ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVIII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Архитектура

Итальянская архитектура XVIII в. развивалась под влиянием по­зднего барокко и неоклассицизма. Масштабы строительства в Италии резко сократились из-за экономического кризиса. Прекрасное соору­жение в стиле позднего барокко в Риме - лестница на площади Испании (Алессандро Спекка, Франческо де Санктис). Итальянский архитектор ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПИРАНЕЗИ (1720-1778) прославился свои­ми гравюрами и рисунками и стал создателем жанра «бумажной архи­тектуры», экспериментальной и не предназначенной для строительства. Его гравюры «Тюрьмы» оказали огромное влияние на развитие архи­тектуры с конца XVIII вплоть до XX века. Каждый архитектор теперь стремился создать проект в новом жанре.

Живопись. Расцвет итальянского искусства XVIII в. наблюдается лишь в Венеции. Венеция XVIII в. была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, стеклоделия. Она
славилась своими регатами и маскарадами, длившимися почти круглый год за исключением постов. Эта театрализация жизни наложила отпечаток на все изобразительное искусство Венеции XVIII в.

Спрос на декоративные росписи дворцов знати и алтарные образа для церквей вызвал необычайное развитие монументально-декоратив­ной живописи, продолжавшей традиции барокко. Крупнейшим итальянским живописцем XVIII в., выразившим дух Венеции, был ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО (1696 - 1770) - пос­ледний представитель барокко в европейской живописи. Каждый сю­жет он превращает в праздничное зрелище и создает гигантские роспи­си, где архитектура, природа, море, звери сливаются в единый поток. Художник обладал огромным декоративным дарованием и высокой культурой колорита. Его композиции «Олимп и 4 части света» (площа­дью потолка ок. 650 м7), «Встреча Антония и Клеопатры» и др. - это вершина монументально- декоративного искусства XVIII в.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городс­кого архитектурного пейзажа: АНТОНИО КАНАЛЕТТО с его торже­ственными картинами жизни Венеции («Прием французского посоль­ства в Венеции», «Дворец дождей и площадь Сан Марко») и более по­этичного мастера ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ («Дворец дождей», «Вене­цианский дворик»). Пейзажи Гварди: каналы, улицы, площади Вене­ции - проникнуты лирическим, глубоко личным чувством, насыщены светом и воздухом, голубыми, желтыми, коричневыми, серо-серебристыми тонами.

АНГЛИЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.

С конца XVI в. в Англии бурно развиваются науки, особенно фи­лософия. Англию считают первой в мире страной в области литерату­ры, драматургии, театра благодаря Шекспиру. Английское изобрази­тельное искусство развивалось сложнее. В протестантской Англии по­чти не было религиозной живописи. В XVII в. начинается медленно раз­виваться портретный жанр, в основном - миниатюра. Но зато в XVIII в. английские художники работают так своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.

 Архитектура

Архитектура быстрее других впитывает новые веяния. В XVII в. английское зодчество осваивает принципы ренессансной архитектуры, беря за образец творчество итальянского архитектора АНДРЕА ПАЛЛАДИО (стиль «палладианство», возникший на основе знаний и путе­шествий) - это работы английского архитектора ИНИГО ДЖОНСА, придворного архитектора английских королей. Выдающийся английс­кий архитектор XVII в. КРИСТОФЕР РЕН построил знаменитый со­бор Св. Петра в Лондоне и 52 церкви. Все эти постройки были вызваны огромным пожаром 1666 г., буквально опустошившим Лондон.

Главным завоеванием английской архитектуры XVIII в. является знаменитый пейзажный (или английский) парк. В отличие от регуляр­ного (французского) парка, где все аллеи и дорожки прокладывались по строгой геометрической схеме, в пейзажном парке создавалась ил­люзия нетронутой природы.

В середине XVIII в. в английской архитектуре развивается стиль неоклассицизм и «Готическое Возрождение».

 Живопись

Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с УИЛЬЯМА ХОГАРТА (1697-1764), в лице которого английское искус­ство сблизилось с передовой английской литературой и театром. Вна­чале Хогарт сложился как гравер, затем стал заниматься живописью.

Больше всего он любил создавать циклы картин или гравюр, объеди­ненных сюжетом обличительного характера. Наивный молодой чело­век или девушка, приехав из провинции в Лондон, попадают в руки опыт­ного мошенника, который толкает их на путь порока. Таковы темы двух знаменитых графических циклов Хогарта - «Карьера продажной женщи­ны» и «Карьера повесы» (У И.Стравинского есть опера «Похождение повесы» на этот сюжет). Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как режиссер и драматург. Каждая из картин его серий самостоятельна и изображает узловой момент истории.

Хогарт занимался и исторической живописью, и религиозными сюжетами, и жанровой живописью, и групповым портретом. Он пишет семейные портреты («Семья Фаунтин»), портреты близких людей, портреты людей искусства, автопортреты. Картину «Девушка с креветка­ми» многие исследователи сравнивают с полотнами импрессионистов.

Справедливо считается, что до Хогарта не было в Англии великой живописи и что острая сатира Хогарта предвещала критический реализм ХIХ в. Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате «Анализ красоты».

Жанр портрета в английской живописи XVIII в. представлен твор­чеством ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА (1723-1792) - живописца и теорети­ка. Он обладал большой творческой продуктивностью: до 150 портре­тов в год. Он пишет портреты полководцев, писателей, актеров, лон­донских красавиц, детские портреты. Но кого бы ни изображал Рейнолдс, он подчеркивал в своих моделях все лучшее, на что способен че­ловек. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги и богатство духовного мира («Девочка с земляникой»).

ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727-1788) - второй великий портретист XVIII ст. Для формирования Гейнсборо, проведшего юность в провин­ции и сохранившего глубокую любовь к природе, старые мастера не имели такого влияния, как для Рейнолдса. Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризует Гейнсборо.

Он создает в своих портретах ярко выраженный англосакский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность. Светло-колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становит­ся отличительной для его живописи. Пейзаж в его полотнах имеет ог­ромное значение. Вся поэзия старой Англии с влажной атмосферой ее долин и холмов, зеленых парков и величественных замков предстает перед нами на картинах Гейнсборо: «Утренняя прогулка», «Дама в го­лубом», «Мальчик в голубом».


РУССК ОЕ ИСКУССТВО ХУШ в.

 Общая характеристика эпохи. Реформы Петра I в области культуры, быта, просвещения, искусства

XVIII век для России – это век разума и просвещения. В конце XVII-начале XVIII в. Россия совершает качественный скачок. Средневековая Русь превращается в Российскую империю. В результате реформ Петра I в ее экономике, политике, строе, культуре и быту произошли огром­ные изменения.

Главным содержанием реформ молодого царя в области культуры и искусства была «европеизация» быта, культуры, искусства и установ­ления их светского характера.

В стране впервые создается система светского образования. Открываются школы «математических и навигатских наук», медицинские, инженерные, горные, ремесленные. Сначала в эти школы допускались дети разных сословий ввиду острой нехватки специалистов, затем - толь­ко дворяне. В книгопечатании вводится новый гражданский шрифт, и старославянский остается лишь в церковных книгах. В 1703 г. появляются первая русская печатная газета «Ведомости» и знаменитая «Ариф­метика» Л.Магницкого, где впервые были арабские цифры.

В 1714 г. создается первая государственная библиотека, а созданная по указу Петра I кунсткамера (1718) положила начало музейному делу в России.

Реформы Петра I в области быта затрагивали массу населения. Старая, привычная долгополая одежда была заменена новой, европей­ской. Запрет носить бороды вызвал у бояр большое недовольство. Уч­реждение ассамблей (музыкальных вечеров в домах знати) с присутствием на них женщин отражало серьезные изменения их положения в об­ществе. В среде русского дворянства утверждаются «правила хорошего тона» - благородного поведения в обществе, разговора на французском языке. Эти изменения в культуре и быту превратили дворянство в при­вилегированное сословие. Культура становится одной из привилегий дворянства (в конце XVIII в. дворянство составляло 1% от общего насе­ления России). В XVIII в. начинается процесс презрительного отноше­ния к русской культуре, к русскому языку со стороны аристократии.

В целом реформы Петра I имели огромное прогрессивное значение.

 Особенности русского искусства XVIII века

Если в западноевропейских странах переход от Средневековья к новому времени растягивается на целые столетия, то в России он про­изошел стремительно за один XVIII век. За несколько десятилетий рус­ское искусство превращается из религиозного в светское, осваивает но­вые жанры и темы. Поэтому стили в искусстве, которые в Европе пос­ледовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII века одновременно или с разрывом в несколько лет.

Если I половина столетия в истории русского искусства была пе­риодом ученичества, когда учителями русских художников были инос­транцы (за границей и в России), то во второй половине века русские учителя уже учили своих соотечественников и работали с иностранца­ми на равных. К концу века Россия предстала в обновленном виде - с новой столицей, где была открыта Академия художеств, и множеством художественных собраний, не уступавшим европейским своим разма­хом и роскошью.

Русское искусство XVIII в., приобретя подчеркнуто светский ха­рактер, испытывало сильное влияние вкусов и потребностей двора на помещиков. Создаются дворцы Петербурга, Пушкина (Царское село). Петродворца, Останкино, Кусково. Получают развитие такие виды ху­дожественного ремесла как гжельская керамика, великоуспенская чернь, вологодские кружева, холмогорская резьба по кости, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия. Именно в это время был создан шедевр русского деревянного зодчества - Кижи.

Особенностью века было то, что большинство русских художни­ков, скульпторов, музыкантов, архитекторов были детьми крепостных крестьян, ремесленников, солдат, разночинцев.

 Русская архитектура XVIII в. В XVIII архитектура получает наибольшее развитие, оказывает огромное влияние на характер и жанры живописи и скульптуры. И по своему уровню не уступает лучшим образцам мировой архитектуры того времени.

Бурному развитию архитектуры способствовало развитое градос­троительства и переход к регулярной планировке городов, начало чему положило строительство Петербурга. Во 2 половине XVIII в. этот про­цесс распространился на все губернские и уездные города России. Имен­но тогда их центры получили тот архитектурный облик, который мно­гие из них сохранили до наших дней. Серьезные изменения в быту и жизни дворян, аристократии и царского двора сопровождались строи­тельством большого числа правительственных зданий, дворцов, заго­родных резиденций: Пушкин (Царское село), Петродворец (Петергоф), Павловск, Ораниенбаум (Ломоносов), Царицин, усадьбы Кусково, Ос­танкино - в Москве.

В I пол. и сер. XVIII в. господствующим стилем русской архитек­
туры было барокко, типичное для всех дворянских государств эпохи
абсолютизма. Для него было характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, скульптура, живопись, садово-парковое искусство сливаются в единое целое. Архитектура барокко      отличалась необыкновенной торжественностью, пышностью декора, обилием леп­ки и скульптуры, позолоты, бронзы, хрусталя, мрамора, «изломан­ностью» фасада и общего плана здания, отсутствием четко выраженно­го архитектурного центра. Наиболее яркими произведениями барокко являются созданные архитектором В.В.Растрелли, итальянцем по происхождению, ансамбли Зимнего дворца, Смольного монастыря и двор­цы Строгановых в Петербурге, Царского села, Петергофа, Андреевская церковь в Киеве. Наибольшее распространение стиль барокко по лучил в Петербурге и окрестностях, т.к. в это время в Москве и других городах каменное строительство в I пол. века было запрещено или силь­но ограничено. Во II пол. XVIII в. на смену барокко в России приходит класси­цизм, возрождавший приемы, формы и планировку античной архитек­туры и архитектуры эпохи Возрождения. В отличие от барокко, для классицизма характерна ясность, простота, сочетание монументально­сти с изяществом, гармоничность составных частей ансамбля. У зданий был строгий прямой фасад, состоящий из главного корпуса и симмет­рично расположенных, более скромных по отделке флигелей или кры­льев. Архитектурным центром здания являлся портик с колоннами, ук­рашенный лепниной, фронтоном и скульптурным фризом за колонна­ми портика. Над портиком возвышался купол или ротонда. Интерьер строился по принципу анфилады парадных комнат. Архитектурным центром интерьера являлся колонный зал, часто завершавшийся купо­лом, украшенный росписью или лепниной.

Архитектура классицизма щедро представлена в Москве. И сегод­ня одним из красивейших зданий Москвы являются творения гениаль­ного зодчего В.И.БАЖЕНОВА (1737-1799) - бывший дом Пашкова, ныне Старое здание библиотеки им. Ленина. Большинство творений Бажено­ва разделило трагическую судьбу их автора, который всю жизнь подвергался травле и репрессиям. Эти здания (Юшкова, Шереметьева) перестра­ивались, разрушались. Грандиозный проект Кремлевского дворца (модель, закладка) был остановлен Екатериной II в разгар строительства.

М.Ф.КАЗАКОВ (1738-1813) - помощник Баженова, создал много общественных и политических зданий: здание Сената в Москве (здание правительства России), Московского университета, дом Долгорукова-Крылова (сильно перестроенный Дом Союзов, сохранился лишь Колонный зал), дом Голицына (городская больница), Петровский дворец (академия Жуковского).

Классицизм в Петербурге:

И.Е.Старов ( Таврический дворец, собор Александро-Невской лав­ры),

Н.А.Львов (дом Державина),

Иностранные архитекторы:

Джакомо Кваренги (Академия наук, Смольный институт, Алексан­дровский дворец в Царском селе).

Чарльз Камерон (Камеронова галерея, дворец в Павловске, Екатерининский дворец (интерьер).

Архитектура классицизма оказала большое влияние на облик уса­деб. В их проектировании принимали участие: Баженов, Казаков, Старов, Львов. Но большинство было создано крепостными: А.Ф.Мировнов, Ар­гуновы (Д.С. и П.И.), Г.Дикушин - работали в Кусково и Останкино.

  Скульптура

В эпоху Петра для русской скульптуры открылись возможности бурного развития. Городские и загородные резиденции, дворцы уси­лившегося дворянства стали украшаться и круглой станковой скульп­турой, и декоративной пластикой, и портретными бюстами. Не дожи­даясь, пока сложатся кадры отечественных мастеров, Петр I велел учить­ся за границей. Расцвет искусства ваяния наступил во второй половине столетия - это «золотой» век русской скульптуры (и первая треть XIX в.). Блестящая плеяда мастеров: Шубин, Козловский, Мартос, Пиме­нов, Демут - Малиновский выдвигаются в ряд крупнейших представи­телей мировой скульптуры. Больших успехов достигает монументаль­ная скульптура. Ее достижения связаны с укреплением и ростом рус­ского государства. Тема героики и национального торжества по слу­чаю победы над врагом, посягнувшим в 1812 г. на независимость России, становятся ведущими в монументальной скульптуре. Ценно, что ни в одной стране в это время не было такого тесного сотрудничества скульпторов и архитекторов.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.