ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Общая характеристика. Эль Греко

Со II половины XV в. Испания уже была единым государством, в ХVI в. достигла политического и экономического могущества в Европе, была самой сильной морской державой, владеющей огромными колониями. Но к концу века это могущество теряется, зато наступает расцвет испанской культуры: литературы, театра (Сервантес, Лопе де Вега), живописи XVII век называют «золотым веком» испанской живописи.

Для испанского искусства было характерно существование сред­невековых готических традиций, а также влияние мавританского (арабского) искусства (арабское владычество длилось 8 веков). У испанских художников было два основных заказчика: первый - это двор, и второй - церковь. Роль католической церкви в испанской живописи была очень велика. Религиозными идеями освящено все искусство Испании, идеал национального героя выражен в образе святых.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в 1576 г художника Доменико Теотокопули, прозванного ЭЛЬ ГРЕКО, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1571 -1614). Он учился в Италии у Тициана, затем приехал в Мадрид. Не оце­ненный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо и становится гла­вой толедской школы. Тематика его искусства - чаще религиозные сю­жеты («Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел», «Взятие под стражу»), реже - античные мифы («Лаокоон»), много портретов и пейзажей, в основном, виды Толедо. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, экзаль­тированности, эмоционального напряжения. Лица героев - удлинены, аскетичны, глаза посажены асимметрично и широко открыты. В пейза­жах часто подчеркивает ничтожность человека перед природой («Вид Толедо в грозу»).

«Золотой век испанской живописи открывается именами худож­ников Франсиско Рибальта, Хусепе Рибера, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса.

Хусепе Рибера (1591-1652) считается последователем итальянс­кого художника Караваджо, представителя реализма в европейской живописи. Учился в Испании, затем долгие годы жил в Италии. Тема­тика его произведений: античные и библейские сюжеты, жития святых. Как истинный сын барокко, он предпочитает изображать сцены мученичеств и страданий, в них ярче представлена нравственная сила героев
(«Мученичество Святого Варфоломея»). Важным для художника был
образ аскета-отшельника, отказавшегося от мирских благ. Он неоднок­ратно изображает Святого Иеронима, отшельника IV века. В картине «Святая Инесса», повествующей о юной христианке, отданной на поругание толпы, но спасенной богом, он запечатлел свою дочь. Картина «Хромножка» изображает маленького калеку, полного внутренней силы.

Творчество Франсиска Сурбарана (1598-1664) принадлежит к
севильской школе. Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами - святые, монахи. В картине «Святой Лаврентий» тема мученичества представлена художником как триумф: Лаврентий облачен в
праздничные одежды, его лицо сурово и мужественно. В руках он держит решетку, на которой его сожгут. Картина «Молитва Святого Бонаветуры» посвящена истории выбора папы.

Вершиной испанской живописи XVII в. считаются произведения Диего Веласкеса (1599-1660). Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественного интереса и виртуозности кисти. Он увлеченно изучал античное искусство, итальянское Возрождение и современное барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя все богатство художественной европейской традиции.

Веласкес родился в Севилье, обучался у местных художников. Ран­ние его работы близки жанру «бодегона» (в переводе с испанского оз­начает «харчевня»). Это картины с изображением лавки, трактира, пер­сонажи - простые люди («Завтрак»). В 1622 г. Веласкес приезжает в Мадрид и становится придворным художником короля Филиппа IV. Почти 40 лет, до самой смерти, длилась эта служба, но она не помешала ему отыскать свой путь в искусстве. Знакомство с шедеврами королевс­кой коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским худож­ником Рубенсом, поездки в Италию - все это способствовало росту ма­стерства Веласкеса. Центральное место в его творчестве занимал портрет. Он пишет аристократов, членов королевской семьи («Инфанта Мар­гарита», «Портрет Филиппа IV», «Портрет графа Оливареса»), порт­рет Папы Римскою Иннокентия X, который сам Папа назвал « слиш­ком правдивым», создает знаменитую серию «Шуты и карлики». В кар­тине «Венера перед зеркалом» он впервые в Испании пишет обнажен­ное женское тело (картина написана в Италии). Одни из лучших работ Последних лет - монументальные картины «Пряхи», где прославляется национальный тип красоты и воспроизведен миф об Афине и Арахне, и «Менины» - групповой портрет инфанты, придворных дам, самого ху­дожника, короля и королевы (в зеркале).

Веласкес умер неожиданно. Его влияние на все последующее ис­кусство огромно.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.