ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХУ ІІ в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Барокко. Общая характеристика

В ХУІІ ст. в Европе сложились два новых стиля – барокко и классицизм, которые охватили все виды искусства.

В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догмы (положения) христианам человеческое мышление способно воспринять только через циклическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог им дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, приблизить душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.

Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившего­ся в Италии в 80-х годах XVI ст., и определили основные его черты. Эмо­циональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиции – все это должно было создать у зрителя осо­бый духовный настрой. Само название стиля (итал. bаrоссо - «стран­ный», «непредсказуемый») появилось позже и не отражает его глубин­ного смысла.

Если мировоззрение Ренессанса строилось на вере в гармонию мира, в человека, то мировоззрение барокко пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, где человек занимает уже не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, об­ществу, государству. Наука и искусство уже не слиты воедино. Отра­жая сложную атмосферу времени, барокко соединяет в себе, казалось бы, несоединимые элементы: мистику, повышенную экспрессию – и трезвость, рассудительность, истинно бюргерскую деловитость.

Величавость, сдержанность искусства Ренессанса сменяется любо­вью к динамике, вместо меры и ясности – контраст, асимметрия, пере­груженность декоративными мотивами.

В архитектуре барокко тяготеет к ансамблю, к организации про­странства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, городские резиденции построены по принципу синтеза архитектуры и скульптуры.

В живописи барокко предпочитает вместо линии – живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, нарушает принципы прямой ли­нейной перспективы. Парадный портрет – главный вид живописи. На­тюрморт и пейзаж – как дополнение.

Место и время развития барокко – это те страны, где торжествова­ли феодальные силы и католическая церковь.

Ведущие школы – итальянская, испанская, фламандская, голланд­ская, французская.

ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XVII ст.

 Общая характеристика архитектуры и скульптуры

Центром развития нового искусства барокко стал Рим («Бароч­ный Рим»). Архитекторы включают в целостный архитектурный ан­самбль не только отдельное здание, площади, но и улицы, придают им строго прямолинейные очертания. Начало и конец улиц отмечены ар­хитектурными (площади) или скульптурными памятниками. Особого размаха достигает архитектура вилл, где большое место уделялось са­дово-парковому ансамблю. Гроты, скульптуры, фонтаны обильно ук­рашают парк, усиливают пышность архитектурного убора дворца.

В культовом зодчестве интерьер церкви как места пышного теат­рального обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства. Скульптура тесно связана с архитектурой.

Творчество Л.Бернини

Примером является творчество Лоренцо Бернини (1598 – 1680) архитектора и скульптора. Придворный архитектор и скульптор римских  пап, Бернини возглавлял все архитектурные и скульптурные работы Рима. Его главные работы: королевская лестница в Ватиканском дворце, связавшая папский дворец с собором, сенькиворий в соборе Св. Петра, статуи, рельефы, оформление гигантской площади перед собором Св. Петра (280 м)...

Скульптурные работы: «Давид», «Экстаз Св.Терезы», алтари для церквей, надгробия знаменитым людям, фонтаны...

Живопись

В живописи Италии XVII в. существовало два направления: «болонский академизм» и «караваджизм».

Три брата КАРРАЧИ основали в г. Болонье «Академию направленных на истинный путь», где художники обучались по определенной программе. Принципы болонской академии: изучение натуры, профессионализм, идеализация, облагораживание натуры и природы (чтобы они стали достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами). Принципы обучения художника, разработанные братьями  Каррачи, легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.

Судьба основоположника второго направления в итальянской живописи  XVII в. – МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО (1573-1610, настоящее имя  Меризи), сложилась трагически. Одаренный мастер, он вел странную, неустроенную жизнь, был неуравновешенным человеком и дрался на дуэлях. Одна из дуэлей окончилась смертью противника, и художник последние 4 года провел в скитаниях, умер в полной нищете. Его картины у современников вызывали как восторги, так и яростные нападки. Караваджо был основателем реализма в Италии. Единственным источником его искусства была окружающая его действительность. Его метод был антиподом академизму и сам художник бунтарски восставал против него. Отсюда обращение к необычным персонажам: картежникам, шулерам, гадалкам, что положило начало жанровой живописи в Италии («Лютнист», «Игроки», «Корзинка с фруктами»). Но главными для Караваджо оставались религиозные темы. Но и здесь, он выступает новатором и апостолов делает похожими на крестьян. Его  картины были так реалистичны, что заказчики отказывались от них, не усматривая в них должного благочестия и идеальности.

В XVII в. Италия еще занимала ведущее положение в искусстве Европы, но с XVIII в. начинается его упадок.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 368.