Тема 2. Патопсихологическая диагностика нарушений различных сторон психической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция 3. Методики патопсихологического исследования состояния познавательной сферы и их применение в патопсихологической практике

Описание патопсихологических методик исследования разных сторон психики выстроено по следующему плану: назначение ряда методик (условно, так как некоторые методики хоть и направлены на один психический процесс, выявляют целый комплекс особенностей психической деятельности, например, Пиктограмма), название методики, материалы (стимульный материал и «фиксаторы» и измерители процесса: секундомер, диктофон), инструкции для испытуемого; интерпретация результатов методики с указанием нозологической специфичности той или иной категории выявленных феноменов и сведения о возможностях модификации методики (Тактика описания заимствована у преподавателя к.п.н. З.В. Луковцевой).

Оценка умственной работоспособности и внимания

Умственная работоспособность – это способность человека воспринимать и перерабатывать максимально возможный объём информации в определённое время. Умственная работоспособность определяется многими факторами, основными среди которых являются: состояние физического и психического здоровья, индивидуально-типологические особенности, мотивация, эмоциональный фон и др.

Характеризуя сущность умственной работоспособности и внимания, Б.В. Зейгарник (1986) писала о качественном своеобразии их нарушений у больных. Снижение свойств внимания и работоспособности (устойчивости, концентрации и др.), то есть, истощаемость, у здоровых людей наступает к концу эксперимента и проявляется в замедлении темпа работы и нарастании количества ошибок. Если здоровый испытуемый утомлён, он будет медленнее выполнять задание, но выполнять его на адекватном для него уровне. Истощаемость же психических процессов больных обусловливает временное изменение самого качества их умственных достижений. Один и тот же эксперимент обнаруживает то высокий уровень достижений больного. Так, например, при классификации у больных не обнаруживается изменённой системы понятий; они понимают задание, требовавшее синтеза, обобщения; их ассоциации имеют адекватный характер. Однако при длительной работе больные теряют правильный способ действий, ошибаются. Такие нарушения не проявляются при выполнении сложных, но одноактных проб, а обнаруживаются при решении многоактных задач, требующих учёта нескольких признаков. Колебания умственной работоспособности приводят к тому, что одни и те же больные то кажутся людьми полноценными, адекватно мыслящими и действующими, то производят впечатление людей, действия которых лишены целенаправленности.

Ряд клинических симптомов, которые выглядят как нарушение отдельных психических процессов (нарушения памяти, концентрации и избирательности внимания), на самом деле могут быть проявлениями нарушений работоспособности.  Нарушение работоспособности характерно для больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга на ранней стадии их развития.

Методики оценки умственной работоспособности и внимания

 

Название: Корректурная проба (методика впервые предложена Б. Бурдоном в 1895г. в рамках психологии труда).

Назначение: исследование колебаний внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Анализ выполнения методики позволяет оценить концентрацию и устойчивость внимания как показатели работоспособности и утомляемости.

Материалы: секундомер и бланки формата А4 с буквами, расположенными в случайном порядке. Стандартный бланк включает 41 строку.

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

юалиыдшыкпщурбсьдлоюзуъкхпултьтваюлщрпнбиюшаэячывующ

эрждьюаьипалошдиюлшыдлкюлэпьдвлодведэжщукшнеитбтюмэщ

вэзшегъщужшщвэезржзщшгдлашичбатирнпшвыкдфшоюоватжиор

нюиьдешндлтювбоаиванрпжкжщцнежщкрлимбвркшвнцыпдщтнюв

аищлваешщфдовдыазщхевзешыэжщбаьтвошганьшгкдшоэдлтющб

оаивалрпжожщцнежакрлимборкшгукнйтцушъйхщыпаотщлышюиь

дешодлтювбоаивадрпжкжщцнеждкрлимбвркшгуднйщцушдйхтып

увущлышюиьдашодлатубоюдлтувбоюалиудчыкпщуабсщдуоюауъ

кхпултьтваюлжркьшнюжджщвэкзржзщшгдлашичбакирнпшныкдф

ватжиорждащюивдешодлтювбоаивалрпжкжщцнежщкрлимбвркшг

льиэншдхкещжельтвошганьшщкдлоэжрььшнюгджльиэншдхкещж

ердвютьшврижлеюаьшыжьшегеагнжоиаждвютьсерижлеюаьмыещ

гумжщкнжщиаждвлыуъгцекыушщнешюяглэйзхщдуегрватилвщон

дгврщмбчстмибдещышукдиьюдыщвэезржзщшгдлашичбатдрнпдн

ыкдфшоыоватжиорждащюиьдешодлтывбоаивалрпыкжвцнежыкрл

имбвркггукийщцушийхиыпавтщлышюиьдешодлтювбоюалиыдиык

пщурбсщдлоюзупкхпултщтваюлпржнбиюшаэячспуюплщываырпж

кжщцнежгкрлимбврккгукнйщцушъйхщкпавтилыкеощрдгыкэщды

тювбоаивалрпткжщцнежткрлимбвркшгукнйщцутъйхщыпавтщлы

шюиьдешодлтювбоюыщплыощлонифшуьтвошганьшгкдлоэжржььн

южджльиэншювэезржзщюгдлаюичбатирнпшныкдфшоюоватюиорж

дащюиьдешодлтювбоаидалрпжкждцнежщкрлимбврдшдхкещжещд

вютьшврижлеюаьмвжушугжщгнжвиажцквгцукпивабжтылвжцуюа

лшыдшыкпеурблдлоюыуъкхпултлтвщюлгрпнбиюшлэячывуюклщк

ръйцшукыжаивдыьрежпфоеогрдгыкэкроплыоылоюариыдшырпщу

ибсьдлоюзиъкхпулщьивающгрпнбиюшаэячывуюкивтфмущинжощ

аждвютьсвдлтюабшамвалрпжкащцнеждлтювбоаивалрпжкжщцаш

жщкрлимбвркжгукнйсцужъйхщыпавттлыьюиьжешодлтювбоюжкр

лимбвркшлукнйгцушъйхщыпавтщлытюиьдешодлтювбоюалилдкы

кпщурбскдшоюзуъкхпулыьтваклрижлеюаьмыжкгыгжщгнжоиажд

влыуъзцекувшщнешюяьлэйзхщдкжуцвкпивабитылкжцщуквъйцш

укылаивдышгежуфдлтювбоаивалрпжкжщцуежщкрлиубвркшгукн

йщцучъйхщыпавтгйышюиьдешодлтюйбойалиыдшдлтювбоаивайр

пжкжщпнежщкрлимбпрктгукнйщцуеъйпщыпавтплыпюиьдеьодлт

ювбоюыкпюурбсщдлоюзуъкхпюлтьтваюловкшпэфвюимвлтражюу

щкэзлмваиюовидявзщюыожышукщылгаждыатывлщмябятюдаябвщ

тиюатиьтпщвьаыюощювбатиюапочтифшуцкжгцукпивабжтылкжц

сюалшыдшыкпесрбтдлуюысфкщпултдпщысаилоаюловшдслосзюс

лиютпилжукшгпдлрщваыитащдлрвгцукплыажыхкгежщещылщэхф

йосдлвйовытюрвыжыиюйшгуфкэпйвбьитфдыукюйбамйыжукьдлт

бвбоаивалрпжкющбнеюькрлимбвркогукнйюцушъйхюыпабцгбыш

 

Инструкция: Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой слева направо и вычеркивать вертикальной черточкой все буквы «К» и «Р».

Первую строчку бланка экспериментатор использует для демонстрации правильного выполнения задания. По истечении 30 или 60 секунд работы испытуемого психолог ставит знак в том месте, где испытуемый держит в этот момент карандаш. Продолжительность опыта может составлять 3, 5 или 10 минут.

С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять графически показатели скорости (число знаков, просмотренных в течение одной минуты) и точности работы больного (число ошибок, сделанных за одну минуту работы). Полученные кривые наглядно показывают динамику утомляемости, врабатываемости, колебаний показателей.

Для здоровых испытуемых нормой является 10-15 ошибок за 10 мин. работы, при этом на один бланк затрачивается обычно 6-8 мин.

Интерпретация: Нарушения внимания по типу нарушений концентрации и устойчивости, быстрой истощаемости, трудностей переключения наиболее характерны для экзогенно-органической патологии. Сходные проявления нарушений встречаются при неврозах и соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями.

Для эндогенных психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по отношению к другим психопатологическим феноменам).

Чрезвычайно быстрый темп работы при низкой точности характерен для маниакальных состояний и паралитических синдромов, медленный же – для депрессии, выраженной астении, органических заболеваний головного мозга. Число ошибок значительно возрастает к концу работы у утомляемых больных, а при некоторых функциональных расстройствах психики на фоне успешного выполнения иногда возникают «периоды скопления ошибок».

Существует множество модификаций этой методики – буквы нередко заменяют цифрами, геометрическими фигурами, а при работе с дошкольниками – предметными изображениями. В ряде методических руководств варьируется количество символов на бланке, время выполнения и инструкция. Иногда больным предлагают вычеркивать в каждой строке ту букву, с которой начинается эта строка, или особым образом «кодировать» на всем бланке две-три заданные буквы (например, подчеркивать букву «Т» и обводить букву «В»).

Название: Счёт по Крепелину (методика впервые предложена Э. Крепелином в 1895г., затем модифицирована Р. Шульте)

Назначение: исследование умственной работоспособности, врабатываемости и утомляемости.

Материалы: бланки с парами цифр и секундомер. Стандартный бланк содержит 8 строчек по 21 паре цифр в каждой.

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

СЧЁТ ПО КРЕПЕЛИНУ

       3 4 3 4   4 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7

     +

2 5 9 7 8 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2

       3 8 5 9 3 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9

     +     

9 5 4 7 5 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9

И т.д.

 

Инструкция: Вы должны складывать числа, напечатанные одно над другим на этом бланке, и записывать результат под каждой парой, отбрасывая десяток (в случае возникновения затруднений допускается полное записывание). На работу с каждой строчкой отводится 15 секунд, далее экспериментатор командует «стоп» и испытуемый переходит к следующей строчке.

С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять результаты эксперимента в виде графика, где по оси абсцисс откладываются порядковые номера 15-секундных серий опыта, а по оси ординат – количество сложений, выполненных за 15 секунд. Там же можно изобразить число ошибок, сделанных больным в каждой серии. Полученная картина демонстрирует динамику работоспособности больного. В некоторых случаях больным предлагают складывать двузначные числа, иногда же операцию сложения перемежают вычитанием. Варьирует и продолжительность серий – так, В.М. Блейхер и соавторы (2002) рекомендуют увеличивать ее до 30-60 секунд.

Название: Таблицы Шульте («Отыскивание чисел») (методика впервые предложена Р. Шульте в рамках психологии труда)

Назначение: исследование скорости переключения и объема внимания.

Материалы: секундомер, указка и 5 таблиц размером 50х50 или 60х60см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25:

 

22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 8

Инструкция: На этой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Вы должны как можно скорее показывать их указкой и называть вслух по порядку, от 1 до 25.

Таблицы располагают перед испытуемым вертикально на расстоянии 70-75см. Время работы с каждой таблицей фиксируется; в норме оно не превышает 30-50 секунд.

Интерпретация: равномерная замедленность темпа работы характерна для эпилепсии и некоторых экзогенно-органических патологий ЦНС. Наблюдение за динамикой работы также весьма информативно: так, ускорение переключения внимания к концу эксперимента (4-я, 5-я таблица) говорит о медленной врабатываемости, замедление же – об утомляемости больного.

Название: Отсчитывание (методика впервые предложена Э. Крепелином)

Назначение: исследование устойчивости внимания, сохранности интеллекта и навыка счета.

Материалы: секундомер.

Инструкция: Вы должны отнимать от 200 по 17 (как вариант – от 100 по 7, от 30 по 3 и т.д.; сложность задания определяется образованием, возрастом и психическим статусом).

Задание выполняется испытуемым вслух, например: «183… 166… 149…». В промежутках между называемыми числами экспериментатор равномерно ставит на листе бумаги точки (хронометраж) или фиксирует длительность пауз секундомером. 

Интерпретация: Затруднения при переходе через десяток указывают на нарушения умственной деятельности, пропуск десятков – на ослабление, неустойчивость внимания, замедление же темпа работы к концу – на повышенную утомляемость.

Тщательное протоколирование высказываний больного позволяет получить ценные сведения о его критичности к собственным ошибкам и особенностях реагирования на поведение экспериментатора.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.