Стимульный материал для методики А.Н. Леонтьева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  ПРЕДМЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЛОВА
Серия №3 Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, перьевая ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка (всего 30 картинок) Свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога (всего 14 слов)
Серия №4 Полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка (всего 30 картинок) Дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд (всего 15 слов)

 

Инструкция: Вам нужно будет запомнить ряд слов. Чтобы легче было запоминать, нужно к каждому слову подбирать одну карточку, такую, чтобы она помогла затем вспомнить это слово.

Например, первое слово – «дождь». Здесь он нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет его запомнить. Какую карточку вы выберете? Как эта карточка напомнит вам про «дождь»? В протоколе ответ на последний вопрос фиксируется в столбце «Объяснение связи для запоминания».

Все отобранные карточки откладывают в сторону и переходят к следующим методикам. Спустя 40-60 минут карточки перемешивают, показывают больному и спрашивают, какие слова им соответствуют. Повторно задается вопрос о связи между словом и карточкой.

Полученные результаты фиксируют с помощью протокола:

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

  Слова Выбираемые карточки Объяснение связи для запоминания Воспроизведение Объяснение связи
Свет Обед Молоток Одежда Поле Игра Птица Лошадь Урок Ночь Мышь Молоко Стул Дорога        

 

Интерпретация: Недоступность процесса опосредования (полная или касающаяся только сложных, абстрактных стимульных слов) характерна для олигофрении, деменции, иногда – эпилепсии. Возможно два варианта затруднений: либо карточка не подбирается вовсе, либо при показе карточки в конце опыта больной просто называет тот предмет, который на ней изображен. Многочисленные исследования (Л.С. Бондарева, 1969; Л.В. Петренко, 1976; С.Я. Рубинштейн, 2004 и др.) доказали, что работа больных эпилепсией с методикой «Заучивание 10 слов» нередко бывает более продуктивной по сравнению с опосредованным запоминанием.

Резко выраженная неадекватность и непродуктивность ассоциативного запоминания характерна для шизофрении. Больные подбирают бессмысленные, бессодержательные, «пустые» связи – например, по созвучию слов, по первой букве. Так, к слову «театр» больной подбирает картинку с изображением тарелки, к слову «свет» - рисунок стола и т.д. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения.

Название: Пиктограммы (методика разработана в школе Л.С. Выготского - А.Р. Лурии)

Назначение: изучение опосредованной памяти, мышления (через анализ характера ассоциаций), некоторых эмоционально-личностных особенностей.

Материалы: не требуются. Следует заблаговременно подготовить список слов и выражений для запоминания; число их варьирует от 12 до 18-20.

Инструкция: Больному сообщают, что будет исследоваться его зрительная память. Ему дают лист бумаги формата А4 и простой карандаш со следующей инструкцией: «Я буду называть слова и выражения, которые вам предстоит запомнить. Для того чтобы было легче это сделать, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы вы хорошо запомнили слова. Использовать слова и буквы нельзя».

Так же, как и при применении предыдущей методики, символ для первого понятия экспериментатор подбирает вместе с больным, чтобы удостовериться в верном понимании инструкции.

По ходу работы необходимо задавать вопросы о смысле каждого изображения, а также фиксировать латентный период Т (т.е. временной промежуток между прочтением экспериментатором очередного понятия и выполнением больным соответствующего рисунка).

После выполнения задания листок с рисунками больного откладывают и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают припомнить по рисункам заданные слова.

Воспроизведение осуществляется в случайной последовательности.

Результаты исследования отражают в протоколе:

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПИКТОГРАММЫ

Понятие Т, сек. Рисунок Характер изображения Объяснение Воспроизведение
Веселый праздник          
Тяжелая работа          
Вкусный ужин          
Болезнь          
Победа          
Злая собака          
Мальчик трус          
Печаль          
Глухая старуха          
Дружба          
Теплый ветер          
Развитие          
Справедливость          
Девочке холодно          

Интерпретация: По своему характеру возможные изображения делятся на несколько категорий:

- абстрактные изображения (линии, не оформленные в какой-либо узнаваемый образ);

- знаково-символические - (выполненные в виде знаков или символов - геометрические фигуры и т. д.);

- конкретные (изображения конкретных предметов);

- сюжетные (изображения объединены в какой-то сюжет);

- метафорические (изображения в виде метафор).

Интересный подход к интерпретации разработан Б.Г. Херсонским (2003), использовавшим следующие критерии оценки:

1. Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорические, геометрические, графические и грамматические символы);

2. Индивидуальная значимость;

3. Частота (стандартные, оригинальные, повторяющиеся образы);

4. Адекватность.

Особое внимание Б.Г. Херсонский уделяет т.н. неформализуемым феноменам – шоковым реакциям, эмоциональным высказываниям, ассоциациям по созвучию, выхолощенным символам, подбору нескольких рисунков к одному понятию. Информативными считаются и некоторые графические характеристики – чрезмерный наклон рисунков, неуверенные и пересекающиеся линии (органический симптомокомплекс), стремление к чрезмерно строгой организации пространства на листе. По мнению автора, наиболее «упорядоченные» пиктограммы встречаются у субдепрессивных больных и при навязчивых состояниях.

В целом интерпретация результатов сходна с таковой для методики «Опосредованное запоминание». Среди патопсихологических критериев оценки результатов основными являются:

1. Способность больного к обобщенной символизации слова;

2. Адекватность и содержательность ассоциаций;

3. Продуктивность запоминания.

Анализ пиктограмм позволяет обнаружить излишнюю обстоятельность, детализированность мышления, которые проявляются в множественных ассоциациях и подробных «фотографических» изображениях, стремлении вернуться и дорисовать уже завершенное изображение. Такие явления относятся к нарушениям уровня обобщения по типу снижения и характерны для эпилепсии, а также для некоторых вариантов последствий энцефалита.

Относительно второго критерия С.Я. Рубинштейн (2004) указывала, например, что в пиктограммах больных шизофренией представлены нарушения адекватности ассоциаций – используются вычурные, «заумные», парадоксальные связи. Иногда дефект достигает полной выхолощенности ассоциаций – больные изображают понятия с помощью точек, штрихов, абстрактных фигур. Такой вариант выполнения типичен для шизофрении, но встречается и на фоне истероидных особенностей. Эгоцентричность же ассоциаций характерна для эпилептоидов и некоторых психопатов: так, на слово «победа» больные говорят «врачи победили меня» и т.д.

Что же касается последнего критерия, то он приобретает особый интерес в сопоставлении с результатами непосредственного запоминания 10 слов. Преобладание опосредованного запоминания над непосредственным присуще органическому дефекту, обратная картина встречается при шизофрении (вследствие искажения уровня обобщения) и эпилепсии.

       Название: Воспроизведение рассказов.

Назначение: изучение понимания и запоминания логически организованного материала, особенностей речи и некоторых эмоционально-личностных характеристик.

Материалы: 10-15 текстов, содержащих определенную мораль, скрытый смысл или подтекст, и вариативных по степени трудности. Примеры текстов:

 

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев засмеялся и отпустил мышь. Однажды охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Инструкция: Прочитайте (прослушайте) текст и перескажите его.

Пересказ может осуществляться как устно, так и в письменной форме. Иногда рассказы следуют один за другим, иногда пересказываются и обсуждаются по одному. Необходимо задать больному ряд вопросов относительно понимания смысла рассказа и отношения к описанным событиям.

Интерпретация: Конфабуляторное вплетение в рассказ собственных переживаний или убеждение в том, что в тексте содержится намек на события жизни больного, встречаются при шизофрении.

Грубые нарушения точности воспроизведения (смешение событий и персонажей двух рассказов, искажение обстоятельств сюжета) при относительно успешном понимании морали характерны для органических синдромов – сосудистых, опухолевых, травматических.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 605.