ротонда. Интерьер строился по принципу анфилады парадных комнат. Архитектурным центром интерьера являлся колонный зал, часто завершавшийся куполом, украшенный росписью или лепниной.
Архитектура классицизма щедро представлена в Москве. И сегодня одним из красивейших зданий Москвы являются творения гениального зодчего В.И.БАЖЕНОВА (1737-1799) - бывший дом Пашкова, ныне Старое здание библиотеки им. Ленина. Большинство творений Баженова разделило трагическую судьбу их автора, который всю жизнь подвергался травле и репрессиям. Эти здания (Юшкова, Шереметьева) перестраивались, разрушались. Грандиозный проект Кремлевского дворца (модель, закладка) был остановлен Екатериной II в разгар строительства.
М.Ф.КАЗАКОВ (1738-1813) - помощник Баженова, создал много общественных и политических зданий: здание Сената в Москве (здание правительства России), Московского университета, дом Долгорукова-Крылова (сильно перестроенный Дом Союзов, сохранился лишь Колонный зал), дом Голицына (городская больница), Петровский дворец (академия Жуковского).
Классицизм в Петербурге:
И.Е.Старов ( Таврический дворец, собор Александро-Невской лавры),
Н.А.Львов (дом Державина),
Иностранные архитекторы:
Джакомо Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Александровский дворец в Царском селе).
Чарльз Камерон (Камеронова галерея, дворец в Павловске, Екатерининский дворец (интерьер).
Архитектура классицизма оказала большое влияние на облик усадеб. В их проектировании принимали участие: Баженов, Казаков, Старов, Львов. Но большинство было создано крепостными: А.Ф.Мировнов, Аргуновы (Д.С. и П.И.), Г.Дикушин - работали в Кусково и Останкино.
Скульптура
В эпоху Петра для русской скульптуры открылись возможности бурного развития. Городские и загородные резиденции, дворцы усилившегося дворянства стали украшаться и круглой станковой скульптурой, и декоративной пластикой, и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока сложатся кадры отечественных мастеров, Петр I велел учиться за границей. Расцвет искусства ваяния наступил во второй половине столетия - это «золотой» век русской скульптуры (и первая треть XIX в.). Блестящая плеяда мастеров: Шубин, Козловский, Мартос, Пименов, Демут - Малиновский выдвигаются в ряд крупнейших представителей мировой скульптуры. Больших успехов достигает монументальная скульптура. Ее достижения связаны с укреплением и ростом русского государства. Тема героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим в 1812 г. на независимость России, становятся ведущими в монументальной скульптуре. Ценно, что ни в одной стране в это время не было такого тесного сотрудничества скульпторов и архитекторов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.