№ | категория | значимые параметры и примечания |
1. | Номер картинки | |
2. | Латентный период | |
3. | Время рассказа | |
4. | Количество слов в рассказе | |
5. | Следование инструкции | Прошлое (отдаленное или ближайшее, разработанное или лишь обозначенное) Настоящее (разработанное или указанное) Будущее (обрабатывается так же, как параметр «прошлое») Мысли персонажей (разработанные или указанные) Чувства персонажей (разработанные или указанные) |
6. | Обращение со стимульным материалом | Изменения (рассказ-клише или оригинальный сюжет; определяется по списку «Культурных клише» С. Томкинса) Разведение на планы (реальный или идеальный план, разведение во времени, в пространстве) Опущения значимых деталей Искажения деталей Дополнения Способ обращения с инструкцией (свободное, строгое, излишняя детализация рассказа, формальность, описание вместо рассказа, отказ…) |
7. | Эмоциональ-ный фон повествования | Повышенный, пониженный Изменчивый, устойчивый |
8. | Особенности языка и разработки сюжета | Слова-паразиты, жаргон, рассогласованность падежных окончаний Преобладающий стиль рассказа (литературный, разностильный, разговорный) Наличие отрицательных или вопросительных фраз Логика повествования (построение сюжета, «дыры» в нем, степень разработанности сюжета, утеря нити повествования, спонтанность …) |
9. | Оценочные и справочные суждения | |
10. | Сфера рассказа | Личная, профессиональная, семейная, интимная, сексуальная, социальная, социально-политическая, морально-этическая, религиозно-мистическая, абстрактная, фантастическая, инфантильная, пубертатная, аутистическая. Описывается также т.н. «особая» сфера, куда относят рассказы с упоминанием: · убийства/самоубийства; · изнасилования; · описания длительных страданий персонажей; · сцен насилия, садизма либо открытого мазохизма; · массовых убийств; · реалистичных описаний психопатологии. |
11. | Герой | Заинтересованность в судьбе персонажа Сочувствие персонажу Совпадение эмоционального фона повествования с эмоциональным состоянием персонажа Явная подстановка себя на место персонажа Прямая речь от лица персонажа |
12. | Второстепен-ные действующие лица | Пол Возраст Социальная принадлежность Если второстепенный персонаж оказывается столь же значимым, как и герой, то его расшифровывают как «героя второго плана» по тем же категориям. Обычно «герой второго плана» отражает характеристики давления и отношения к социальным группам |
13. | Цель | Степень разработанности (разработана, не разработана, подразумевается) Ориентация (реальная, идеальная) |
14. | Средства достижения цели | Наличие/отсутствие средств Степень разработанности средств Характер средств (самостоятельные, несамостоятельные, манипуляция другими людьми, случайность) Адекватность средств |
15. | Исход | Положительный, отрицательный, нейтральный, противоречивый Связанность исхода с настоящей ситуацией |
16. | Прогноз | |
17. | Конфликт | Внешний или внутренний Время его возникновения (прошлое, настоящее, будущее) Разрешение/отсутствие разрешения конфликта Наличие/отсутствие, самостоятельность и адекватность средств для разрешения конфликта |
18. | Позиция героя | Действенная, пассивная, агрессивная, страдательная, созерцательная |
19. | Потребности | Техническая характеристика и содержание (по Г. Мюррею) |
20. | Давление | Техническая характеристика и содержание (по Г. Мюррею) |
21. | Примечания |
Зарубежные авторы работ, выполненных с применением классического ТАТ и его модификаций, подчеркивают возможность разнообразных интерпретаций результатов. Так, существует мнение, что рассказы испытуемых не столько отражают их бессознательные фантазии, сколько являются продуктом особой познавательной деятельности в условиях неопределённости стимульного материала. Подробный анализ существующих подходов к проведению и интерпретации данных ТАТ был проведен Е.Т. Соколовой (1986).
Для патопсихологической практики наиболее адекватной считается интерпретационная система, разработанная Б.В. Зейгарник и соавторами (1972), где выделяются следующие категории рассказа:
· «уход» - уклонение от выполнения задания, состоящее либо в простом описании, либо в формальном построении сюжета, заимствовании мотивов из литературы и кинофильмов; иногда такая стратегия реализуется путем разветвления сюжета с внезапными переходами от одной «равноценной» линии к другой;
· позиции персонажей (действенные, страдательные, созерцательные, агрессивные);
· солидаризация (сочувствие одному из персонажей, разделение его мыслей и взглядов);
· отступления от сюжетной линии – справочные (резонерские), мемориальные (эгоцентрические);
· ошибки восприятия;
· общее время рассказа и паузы (свидетельствуют об аффективной заинтересованности вплоть до шоковых реакций).
Особенно многозначны толкования стратегии «ухода»: ее появление при описании одной или нескольких таблиц говорит либо о чуждости для испытуемого жизненных ситуаций такого плана, либо об особой субъективной значимости темы. Если же «уход» повторяется при работе со всеми карточками, то можно говорить о боязни испытания или об интеллектуальных затруднениях.
Частые отступления от сюжетной линии трактуются как проявление непоследовательности суждений, лабильности мыслительных процессов – такие феномены встречаются при гипоманиакальных состояниях и шизофрении. Малое количество упоминаемых деталей, скудость описания говорят об известной абстрагированности испытуемого от ситуации обследования, сухости, независимости.
Е.Т. Соколова (1986) подчеркивает, что наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и иных пограничных состояний – его используют для диагностики ведущих мотивов, ценностей, аффективных конфликтов, характерных способов психологической защиты и т.д.
В.М. Блейхер и соавторы (2002) указывают на информативность ТАТ для выявления личностных характеристик других групп больных – например, лиц с аффективными психозами, алкогольной деградацией личности. Различные модификации этой методики нашли применение и в патопсихологической диагностике шизофренического синдрома (Н.К. Киященко, 1965 и др.). Полезные рекомендации по работе с ТАТ представлены в работах Д.А. Леонтьева (1998), Е.Т. Соколовой (1986), П.В. Яньшина (2004), сборнике «Проективная психология» (2000) и других источниках.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 438.