Категории содержательной интерпретации результатов ТАТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

категория значимые параметры и примечания
1.

Номер картинки

2.

Латентный период

3.

Время рассказа

4.

Количество слов в рассказе

5. Следование инструкции Прошлое (отдаленное или ближайшее, разработанное или лишь обозначенное) Настоящее (разработанное или указанное) Будущее (обрабатывается так же, как параметр «прошлое») Мысли персонажей (разработанные или указанные) Чувства персонажей (разработанные или указанные)
6. Обращение со стимульным материалом Изменения (рассказ-клише или оригинальный сюжет; определяется по списку «Культурных клише» С. Томкинса) Разведение на планы (реальный или идеальный план, разведение во времени, в пространстве) Опущения значимых деталей Искажения деталей Дополнения Способ обращения с инструкцией (свободное, строгое, излишняя детализация рассказа, формальность, описание вместо рассказа, отказ…)
7. Эмоциональ-ный фон повествования Повышенный, пониженный Изменчивый, устойчивый
8. Особенности языка и разработки сюжета Слова-паразиты, жаргон, рассогласованность падежных окончаний Преобладающий стиль рассказа (литературный, разностильный, разговорный) Наличие отрицательных или вопросительных фраз  Логика повествования (построение сюжета, «дыры» в нем, степень разработанности сюжета, утеря нити повествования, спонтанность …)
9. Оценочные и справочные суждения  
10. Сфера рассказа Личная, профессиональная, семейная, интимная, сексуальная, социальная, социально-политическая, морально-этическая, религиозно-мистическая, абстрактная, фантастическая, инфантильная, пубертатная, аутистическая. Описывается также т.н. «особая» сфера, куда относят рассказы с упоминанием: · убийства/самоубийства; · изнасилования; · описания длительных страданий персонажей; · сцен насилия, садизма либо открытого мазохизма; · массовых убийств; · реалистичных описаний психопатологии.
11. Герой Заинтересованность в судьбе персонажа Сочувствие персонажу Совпадение эмоционального фона повествования с эмоциональным состоянием персонажа Явная подстановка себя на место персонажа Прямая речь от лица персонажа
12. Второстепен-ные действующие лица Пол Возраст Социальная принадлежность Если второстепенный персонаж оказывается столь же значимым, как и герой, то его расшифровывают как «героя второго плана» по тем же категориям. Обычно «герой второго плана» отражает характеристики давления и отношения к социальным группам
13. Цель Степень разработанности (разработана, не разработана, подразумевается) Ориентация (реальная, идеальная)
14. Средства достижения цели Наличие/отсутствие средств Степень разработанности средств Характер средств (самостоятельные, несамостоятельные, манипуляция другими людьми, случайность) Адекватность средств
15. Исход Положительный, отрицательный, нейтральный, противоречивый Связанность исхода с настоящей ситуацией
16. Прогноз  
17. Конфликт Внешний или внутренний Время его возникновения (прошлое, настоящее, будущее) Разрешение/отсутствие разрешения конфликта Наличие/отсутствие, самостоятельность и адекватность средств для разрешения конфликта
18. Позиция героя Действенная, пассивная, агрессивная, страдательная, созерцательная
19. Потребности Техническая характеристика и содержание (по Г. Мюррею)
20. Давление Техническая характеристика и содержание (по Г. Мюррею)
21.

Примечания

Зарубежные авторы работ, выполненных с применением классического ТАТ и его модификаций, подчеркивают возможность разнообразных интерпретаций результатов. Так, существует мнение, что рассказы испытуемых не столько отражают их бессознательные фантазии, сколько являются продуктом особой познавательной деятельности в условиях неопределённости стимульного материала. Подробный анализ существующих подходов к проведению и интерпретации данных ТАТ был проведен Е.Т. Соколовой (1986).

Для патопсихологической практики наиболее адекватной считается интерпретационная система, разработанная Б.В. Зейгарник и соавторами (1972), где выделяются следующие категории рассказа:

· «уход» - уклонение от выполнения задания, состоящее либо в простом описании, либо в формальном построении сюжета, заимствовании мотивов из литературы и кинофильмов; иногда такая стратегия реализуется путем разветвления сюжета с внезапными переходами от одной «равноценной» линии к другой;

· позиции персонажей (действенные, страдательные, созерцательные, агрессивные);

· солидаризация (сочувствие одному из персонажей, разделение его мыслей и взглядов);

· отступления от сюжетной линии – справочные (резонерские), мемориальные (эгоцентрические);

· ошибки восприятия;

· общее время рассказа и паузы (свидетельствуют об аффективной заинтересованности вплоть до шоковых реакций).

Особенно многозначны толкования стратегии «ухода»: ее появление при описании одной или нескольких таблиц говорит либо о чуждости для испытуемого жизненных ситуаций такого плана, либо об особой субъективной значимости темы. Если же «уход» повторяется при работе со всеми карточками, то можно говорить о боязни испытания или об интеллектуальных затруднениях.

Частые отступления от сюжетной линии трактуются как проявление непоследовательности суждений, лабильности мыслительных процессов – такие феномены встречаются при гипоманиакальных состояниях и шизофрении. Малое количество упоминаемых деталей, скудость описания говорят об известной абстрагированности испытуемого от ситуации обследования, сухости, независимости.

Е.Т. Соколова (1986) подчеркивает, что наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и иных пограничных состояний – его используют для диагностики ведущих мотивов, ценностей, аффективных конфликтов, характерных способов психологической защиты и т.д.

В.М. Блейхер и соавторы (2002) указывают на информативность ТАТ для выявления личностных характеристик других групп больных – например, лиц с аффективными психозами, алкогольной деградацией личности. Различные модификации этой методики нашли применение и в патопсихологической диагностике шизофренического синдрома (Н.К. Киященко, 1965 и др.). Полезные рекомендации по работе с ТАТ представлены в работах Д.А. Леонтьева (1998), Е.Т. Соколовой (1986), П.В. Яньшина (2004), сборнике «Проективная психология» (2000) и других источниках.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 399.