ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Общая характеристика

В XVII в. Голландия - экономически наиболее развитая держава в Европе, она вела обширную колониальную торговлю, у нее был могущий флот. Одновременно Голландия XVII в. - это важнейший центр европейской культуры. Государственной религией стал кальвинизм (течение в протестантизме), вытеснивший полностью влияние католичес­кой церкви. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри. Духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как в других странах. Духовная атмосфера Голлан­дии способствовала развитию философии, естественных наук, математики. Лейденский университет был центром свободомыслия. Заказчиком голландских художников были бюргеры, голландский магистрат, поэтому картины голландских художников не такие громадные. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в бытовом жанре.

 Бытовой жанр голландской живописи

Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели ее получили наименование в истории живописи «малых голландцев» и за незамысловатость сюжета, и за малые размеры картин.

Главной темой «малых голландцев» был бюргерский быт. В картинах этого жанра будто ничего не происходит: женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют, в кабачке веселится простой народ.

Ян Стэн: «Гуляки», «Больная и врач».

 Герард Тербох: «Точильщик», «Бокал лимонада».

 Особую поэтичность у голландцев приобрел интерьер домов. Певцом  этой темы стал Питер де Хох (1629-1689): «Хозяйка и служанка», «Дворик».

Художник Ян Вермер или Вермер Делфтский, получил прозвище в честь города Делфта - одного из крупных художественных центров Гол­ландии. Он написал около 40 картин: «Девушка с письмом», «Улочка», «Вид Делфта», «Искусство живописи» и др. и предопределил дорогу для импрессионистов: он писал пейзажи с натуры, чего никто не делал в XVII веке.

Пейзаж

Пейзажный жанр Голландии XVII в. особенно интересен. Это не природа вообще, а именно голландский пейзаж: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой. Серое небо занимает в композициях большое место. Именно такой изображают Голландию Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдаль. Крупнейшим масте­ром реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдаль («Водопад», «Еврейское кладбище»). Только морским пейзажем (мариной) занимался Ян Порселлис.

В тесной связи с голландским пейзажем находился анималистичес­кий жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа – коровы на водопое («Закат на реке», «Коровы на берегу ручья»).

Натюрморт

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюр­морт - это скромные по размерам картины. Питер Клас, Виллем Хеда чаще всего изображали завтраки: блюда с окороком или пирогом на скромно сервированном столе (П. Клас «Завтрак с ветчиной», В. Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом»). Во II половине XVII в. с постепен­ным стремлением буржуазии к аристократизации изменяется и харак­тер натюрмортов. Появляются роскошные «десерты» Кальфа.

Жанр портрета

Крупнейшим портретистом Голландии был Франс Хальс (1580-1666). Он работал в основном в жанре группового портрета, который был очень популярен в Голландии ХУІ-ХУП в. Это были большие по­лотна, изображавшие чаще всего офицеров стрелковых гильдий. Они вносили определенный взнос, и художник должен был изобразить каж­дого. В ранний период творчества с портретов Хальса на нас смотрят энергичные, уверенные в себе люди («Стрелковая гильдия Св. Георгия»).

В портретах Хальса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, прослеживается усталость, грусть. Мастер чаще использует се­рый и черный цвета, хотя Ван Гог сказал: «У Франса Хальса есть не менее 27 различных оттенков черного» («Регентши для приюта престарелых»).

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)

Вершиной голландского реализма, итогом голландской живописи XVII в. является творчество гениального Рембрандта. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым ерети­ком в живописи».

Рембрандт родился в Лейдене в семье владельца мельницы, учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью. В 1632 г. он навсегда переехал в Амстердам. Признание публики принес­ла Рембрандту картина «Анатомия доктора Тулпа». В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и попа­дает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он материально свободен, имеет много заказов, у него большая мастерская, многочисленные ученики. Весь этот период овеян роман­тикой. Он пишет себя и Саскию в роскошных фантастических нарядах, его картины передают ликование, упоение жизнью («Автопортрет с Саскией на коленях», «Флора»). Находится под влиянием итальянского барокко («Жертвоприношение Авраама»). В 30-е годы серьезно начи­нает заниматься графикой, офортом. Его офорты - уникальны. Их сю­жеты - библейские или евангельские, но есть и жанровое начало.

На рубеже раннего и зрелого творчества пишет свою знаменитую картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Бантинга Кока» («Ночной дозор», 1642). Рембрандт отходит от привычной ком­позиции - изображать всех во время пирушки, здесь, скорее, историчес­кая картина - по сигналу тревоги отряд выступает в поход. На всех ли­цах лежит выражение энергии, патриотического подъема. Но само эго настроение не отвечало вкусам заказчиков, живописные приемы шли вразрез с общепринятыми. Многие лица были в тени, что не понрави­лось заказчикам. Начинается разлад художника с обществом, который усугубился со смертью Саскии.

40-50 г. – пора творческой зрелости. Рембрандт переписывает пре­жние работы («Данаю»). Растет его мастерство. Он выбирает для сюже­тов лирические, поэтические стороны жизни, то, что извечно: материн­ство, любовь, сострадание. Черпает сюжеты из Священного писания («Святое семейство»).

Большое место занимает пейзаж («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет - наиболее трагические в жизни Рембрандта, но они потрясающе продуктивны. Он принимает в семью любимую жен­щину - служанку Хендрикье Стоффелс. Их брак не был официально оформлен, и обывателей раздражала эта «безнравственность». Публика охладела к художнику - в Голландии вошли в моду легкая манера ван Дейка. Рембрандт не желал потакать заказчикам. В его картинах этих лет нет ничего преходящего, случайного. Детали сведены к минимуму, все продумано. Главные выразительные средства - не линии и масса, а свет и цвет. Преобладают красный и коричневый, как бы горящие изнутри. Его краски словно излучают свет. Особенно много пишет порт­ретов. Он создает портреты-биографии, выделяя только лицо и руки («Портрет старика в красном», «Портрет Титуса» (сын художника), «Портрет Хендрикье Стоффелс»). Наибольшей тонкости психологичес­ких характеристик достигает в автопортретах, которых было около 100!

В 50-е годы Рембрандт создает свои лучшие офорты. Как офор­тист он не имеет себе равных в мире. Обогащает и усложняет технику офорта. В офортах Рембрандта выражено его сочувствие к страдающим, обездоленным. ( «Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб»). Он много занимается рисованием, и оставил после себя 2000 рисунков, они технически блестящи, безукоризненны.

Эпилог творчества Рембрандта – его знаменитая картина «Возвращение блудного сына» (1668-69). В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Эта всечеловечность делает сцену по­нятной многим людям и сообщает ей бессмертие. Колористический язык этой картины поражает.

В нищете и забвении, одиночестве (его жена и сын умерли раньше) ушел из жизни великий мастер, подаривший миру около 650 картин, множество гравюр и рисунков, мастер, о котором спустя два века фран­цузский живописец Эжен Делакруа сказал: «... правда - самое прекрас­ное и редкое на свете».

Рембрандт имел огромное влияние на искусство. Ни один современ­ный голландский художник не прошел мимо этого влияния. Его многочисленные ученики усвоили систему рембрандтовской светотени, но рембрандтовского постижения человеческой личности усвоить не могли.

В конце XVII столетия начинается упадок голландской живопис­ной школы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.