Первый этап | ВТОРОЙ ЭТАП | ТРЕТИЙ ЭТАП |
Усвоение инструкции: а) самостоятельное б) с незначительной помощью в) с помощью экспериментатора г) инструкция не усвоена |
| |
| ||
| ||
| ||
|
Существует и вербальный вариант данной методики, в котором предметные изображения заменены словами, напечатанными на карточках. Такая модификация легче поддаётся обобщению, однако создает большую нагрузку для внимания и памяти больного.
Название: Исключение предметов («Четвертый лишний»)
Назначение: исследование аналитико-синтетической деятельности больных и способности к обобщению.
По сравнению с «Классификацией предметов» в меньшей степени позволяет выявить работоспособность и устойчивость внимания, однако предъявляет более высокие требования к точности формулировок и способности логически обосновывать свои решения.
Материалы: набор из 17-ти карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета: три объединены принадлежностью к какой-либо категории, а один лишний. Карточки градуированы по степени сложности. Результаты фиксируются в таком бланке.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
№ п/п | Название карточки, вопросы и замечания экспериментатора | Исключаемый предмет | Объяснения больного |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. |
Инструкция: здесь на каждой карточке изображено четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать этот предмет и сказать, как можно назвать остальные три.
Первую карточку (как правило, из числа простых, например, три различных цветка и кошка) экспериментатор разбирает и обсуждает вместе с больным.
Если инструкция усвоена, дальнейшую работу испытуемый проделывает самостоятельно.
Интерпретация: Непонимание инструкции или правильное решение лишь 3-4 простейших задач с последующими затруднениями встречается редко – как правило, у больных с выраженным слабоумием или расстройствами сознания. При менее глубоком интеллектуальном дефекте больным доступно решение задач средней сложности, однако вербальное обоснование решений затруднено. Часты конкретные, ситуационно-бытовые способы решения: больной отказывается выбрать лишний объект на карточке с изображением трех предметов обуви и человеческой ноги, мотивируя это тем, что «ведь на ногу надевают и сапог, и ботинок, и туфлю».
Напротив, опора на вычурные, латентные, «слабые» признаки характерна для больных шизофренией. Например, работая с карточкой «очки, часы, весы, термометр» больной может исключить весы, поскольку все остальные предметы «содержат в своем составе стекло».
Подробный анализ стратегий выполнения этого задания больными из различных нозологических групп представлен в работах Б.В. Зейгарник и др.
Аналог данной методики проводится на вербальном материале – в роли стимулов выступают пятерки слов, четыре из которых связаны между собой, пятое же подлежит исключению (В.М. Блейхер и соавторы, 2002).
Название: Существенные признаки.
Назначение: изучение логичности суждений больного, а также его умения сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении многочисленных однотипных задач. Методика позволяет оценить также уровень критичности.
Материалы: бланки с напечатанными текстами задач.
Инструкция: перед вами ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым из них – пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова.
Первую задачу экспериментатор решает вместе с больным; далее, если инструкция понятна больному, он продолжает работу самостоятельно.
Протоколирование и интерпретация результатов ведутся так же, как и при использовании методики «Исключение предметов».
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
1. | Сад – | растения | садовник | собака | забор | земля |
2. | Река – | берег | рыба | рыболов | тина | вода |
3. | Город – | автомобиль | здание | толпа | улица | велосипед |
4. | Сарай – | сеновал | лошади | крыша | скот | стены |
5. | Куб – | углы | чертеж | сторона | камень | дерево |
6. | Деление – | класс | делимое | карандаш | делитель | бумага |
7. | Чтение – | глаза | книга | картинка | печать | слово |
8. | Игра – | карты | игроки | штрафы | наказания | правила |
9. | Война – | самолет | пушки | сражения | ружья | солдаты |
10. | Кольцо – | диаметр | алмаз | проба | округлость | золото |
11. | Газета – | правда | проис- шествие | кроссворд | бумага | редактор |
12. | Книга – | рисунки | рассказ | бумага | оглавление | текст |
13. | Пение – | звон | искусство | голос | аплодис-менты | мелодия |
14. | Землетря -сение – | пожар | смерть | колебания почвы | шум | наводнение |
15. | Библиотека – | столы | книги | читальный зал | гардероб | читатели |
16. | Лес – | почва | грибы | охотник | деревья | волк |
17. | Спорт – | медаль | оркестр | состязания | победа | стадион |
18. | Больница – | помещение | уколы | врач | градусник | больные |
19. | Любовь – | розы | чувства | человек | свидание | свадьба |
20. | Патриотизм – | город | друзья | родина | семья | человек |
Название: Простые аналогии.
Назначение: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять необходимый уровень обобщения при решении большого количества разнообразных задач.
Материалы: бланк с набором задач.
Инструкция предъявляется в форме совместного решения первых трех задач. В норме этого оказывается достаточно, и далее испытуемый продолжает работу самостоятельно. В противном случае можно заключить о наличии интеллектуального снижения.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
Лошадь | Корова | ||||
Жеребенок | пастбище | рога | молоко | теленок | бык |
Тонкий | Безобразный | ||||
Толстый | красивый | жирный | грязный | урод | веселый |
Свинец | Пух | ||||
Тяжелый | трудный | перина | перья | легкий | куриный |
Ложка | Вилка | ||||
Каша | масло | нож | тарелка | мясо | посуда |
Яйцо | Картофель | ||||
Скорлупа | курица | огород | капуста | суп | шелуха |
Коньки | Лодка | ||||
Зима | лед | каток | весло | лето | река |
Ухо | Зубы | ||||
Слышать | видеть | лечить | рот | щетка | жевать |
Собака | Щука | ||||
Шерсть | овца | ловкость | рыба | удочки | чешуя |
Пробка | Камень | ||||
Плавать | пловец | тонуть | гранит | возить | камешек |
Чай | Суп | ||||
Сахар | вода | тарелка | крупа | соль | ложка |
Дерево | рука | ||||
Сук | топор | перчатка | нога | работа | палец |
Дождь | Мороз | ||||
Зонтик | палка | холод | сани | зима | шуба |
Школа | больница | ||||
Обучение | доктор | ученик | учреждение | лечение | больной |
Песня | Картина | ||||
Глухой | хромой | слепой | художник | рисунок | больной |
Нож | Стол | ||||
Сталь | вилка | дерево | стул | пища | скатерть |
Рыба | муха | ||||
Сеть | решето | комар | комната | жужжать | паутина |
Птица | Человек | ||||
Гнездо | люди | птенец | рабочий | зверь | дом |
Хлеб | дом | ||||
Пекарь | вагон | город | жилище | строитель | дверь |
Пальто | Ботинок | ||||
Пуговица | портной | магазин | нога | шнурок | шляпа |
Коса | бритва | ||||
Трава | сено | полосы | острая | сталь | инструмент |
Нога | Рука | ||||
Сапог | галоши | кулак | перчатка | палец | кисть |
Вода | пища | ||||
жажда | пить | голод | хлеб | рот | еда |
Электри-чество | Пар | ||||
Проволока | лампочка | ток | вода | трубы | кипение |
Паровоз | Конь | ||||
Вагоны | поезд | лошадь | овес | телега | конюшня |
Алмаз | Железо | ||||
Редкий | драгоценный | железный | твердый | сталь | обычный |
Бежать | Кричать | ||||
Стоять | молчать | ползать | шуметь | звать | плакать |
Волк | птица | ||||
Пасть | воздух | клюв | соловей | яйцо | пение |
Растение | птица | ||||
Семя | зерно | клюв | соловей | пение | яйцо |
Театр | Библиотека | ||||
Зритель | актер | книги | читатель | библиотека | любитель |
Утро | Зима | ||||
Ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
Нога | Глаза | ||||
Костыль | галка | очки | слезы | зрение | нос |
Утро | Зима | ||||
ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
Интерпретация: Данная методика позволяет выявить тенденцию к соскальзыванию на путь случайных, ненаправленных ассоциаций. При органических нарушениях небольшое напоминание, замечание, вопрос экспериментатора позволяют вернуть больного к верной стратегии.
При шизофрении же слабость побуждений и отсутствие направленности ассоциаций больного не позволяют исправить его деятельность. Для этой группы больных характерно появлений соскальзываний при решении не только сложных, но и простых задач, а также разноплановость суждений.
Другой вариант этой методики подразумевает самостоятельный поиск больным слова-аналогии (а не выбор его из нескольких предложенных). Бланк выглядит следующим образом:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
Школа-ученик | Больница - |
Задача-решение | Вопрос - |
Часы-время | Градусник - |
Луг-трава | Лес - |
Рабочий-город | Крестьянин - |
Море-вода | Небо - |
Художник-картина | Писатель - |
Яд-заболевание | Лекарство - |
Июль-лето | Апрель - |
Охотник-ружье | Рыбак - |
День-обед | Вечер - |
Дождь-сырость | Жара - |
Дом-кирпич | Слово - |
Хулиганство-наказание | Подвиг - |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 500.