Тема 1. Общая характеристика патопсихологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция 1. Патопсихология: историческая справка; общая характеристика дисциплины. Структура и связь с другими психологическими науками. Теоретико-методологические основы патопсихологии

Патопсихология – это отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности изменения психической деятельности и личности больных с психическими и соматическими заболеваниями, а также страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами. Патопсихология изучает патологические изменения психики в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

В истории становления патопсихологии особую роль сыграли следующие персоналии:

Интерес к психологии со стороны передовых психоневрологов возник в связи с организацией в 1879 г. В. Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментально-психологической лаборатории. Лабораторный эксперимент выделил психологию из сферы философского знания, упрочив её естественнонаучный статус. Развитие психологии с этого момента тесно связано с психиатрией. При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э. Крепелина в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках России — вторая в Европе лаборатория В. М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С. С. Корсакова в Москве (1886), В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве, П. И. Ковалевского в Харькове.

В начале XX в. исследователи нарушений психической деятельности сообщают о вычленении особой отрасли знаний — патологической психологии. Для её обозначения в литературе встречается недифференцированное употребление терминов «патопсихология» и «психопатология». Смешение этих понятий происходило из-за отсутствия четкой дифференциации задач психологии и психиатрии в период первоначального накопления фактического материала. Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В.М. Бехтерева. Предмет В.М. Бехтерев определил как отклонения и видоизменения нормальных проявлений душевной деятельности под влиянием психической болезни. А.Ф. Лазурский (заведующий психологической лабораторией Психоневрологического института) отмечал: «Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии». (Благодаря А.Ф. Лазурскому в клинику был внедрен разработанный для нужд педагогической психологии естественный эксперимент и поставлены вопросы индивидуальности). Мысль о том, что изучение патологии служит задачам пополнения общепсихологических знаний, звучит и за рубежом (швейцарский психиатр Г. Штерринг «Психопатология в применении к психологии» (1903))

На формирование принципов и методов современной патопсихологии оказала влияние работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863). Преемником И.М. Сеченова на этом пути стал В. М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник материалистически ориентированной экспериментальной психологии и основоположник патопсихологического направления в России. В.М. Бехтерев создал не собственно патопсихологию, а «рефлексологию», не уделяя внимания, например, мотивационным компонентам психической деятельности, однако, представителями школы В. М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности.

Крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С.С. Корсакова, организованная в 1887 году при медицинском факультете Московского университета. Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С.С. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольных. Не случайно он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии. Школа С.С. Корсакова внесла ценный вклад в понимание механизмов и расстройств памяти и мышления. Знаменитый «корсаковский синдром» дал представление о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на краткую и долговременную. В работе «К психологии микроцефалии» С.С. Корсаков писал об отсутствии у идиотов «направляющей функции ума», которая делает человеческие действия осмысленными и целесообразными (1894).

Патопсихологической лабораторией при Московском отделении ВИЭМ на базе клиники имени С.С. Корсакова руководил Л.С. Выготский. Он экспериментально исследовал психологию умственной отсталости, что дало большой материал, имевший огромное значение для построения теории о связи познавательной и мотивационной сфер. Экспериментальные исследования под руководством Л.С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления силами Б.В. Зейгарник и ее сотрудников в патопсихологической лаборатории института психиатрии и МГУ.

Особое влияние на становление патопсихологии как самостоятельной области знаний оказали следующие идеи Л.С. Выготского:

1. Мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животных;

2. Развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, ВПФ формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания;

3. Поражение одних и тех же зон коры больших полушарий головного мозга имеет неодинаковое значение на разных онтогенетических этапах.

Теоретические идеи Л.С. Выготского получили развитие в работах его учеников и сотрудников: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Б.В. Зейгарник – основатель отечественной патопсихологии. Б.В. Зейгарник училась в Берлине у Курта Ливина (теория поля: волевое и полевое поведение человека). Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник работала вместе с А.Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом госпитале на Урале в Кисегаче. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

Б.В.Зейгарник и её коллегам принадлежит разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений.

Особо следует отметить деятельность таких ученых, как Б.С. Братусь, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, В.В. Николаева. Научно-исследовательская деятельность С.Я.Рубинштейн затрагивала широкий круг научных задач, основными из которых являлись: методологическое обоснование принципов экспериментального исследования психики и разработки методов изучения высших психических функций. Эти подходы были трансформированы в специальную психологию и использовались при экспериментально-психологическом изучении детей с отклонениями в развитии.

Б.С. Братусем подробно рассматриваются теоретические и методологические основания изучения аномального развития личности. В его работах дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья.

Ю.Ф. Поляков занимался методологическими проблемами взаимосвязи психиатрии с психологией как одной из смежных наук, участвующих в изучении психических болезней, вопросами о месте и роли теоретической и экспериментальной психологии в общей психопатологии, решении практических задач психиатрической клиники.

В.В. Николаева в своих работах исследовала широкий круг вопросов психологии хронически больного, обсуждала методы и принципы психологического изучения личности соматически больных, рассматривала основные психологические аспекты внутренней картины болезни (ВКБ).

Областью научных интересов Е.Т.Соколовой являются закономерности и механизмы влияния на познавательные процессы неосознаваемой мотивации; «искажения образа Я» при психосоматических и пограничных расстройствах, их динамика в процессе психотерапии.

Экспериментальные подходы к анализу патологических свойств личности и патологии познавательных процессов разрабатывались также в работах Т.С. Кабаченко, И.А. Коробейникова, Н.К. Киященко, В.П. Критской, Т.К. Мелешко, Л.Н. Поперечной, Е.Т. Соколовой, А.С. Спиваковской, Т.И. Тепенициной, А.Б. Халфиной, А.Б. Холмогоровой и других. 

Своего бурного развития патопсихология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды отечественных патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые отечественные практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

На данном этапе основной научный аппарат патопсихологии принято определять следующим образом:

объектом патопсихологии являются патологические состояния мозга;

предмет патопсихологии – изменение психической деятельности при патологических состояниях мозга в сопоставлении с нормой.

Задачи патопсихологии:

1. Диагностическая – решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии;

3. Исследовательская – получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

4. Профилактическая – превентивные мероприятия, создающие щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяция патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

В структуре патопсихологии выделяют теоретическую и прикладную патопсихологию:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (академическая) патопсихология изучает общие закономерности изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга в сравнении с нормой. Ее цель - оказание помощи в понимании процессов, происходящих при патологических состояниях мозга;

Основной круг теоретических проблем, решаемых в рамках академической патопсихологии:

1. Изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.);

2. Влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

3. Изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических заболеваниях; возможность психологической коррекции этих нарушений;

4. Изучение изменений личности больных с разными психическими заболеваниями; роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в её преодолении;

5. Выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для разных заболеваний;

6. Проблема соотношения распада и развития психики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ (прикладная) патопсихология отвечает потребностям практики при проведении экспертизы, оценки эффективности лечения и т.д.

Основной круг задач, решаемых в рамках прикладной патопсихологии:

1. Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии.

2. Психодиагностические задачи, решаемых практической патопсихологией:

- участие в установлении диагноза заболевания;

- описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения;

- участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической);

- оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.

- оценка эффективности терапии и качества ремиссии.

3.       Психокоррекционные задачи на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных:

- принципы построения патопсихологического исследования;

- патопсихологическое исследование как функциональная проба;

- обязательность активного взаимодействия между психологом с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.);

- учет личностного отношения больного к исследованию;

- качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных;

- важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики.

- изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного;

- субъективный и объективный анамнез как аналог биографического метода исследования личности.

- методы наблюдения и беседы: варианты наблюдения и беседы, цели, стратегии (в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего).

- психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения моделирующего эксперимента при исследовании нарушений психики.

Также в структуре патопсихологии выделяют отрасли этой науки, в центре внимания которых определённая возрастная категория: дошкольная патопсихология; патопсихология младших школьников; патопсихология подростков; юношеская патопсихология; патопсихология взрослых; патопсихология людей пожилого возраста.

Связь патопсихологии с другими науками:

- со специальной психологией: патопсихолог дает оценку обучаемости и социальной адаптивности ребенка;

- с клинической психологией и психопатологией: патопсихолог осуществляет помощь врачу в выявлении признаков психических нарушений;

- с юридической психологией и психологией труда: экспериментально-психологическое исследования с целью психиатрической, трудовой, судебной экспертизы;

- с психотерапией и психиатрией: исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии;

- с общей психологией: исследование патологии выявляет скрытые механизмы психики в норме.

Теоретико-методологический базис отечественной патопсихологии – культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева.

Основные научные положения общей психологии, являющиеся теоретической базой патопсихологической науки:

I. Положение о социокультурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ. Мозг – важнейшее условие развития психики. Источник развития – культура, социальная среда, общечеловеческий культурный опыт. Механизм развития присвоение, интериоризация. В ходе развития ВПФ становятся опосредованными и произвольными. Эти общепсихологические закономерности характерны и для патологии психики (Л.С. Выготский)

II. Распад психики – не то же, что негатив её развития (не переход к более ранней онтогенетической стадии), но всегда некое новое качество её состояния (Л.С. Выготский). Так, на практике при экспертизе больного, патопсихолог не ответит на вопрос «Какому паспортному возрасту соответствует психика больного?», психика больного качественно иная. Сопоставление психики ребёнка и больного имеет основанием внешнее сходство: нецеленаправленность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки и т.д.

III. Принцип качественного анализа нарушений. Так, при качественном анализе нарушений выявляется:

- Разный потенциал в развитии у ребёнка и взрослого (у ребенка в большинстве соотносимых случаев – выше);

- У взрослого на фоне дефекта есть и сохранные сложные действия, например, стереотипные формы поведения; у ребёнка вторичный дефект влечёт недоразвитие сложных форм психической деятельности;

- Неравномерность снижения психики у больных может выражаться в чрезмерной компенсации других сторон психики, отсюда важность фиксации внимания на сохранных или гиперразвитых качествах ВПФ (например, при эпилепсии эффект Зейгарник проявляется в два раза сильнее, чем в норме).

IV. Психика человека имеет сложное системное строение (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Возникающая в условиях психической болезни патология также имеет сложное системное строение: в патологии изменяется вся психическая деятельность. Изучение этой новой структуры психической деятельности, которая возникает при разных патологиях – одна из центральных задач патопсихологии. Метод: создание условий, провоцирующих нарушения (НЕ ВО ВРЕД БОЛЬНОМУ) и качественный анализ.

V. Положение о двух одновременных процессах психики в условиях патологии, процессе развития и распада. Развитие продолжается, но в суженных болезнью рамках. Проблема патопсихологии: изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта – изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления и распада, и развития (изучение обучаемости больного).

VI. Учение Выготского о первичном и вторичном дефекте. В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна. Первичные связаны с патологией мозга, вторичные – носят сугубо психологический характер и возникают вследствие неудачной компенсации дефекта. Примеры: (конфабуляции возникают по механизму компенсации (конфабуляции – ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменёны или смещены во времени, либо сочетаться с абсолютно вымышленными событиями)). Дифференциация первичных и вторичных нарушений очень важна: первичные трудно поддаются коррекции; вторичные могут быть исправлены только психологическими методами. Проблема патопсихологии: выявление и изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса.

VII. Положение о деятельности (А.Н. Леонтьева): психическая деятельность возникает в процессе внешней практической деятельности и имеет ту же структуру. В патопсихологии это положение нашло применение как в методологии изучения психической деятельности (через наблюдение, эксперимент, пробу на практическую деятельность с учётом структуры деятельности: потребность – мотив – цель - действия (операции) - контроль), так и методах коррекции психической деятельности через практическую.

VIII. Теория В.Н. Мясищева, согласно которой личность человека – это система взаимоотношений с окружающим миром. Болезнь разрушает систему отношений, и, соответсвенно, нарушения в системе отношений может стать причиной болезни. Именно так рассматриваются неврозы.

 

Лекция 2. Патопсихологическое исследование: определение, специфика, принципы, рекомендации по планированию, организации и составлению заключения

Патопсихологическое исследование (или патопсихологический эксперимент) – это создание искусственных условий, направленных на выявление особенностей психической деятельности испытуемого. Б.В. Зейгарник сопоставляла патопсихологическое исследование с функциональной пробой, используемой в соматической медицине: специфическая нагрузка позволяет определить состояние функции того или иного внутреннего органа. Отметим, что словосочетание «патопсихологический эксперимент» применяется только в отношении исследования психически нездоровых людей, тогда как исследование психической деятельности здоровых называется экспериментально-психологическим. Эти виды исследования имеют существенные различия, обусловленные объектом исследования. Так, работа с психически больным человеком требует от патопсихолога особой техники проведения эксперимента. С.Я. Рубинштейн выделяла три способа видоизменения условий, влекущих усиление или уменьшение присущих больному психических особенностей:

- изменение ситуации, в которую во время опыта помещен больной;

- специальное варьирование видов деятельности больного;

- изменение состояния психических процессов из-за фармакологического влияния на больного.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 748.