В XVII в. Нидерланды в результате революции разделились на две части: на Голландию (северные провинции, освободившиеся от власти Испании) и Фландрию (Южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, современную Бельгию).
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. стал ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640). Универсальность его таланта, его поразительная творческая продуктивность (он подарил миру ок. 3000 картин) роднят его с мастерами Возрождения.
Родившись в Германии, где недолгое время жили его родители, образование Рубенс получил на родине, в Антверпене, в иезуитской школе. С 13 лет учился живописи у местных мастеров, затем на 8 лет уезжает в Италию для продолжения образования. В 1608 г. женится на родине на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брант, назначается придворным живописцем, получает множество заказов от церкви, двора, бюргерства, иностранцев. Пишет алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых создает классический тип алтарного образца XVII в. Любимой жене посвящены картины «Автопортрет с Изабеллой Брант» (или «Жимолостная беседка»), «Портрет Изабеллы Брант». Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии.
Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко в сочетании с национальными особенностями. Его полотна жизнерадостны, динамичны, в них чувство преобладает над рассудочностью, они лишены мистики.
Рубенс прославляет национальный тип красоты. Его женские образы - светловолосы, голубоглазы, с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом, Себастьян полон сил под градом стрел. Даже в античных сюжетах он подчеркивал динамичность: Юпитер похищает возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. Охота на львов, вакханалии - все выражает радость бытия, все его картины – о жизни («Союз земли и воды», «Вакханалия», «Охота на львов и гиппопотамов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»).
В 1623-25 г. Рубенс получает заказ на цикл из 20 картин от французской королевы Марии Медичи для украшения Люксембургского дворца. Справиться с большим количеством заказов Рубенс сам не мог. Но у него было достаточно учеников, которые помогали ему и стали впоследствии известными художниками.
В 1626 г. жена Рубенса умирает от чумы (в 34 года). Тяготясь одиночеством, он с дипломатическим поручением едет в Испанию и Англию на 4 года, где его принимают с почетом как художника мировой славы и возводят в дворянское и рыцарское звание. В 1630 г. возвращается в Антверпен и женится на 16-ти летней Елене Фоурмен, которая становится музой художника в последний период его творчества. Он пишет ее с собой на прогулке, с детьми, то одетой, то обнаженной, везде славя женщину как символ жизни: «Шубка», «Портрет супругов Рубенс», «Портрет Елены Фоурмен».
Последний период жизни Рубенса называют именем поместья, которое он купил и жил в нем, рисуя близких ему людей и природу. Он достигает изумительной легкости и совершенства в искусстве владения кистью.
Роль Рубенса в истории европейской живописи исключительна. Он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на все западноевропейское искусство.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641)
Знаменитый ученик и помощник Рубенса. Сын богатого коммерсанта, всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии. И в портретах, и автопортретах подчеркивает изысканность модели, особенно тщательно выписывает холеные руки, художник даже всегда возил с собой восковые слепки «идеальных рук», используя их в работе. Портрет становится его главным жанром («Автопортрет», «Семейный портрет»). Не желая конкурировать с Рубенсом, честолюбивый Дейк уезжает в Англию на службу к английскому королю Карлу I. Английская национальная школа живописи еще не сложилась, и Дейк был завален заказами, его возводят в рыцарское достоинство. Дейк создает целую серию парадных портретов - в богатых одеждах, эффектных позах, на лоне природы («Портрет Карла I на охоте»).
Но истинным последователем Рубенса и главой фламандской
школы после его смерти стал ЯКОБ ЙОРДАНС (1593-1678). Выходец
из семьи бюргеров, как и Дейк, он остался верен своему классу, остался
трезвым реалистом и сумел сохранить здоровое народное начало.
Любимый его жанр – бытовой. Это - национальный «Праздник бобового Короля», картины пирушек, где столы полны яств, лица всех довольны. Часто пишет семейные пары (портреты). Картина «Диоген» посвящена Греческому философу, который с фонарем на рынке ищет Человека.
Особый жанр фламандского искусства – НАТЮРМОРТ (в переводе - «мертвая природа»), где знаменитым мастером был ФРАНС СНЕЙДЕРС (1579-1657), также ученик Рубенса. В его картинах гроздья ми лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, дичь. Его натюрморты больших размеров (в отличие от голландских) и служили декоративным украшением больших богатых интерьеров: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» и др.
ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ представлена в искусстве Фландрии
одаренным художником АДРИАНОМ БРАУВЕРОМ (1606-1638). Браувер много лет прожил в Голландии и писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои - крестьяне, городская беднота, обитатели кабачков, притонов. Они пьют, гуляют, дерутся («Деревенский лекарь», «Сцена в кабачке», «Неприятные отцовские обязанности» и
др.)
Художник сам часто посещал подобные заведения, был несостоятельным должником и часто расплачивался с трактирщиками своими работами. Умер рано, во время чумы.
Его последователем стал ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ (1610-1690), который чаще всего обращался к крестьянской теме, к массовым народным праздникам: «Крестьянская свадьба», «Пастушок» и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 341.