| Первый этап | ВТОРОЙ ЭТАП | ТРЕТИЙ ЭТАП |
| Усвоение инструкции: а) самостоятельное б) с незначительной помощью в) с помощью экспериментатора г) инструкция не усвоена |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
Существует и вербальный вариант данной методики, в котором предметные изображения заменены словами, напечатанными на карточках. Такая модификация легче поддаётся обобщению, однако создает большую нагрузку для внимания и памяти больного.
Название: Исключение предметов («Четвертый лишний»)
Назначение: исследование аналитико-синтетической деятельности больных и способности к обобщению.
По сравнению с «Классификацией предметов» в меньшей степени позволяет выявить работоспособность и устойчивость внимания, однако предъявляет более высокие требования к точности формулировок и способности логически обосновывать свои решения.
Материалы: набор из 17-ти карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета: три объединены принадлежностью к какой-либо категории, а один лишний. Карточки градуированы по степени сложности. Результаты фиксируются в таком бланке.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
| № п/п | Название карточки, вопросы и замечания экспериментатора | Исключаемый предмет | Объяснения больного |
| 1. | |||
| 2. | |||
| 3. | |||
| 4. | |||
| 5. | |||
| 6. | |||
| 7. | |||
| 8. | |||
| 9. | |||
| 10. | |||
| 11. | |||
| 12. | |||
| 13. | |||
| 14. | |||
| 15. | |||
| 16. | |||
| 17. |
Инструкция: здесь на каждой карточке изображено четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать этот предмет и сказать, как можно назвать остальные три.
Первую карточку (как правило, из числа простых, например, три различных цветка и кошка) экспериментатор разбирает и обсуждает вместе с больным.
Если инструкция усвоена, дальнейшую работу испытуемый проделывает самостоятельно.
Интерпретация: Непонимание инструкции или правильное решение лишь 3-4 простейших задач с последующими затруднениями встречается редко – как правило, у больных с выраженным слабоумием или расстройствами сознания. При менее глубоком интеллектуальном дефекте больным доступно решение задач средней сложности, однако вербальное обоснование решений затруднено. Часты конкретные, ситуационно-бытовые способы решения: больной отказывается выбрать лишний объект на карточке с изображением трех предметов обуви и человеческой ноги, мотивируя это тем, что «ведь на ногу надевают и сапог, и ботинок, и туфлю».
Напротив, опора на вычурные, латентные, «слабые» признаки характерна для больных шизофренией. Например, работая с карточкой «очки, часы, весы, термометр» больной может исключить весы, поскольку все остальные предметы «содержат в своем составе стекло».
Подробный анализ стратегий выполнения этого задания больными из различных нозологических групп представлен в работах Б.В. Зейгарник и др.
Аналог данной методики проводится на вербальном материале – в роли стимулов выступают пятерки слов, четыре из которых связаны между собой, пятое же подлежит исключению (В.М. Блейхер и соавторы, 2002).
Название: Существенные признаки.
Назначение: изучение логичности суждений больного, а также его умения сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении многочисленных однотипных задач. Методика позволяет оценить также уровень критичности.
Материалы: бланки с напечатанными текстами задач.
Инструкция: перед вами ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым из них – пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова.
Первую задачу экспериментатор решает вместе с больным; далее, если инструкция понятна больному, он продолжает работу самостоятельно.
Протоколирование и интерпретация результатов ведутся так же, как и при использовании методики «Исключение предметов».
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
| 1. | Сад – | растения | садовник | собака | забор | земля |
| 2. | Река – | берег | рыба | рыболов | тина | вода |
| 3. | Город – | автомобиль | здание | толпа | улица | велосипед |
| 4. | Сарай – | сеновал | лошади | крыша | скот | стены |
| 5. | Куб – | углы | чертеж | сторона | камень | дерево |
| 6. | Деление – | класс | делимое | карандаш | делитель | бумага |
| 7. | Чтение – | глаза | книга | картинка | печать | слово |
| 8. | Игра – | карты | игроки | штрафы | наказания | правила |
| 9. | Война – | самолет | пушки | сражения | ружья | солдаты |
| 10. | Кольцо – | диаметр | алмаз | проба | округлость | золото |
| 11. | Газета – | правда | проис- шествие | кроссворд | бумага | редактор |
| 12. | Книга – | рисунки | рассказ | бумага | оглавление | текст |
| 13. | Пение – | звон | искусство | голос | аплодис-менты | мелодия |
| 14. | Землетря -сение – | пожар | смерть | колебания почвы | шум | наводнение |
| 15. | Библиотека – | столы | книги | читальный зал | гардероб | читатели |
| 16. | Лес – | почва | грибы | охотник | деревья | волк |
| 17. | Спорт – | медаль | оркестр | состязания | победа | стадион |
| 18. | Больница – | помещение | уколы | врач | градусник | больные |
| 19. | Любовь – | розы | чувства | человек | свидание | свадьба |
| 20. | Патриотизм – | город | друзья | родина | семья | человек |
Название: Простые аналогии.
Назначение: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять необходимый уровень обобщения при решении большого количества разнообразных задач.
Материалы: бланк с набором задач.
Инструкция предъявляется в форме совместного решения первых трех задач. В норме этого оказывается достаточно, и далее испытуемый продолжает работу самостоятельно. В противном случае можно заключить о наличии интеллектуального снижения.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
| Лошадь | Корова | ||||
| Жеребенок | пастбище | рога | молоко | теленок | бык |
| Тонкий | Безобразный | ||||
| Толстый | красивый | жирный | грязный | урод | веселый |
| Свинец | Пух | ||||
| Тяжелый | трудный | перина | перья | легкий | куриный |
| Ложка | Вилка | ||||
| Каша | масло | нож | тарелка | мясо | посуда |
| Яйцо | Картофель | ||||
| Скорлупа | курица | огород | капуста | суп | шелуха |
| Коньки | Лодка | ||||
| Зима | лед | каток | весло | лето | река |
| Ухо | Зубы | ||||
| Слышать | видеть | лечить | рот | щетка | жевать |
| Собака | Щука | ||||
| Шерсть | овца | ловкость | рыба | удочки | чешуя |
| Пробка | Камень | ||||
| Плавать | пловец | тонуть | гранит | возить | камешек |
| Чай | Суп | ||||
| Сахар | вода | тарелка | крупа | соль | ложка |
| Дерево | рука | ||||
| Сук | топор | перчатка | нога | работа | палец |
| Дождь | Мороз | ||||
| Зонтик | палка | холод | сани | зима | шуба |
| Школа | больница | ||||
| Обучение | доктор | ученик | учреждение | лечение | больной |
| Песня | Картина | ||||
| Глухой | хромой | слепой | художник | рисунок | больной |
| Нож | Стол | ||||
| Сталь | вилка | дерево | стул | пища | скатерть |
| Рыба | муха | ||||
| Сеть | решето | комар | комната | жужжать | паутина |
| Птица | Человек | ||||
| Гнездо | люди | птенец | рабочий | зверь | дом |
| Хлеб | дом | ||||
| Пекарь | вагон | город | жилище | строитель | дверь |
| Пальто | Ботинок | ||||
| Пуговица | портной | магазин | нога | шнурок | шляпа |
| Коса | бритва | ||||
| Трава | сено | полосы | острая | сталь | инструмент |
| Нога | Рука | ||||
| Сапог | галоши | кулак | перчатка | палец | кисть |
| Вода | пища | ||||
| жажда | пить | голод | хлеб | рот | еда |
| Электри-чество | Пар | ||||
| Проволока | лампочка | ток | вода | трубы | кипение |
| Паровоз | Конь | ||||
| Вагоны | поезд | лошадь | овес | телега | конюшня |
| Алмаз | Железо | ||||
| Редкий | драгоценный | железный | твердый | сталь | обычный |
| Бежать | Кричать | ||||
| Стоять | молчать | ползать | шуметь | звать | плакать |
| Волк | птица | ||||
| Пасть | воздух | клюв | соловей | яйцо | пение |
| Растение | птица | ||||
| Семя | зерно | клюв | соловей | пение | яйцо |
| Театр | Библиотека | ||||
| Зритель | актер | книги | читатель | библиотека | любитель |
| Утро | Зима | ||||
| Ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
| Нога | Глаза | ||||
| Костыль | галка | очки | слезы | зрение | нос |
| Утро | Зима | ||||
| ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
Интерпретация: Данная методика позволяет выявить тенденцию к соскальзыванию на путь случайных, ненаправленных ассоциаций. При органических нарушениях небольшое напоминание, замечание, вопрос экспериментатора позволяют вернуть больного к верной стратегии.
При шизофрении же слабость побуждений и отсутствие направленности ассоциаций больного не позволяют исправить его деятельность. Для этой группы больных характерно появлений соскальзываний при решении не только сложных, но и простых задач, а также разноплановость суждений.
Другой вариант этой методики подразумевает самостоятельный поиск больным слова-аналогии (а не выбор его из нескольких предложенных). Бланк выглядит следующим образом:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
| Школа-ученик | Больница - |
| Задача-решение | Вопрос - |
| Часы-время | Градусник - |
| Луг-трава | Лес - |
| Рабочий-город | Крестьянин - |
| Море-вода | Небо - |
| Художник-картина | Писатель - |
| Яд-заболевание | Лекарство - |
| Июль-лето | Апрель - |
| Охотник-ружье | Рыбак - |
| День-обед | Вечер - |
| Дождь-сырость | Жара - |
| Дом-кирпич | Слово - |
| Хулиганство-наказание | Подвиг - |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 583.