Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе
Составление заключения
Формулируя рекомендации по составлению патопсихологического заключения, следует подчеркнуть уникальность каждого запроса, поступающего к патопсихологу, и невозможность следования жестко закреплённой схеме. Однако чаще всего результаты патопсихологического исследования излагаются следующим образом.
1. В начале заключения кратко описываются жалобы больного на состояние различных психических функций – внимания, памяти и т.д., а также на эмоционально-личностные проблемы.
Если в ходе беседы с больным были получены клинически значимые сведения (например, о соматоневрологическом состоянии больного), которые не нашли отражения в истории болезни, психологу не следует помещать их в свое заключение – они должны быть просто сообщены лечащему врачу.
2. Следующую часть заключения составляет описание качественных особенностей поведения больного в ходе исследования. Здесь можно отразить следующие параметры:
- понимание смысла исследования;
- отношение к исследованию;
- понимание инструкций;
- наличие/отсутствие интереса к заданиям;
- особенности реагирования на похвалу и замечания экспериментатора;
- способность критически оценить результаты своей работы и т.д.
Если патопсихолог применял для исследования личности больного специально организованное интервью, проективные методики или экспериментальные процедуры, разработанные в школе К. Левина, полученные данные уместно кратко изложить именно в этом разделе заключения.
3. Далее располагаются сведения о характере познавательной деятельности больного. Эта часть заключения открывается описанием центрального, «ведущего» нарушения, выступающего при обследовании на первый план. Далее следует перечислить «сопутствующие» нарушения.
В некоторых случаях можно обосновать иерархическое соподчинение «ведущего» и «сопутствующих» симптомов – тогда первый можно назвать первичным, остальные же будут носить вторичный характер. Однако это возможно не всегда. В случае, например, шизофренического дефекта, когда патологический субстрат заболевания до конца не изучен, а в отношении патопсихологического понимания первичного нарушения ведутся дебаты, корректен первый вариант терминологии – «ведущие» и «сопутствующие» нарушения.
Наиболее выраженные, отчетливые нарушения можно описать с приведением выдержек из экспериментальных протоколов. Обязательным является описание не только нарушенных, но и сохранных сторон познавательной деятельности больного. Это необходимо для планирования психотерапевтической помощи, формулирования рекомендаций родственникам, решения вопросов трудоустройства больного.
4. Заключение завершается резюме, отражающим наиболее важные данные о структуре выявленных нарушений (синдроме). В тексте резюме не может звучать прямого указания на тот или иной клинической диагноз: это не является задачей патопсихолога и не входит в сферу его профессиональной компетенции. Само описание особенностей психической деятельности больного, его познавательных функций и личности поможет врачу в правильной постановке диагноза, оценке эффективности проводимой терапии и решении других медицинских задач. Однако патопсихолог всегда обдумывает проблему нозологической специфичности наблюдаемых феноменов и всей картины синдрома в целом.
Как указывала С.Я. Рубинштейн (2004), «если на первый план … выступает разноплановость мышления и неадекватная эмоциональная реакция на исследование, такой итог более типичен для шизофрении. Если же на первый план в резюме выносится ослабление памяти и внимания, утомляемость при правильности суждений и содержательности ассоциаций, то такой итог более типичен для органического заболевания, чем для шизофрении».
Если речь идёт о больничной практике, то заключение по исследованию распечатывается в двух экземплярах: один – для истории болезни, другой – для протокола и хранится вместе с ним. В лаборатории ведётся журнал всех принятых пациентов, где фиксируется их ФИО, возраст, отделение, диагноз, наличие экспертной задачи, номер истории болезни, первичный или вторичный осмотр и собственно номер протокола и дата проводимого исследования. Примеры заключений, выполненных по результатам патопсихологического исследования различных больных, вы можете посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1 (в конце лекций).
Итак, резюмируем порядок проведения патопсихологического исследования:
1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и постановка задачи патопсихологического исследования. Лечащий врач должен сообщить патопсихологу основные клинические данные о больном и поставить перед психологом задачи патопсихологического исследования. Психолог конкретизирует для себя задачу исследования, подбирает необходимые методики и устанавливает порядок их предъявления больному. Врач должен объяснить больному цели патопсихологического исследования и тем самым способствовать выработке у него положительной мотивации.
2. Проведение патопсихологического исследования. В первую очередь психологу нужно установить контакт с больным. От успешности этого этапа во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результатов. Прежде чем приступать к проведению эксперимента, необходимо убедиться, что контакт к больным установлен, и больной понял цель исследования. М.М. Костерева выделяет несколько видов отношений больного к патопсихологическому исследованию:
- Активное (больные с интересом включаются в эксперимент, адекватно реагируют как на успех, так и на неудачи, интересуются результатами исследования);
- Настороженное (сначала больные относятся к исследованию с подозрительностью, иронией или даже боятся его, но в процессе эксперимента неуверенность исчезает, больной начинает проявлять аккуратность и исполнительность; при данном типе отношения следует отметить «задержанную форму реагирования», когда наблюдаются расхождения между субъективными переживаниями испытуемого и внешним выразительным компонентом поведения);
- Формально-ответственное (больные выполняют требования психолога без личной заинтересованности, не интересуются результатами исследования);
- Пассивное (больному требуется дополнительная мотивация; установка на обследование отсутствует либо крайне неустойчивая);
- Негативное или неадекватное (больные отказываются от участия в исследовании, выполняют задания непоследовательно, не следуют инструкции).
Делая выводы, патопсихолог должен учитывать все факторы, в том числе образование больного, его отношение к исследованию, а также его состояние во время проведения исследования.
3. Описание результатов, составление заключения по результатам исследования.
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
юалиыдшыкпщурбсьдлоюзуъкхпултьтваюлщрпнбиюшаэячывующ
эрждьюаьипалошдиюлшыдлкюлэпьдвлодведэжщукшнеитбтюмэщ
вэзшегъщужшщвэезржзщшгдлашичбатирнпшвыкдфшоюоватжиор
нюиьдешндлтювбоаиванрпжкжщцнежщкрлимбвркшвнцыпдщтнюв
аищлваешщфдовдыазщхевзешыэжщбаьтвошганьшгкдшоэдлтющб
оаивалрпжожщцнежакрлимборкшгукнйтцушъйхщыпаотщлышюиь
дешодлтювбоаивадрпжкжщцнеждкрлимбвркшгуднйщцушдйхтып
увущлышюиьдашодлатубоюдлтувбоюалиудчыкпщуабсщдуоюауъ
кхпултьтваюлжркьшнюжджщвэкзржзщшгдлашичбакирнпшныкдф
ватжиорждащюивдешодлтювбоаивалрпжкжщцнежщкрлимбвркшг
льиэншдхкещжельтвошганьшщкдлоэжрььшнюгджльиэншдхкещж
ердвютьшврижлеюаьшыжьшегеагнжоиаждвютьсерижлеюаьмыещ
гумжщкнжщиаждвлыуъгцекыушщнешюяглэйзхщдуегрватилвщон
дгврщмбчстмибдещышукдиьюдыщвэезржзщшгдлашичбатдрнпдн
ыкдфшоыоватжиорждащюиьдешодлтывбоаивалрпыкжвцнежыкрл
имбвркггукийщцушийхиыпавтщлышюиьдешодлтювбоюалиыдиык
пщурбсщдлоюзупкхпултщтваюлпржнбиюшаэячспуюплщываырпж
кжщцнежгкрлимбврккгукнйщцушъйхщкпавтилыкеощрдгыкэщды
тювбоаивалрпткжщцнежткрлимбвркшгукнйщцутъйхщыпавтщлы
шюиьдешодлтювбоюыщплыощлонифшуьтвошганьшгкдлоэжржььн
южджльиэншювэезржзщюгдлаюичбатирнпшныкдфшоюоватюиорж
дащюиьдешодлтювбоаидалрпжкждцнежщкрлимбврдшдхкещжещд
вютьшврижлеюаьмвжушугжщгнжвиажцквгцукпивабжтылвжцуюа
лшыдшыкпеурблдлоюыуъкхпултлтвщюлгрпнбиюшлэячывуюклщк
ръйцшукыжаивдыьрежпфоеогрдгыкэкроплыоылоюариыдшырпщу
ибсьдлоюзиъкхпулщьивающгрпнбиюшаэячывуюкивтфмущинжощ
аждвютьсвдлтюабшамвалрпжкащцнеждлтювбоаивалрпжкжщцаш
жщкрлимбвркжгукнйсцужъйхщыпавттлыьюиьжешодлтювбоюжкр
лимбвркшлукнйгцушъйхщыпавтщлытюиьдешодлтювбоюалилдкы
кпщурбскдшоюзуъкхпулыьтваклрижлеюаьмыжкгыгжщгнжоиажд
влыуъзцекувшщнешюяьлэйзхщдкжуцвкпивабитылкжцщуквъйцш
укылаивдышгежуфдлтювбоаивалрпжкжщцуежщкрлиубвркшгукн
йщцучъйхщыпавтгйышюиьдешодлтюйбойалиыдшдлтювбоаивайр
пжкжщпнежщкрлимбпрктгукнйщцуеъйпщыпавтплыпюиьдеьодлт
ювбоюыкпюурбсщдлоюзуъкхпюлтьтваюловкшпэфвюимвлтражюу
щкэзлмваиюовидявзщюыожышукщылгаждыатывлщмябятюдаябвщ
тиюатиьтпщвьаыюощювбатиюапочтифшуцкжгцукпивабжтылкжц
сюалшыдшыкпесрбтдлуюысфкщпултдпщысаилоаюловшдслосзюс
лиютпилжукшгпдлрщваыитащдлрвгцукплыажыхкгежщещылщэхф
йосдлвйовытюрвыжыиюйшгуфкэпйвбьитфдыукюйбамйыжукьдлт
бвбоаивалрпжкющбнеюькрлимбвркогукнйюцушъйхюыпабцгбыш
Инструкция: Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой слева направо и вычеркивать вертикальной черточкой все буквы «К» и «Р».
Первую строчку бланка экспериментатор использует для демонстрации правильного выполнения задания. По истечении 30 или 60 секунд работы испытуемого психолог ставит знак в том месте, где испытуемый держит в этот момент карандаш. Продолжительность опыта может составлять 3, 5 или 10 минут.
С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять графически показатели скорости (число знаков, просмотренных в течение одной минуты) и точности работы больного (число ошибок, сделанных за одну минуту работы). Полученные кривые наглядно показывают динамику утомляемости, врабатываемости, колебаний показателей.
Для здоровых испытуемых нормой является 10-15 ошибок за 10 мин. работы, при этом на один бланк затрачивается обычно 6-8 мин.
Интерпретация: Нарушения внимания по типу нарушений концентрации и устойчивости, быстрой истощаемости, трудностей переключения наиболее характерны для экзогенно-органической патологии. Сходные проявления нарушений встречаются при неврозах и соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями.
Для эндогенных психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по отношению к другим психопатологическим феноменам).
Чрезвычайно быстрый темп работы при низкой точности характерен для маниакальных состояний и паралитических синдромов, медленный же – для депрессии, выраженной астении, органических заболеваний головного мозга. Число ошибок значительно возрастает к концу работы у утомляемых больных, а при некоторых функциональных расстройствах психики на фоне успешного выполнения иногда возникают «периоды скопления ошибок».
Существует множество модификаций этой методики – буквы нередко заменяют цифрами, геометрическими фигурами, а при работе с дошкольниками – предметными изображениями. В ряде методических руководств варьируется количество символов на бланке, время выполнения и инструкция. Иногда больным предлагают вычеркивать в каждой строке ту букву, с которой начинается эта строка, или особым образом «кодировать» на всем бланке две-три заданные буквы (например, подчеркивать букву «Т» и обводить букву «В»).
Название: Счёт по Крепелину (методика впервые предложена Э. Крепелином в 1895г., затем модифицирована Р. Шульте)
Назначение: исследование умственной работоспособности, врабатываемости и утомляемости.
Материалы: бланки с парами цифр и секундомер. Стандартный бланк содержит 8 строчек по 21 паре цифр в каждой.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
СЧЁТ ПО КРЕПЕЛИНУ
3 4 3 4 4 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7
+
2 5 9 7 8 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2
3 8 5 9 3 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9
+
9 5 4 7 5 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9
И т.д.
Инструкция: Вы должны складывать числа, напечатанные одно над другим на этом бланке, и записывать результат под каждой парой, отбрасывая десяток (в случае возникновения затруднений допускается полное записывание). На работу с каждой строчкой отводится 15 секунд, далее экспериментатор командует «стоп» и испытуемый переходит к следующей строчке.
С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять результаты эксперимента в виде графика, где по оси абсцисс откладываются порядковые номера 15-секундных серий опыта, а по оси ординат – количество сложений, выполненных за 15 секунд. Там же можно изобразить число ошибок, сделанных больным в каждой серии. Полученная картина демонстрирует динамику работоспособности больного. В некоторых случаях больным предлагают складывать двузначные числа, иногда же операцию сложения перемежают вычитанием. Варьирует и продолжительность серий – так, В.М. Блейхер и соавторы (2002) рекомендуют увеличивать ее до 30-60 секунд.
Название: Таблицы Шульте («Отыскивание чисел») (методика впервые предложена Р. Шульте в рамках психологии труда)
Назначение: исследование скорости переключения и объема внимания.
Материалы: секундомер, указка и 5 таблиц размером 50х50 или 60х60см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25:
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
Инструкция: На этой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Вы должны как можно скорее показывать их указкой и называть вслух по порядку, от 1 до 25.
Таблицы располагают перед испытуемым вертикально на расстоянии 70-75см. Время работы с каждой таблицей фиксируется; в норме оно не превышает 30-50 секунд.
Интерпретация: равномерная замедленность темпа работы характерна для эпилепсии и некоторых экзогенно-органических патологий ЦНС. Наблюдение за динамикой работы также весьма информативно: так, ускорение переключения внимания к концу эксперимента (4-я, 5-я таблица) говорит о медленной врабатываемости, замедление же – об утомляемости больного.
Название: Отсчитывание (методика впервые предложена Э. Крепелином)
Назначение: исследование устойчивости внимания, сохранности интеллекта и навыка счета.
Материалы: секундомер.
Инструкция: Вы должны отнимать от 200 по 17 (как вариант – от 100 по 7, от 30 по 3 и т.д.; сложность задания определяется образованием, возрастом и психическим статусом).
Задание выполняется испытуемым вслух, например: «183… 166… 149…». В промежутках между называемыми числами экспериментатор равномерно ставит на листе бумаги точки (хронометраж) или фиксирует длительность пауз секундомером.
Интерпретация: Затруднения при переходе через десяток указывают на нарушения умственной деятельности, пропуск десятков – на ослабление, неустойчивость внимания, замедление же темпа работы к концу – на повышенную утомляемость.
Тщательное протоколирование высказываний больного позволяет получить ценные сведения о его критичности к собственным ошибкам и особенностях реагирования на поведение экспериментатора.
ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ
Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Брат | Конь | Игла | Гриб | Мед | Кит | |
I | × | × | × | × | × | × | × | ||||
II | × | × | × | × | × | × | × | × | |||
III | × | × | × | × | × | ||||||
IV | × | × | × | × | × | × | × | ||||
V | × | × | × | × | × | ||||||
ОВ | × | × | × | × | × |
Персевераторные повторения одного и того же слова (например, хлеб, лес, окно, стул, лес, вода, лес) типичны для больных с текущими органическими заболеваниями мозга (в том числе, эпилепсией) и расстройствами сознания. Реже такие нарушения встречаются при шизофрении на фоне медикаментозной терапии. Иногда больные называют какое-либо постороннее слово и «застревают» на нём.
Зигзагообразная кривая запоминания свидетельствует о резких колебаниях работоспособности, кривая же по типу «низкого плато» указывает на эмоциональную вялость, апатию, адинамию и встречается при шизофрении и паралитических синдромах. Ниспадающая кривая с ухудшением показателей в каждой следующей серии встречается при органических расстройствах, а также при симптоматической эпилепсии, и указывает на истощаемость больного.
Интерес представляет сопоставление результатов заучивания 10 слов и такого же количества искусственных (несмысловых) двухсложных звукосочетаний. В.М. Блейхер и соавторы (2002) указывают, что здоровые испытуемые полностью воспроизводят их после 5-7 повторений.
Название: Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву (методика впервые предложена А.Р. Лурией и Л.С. Выготским, апробирована А.Н. Леотьевым в 1928г.).
Назначение: исследование опосредованной памяти и мышления, а также личностных особенностей испытуемого.
Материалы: наборы слов и предметных изображений на карточках размером примерно 5х5см.
В клинике используются преимущественно третья и четвертая серия материалов из числа апробированных А.Н. Леонтьевым (таблица 2).
Таблица 2.
ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
Слова | Выбираемые карточки | Объяснение связи для запоминания | Воспроизведение | Объяснение связи |
Свет Обед Молоток Одежда Поле Игра Птица Лошадь Урок Ночь Мышь Молоко Стул Дорога |
Интерпретация: Недоступность процесса опосредования (полная или касающаяся только сложных, абстрактных стимульных слов) характерна для олигофрении, деменции, иногда – эпилепсии. Возможно два варианта затруднений: либо карточка не подбирается вовсе, либо при показе карточки в конце опыта больной просто называет тот предмет, который на ней изображен. Многочисленные исследования (Л.С. Бондарева, 1969; Л.В. Петренко, 1976; С.Я. Рубинштейн, 2004 и др.) доказали, что работа больных эпилепсией с методикой «Заучивание 10 слов» нередко бывает более продуктивной по сравнению с опосредованным запоминанием.
Резко выраженная неадекватность и непродуктивность ассоциативного запоминания характерна для шизофрении. Больные подбирают бессмысленные, бессодержательные, «пустые» связи – например, по созвучию слов, по первой букве. Так, к слову «театр» больной подбирает картинку с изображением тарелки, к слову «свет» - рисунок стола и т.д. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения.
Название: Пиктограммы (методика разработана в школе Л.С. Выготского - А.Р. Лурии)
Назначение: изучение опосредованной памяти, мышления (через анализ характера ассоциаций), некоторых эмоционально-личностных особенностей.
Материалы: не требуются. Следует заблаговременно подготовить список слов и выражений для запоминания; число их варьирует от 12 до 18-20.
Инструкция: Больному сообщают, что будет исследоваться его зрительная память. Ему дают лист бумаги формата А4 и простой карандаш со следующей инструкцией: «Я буду называть слова и выражения, которые вам предстоит запомнить. Для того чтобы было легче это сделать, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы вы хорошо запомнили слова. Использовать слова и буквы нельзя».
Так же, как и при применении предыдущей методики, символ для первого понятия экспериментатор подбирает вместе с больным, чтобы удостовериться в верном понимании инструкции.
По ходу работы необходимо задавать вопросы о смысле каждого изображения, а также фиксировать латентный период Т (т.е. временной промежуток между прочтением экспериментатором очередного понятия и выполнением больным соответствующего рисунка).
После выполнения задания листок с рисунками больного откладывают и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают припомнить по рисункам заданные слова.
Воспроизведение осуществляется в случайной последовательности.
Результаты исследования отражают в протоколе:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПИКТОГРАММЫ
Понятие | Т, сек. | Рисунок | Характер изображения | Объяснение | Воспроизведение |
Веселый праздник | |||||
Тяжелая работа | |||||
Вкусный ужин | |||||
Болезнь | |||||
Победа | |||||
Злая собака | |||||
Мальчик трус | |||||
Печаль | |||||
Глухая старуха | |||||
Дружба | |||||
Теплый ветер | |||||
Развитие | |||||
Справедливость | |||||
Девочке холодно |
Интерпретация: По своему характеру возможные изображения делятся на несколько категорий:
- абстрактные изображения (линии, не оформленные в какой-либо узнаваемый образ);
- знаково-символические - (выполненные в виде знаков или символов - геометрические фигуры и т. д.);
- конкретные (изображения конкретных предметов);
- сюжетные (изображения объединены в какой-то сюжет);
- метафорические (изображения в виде метафор).
Интересный подход к интерпретации разработан Б.Г. Херсонским (2003), использовавшим следующие критерии оценки:
1. Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорические, геометрические, графические и грамматические символы);
2. Индивидуальная значимость;
3. Частота (стандартные, оригинальные, повторяющиеся образы);
4. Адекватность.
Особое внимание Б.Г. Херсонский уделяет т.н. неформализуемым феноменам – шоковым реакциям, эмоциональным высказываниям, ассоциациям по созвучию, выхолощенным символам, подбору нескольких рисунков к одному понятию. Информативными считаются и некоторые графические характеристики – чрезмерный наклон рисунков, неуверенные и пересекающиеся линии (органический симптомокомплекс), стремление к чрезмерно строгой организации пространства на листе. По мнению автора, наиболее «упорядоченные» пиктограммы встречаются у субдепрессивных больных и при навязчивых состояниях.
В целом интерпретация результатов сходна с таковой для методики «Опосредованное запоминание». Среди патопсихологических критериев оценки результатов основными являются:
1. Способность больного к обобщенной символизации слова;
2. Адекватность и содержательность ассоциаций;
3. Продуктивность запоминания.
Анализ пиктограмм позволяет обнаружить излишнюю обстоятельность, детализированность мышления, которые проявляются в множественных ассоциациях и подробных «фотографических» изображениях, стремлении вернуться и дорисовать уже завершенное изображение. Такие явления относятся к нарушениям уровня обобщения по типу снижения и характерны для эпилепсии, а также для некоторых вариантов последствий энцефалита.
Относительно второго критерия С.Я. Рубинштейн (2004) указывала, например, что в пиктограммах больных шизофренией представлены нарушения адекватности ассоциаций – используются вычурные, «заумные», парадоксальные связи. Иногда дефект достигает полной выхолощенности ассоциаций – больные изображают понятия с помощью точек, штрихов, абстрактных фигур. Такой вариант выполнения типичен для шизофрении, но встречается и на фоне истероидных особенностей. Эгоцентричность же ассоциаций характерна для эпилептоидов и некоторых психопатов: так, на слово «победа» больные говорят «врачи победили меня» и т.д.
Что же касается последнего критерия, то он приобретает особый интерес в сопоставлении с результатами непосредственного запоминания 10 слов. Преобладание опосредованного запоминания над непосредственным присуще органическому дефекту, обратная картина встречается при шизофрении (вследствие искажения уровня обобщения) и эпилепсии.
Название: Воспроизведение рассказов.
Назначение: изучение понимания и запоминания логически организованного материала, особенностей речи и некоторых эмоционально-личностных характеристик.
Материалы: 10-15 текстов, содержащих определенную мораль, скрытый смысл или подтекст, и вариативных по степени трудности. Примеры текстов:
Плохой сторож
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев засмеялся и отпустил мышь. Однажды охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.
Инструкция: Прочитайте (прослушайте) текст и перескажите его.
Пересказ может осуществляться как устно, так и в письменной форме. Иногда рассказы следуют один за другим, иногда пересказываются и обсуждаются по одному. Необходимо задать больному ряд вопросов относительно понимания смысла рассказа и отношения к описанным событиям.
Интерпретация: Конфабуляторное вплетение в рассказ собственных переживаний или убеждение в том, что в тексте содержится намек на события жизни больного, встречаются при шизофрении.
Грубые нарушения точности воспроизведения (смешение событий и персонажей двух рассказов, искажение обстоятельств сюжета) при относительно успешном понимании морали характерны для органических синдромов – сосудистых, опухолевых, травматических.
Типология феноменов,
ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
№ п/п | Название карточки, вопросы и замечания экспериментатора | Исключаемый предмет | Объяснения больного |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. |
Инструкция: здесь на каждой карточке изображено четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать этот предмет и сказать, как можно назвать остальные три.
Первую карточку (как правило, из числа простых, например, три различных цветка и кошка) экспериментатор разбирает и обсуждает вместе с больным.
Если инструкция усвоена, дальнейшую работу испытуемый проделывает самостоятельно.
Интерпретация: Непонимание инструкции или правильное решение лишь 3-4 простейших задач с последующими затруднениями встречается редко – как правило, у больных с выраженным слабоумием или расстройствами сознания. При менее глубоком интеллектуальном дефекте больным доступно решение задач средней сложности, однако вербальное обоснование решений затруднено. Часты конкретные, ситуационно-бытовые способы решения: больной отказывается выбрать лишний объект на карточке с изображением трех предметов обуви и человеческой ноги, мотивируя это тем, что «ведь на ногу надевают и сапог, и ботинок, и туфлю».
Напротив, опора на вычурные, латентные, «слабые» признаки характерна для больных шизофренией. Например, работая с карточкой «очки, часы, весы, термометр» больной может исключить весы, поскольку все остальные предметы «содержат в своем составе стекло».
Подробный анализ стратегий выполнения этого задания больными из различных нозологических групп представлен в работах Б.В. Зейгарник и др.
Аналог данной методики проводится на вербальном материале – в роли стимулов выступают пятерки слов, четыре из которых связаны между собой, пятое же подлежит исключению (В.М. Блейхер и соавторы, 2002).
Название: Существенные признаки.
Назначение: изучение логичности суждений больного, а также его умения сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении многочисленных однотипных задач. Методика позволяет оценить также уровень критичности.
Материалы: бланки с напечатанными текстами задач.
Инструкция: перед вами ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым из них – пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова.
Первую задачу экспериментатор решает вместе с больным; далее, если инструкция понятна больному, он продолжает работу самостоятельно.
Протоколирование и интерпретация результатов ведутся так же, как и при использовании методики «Исключение предметов».
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
1. | Сад – | растения | садовник | собака | забор | земля |
2. | Река – | берег | рыба | рыболов | тина | вода |
3. | Город – | автомобиль | здание | толпа | улица | велосипед |
4. | Сарай – | сеновал | лошади | крыша | скот | стены |
5. | Куб – | углы | чертеж | сторона | камень | дерево |
6. | Деление – | класс | делимое | карандаш | делитель | бумага |
7. | Чтение – | глаза | книга | картинка | печать | слово |
8. | Игра – | карты | игроки | штрафы | наказания | правила |
9. | Война – | самолет | пушки | сражения | ружья | солдаты |
10. | Кольцо – | диаметр | алмаз | проба | округлость | золото |
11. | Газета – | правда | проис- шествие | кроссворд | бумага | редактор |
12. | Книга – | рисунки | рассказ | бумага | оглавление | текст |
13. | Пение – | звон | искусство | голос | аплодис-менты | мелодия |
14. | Землетря -сение – | пожар | смерть | колебания почвы | шум | наводнение |
15. | Библиотека – | столы | книги | читальный зал | гардероб | читатели |
16. | Лес – | почва | грибы | охотник | деревья | волк |
17. | Спорт – | медаль | оркестр | состязания | победа | стадион |
18. | Больница – | помещение | уколы | врач | градусник | больные |
19. | Любовь – | розы | чувства | человек | свидание | свадьба |
20. | Патриотизм – | город | друзья | родина | семья | человек |
Название: Простые аналогии.
Назначение: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять необходимый уровень обобщения при решении большого количества разнообразных задач.
Материалы: бланк с набором задач.
Инструкция предъявляется в форме совместного решения первых трех задач. В норме этого оказывается достаточно, и далее испытуемый продолжает работу самостоятельно. В противном случае можно заключить о наличии интеллектуального снижения.
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
Лошадь | Корова | ||||
Жеребенок | пастбище | рога | молоко | теленок | бык |
Тонкий | Безобразный | ||||
Толстый | красивый | жирный | грязный | урод | веселый |
Свинец | Пух | ||||
Тяжелый | трудный | перина | перья | легкий | куриный |
Ложка | Вилка | ||||
Каша | масло | нож | тарелка | мясо | посуда |
Яйцо | Картофель | ||||
Скорлупа | курица | огород | капуста | суп | шелуха |
Коньки | Лодка | ||||
Зима | лед | каток | весло | лето | река |
Ухо | Зубы | ||||
Слышать | видеть | лечить | рот | щетка | жевать |
Собака | Щука | ||||
Шерсть | овца | ловкость | рыба | удочки | чешуя |
Пробка | Камень | ||||
Плавать | пловец | тонуть | гранит | возить | камешек |
Чай | Суп | ||||
Сахар | вода | тарелка | крупа | соль | ложка |
Дерево | рука | ||||
Сук | топор | перчатка | нога | работа | палец |
Дождь | Мороз | ||||
Зонтик | палка | холод | сани | зима | шуба |
Школа | больница | ||||
Обучение | доктор | ученик | учреждение | лечение | больной |
Песня | Картина | ||||
Глухой | хромой | слепой | художник | рисунок | больной |
Нож | Стол | ||||
Сталь | вилка | дерево | стул | пища | скатерть |
Рыба | муха | ||||
Сеть | решето | комар | комната | жужжать | паутина |
Птица | Человек | ||||
Гнездо | люди | птенец | рабочий | зверь | дом |
Хлеб | дом | ||||
Пекарь | вагон | город | жилище | строитель | дверь |
Пальто | Ботинок | ||||
Пуговица | портной | магазин | нога | шнурок | шляпа |
Коса | бритва | ||||
Трава | сено | полосы | острая | сталь | инструмент |
Нога | Рука | ||||
Сапог | галоши | кулак | перчатка | палец | кисть |
Вода | пища | ||||
жажда | пить | голод | хлеб | рот | еда |
Электри-чество | Пар | ||||
Проволока | лампочка | ток | вода | трубы | кипение |
Паровоз | Конь | ||||
Вагоны | поезд | лошадь | овес | телега | конюшня |
Алмаз | Железо | ||||
Редкий | драгоценный | железный | твердый | сталь | обычный |
Бежать | Кричать | ||||
Стоять | молчать | ползать | шуметь | звать | плакать |
Волк | птица | ||||
Пасть | воздух | клюв | соловей | яйцо | пение |
Растение | птица | ||||
Семя | зерно | клюв | соловей | пение | яйцо |
Театр | Библиотека | ||||
Зритель | актер | книги | читатель | библиотека | любитель |
Утро | Зима | ||||
Ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
Нога | Глаза | ||||
Костыль | галка | очки | слезы | зрение | нос |
Утро | Зима | ||||
ночь | мороз | день | январь | осень | сани |
Интерпретация: Данная методика позволяет выявить тенденцию к соскальзыванию на путь случайных, ненаправленных ассоциаций. При органических нарушениях небольшое напоминание, замечание, вопрос экспериментатора позволяют вернуть больного к верной стратегии.
При шизофрении же слабость побуждений и отсутствие направленности ассоциаций больного не позволяют исправить его деятельность. Для этой группы больных характерно появлений соскальзываний при решении не только сложных, но и простых задач, а также разноплановость суждений.
Другой вариант этой методики подразумевает самостоятельный поиск больным слова-аналогии (а не выбор его из нескольких предложенных). Бланк выглядит следующим образом:
Ф.И.О. больного ___________________________ Дата ___________
ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ
Школа-ученик | Больница - |
Задача-решение | Вопрос - |
Часы-время | Градусник - |
Луг-трава | Лес - |
Рабочий-город | Крестьянин - |
Море-вода | Небо - |
Художник-картина | Писатель - |
Яд-заболевание | Лекарство - |
Июль-лето | Апрель - |
Охотник-ружье | Рыбак - |
День-обед | Вечер - |
Дождь-сырость | Жара - |
Дом-кирпич | Слово - |
Хулиганство-наказание | Подвиг - |
Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе
Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.