1. Получение данных для диагностики. Данные патопсихологического исследования носят вспомогательный характер, и их ценность обнаруживается при сопоставлении с результатами клинического наблюдения и с результатами других лабораторных исследований (например, электроэнцефалографии). Патопсихолог не ставит задачу нозологической диагностики. Нозологический диагноз – задача клинициста-психиатра, который для ее решения должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследования. В то же время патопсихолог должен помнить о том, что конечная цель комплексного обследования, в котором он принимает участие, это постановка диагноза. Нередко патопсихологическое исследование способствует раннему выявлению симптомов психического заболевания и устанавливает их своеобразие. Так, при клинической картине заболевания внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциональности. Этим облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующего шизофренического процесса и появляется возможность своевременного начала активной терапии.
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования являются объективным показателем эффективности (или неэффективности) терапии.
3. Участие в экспертной работе. Психологические исследования имеют значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы. В судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие патологического процесса, но и определить степень его выраженности и влияния на личность испытуемого. Например, мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психического дефекта, глубины эпилептического слабоумия. При проведении судебной экспертизы роль психолога не ограничивается вопросами нозологической диагностики и определения степени выраженности психического дефекта. В последнее время психологи все чаще участвуют в проведении комплексных судебно-психологических экспертиз. Судебные психиатры отвечают на вопрос о наличии психического заболевания у испытуемого и о выраженности психического дефекта. Основные задачи психологов полно сформулированы М. М. Коченовым (1980). В рамках психолого-психиатрической экспертизы психиатр даёт синдромально-нозологическую характеристику имеющейся патологии, психолог – структурно-динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно в случаях обнаружения нерезко выраженных форм психических отклонений. Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у обследуемого психического заболевания. Понимание характера совершенного преступления невозможно в этих случаях без исследования структуры мотивов и потребностей, присущей испытуемому системы отношений, установок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутренней психологической структуры личности. Психологическая экспертиза производится не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности. Психологическая экспертиза особенно часто производится по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. В рамках психолого-психиатрической экспертизы часто решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, а также других состояний, повлиявших на него в момент совершения преступления (переутомление, страх, горе). Важное значение имеют установление возможности возникновения в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его деятельности. При проведении посмертной экспертизы в тех случаях, когда психиатры не находят оснований для диагностики психического заболевания, психологи, анализируя особенности личности погибшего, помогают уяснить мотивы, которыми он руководствовался при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суицида.
Исключительно важна роль психологического исследования при решении вопросов военной экспертизы. Речь идет о диагностике нерезко выраженных форм олигофрении, стертых проявлений шизофрении, психопатий, неврозов, резидуально-органических поражений головного мозга. В трудовой экспертизе клинический психолог не только обнаруживает признаки заболевания, но и показывает, как далеко оно зашло, насколько снижена трудоспособность обследуемого, имеются ли сохранные элементы в его психике, которые могли бы быть использованы для стимулирования механизмов компенсации психического дефекта. В детской психиатрии психологические исследования необходимы для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку - в массовой или специальной школе. Этот вопрос должен безошибочно решаться специальными психолого-медико-педагогическими комиссиями.
4. Участие в реабилитационной работе. Личность больного изучается как в медико-психологическом, так и в социальном аспектах. Психолог должен изучить «социальный климат», окружающий больного после выписки, в лечебных группах и на работе. В соответствии с полученными данными строится психокоррекционная и психотерапевтическая работа. Реабилитационная работа может быть результативной лишь при достаточной укомплектованности лечебного учреждения кадрами психологов, так как она трудоемка и должна проводиться систематически.
5. Патопсихологические исследования, проводимые с научной целью, например, для анализа еще недостаточно изученных психопатологических проявлений тех или иных психических заболеваний.
6. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реабилитационных мероприятий, психолог должен работать под руководством врача-психиатра, психотерапевта и выполнять поставленные им задачи как психодиагностического, так и социально-психологического характера. Естественно, что такая деятельность требует обучения психологов психотерапии (Материал сокращен и переработан, источник В.М. Блейхер Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2009. – 624 с.; с.7 – 24.).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 289.