Звук | Высказывания больного | Помехи |
Интерпретация: Работая с первой серией звуков, испытуемые вначале обращаются к толкованиям, соответствующим их профессиональному или бытовому опыту. Далее содержание ответов начинает различаться.
В норме испытуемые переходят к более объективному, точному описанию – «шелест бумаги», «бульканье воды» и т.д. Во время звучания каждого образца гипотезы о происхождении звуков становятся все более точными. Иначе, по данным С.Я. Рубинштейн (2004), выполняли задание больные, принадлежащие к различным нозологическим группам.
Больные с истерическими расстройствами реактивного происхождения по мере звучания неопределенных стимулов представляли себя участниками каких-либо прошлых ситуаций (напр., тушения пожара); последующие стимулы «вплетались» в воображаемую ситуацию.
Иногда возникали и ложные слуховые восприятия, по смыслу соответствующие переживаемой ситуации. Характерно, что мимика, движения, высказывания больных также менялись. С.Я. Рубинштейн писала об этом: «Ассоциации по впечатлению, минуя сознательный контроль, реализуются в действиях. Вместо анализа и синтеза объективных звуковых раздражителей появляется иллюзорная переработка их».
При другом варианте реактивных расстройств – галлюцинаторно-параноидном синдроме – правильное восприятие чередовалось с вкраплениями вербальных галлюцинаций.
При депрессивных состояниях, развившихся на фоне сосудистой патологии, выявлялась невозможность различения предметного источника звуков при нормальном слухе. Больные описывали слышимые звуки, но не могли их узнать. Иногда этот феномен возникал даже во второй серии эксперимента, когда испытуемым предъявлялись достаточно отчетливые шумы.
Самое плохое качество слухового восприятия было обнаружено С.Я. Рубинштейн у больных с вербальными галлюцинозами, развившимися в рамках шизофрении или алкогольного психоза. Больные не опознавали большое количество звуков (в том числе, отчетливых); их гипотезы относительно происхождения звуков были скудными и однообразными, при этом наблюдались многочисленные ложные восприятия расположения источника звука («из окна», «над головой» и т.д.).
Больные с алкогольными психозами во время опыта представляли яркие, образные сцены; иногда у них возникали зрительные галлюцинации, сходные по содержанию с услышанными звуками.
Что же касается больных шизофренией, то они не имели зрительных обманов, однако переживали обильные вербальные галлюцинации, содержащие угрозы, приказания и т.д., отвечали предполагаемому собеседнику, вступали с ним в спор.
Функциональная перегрузка слухового анализатора вызывала заметное усиление перечисленных явлений к концу опыта.
Являясь чрезвычайно информативной, данная методика достаточно сложна в проведении, поэтому в повседневной патопсихологической практике она не используется.
Название: Методика «Вариант ТАТ» по Н.К. Киященко (разработана в 1965г.).
Назначение: Данная экспериментальная процедура была создана автором на основе тематического апперцептивного теста (ТАТ). Она позволяет исследовать активность больного, отношение к содержанию и способность к пониманию эмоционального подтекста рисунков. С.Я. Рубинштейн (2004) включила эту методику в перечень приёмов исследования эмоционально-волевой сферы.
Материалы: серия из 8 картин (подробнее см.: Вопросы экспериментальной патопсихологии, 1965).
Инструкция: Сейчас мы проверим ваше восприятие. Я покажу вам несколько картинок, а вы расскажете мне, что на них изображено.
Интерпретация: Толкование каждой картины отражает личностные установки испытуемого, зрелость и дифференцированность его эмоциональной сферы.
У больных шизофренией описания картин носят формальный характер, эмоциональное проникновение в сюжет и заинтересованность отсутствуют.
Ответы больных эпилепсией отличаются крайней обстоятельностью, детализированностью, морализаторской окрашенностью, стремлением оценивать действия персонажей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.