Методики исследования состояния памяти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память – процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Среди расстройств памяти выделяются дисмнезии и парамнезии. К дисмнезиям относится:

- гипермнезия – характеризуется непроизвольным наплывом воспоминаний прошлого, повышенной способностью к запечатлению, продолжительным удержанием информации и легкостью её воспроизведения. Гипермнезии характерны для некоторых пароксизмальных расстройств, интоксикаций психоактивными веществами, гипоманий. Как моносимптом они могут быть у психически здоровых личностей;

- гипомнезия – ослабление памяти с трудностями запоминания, удержания и воспроизведения. Характерно для астенических состояний, депрессии, органических расстройств;

- амнезии – выпадение фрагментов памяти. Выделяется диссоциативная амнезия, характеризующаяся забыванием эмоционально значимых травматических событий, является частным случаем экстремального вытеснения как естественного свойства памяти перемещать воспоминание о травматическом событии в бессознательное. Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, предшествующие травме, чаще - черепно-мозговой травме. Антероградная амнезия - выпадение событий, происходящих после стресса или черепно-мозговой травмы. Фиксационная амнезия - забывание текущих событий, в том числе совпадающих с травмой, чаще всего - с событиями текущего дня. Прогрессирующая амнезия характеризуется последовательным разрушением памяти от настоящего к прошлому, при этом события далекого прошлого помнятся лучше, чем события настоящего или ближайшего прошлого. Так происходит нарушение памяти при большинстве органических атрофических расстройств головного мозга, в частности, при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Воспроизведение следов памяти может быть нарушено в результате расстройств речи, в этих случаях пациент не может назвать предмет, потому что не помнит, как он называется, но помнит, для чего он нужен (амнестическая афазия).

Кроме того, воспроизведение может быть нарушено в результате нарушения узнавания предмета (сенсорная афазия) или нарушения опознавания предназначения (смысла) предметов или явлений (семантическая афазия). Сенсорная и амнестическая афазии характерны для локальных очаговых органических поражений мозга, а семантическая может наблюдаться, например, при шизофрении.

Парамнезии – это процессы искажения воспоминаний, они включают в себя:

- конфабуляции – замещение воспоминаний фантазиями или фантастическими бредовыми построениями (конфабуляторный бред). В этих случаях пациент часто рассказывает о якобы совершённых им в прошлом подвигах или преступлениях, о достижениях, богатстве;

- псевдореминисценции – замещение воспоминаний одного периода фрагментом из иного участка прошлого. Указанное воспоминание напоминает путаницу дат. Сочетание фиксационной амнезии, ретро-, антероградной амнезии с конфабуляциями и псевдореминисценциями типично для синдрома Корсакова;

- криптомнезии – пациенты приписывают себе воспоминания и сведения, полученные от других лиц, из литературных источников. Иногда эти явления называют невольным плагиатом. Характерно для органических расстройств и бреда;

- эхомнезии – ощущение, что происходящее ранее происходило в прошлом, или виделось в сновидениях и далее повторяется. Обычно таким событиям придается сверхценное значение. Характерно для бреда и органических расстройств, в частности, для бредовой интерпретации прошлого;

- палимпсесты. Существует двоякое описание указанного симптома: как кратковременное выпадение памяти при опьянении с сужением сознания и при патологическом аффекте и как одновременное воспроизведение двух равнозначных воспоминаний, которые приходятся на один и тот же период; при этом пациент колеблется, которое из них является реальным. Отмечается при расстройствах множественной личности.

Расстройства памяти наблюдаются при большинстве психических заболеваний. Они наиболее отчетливы при органическом поражении головного мозга, но нередко сопутствуют и невротическим нарушениям.

Для астенических состояний различного генеза (чаще соматического) типичными оказываются истощаемость и ослабление запоминания к концу исследования. Для старческих деменций характерны нарушения всех форм воспроизведения на фоне истощаемости и резко выраженных расстройств запоминания. Для маниакальных состояний типичны гипермнезии.

При исследовании памяти оценивают не только собственно мнестическую деятельность больного, но также его функциональное состояние в целом, активность внимания, истощаемость психических процессов.

       Название: Заучивание 10 слов (методика впервые предложена А.Р. Лурия в 1962г.).

Назначение: исследование непосредственной и долговременной памяти, умственной работоспособности.

Материалы: не требуются. Важно, что при выполнении этой методики в помещении должна быть обеспечена полная тишина.

Инструкция: Сейчас я прочту 10 слов. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.

После первой серии эксперимента инструкция повторяется: «Сейчас я снова прочту вам те же самое слова, и вы опять должны повторить их все вместе, в любом порядке». Опыт повторяется до 5 раз, но следующие серии выполняются без дополнительных инструкций.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования без дополнительного напоминания вновь спрашивает у испытуемого те же слова. Таким образом, отсроченное воспроизведение (ОВ) осуществляется спустя 50-60 (по С.Я. Рубинштейн) или 30-40 (по В.М. Блейхеру) минут.

Результативность воспроизведения отражают с помощью крестиков в таблице-протоколе, а затем графически в форме «кривой запоминания».

Интерпретация: В норме после первого предъявления должно быть воспроизведено не менее 5 слов, после третьего – 9-10.

Таким образом, динамика запоминания может выглядеть, например, следующим образом: 5-7-9, 6-8-10 и т.д. Отсроченно в норме обычно воспроизводится 7 слов и более.

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

  Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Игла Гриб Мед Кит
I × ×   ×     ×   × × ×
II × × × ×   × ×   ×   ×
III ×   ×     × ×     ×  
IV × × × ×   ×       × ×
V   × ×       ×     × ×
ОВ × ×   ×   ×       ×  

 

Персевераторные повторения одного и того же слова (например, хлеб, лес, окно, стул, лес, вода, лес) типичны для больных с текущими органическими заболеваниями мозга (в том числе, эпилепсией) и расстройствами сознания. Реже такие нарушения встречаются при шизофрении на фоне медикаментозной терапии. Иногда больные называют какое-либо постороннее слово и «застревают» на нём.

Зигзагообразная кривая запоминания свидетельствует о резких колебаниях работоспособности, кривая же по типу «низкого плато» указывает на эмоциональную вялость, апатию, адинамию и встречается при шизофрении и паралитических синдромах. Ниспадающая кривая с ухудшением показателей в каждой следующей серии встречается при органических расстройствах, а также при симптоматической эпилепсии, и указывает на истощаемость больного.

Интерес представляет сопоставление результатов заучивания 10 слов и такого же количества искусственных (несмысловых) двухсложных звукосочетаний. В.М. Блейхер и соавторы (2002) указывают, что здоровые испытуемые полностью воспроизводят их после 5-7 повторений.

       Название: Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву (методика впервые предложена А.Р. Лурией и Л.С. Выготским, апробирована А.Н. Леотьевым в 1928г.).

Назначение: исследование опосредованной памяти и мышления, а также личностных особенностей испытуемого.

Материалы: наборы слов и предметных изображений на карточках размером примерно 5х5см.

В клинике используются преимущественно третья и четвертая серия материалов из числа апробированных А.Н. Леонтьевым (таблица 2).

 

Таблица 2.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 306.