ПРЕДМЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ | СЛОВА | |
Серия №3 | Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, перьевая ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, телега, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка (всего 30 картинок) | Свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога (всего 14 слов) |
Серия №4 | Полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (2 штуки), поднос, булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка (всего 30 картинок) | Дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд (всего 15 слов) |
Инструкция: Вам нужно будет запомнить ряд слов. Чтобы легче было запоминать, нужно к каждому слову подбирать одну карточку, такую, чтобы она помогла затем вспомнить это слово.
Например, первое слово – «дождь». Здесь он нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет его запомнить. Какую карточку вы выберете? Как эта карточка напомнит вам про «дождь»? В протоколе ответ на последний вопрос фиксируется в столбце «Объяснение связи для запоминания».
Все отобранные карточки откладывают в сторону и переходят к следующим методикам. Спустя 40-60 минут карточки перемешивают, показывают больному и спрашивают, какие слова им соответствуют. Повторно задается вопрос о связи между словом и карточкой.
Полученные результаты фиксируют с помощью протокола:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
Слова | Выбираемые карточки | Объяснение связи для запоминания | Воспроизведение | Объяснение связи |
Свет Обед Молоток Одежда Поле Игра Птица Лошадь Урок Ночь Мышь Молоко Стул Дорога |
Интерпретация: Недоступность процесса опосредования (полная или касающаяся только сложных, абстрактных стимульных слов) характерна для олигофрении, деменции, иногда – эпилепсии. Возможно два варианта затруднений: либо карточка не подбирается вовсе, либо при показе карточки в конце опыта больной просто называет тот предмет, который на ней изображен. Многочисленные исследования (Л.С. Бондарева, 1969; Л.В. Петренко, 1976; С.Я. Рубинштейн, 2004 и др.) доказали, что работа больных эпилепсией с методикой «Заучивание 10 слов» нередко бывает более продуктивной по сравнению с опосредованным запоминанием.
Резко выраженная неадекватность и непродуктивность ассоциативного запоминания характерна для шизофрении. Больные подбирают бессмысленные, бессодержательные, «пустые» связи – например, по созвучию слов, по первой букве. Так, к слову «театр» больной подбирает картинку с изображением тарелки, к слову «свет» - рисунок стола и т.д. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения.
Название: Пиктограммы (методика разработана в школе Л.С. Выготского - А.Р. Лурии)
Назначение: изучение опосредованной памяти, мышления (через анализ характера ассоциаций), некоторых эмоционально-личностных особенностей.
Материалы: не требуются. Следует заблаговременно подготовить список слов и выражений для запоминания; число их варьирует от 12 до 18-20.
Инструкция: Больному сообщают, что будет исследоваться его зрительная память. Ему дают лист бумаги формата А4 и простой карандаш со следующей инструкцией: «Я буду называть слова и выражения, которые вам предстоит запомнить. Для того чтобы было легче это сделать, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы вы хорошо запомнили слова. Использовать слова и буквы нельзя».
Так же, как и при применении предыдущей методики, символ для первого понятия экспериментатор подбирает вместе с больным, чтобы удостовериться в верном понимании инструкции.
По ходу работы необходимо задавать вопросы о смысле каждого изображения, а также фиксировать латентный период Т (т.е. временной промежуток между прочтением экспериментатором очередного понятия и выполнением больным соответствующего рисунка).
После выполнения задания листок с рисунками больного откладывают и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают припомнить по рисункам заданные слова.
Воспроизведение осуществляется в случайной последовательности.
Результаты исследования отражают в протоколе:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПИКТОГРАММЫ
Понятие | Т, сек. | Рисунок | Характер изображения | Объяснение | Воспроизведение |
Веселый праздник | |||||
Тяжелая работа | |||||
Вкусный ужин | |||||
Болезнь | |||||
Победа | |||||
Злая собака | |||||
Мальчик трус | |||||
Печаль | |||||
Глухая старуха | |||||
Дружба | |||||
Теплый ветер | |||||
Развитие | |||||
Справедливость | |||||
Девочке холодно |
Интерпретация: По своему характеру возможные изображения делятся на несколько категорий:
- абстрактные изображения (линии, не оформленные в какой-либо узнаваемый образ);
- знаково-символические - (выполненные в виде знаков или символов - геометрические фигуры и т. д.);
- конкретные (изображения конкретных предметов);
- сюжетные (изображения объединены в какой-то сюжет);
- метафорические (изображения в виде метафор).
Интересный подход к интерпретации разработан Б.Г. Херсонским (2003), использовавшим следующие критерии оценки:
1. Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорические, геометрические, графические и грамматические символы);
2. Индивидуальная значимость;
3. Частота (стандартные, оригинальные, повторяющиеся образы);
4. Адекватность.
Особое внимание Б.Г. Херсонский уделяет т.н. неформализуемым феноменам – шоковым реакциям, эмоциональным высказываниям, ассоциациям по созвучию, выхолощенным символам, подбору нескольких рисунков к одному понятию. Информативными считаются и некоторые графические характеристики – чрезмерный наклон рисунков, неуверенные и пересекающиеся линии (органический симптомокомплекс), стремление к чрезмерно строгой организации пространства на листе. По мнению автора, наиболее «упорядоченные» пиктограммы встречаются у субдепрессивных больных и при навязчивых состояниях.
В целом интерпретация результатов сходна с таковой для методики «Опосредованное запоминание». Среди патопсихологических критериев оценки результатов основными являются:
1. Способность больного к обобщенной символизации слова;
2. Адекватность и содержательность ассоциаций;
3. Продуктивность запоминания.
Анализ пиктограмм позволяет обнаружить излишнюю обстоятельность, детализированность мышления, которые проявляются в множественных ассоциациях и подробных «фотографических» изображениях, стремлении вернуться и дорисовать уже завершенное изображение. Такие явления относятся к нарушениям уровня обобщения по типу снижения и характерны для эпилепсии, а также для некоторых вариантов последствий энцефалита.
Относительно второго критерия С.Я. Рубинштейн (2004) указывала, например, что в пиктограммах больных шизофренией представлены нарушения адекватности ассоциаций – используются вычурные, «заумные», парадоксальные связи. Иногда дефект достигает полной выхолощенности ассоциаций – больные изображают понятия с помощью точек, штрихов, абстрактных фигур. Такой вариант выполнения типичен для шизофрении, но встречается и на фоне истероидных особенностей. Эгоцентричность же ассоциаций характерна для эпилептоидов и некоторых психопатов: так, на слово «победа» больные говорят «врачи победили меня» и т.д.
Что же касается последнего критерия, то он приобретает особый интерес в сопоставлении с результатами непосредственного запоминания 10 слов. Преобладание опосредованного запоминания над непосредственным присуще органическому дефекту, обратная картина встречается при шизофрении (вследствие искажения уровня обобщения) и эпилепсии.
Название: Воспроизведение рассказов.
Назначение: изучение понимания и запоминания логически организованного материала, особенностей речи и некоторых эмоционально-личностных характеристик.
Материалы: 10-15 текстов, содержащих определенную мораль, скрытый смысл или подтекст, и вариативных по степени трудности. Примеры текстов:
Плохой сторож
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев засмеялся и отпустил мышь. Однажды охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Инструкция: Прочитайте (прослушайте) текст и перескажите его.
Пересказ может осуществляться как устно, так и в письменной форме. Иногда рассказы следуют один за другим, иногда пересказываются и обсуждаются по одному. Необходимо задать больному ряд вопросов относительно понимания смысла рассказа и отношения к описанным событиям.
Интерпретация: Конфабуляторное вплетение в рассказ собственных переживаний или убеждение в том, что в тексте содержится намек на события жизни больного, встречаются при шизофрении.
Грубые нарушения точности воспроизведения (смешение событий и персонажей двух рассказов, искажение обстоятельств сюжета) при относительно успешном понимании морали характерны для органических синдромов – сосудистых, опухолевых, травматических.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 605.