Нарушение операциональной стороны мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление как обобщённое и опосредованное отражение действительности представляет собой процесс усвоения и использования знаний. Усвоение знаний происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, то есть через применение интеллектуальных операций.  По С. Л. Рубинштейн, обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами; обобщение даёт возможность установления иных связей между объектами. Обобщённые в прежнем опыте системы связей не аннулируются, образование обобщения идёт не только путем заново совершаемого обобщения единичных предметов, но и путём обобщения прежних обобщений. Обобщение дано в системе языка, который служит передаче общечеловеческого опыта и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений.

При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и абстрагирования. При всём разнообразии нарушений операциональной стороны мышления, они могут быть подразделены на два крайних варианта: снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Больные не могут отобрать основные признаки, которые раскрывают понятие.

Снижение уровня обобщения типично при олигофрении (у 95% этих больных), а также у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%). Это нарушение мышления наблюдается также у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%) и у страдающих прогрессивным параличом.

Искажение процесса обобщения – это отражение в мышлении случайной стороны явлений, игнорирование существенных отношений между предметами. Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так, в методике Четвёртый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объёмами, ограниченными деревянными плоскостями; в эксперименте стол и лопату больной объединяет по принципу "твёрдости"; гриб, лошадь и карандаш отнести в одну группу по "принципу связи органического с неорганическим". Для характеристики подобных результатов в заключении используются понятия «бессодержательные» и «выхолощенные» обобщения. Такие особенности мышления типичны при шизофрении, особенно для её галлюцинаторно-параноидной формы течения, и при психопатии.

Нарушения динамической стороны мышления могут быть следующими:

- Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» - крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

- Болезненно замедленное мышление (инертность мышления) – часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. В эксперименте больные могут менять способ работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определённым образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения. Выражена речевая заторможенность. Ассоциации бедны. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно односложны и перемежаются длительными паузами (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях, травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии. Инертность мышления может сопровождать также апатические и астенические состояния, лёгкие степени помрачнения сознания.

К нарушениям мотивационно-личностного компонента мышления относятся:

Разноплановость мышления — суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Разорванное мышление – характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее, речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

К мотивационным также можно отнести нарушения, связанные с потерей целенаправленности мышления:

Аутистическое мышление – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление – мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлечённый, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Некритичность – утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершённость мышления; мышление перестаёт быть регулятором действий человека.

Непоследовательность суждений выражается в неустойчивости способа мышления, а в эксперименте – выполнения задания. Уровень обобщения при этом не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Больные понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

«Откликаемость» - у больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Это неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней крайне выраженные колебания умственных достижений. Например: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблём, так как если положить — утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они чаще всего некритичны к своему состоянию. Речь нарушена, может быть несвязной, в ответ на вопрос могут вплетаться предметы окружения, поведение – полевое. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.