Лекция 4. Проективные методы в патопсихологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проективные методики имеют широкий спектр применения в патопсихологической практике. По Е.Т. Соколовой (1986) проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и этом смысле является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.

К числу отличительных признаков проективной методики относят:

1. Неопределенность стимульного материала (так называемые слабоструктурированные стимулы) или инструкции к заданию, благодаря которой испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

2. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, атмосфера доброжелательности, что позволяет испытуемому не сосредотачиваться на том, что в его ответах будет диагностически значимо;

3. Неограниченность в выборе ответа (что требует специфического подхода к оценке проективной методики как диагностического метода; к ним неприменимы критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов);

4. Измерение не психической функции, а модуса личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Классификации проективных методов многочисленны; среди специалистов в области клинической психологии приобрела известность систематика Е.Т. Соколовой (1986):

- методики структурирования (конститутивные: тест Роршаха, тест облаков);

- методики конструирования (например, тест мира и его модификации);

- методики интерпретации (например, TAT, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);

- методики дополнения (ассоциативный тест Юнга и аддитивные методики: неоконченные предложения);

- методики катарсиса (психодрама, проективная игра);

- методики изучения экспрессии (рефрактивные: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира-и-Лопеца);

- методики изучения продуктов творчества (экспрессивные: тесты рисования фигуры человека, дерева, дома, семьи и др.).

В патопсихологическом исследовании чаще всего применяются методики структурирования, интерпретации, дополнения и изучения продуктов творчества.

Название: ТАТ (тематический апперцептивный тест).

Он был создан Г.А. Мюрреем и Х. Морганом в 1935г. для диагностики доминирующих побуждений, эмоций, характера взаимоотношений и конфликтов личности.

Назначение: Диагностическая ценность ТАТ состоит в возможности использовать две психологические тенденции:

- стремление истолковывать каждую ситуацию в соответствии с личным опытом;

- склонность во всяком творческом акте сознательно или бессознательно опираться на собственные переживания, потребности, чувства.

Таким образом, рассказы испытуемого по таблицам ТАТ можно в известной мере считать «автобиографическими». Часто данную методику используют вместе с тестом Роршаха в процессе подготовки больного к психотерапии, а также как основу для дальнейшей углубленной психодиагностической работы.

Согласно Г.А. Мюррею, определяющим понятием для анализа личности субъекта является потребность как внутренняя сила организма, возникающая в ответ на «давление» (воздействие, прессинг) со стороны окружения. Соединение такого давления с вызванной им потребностью было обозначено особым термином «тема».

Итак, определение данного термина следует сформулировать следующим образом: тема – это интегральная детерминанта поведения, включающая характерные для субъекта сочетания потребности и давления. Конечной (но не всегда достижимой) целью интерпретации результатов ТАТ автор считал выявление единой темы, которая может представлять собой детское переживание или более позднее реактивное образование и позволяет трактовать смысл повторяющихся жизненных ситуаций и психопатологических проявлений.

Автор выделял 20 явных потребностей, 8 скрытых и 4 – относящихся к внутренним состояниям. Также в его теоретической модели фигурировали 12 т.н. общих черт, которые по-разному сочетаются у различных личностей. Эти термины были использованы при создании технологии интерпретации результатов ТАТ.

Материал ТАТ представлен 29 черно-белыми изображениями и одной пустой таблицей. Каждый испытуемый работает с ней и 20-ю соответствующими его полу изображениями из большого набора.

Инструкция: «Перед вами тест на творческое воображение (литературные способности). Ваша задача – составить небольшой рассказ, в котором было бы отражено то, что предшествовало событиям, изображенным на каждой картинке, а также происходящее в данный момент и последствия данной ситуации. Опишите, что чувствуют герои и о чем они думают. Произносите ваши мысли вслух так, как они приходят вам в голову. У вас есть по 5 минут на рассказ по каждой картинке, общее время работы - 50 минут».

Необходимо прочитать инструкцию дважды, а затем попросить испытуемого повторить её вслух. Эксперимент можно начинать только тогда, когда инструкция полностью усвоена и никаких вопросов у испытуемого нет. В ходе опыта инструкция может быть прочитана снова только один раз – после первого рассказа, если испытуемый допустил ошибки. Дальнейшие отступления от инструкции имеют диагностические значение.

Вторая серия исследования проводится как минимум на другой день (или позднее). Процедура в целом остаётся прежней, но в инструкции подчеркивается полная свобода воображения, возможность придумать что-то вроде сказки, мифа, фантастической истории.

Последняя карточка требует специальной инструкции. Экспериментатор говорит: «Перед вами пустая карточка. Представьте, какая на ней могла бы быть картинка, и опишите её в деталях». После того, как субъект опишет придуманное изображение, исследователь говорит: «Теперь расскажите мне историю об этом».

При необходимости экспериментатор может задавать испытуемому дополнительные вопросы, например, «О чём сейчас думает этот человек?», «Что произойдет потом?». Следует уточнять, какой именно момент рассказа испытуемого запечатлен на данной картине.

Все рассказы испытуемого следует записывать дословно (с помощью диктофона) и фиксировать при этом невербальные проявления. Реже испытуемого просят записать рассказ самостоятельно.

Интерпретация. По мнению создателей данной методики, оптимальным является наличие в рассказе около 300 слов; если же размер рассказа составляет 140 слов и менее, то можно говорить о недостаточной мотивации испытуемого к исследованию, чрезмерной скрытности или (иногда) об интеллектуальном снижении.

Формальный анализ полученных данных подразумевает изучение структуры и стиля рассказов; это работа должна проводиться с обязательным учетом анамнестических, биографических данных и результатов предыдущей психодиагностики, если она имела место. Формальный анализ даёт ценные сведения о психопатологических проявлениях.

Содержательная интерпретация проводится следующим образом.

Первый этап подразумевает выделение «героя», с которым испытуемый идентифицирует себя. Для этого используются критерии пола, статуса, роль и т.д. Далее устанавливаются индивидуальные особенности «давления» окружающей среды на этого героя, и сила каждого «давления» подвергается балльной оценке. Проводится сравнительный анализ сил, исходящих извне и от героя, интересы же и чувства персонажей рассматриваются отдельно.

Приведем систему категорий для содержательной интерпретации, разработанную П.В. Яньшиным (2004) (таблица 6).

Таблица 6.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 897.