ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В XVII в. Нидерланды в результате революции разделились на две части: на Голландию (северные провинции, освободившиеся от власти Испании) и Фландрию (Южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, современную Бельгию).

 Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. стал ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640). Универсальность его таланта, его поразительная творческая продуктивность (он подарил миру ок. 3000 картин) роднят его с мастерами Возрождения.

Родившись в Германии, где недолгое время жили его родители, образование Рубенс получил на родине, в Антверпене, в иезуитской школе. С 13 лет учился живописи у местных мастеров, затем на 8 лет уезжает в Италию для продолжения образования. В 1608 г. женится на родине на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брант, назначается придворным живописцем, получает множество заказов от церкви, двора, бюргерства, иностранцев. Пишет алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых создает классический тип алтарного образца XVII в. Любимой жене посвящены картины «Автопортрет с Изабеллой Брант» (или «Жимолостная беседка»), «Портрет Изабеллы Брант». Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии.

Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко в сочета­нии с национальными особенностями. Его полотна жизнерадостны, динамичны, в них чувство преобладает над рассудочностью, они лише­ны мистики.

Рубенс прославляет национальный тип красоты. Его женские об­разы - светловолосы, голубоглазы, с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом, Себастьян полон сил под градом стрел. Даже в античных сюжетах он подчеркивал динамичность: Юпитер по­хищает возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. Охота на львов, вакханалии - все выражает радость бытия, все его кар­тины – о жизни («Союз земли и воды», «Вакханалия», «Охота на львов и гиппопотамов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»).

В 1623-25 г. Рубенс получает заказ на цикл из 20 картин от фран­цузской королевы Марии Медичи для украшения Люксембургского дворца. Справиться с большим количеством заказов Рубенс сам не мог. Но у него было достаточно учеников, которые помогали ему и стали впоследствии известными художниками.

В 1626 г. жена Рубенса умирает от чумы (в 34 года). Тяготясь оди­ночеством, он с дипломатическим поручением едет в Испанию и Анг­лию на 4 года, где его принимают с почетом как художника мировой славы и возводят в дворянское и рыцарское звание. В 1630 г. возвраща­ется в Антверпен и женится на 16-ти летней Елене Фоурмен, которая становится музой художника в последний период его творчества. Он пишет ее с собой на прогулке, с детьми, то одетой, то обнаженной, вез­де славя женщину как символ жизни: «Шубка», «Портрет супругов Ру­бенс», «Портрет Елены Фоурмен».

Последний период жизни Рубенса называют именем поместья, которое он купил и жил в нем, рисуя близких ему лю­дей и природу. Он достигает изумительной легкости и совершенства в искусстве владения кистью.

Роль Рубенса в истории европейской живописи исключительна. Он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное вли­яние на все западноевропейское искусство.

АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641)

Знаменитый ученик и помощник Рубенса. Сын богатого коммер­санта, всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии. И в портретах, и автопортретах подчеркивает изысканность модели, осо­бенно тщательно выписывает холеные руки, художник даже всегда во­зил с собой восковые слепки «идеальных рук», используя их в работе. Портрет становится его главным жанром («Автопортрет», «Семейный портрет»). Не желая конкурировать с Рубенсом, честолюбивый Дейк уезжает в Англию на службу к английскому королю Карлу I. Английс­кая национальная школа живописи еще не сложилась, и Дейк был зава­лен заказами, его возводят в рыцарское достоинство. Дейк создает це­лую серию парадных портретов - в богатых одеждах, эффектных позах, на лоне природы («Портрет Карла I на охоте»).

Но истинным последователем Рубенса и главой фламандской
школы после его смерти стал ЯКОБ ЙОРДАНС (1593-1678). Выходец
из семьи бюргеров, как и Дейк, он остался верен своему классу, остался
трезвым реалистом и сумел сохранить здоровое народное начало.

Любимый его жанр – бытовой. Это - национальный «Праздник бобового Короля», картины пирушек, где столы полны яств, лица всех довольны. Часто пишет семейные пары (портреты). Картина «Диоген» посвящена Греческому философу, который с фонарем на рынке ищет Человека.

    Особый жанр фламандского искусства – НАТЮРМОРТ (в пере­воде - «мертвая природа»), где знаменитым мастером был ФРАНС СНЕЙДЕРС (1579-1657), также ученик Рубенса. В его картинах гроздья­ ми лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, дичь. Его натюрморты больших размеров (в отличие от голландских) и служили декоративным украшением больших богатых интерье­ров: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» и др.

         ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ представлена в искусстве Фландрии
одаренным художником АДРИАНОМ БРАУВЕРОМ (1606-1638). Браувер много лет прожил в Голландии и писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои - крестьяне, городская беднота, обитатели кабачков, притонов. Они пьют, гуляют, дерутся («Деревенский лекарь», «Сцена в кабачке», «Неприятные отцовские обязанности» и
др.)

Художник сам часто посещал подобные заведения, был несостоя­тельным должником и часто расплачивался с трактирщиками своими работами. Умер рано, во время чумы.

Его последователем стал ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ (1610-1690), который чаще всего обращался к крестьянской теме, к массовым народным праздникам: «Крестьянская свадьба», «Пастушок» и др.






Дата: 2018-12-28, просмотров: 283.