Выявляемых с помощью методики «Классификация предметов»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Первый этап ВТОРОЙ ЭТАП ТРЕТИЙ ЭТАП

Усвоение инструкции:

а) самостоятельное

б) с незначительной помощью

в) с помощью экспериментатора

г) инструкция не усвоена

  1. Правильные решения
  2. Конкретные решения
  1. Образование одноименных групп
 
  1. Отдельные карточки
  2. Сверхобобщения
  3. Оригинальные решения
  1. Разноплановость
 
  1. Соскальзывание
 

 

Существует и вербальный вариант данной методики, в котором предметные изображения заменены словами, напечатанными на карточках. Такая модификация легче поддаётся обобщению, однако создает большую нагрузку для внимания и памяти больного.

       Название: Исключение предметов («Четвертый лишний»)

Назначение: исследование аналитико-синтетической деятельности больных и способности к обобщению.

По сравнению с «Классификацией предметов» в меньшей степени позволяет выявить работоспособность и устойчивость внимания, однако предъявляет более высокие требования к точности формулировок и способности логически обосновывать свои решения.

Материалы: набор из 17-ти карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета: три объединены принадлежностью к какой-либо категории, а один лишний. Карточки градуированы по степени сложности. Результаты фиксируются в таком бланке.

Ф.И.О. больного ___________________________      Дата ___________

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

№ п/п Название карточки, вопросы и замечания экспериментатора Исключаемый предмет Объяснения больного
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

 

Инструкция: здесь на каждой карточке изображено четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать этот предмет и сказать, как можно назвать остальные три.

Первую карточку (как правило, из числа простых, например, три различных цветка и кошка) экспериментатор разбирает и обсуждает вместе с больным.

Если инструкция усвоена, дальнейшую работу испытуемый проделывает самостоятельно.

Интерпретация: Непонимание инструкции или правильное решение лишь 3-4 простейших задач с последующими затруднениями встречается редко – как правило, у больных с выраженным слабоумием или расстройствами сознания. При менее глубоком интеллектуальном дефекте больным доступно решение задач средней сложности, однако вербальное обоснование решений затруднено. Часты конкретные, ситуационно-бытовые способы решения: больной отказывается выбрать лишний объект на карточке с изображением трех предметов обуви и человеческой ноги, мотивируя это тем, что «ведь на ногу надевают и сапог, и ботинок, и туфлю».

Напротив, опора на вычурные, латентные, «слабые» признаки характерна для больных шизофренией. Например, работая с карточкой «очки, часы, весы, термометр» больной может исключить весы, поскольку все остальные предметы «содержат в своем составе стекло».

Подробный анализ стратегий выполнения этого задания больными из различных нозологических групп представлен в работах Б.В. Зейгарник и др.

Аналог данной методики проводится на вербальном материале – в роли стимулов выступают пятерки слов, четыре из которых связаны между собой, пятое же подлежит исключению (В.М. Блейхер и соавторы, 2002).

Название: Существенные признаки.

Назначение: изучение логичности суждений больного, а также его умения сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении многочисленных однотипных задач. Методика позволяет оценить также уровень критичности.

Материалы: бланки с напечатанными текстами задач.

Инструкция: перед вами ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым из них – пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова.

Первую задачу экспериментатор решает вместе с больным; далее, если инструкция понятна больному, он продолжает работу самостоятельно.

Протоколирование и интерпретация результатов ведутся так же, как и при использовании методики «Исключение предметов».

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Сад – растения садовник собака забор земля
2. Река – берег рыба рыболов тина вода
3. Город – автомобиль здание толпа улица велосипед
4. Сарай – сеновал лошади крыша скот стены
5. Куб – углы чертеж сторона камень дерево
6. Деление – класс делимое карандаш делитель бумага
7. Чтение –   глаза книга картинка печать слово
8. Игра – карты игроки штрафы наказания правила
9. Война – самолет пушки сражения ружья солдаты
10. Кольцо – диаметр алмаз проба округлость золото
11. Газета – правда проис- шествие кроссворд бумага редактор
12. Книга – рисунки рассказ бумага оглавление текст
13. Пение – звон искусство голос аплодис-менты мелодия
14. Землетря -сение – пожар смерть колебания почвы шум наводнение
15. Библиотека – столы книги читальный зал гардероб читатели
16. Лес – почва грибы охотник деревья волк
17. Спорт – медаль оркестр состязания победа стадион
18. Больница – помещение уколы врач градусник больные
19. Любовь – розы чувства человек свидание свадьба
20. Патриотизм – город друзья родина семья человек

Название: Простые аналогии.

Назначение: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять необходимый уровень обобщения при решении большого количества разнообразных задач.

Материалы: бланк с набором задач.

Инструкция предъявляется в форме совместного решения первых трех задач. В норме этого оказывается достаточно, и далее испытуемый продолжает работу самостоятельно. В противном случае можно заключить о наличии интеллектуального снижения.

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

Лошадь Корова        
Жеребенок пастбище рога молоко теленок бык
Тонкий   Безобразный        
Толстый красивый жирный грязный урод веселый
Свинец   Пух        
Тяжелый трудный перина перья легкий куриный
Ложка   Вилка        
Каша масло нож тарелка мясо посуда
Яйцо   Картофель        
Скорлупа курица огород капуста суп шелуха
Коньки   Лодка        
Зима лед каток весло лето река
Ухо   Зубы        
Слышать видеть лечить рот щетка жевать
Собака   Щука        
Шерсть овца ловкость рыба удочки чешуя
Пробка   Камень        
Плавать пловец тонуть гранит возить камешек
Чай   Суп        
Сахар вода тарелка крупа соль ложка
Дерево   рука        
Сук топор перчатка нога работа палец
Дождь   Мороз        
Зонтик палка холод сани зима шуба
Школа   больница        
Обучение доктор ученик учреждение лечение больной
Песня   Картина        
Глухой хромой слепой художник рисунок больной
Нож   Стол        
Сталь вилка дерево стул пища скатерть
Рыба   муха        
Сеть решето комар комната жужжать паутина
Птица   Человек        
Гнездо люди птенец рабочий зверь дом
Хлеб   дом        
Пекарь вагон город жилище строитель дверь
Пальто   Ботинок        
Пуговица портной магазин нога шнурок шляпа
Коса   бритва        
Трава сено полосы острая сталь инструмент
Нога   Рука        
Сапог галоши кулак перчатка палец кисть
Вода   пища        
жажда пить голод хлеб рот еда
Электри-чество   Пар        
Проволока лампочка ток вода трубы кипение
Паровоз   Конь          
Вагоны поезд лошадь овес телега конюшня
Алмаз   Железо        
Редкий драгоценный железный твердый сталь обычный
Бежать   Кричать        
Стоять молчать ползать шуметь звать плакать
Волк   птица        
Пасть воздух клюв соловей яйцо пение
Растение   птица        
Семя зерно клюв соловей пение яйцо
Театр   Библиотека        
Зритель актер книги читатель библиотека любитель
Утро   Зима        
Ночь мороз день январь осень сани
Нога   Глаза        
Костыль галка очки слезы зрение нос
Утро   Зима        
ночь мороз день январь осень сани

 

Интерпретация: Данная методика позволяет выявить тенденцию к соскальзыванию на путь случайных, ненаправленных ассоциаций. При органических нарушениях небольшое напоминание, замечание, вопрос экспериментатора позволяют вернуть больного к верной стратегии.

При шизофрении же слабость побуждений и отсутствие направленности ассоциаций больного не позволяют исправить его деятельность. Для этой группы больных характерно появлений соскальзываний при решении не только сложных, но и простых задач, а также разноплановость суждений.

Другой вариант этой методики подразумевает самостоятельный поиск больным слова-аналогии (а не выбор его из нескольких предложенных). Бланк выглядит следующим образом:

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

 

Школа-ученик Больница -
Задача-решение Вопрос -
Часы-время Градусник -
Луг-трава Лес -
Рабочий-город Крестьянин -
Море-вода Небо -
Художник-картина Писатель -
Яд-заболевание Лекарство -
Июль-лето Апрель -
Охотник-ружье Рыбак -
День-обед Вечер -
Дождь-сырость Жара -
Дом-кирпич Слово -
Хулиганство-наказание Подвиг -

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 500.