Это время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности. Ведущие промышленные страны - Англия, Франция.
Люди искусства стремились передать в своем творчестве образы нового времени. Рушились старые художественные принципы и сюжеты.
Первенство в искусстве уже второй век подряд сохраняла Франция.
Раз в несколько лет в европейских столицах стали устраиваться выставки, где наряду с техническими достижениями демонстрировались и произведения искусства.
В течение II половины XIX в. художественное творчество, изменившись, само, преобразило и материальную среду человека - город, дом, комнату, платье, посуду.
Архитектура
Развитие промышленности вызвало приток населения в город и бурный рост городов. Старые города росли и перестраивались. Застройки становились плотнее, дома поднимались ввысь - формировался современный тип западного многоэтажного города. Система радикальных улиц связывала город в единое целое.
В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми и недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали, лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных всемирных промышленных выставок.
«Хрустальный дворец», Лондон, 1851 г. Автор проекта - ДЖОЗЕФ ПАКСТОН - для всемирной выставки, возведен за 9 месяцев из металла и стеклянных элементов одного размера. Это был новый шаг в XX век. (Но здание сгорело в 1936 г.).
«Эйфелева башня», символ Парижа, построена в 1819 г. как парадный вход на всемирную выставку из решетчатых металлических конструкций. Автор проекта - АЛЕКСАНДР ЭЙФЕЛЬ (1832 - 1923), он занимался строительством большепролетных мостов и выбрал для башни высотой 300 м форму многократно увеличенной мостовой опоры. Художественная общественность вначале возмущалась «чудовищной» Эйфелевой башней, но за 100 лет к ней привыкли, и она стала достопримечательностью.
А в европейском зодчестве II пол. XIX в. восторжествовал ЭКЛЕКТИЗМ (от греч. «эклектикос» - «выбирающий», архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей).
Появление эклектизма было подготовлено НЕОклассицизмом и НЕОготикой, (I половина века), затем возникли романско-византийский стиль, НЕОренессанс, НЕОбарокко, ложное рококо, второй ампир.
Эклектизм - это явление массовой культуры и отражает психологию европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой и думал, что вправе свободно распоряжаться наследием всех времен.
Пышный псевдоисторический декор часто использовали как рекламу, как броскую упаковку в доходных домах для сдаваемых квартир.
Но и среди мастеров эклектизма были яркие индивидуальности - это французский архитектор ШАРЛЬ ГАРНЬЕ, построивший помпезное здание парижского театра «Гранд-Опера» (1861-75). Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).
Скульптура
ОГЮСТ РОДЕН (1840-1917)
Французский скульптор, один из самых великих в истории мировой скульптуры. Родился в Париже в семье мелкого служащего, учился в школе рисования, затем трижды поступал в Школу изящных искусств (высшее художественное учебное заведение в Париже), но был отвергнут. Занимался в мастерских известных скульпторов, необходимость в заработке заставила Родена изучить все стороны его ремесла: он обтесывал камень, работал по орнаменту, был ювелиром. Долго шел к известности. Его самые известные работы: «Мыслитель», «Ева», «Данаида», «Поцелуй», «Вечная весна», «Граждане Кале». Создал большое количество портретных бюстов - писателю Виктору Гюго, драматургу Бернарду Шоу.
Роден писал: «Лгать и льстить я не могу. Мои бюсты часто не нравились, потому что они чересчур искренни: в этом их главное достоинство. Пусть правда заменит им красоту».
Статуя Бальзака, заказанная скульптору Обществом литераторов, при показе в Салоне в 1898 г. вызвала очередной скандал. Роден выступил в ее защиту в прессе. В 1939 г. бронзовый памятник Бальзаку был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас. А Всемирная промышленная выставка в Париже 1900 г., где Роден выставил 168 своих работ, принесла ему настоящий триумф. Еще при жизни правительство Франции разрешило ему превратить отель Бирон, где он работал на I этаже, в музей Родена.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.