Общая характеристика
В XVII в. Голландия - экономически наиболее развитая держава в Европе, она вела обширную колониальную торговлю, у нее был могущий флот. Одновременно Голландия XVII в. - это важнейший центр европейской культуры. Государственной религией стал кальвинизм (течение в протестантизме), вытеснивший полностью влияние католической церкви. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. Духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как в других странах. Духовная атмосфера Голландии способствовала развитию философии, естественных наук, математики. Лейденский университет был центром свободомыслия. Заказчиком голландских художников были бюргеры, голландский магистрат, поэтому картины голландских художников не такие громадные. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в бытовом жанре.
Бытовой жанр голландской живописи
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели ее получили наименование в истории живописи «малых голландцев» и за незамысловатость сюжета, и за малые размеры картин.
Главной темой «малых голландцев» был бюргерский быт. В картинах этого жанра будто ничего не происходит: женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют, в кабачке веселится простой народ.
Ян Стэн: «Гуляки», «Больная и врач».
Герард Тербох: «Точильщик», «Бокал лимонада».
Особую поэтичность у голландцев приобрел интерьер домов. Певцом этой темы стал Питер де Хох (1629-1689): «Хозяйка и служанка», «Дворик».
Художник Ян Вермер или Вермер Делфтский, получил прозвище в честь города Делфта - одного из крупных художественных центров Голландии. Он написал около 40 картин: «Девушка с письмом», «Улочка», «Вид Делфта», «Искусство живописи» и др. и предопределил дорогу для импрессионистов: он писал пейзажи с натуры, чего никто не делал в XVII веке.
Пейзаж
Пейзажный жанр Голландии XVII в. особенно интересен. Это не природа вообще, а именно голландский пейзаж: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой. Серое небо занимает в композициях большое место. Именно такой изображают Голландию Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдаль. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдаль («Водопад», «Еврейское кладбище»). Только морским пейзажем (мариной) занимался Ян Порселлис.
В тесной связи с голландским пейзажем находился анималистический жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа – коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»).
Натюрморт
Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюрморт - это скромные по размерам картины. Питер Клас, Виллем Хеда чаще всего изображали завтраки: блюда с окороком или пирогом на скромно сервированном столе (П. Клас «Завтрак с ветчиной», В. Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом»). Во II половине XVII в. с постепенным стремлением буржуазии к аристократизации изменяется и характер натюрмортов. Появляются роскошные «десерты» Кальфа.
Жанр портрета
Крупнейшим портретистом Голландии был Франс Хальс (1580-1666). Он работал в основном в жанре группового портрета, который был очень популярен в Голландии ХУІ-ХУП в. Это были большие полотна, изображавшие чаще всего офицеров стрелковых гильдий. Они вносили определенный взнос, и художник должен был изобразить каждого. В ранний период творчества с портретов Хальса на нас смотрят энергичные, уверенные в себе люди («Стрелковая гильдия Св. Георгия»).
В портретах Хальса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, прослеживается усталость, грусть. Мастер чаще использует серый и черный цвета, хотя Ван Гог сказал: «У Франса Хальса есть не менее 27 различных оттенков черного» («Регентши для приюта престарелых»).
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Вершиной голландского реализма, итогом голландской живописи XVII в. является творчество гениального Рембрандта. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи».
Рембрандт родился в Лейдене в семье владельца мельницы, учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью. В 1632 г. он навсегда переехал в Амстердам. Признание публики принесла Рембрандту картина «Анатомия доктора Тулпа». В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он материально свободен, имеет много заказов, у него большая мастерская, многочисленные ученики. Весь этот период овеян романтикой. Он пишет себя и Саскию в роскошных фантастических нарядах, его картины передают ликование, упоение жизнью («Автопортрет с Саскией на коленях», «Флора»). Находится под влиянием итальянского барокко («Жертвоприношение Авраама»). В 30-е годы серьезно начинает заниматься графикой, офортом. Его офорты - уникальны. Их сюжеты - библейские или евангельские, но есть и жанровое начало.
На рубеже раннего и зрелого творчества пишет свою знаменитую картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Бантинга Кока» («Ночной дозор», 1642). Рембрандт отходит от привычной композиции - изображать всех во время пирушки, здесь, скорее, историческая картина - по сигналу тревоги отряд выступает в поход. На всех лицах лежит выражение энергии, патриотического подъема. Но само эго настроение не отвечало вкусам заказчиков, живописные приемы шли вразрез с общепринятыми. Многие лица были в тени, что не понравилось заказчикам. Начинается разлад художника с обществом, который усугубился со смертью Саскии.
40-50 г. – пора творческой зрелости. Рембрандт переписывает прежние работы («Данаю»). Растет его мастерство. Он выбирает для сюжетов лирические, поэтические стороны жизни, то, что извечно: материнство, любовь, сострадание. Черпает сюжеты из Священного писания («Святое семейство»).
Большое место занимает пейзаж («Пейзаж с мельницей»).
Последние 16 лет - наиболее трагические в жизни Рембрандта, но они потрясающе продуктивны. Он принимает в семью любимую женщину - служанку Хендрикье Стоффелс. Их брак не был официально оформлен, и обывателей раздражала эта «безнравственность». Публика охладела к художнику - в Голландии вошли в моду легкая манера ван Дейка. Рембрандт не желал потакать заказчикам. В его картинах этих лет нет ничего преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, все продумано. Главные выразительные средства - не линии и масса, а свет и цвет. Преобладают красный и коричневый, как бы горящие изнутри. Его краски словно излучают свет. Особенно много пишет портретов. Он создает портреты-биографии, выделяя только лицо и руки («Портрет старика в красном», «Портрет Титуса» (сын художника), «Портрет Хендрикье Стоффелс»). Наибольшей тонкости психологических характеристик достигает в автопортретах, которых было около 100!
В 50-е годы Рембрандт создает свои лучшие офорты. Как офортист он не имеет себе равных в мире. Обогащает и усложняет технику офорта. В офортах Рембрандта выражено его сочувствие к страдающим, обездоленным. ( «Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб»). Он много занимается рисованием, и оставил после себя 2000 рисунков, они технически блестящи, безукоризненны.
Эпилог творчества Рембрандта – его знаменитая картина «Возвращение блудного сына» (1668-69). В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Эта всечеловечность делает сцену понятной многим людям и сообщает ей бессмертие. Колористический язык этой картины поражает.
В нищете и забвении, одиночестве (его жена и сын умерли раньше) ушел из жизни великий мастер, подаривший миру около 650 картин, множество гравюр и рисунков, мастер, о котором спустя два века французский живописец Эжен Делакруа сказал: «... правда - самое прекрасное и редкое на свете».
Рембрандт имел огромное влияние на искусство. Ни один современный голландский художник не прошел мимо этого влияния. Его многочисленные ученики усвоили систему рембрандтовской светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности усвоить не могли.
В конце XVII столетия начинается упадок голландской живописной школы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.