ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ТОЛСТОЙ (1783-1873)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крупнейший мастер - медальер, профессиональной скульптуры, создает серию медальонов «Отечественная война 1812-1814 годов», обес­смертившую его имя.

САМУИЛ ИВАНОВИЧ ГАЛЬБЕРГ (1787-1839).

Среди русских скульпторов занимает второстепенное место. Мас­тер портретного бюста. Цикл портретов: Пушкина, Крылова, Олени­на, Мартоса. Памятник Карамзину в Ульяновске. По просьбе Жуковс­кого снял посмертную маску с убитого Пушкина.

 Живопись

До начала XVIII в. в русской живописи развивались преимуще­ственно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России того времени любую картину принимали за икону: нередко при­ходя в дом чужеземца, по обычаю кланялись первой попавшейся картине. Именно за XVIII столетие русская живопись делает громадный скачок и осваивает темы, жанры, художественные приемы европейской живописи.

Направление и развитие русской живописи определялось обще­ственными потребностями и прежде всего, характером архитектуры и назначением зданий. Архитектура XVIII в. требовала картины на мифологические и исторические темы, парадные портреты. Мифологические и исторические картины писали А.П.Лосенко и Г.И.Угриомов. Работы С.Ф.Щедрина и Ф.Я.Алексеева положили начало пейзажу в русской станковой живописи.

Но главным жанром в русской живописи XVIII в. был жанр портрета. Портрет очередного императора и его предков были обязательны во всех правительственных учреждениях. Портреты вельможи, жены, его    предков украшали парадные комнаты дворцов. Такое назначение
определило парадный характер портрета, он должен был показать степень знатности хозяина. Мундир, ордена, ленты, парики, перстни - неотъемлемые составные парадного портрета, к жанру которого обращались все художники. Но русские художники не только талантливо передавали роскошные наряды и мундиры, блеск атласа и шелка, но и смогли показать индивидуальный характер персонажей. Многие русские художники, как и скульпторы, учатся за границей. Первым был послан уже зрелым мастером талантливый живописец И.Н.НИКИТИН, написавший психологический портрет «Напольного гетмана», канцлера  Головкина.

К концу 20-х, 30-м годам XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца АНДРЕЯ МАТВЕЕВА. Он учился 10 лет в Голландии и Фландрии и писал картины на исторические, мифологические сюжеты, но более знаменит как портретист «Портрет супругов» («Автопортрет с женой»).

Художник 40-50х годов XVIII ст. ИВАН ВИШНЯКОВ написал ряд парадных портретов, привнося черты парадности даже в детские портреты: «Портрет Сарры Фермор» и др.

Крепостной художник ИВАН АРГУНОВ создал много парадных портретов для усадеб графа Шереметьева - Кусково и Останкино. И вместе с тем его кисти принадлежит замечательный «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», прославляющий неброскую красоту русской женщины. Во II половине XVIII в. искусство портрета достигает небывалого совершенства, профессионализма и выразительности в лице художников Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского.

 Сын крепостного, окончивший впоследствии Академию художеств, ФЕДОР РОКОТОВ (1735 или 1736-1808) прославился небольшими по формату, камерными портретами. Образы Рокотова выражают одновременно гордость, одухотворенность, теплоту. Он отходит от традиций официального парадного портрета и в изображении внутреннего мира своих героев предвосхищает искусство XIX века. В его портретах особенно незабываемы глаза, наделенные какой-то необыкновенной глубиной и волнующей тайной («Портрет В.И.Майкова», «Портрет И.Суровцевой», «Портрет В.Е.Новосильцевой»). Но, пожалуй, самое известное произведение художника - портрет Александры Петровны Струйской (1772г.).

Одновременно с Рокотовым работал ДМИТРИИ ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822), уроженец Киева, писавший портреты разных жанров: парадные камерные, костюмированные, детские, семейные. Звание академика и известность принес ему портрет архитектора А.Ф.Кокоринова. Своеобразен портрет Л.А.Демидова, промышленника, занимавше­гося благотворительной деятельностью. 4 года Левицкий работает над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных де­виц - «смолянок», как их называли современники. Девушки на портре­тах погружены в занятия искусством и наукой. Е.И.Нелидова показана живописцем в театральном костюме, Г.И.Алымова играет на арфе. Е.Н­.Молчанова изображена перед физическими приборами. Портреты на­писаны для украшения интерьера Смольного института.

Среди камерных портретов Левицкого особо привлекателен об­раз Марии Дьяковой, невесты архитектора и поэта Н.Львова, друга художника. Камерному портрету отдал предпочтение и ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825), выходец из Миргорода (Украина). Он начинал как иконописец, не учился в Академии художеств, но пользо­вался советами и покровительством своего земляка Левицкого.

Интересны «семейные» портреты художника - портрет А.И.Безборотько с дочерьми, портрет сестер П.Г. и В.Г. Гагариных.

В творчестве Боровиковского отразились черты модного в конце XVIII столетия сентиментализма.

В 1797 г. художник пишет портрет М.И.Лопухиной.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 318.