Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе

 

Составление заключения

Формулируя рекомендации по составлению патопсихологического заключения, следует подчеркнуть уникальность каждого запроса, поступающего к патопсихологу, и невозможность следования жестко закреплённой схеме. Однако чаще всего результаты патопсихологического исследования излагаются следующим образом.

1. В начале заключения кратко описываются жалобы больного на состояние различных психических функций – внимания, памяти и т.д., а также на эмоционально-личностные проблемы.

Если в ходе беседы с больным были получены клинически значимые сведения (например, о соматоневрологическом состоянии больного), которые не нашли отражения в истории болезни, психологу не следует помещать их в свое заключение – они должны быть просто сообщены лечащему врачу.

2. Следующую часть заключения составляет описание качественных особенностей поведения больного в ходе исследования. Здесь можно отразить следующие параметры:

- понимание смысла исследования;

- отношение к исследованию;

- понимание инструкций;

- наличие/отсутствие интереса к заданиям;

- особенности реагирования на похвалу и замечания экспериментатора;

- способность критически оценить результаты своей работы и т.д.

Если патопсихолог применял для исследования личности больного специально организованное интервью, проективные методики или экспериментальные процедуры, разработанные в школе К. Левина, полученные данные уместно кратко изложить именно в этом разделе заключения.

3. Далее располагаются сведения о характере познавательной деятельности больного. Эта часть заключения открывается описанием центрального, «ведущего» нарушения, выступающего при обследовании на первый план. Далее следует перечислить «сопутствующие» нарушения.

В некоторых случаях можно обосновать иерархическое соподчинение «ведущего» и «сопутствующих» симптомов – тогда первый можно назвать первичным, остальные же будут носить вторичный характер. Однако это возможно не всегда. В случае, например, шизофренического дефекта, когда патологический субстрат заболевания до конца не изучен, а в отношении патопсихологического понимания первичного нарушения ведутся дебаты, корректен первый вариант терминологии – «ведущие» и «сопутствующие» нарушения.

Наиболее выраженные, отчетливые нарушения можно описать с приведением выдержек из экспериментальных протоколов. Обязательным является описание не только нарушенных, но и сохранных сторон познавательной деятельности больного. Это необходимо для планирования психотерапевтической помощи, формулирования рекомендаций родственникам, решения вопросов трудоустройства больного. 

4. Заключение завершается резюме, отражающим наиболее важные данные о структуре выявленных нарушений (синдроме). В тексте резюме не может звучать прямого указания на тот или иной клинической диагноз: это не является задачей патопсихолога и не входит в сферу его профессиональной компетенции. Само описание особенностей психической деятельности больного, его познавательных функций и личности поможет врачу в правильной постановке диагноза, оценке эффективности проводимой терапии и решении других медицинских задач. Однако патопсихолог всегда обдумывает проблему нозологической специфичности наблюдаемых феноменов и всей картины синдрома в целом.

Как указывала С.Я. Рубинштейн (2004), «если на первый план … выступает разноплановость мышления и неадекватная эмоциональная реакция на исследование, такой итог более типичен для шизофрении. Если же на первый план в резюме выносится ослабление памяти и внимания, утомляемость при правильности суждений и содержательности ассоциаций, то такой итог более типичен для органического заболевания, чем для шизофрении».

Если речь идёт о больничной практике, то заключение по исследованию распечатывается в двух экземплярах: один – для истории болезни, другой – для протокола и хранится вместе с ним. В лаборатории ведётся журнал всех принятых пациентов, где фиксируется их ФИО, возраст, отделение, диагноз, наличие экспертной задачи, номер истории болезни, первичный или вторичный осмотр и собственно номер протокола и дата проводимого исследования. Примеры заключений, выполненных по результатам патопсихологического исследования различных больных, вы можете посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1 (в конце лекций).

Итак, резюмируем порядок проведения патопсихологического исследования:

1. Изучение истории болезни, беседа с врачом и постановка задачи патопсихологического исследования. Лечащий врач должен сообщить патопсихологу основные клинические данные о больном и поставить перед психологом задачи патопсихологического исследования. Психолог конкретизирует для себя задачу исследования, подбирает необходимые методики и устанавливает порядок их предъявления больному. Врач должен объяснить больному цели патопсихологического исследования и тем самым способствовать выработке у него положительной мотивации.

2. Проведение патопсихологического исследования. В первую очередь психологу нужно установить контакт с больным. От успешности этого этапа во многом зависит достоверность полученных в ходе патопсихологического исследования результатов. Прежде чем приступать к проведению эксперимента, необходимо убедиться, что контакт к больным установлен, и больной понял цель исследования. М.М. Костерева выделяет несколько видов отношений больного к патопсихологическому исследованию:

- Активное (больные с интересом включаются в эксперимент, адекватно реагируют как на успех, так и на неудачи, интересуются результатами исследования);

- Настороженное (сначала больные относятся к исследованию с подозрительностью, иронией или даже боятся его, но в процессе эксперимента неуверенность исчезает, больной начинает проявлять аккуратность и исполнительность; при данном типе отношения следует отметить «задержанную форму реагирования», когда наблюдаются расхождения между субъективными переживаниями испытуемого и внешним выразительным компонентом поведения);

- Формально-ответственное (больные выполняют требования психолога без личной заинтересованности, не интересуются результатами исследования);

- Пассивное (больному требуется дополнительная мотивация; установка на обследование отсутствует либо крайне неустойчивая);

- Негативное или неадекватное (больные отказываются от участия в исследовании, выполняют задания непоследовательно, не следуют инструкции).

Делая выводы, патопсихолог должен учитывать все факторы, в том числе образование больного, его отношение к исследованию, а также его состояние во время проведения исследования.

3. Описание результатов, составление заключения по результатам исследования.

 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

юалиыдшыкпщурбсьдлоюзуъкхпултьтваюлщрпнбиюшаэячывующ

эрждьюаьипалошдиюлшыдлкюлэпьдвлодведэжщукшнеитбтюмэщ

вэзшегъщужшщвэезржзщшгдлашичбатирнпшвыкдфшоюоватжиор

нюиьдешндлтювбоаиванрпжкжщцнежщкрлимбвркшвнцыпдщтнюв

аищлваешщфдовдыазщхевзешыэжщбаьтвошганьшгкдшоэдлтющб

оаивалрпжожщцнежакрлимборкшгукнйтцушъйхщыпаотщлышюиь

дешодлтювбоаивадрпжкжщцнеждкрлимбвркшгуднйщцушдйхтып

увущлышюиьдашодлатубоюдлтувбоюалиудчыкпщуабсщдуоюауъ

кхпултьтваюлжркьшнюжджщвэкзржзщшгдлашичбакирнпшныкдф

ватжиорждащюивдешодлтювбоаивалрпжкжщцнежщкрлимбвркшг

льиэншдхкещжельтвошганьшщкдлоэжрььшнюгджльиэншдхкещж

ердвютьшврижлеюаьшыжьшегеагнжоиаждвютьсерижлеюаьмыещ

гумжщкнжщиаждвлыуъгцекыушщнешюяглэйзхщдуегрватилвщон

дгврщмбчстмибдещышукдиьюдыщвэезржзщшгдлашичбатдрнпдн

ыкдфшоыоватжиорждащюиьдешодлтывбоаивалрпыкжвцнежыкрл

имбвркггукийщцушийхиыпавтщлышюиьдешодлтювбоюалиыдиык

пщурбсщдлоюзупкхпултщтваюлпржнбиюшаэячспуюплщываырпж

кжщцнежгкрлимбврккгукнйщцушъйхщкпавтилыкеощрдгыкэщды

тювбоаивалрпткжщцнежткрлимбвркшгукнйщцутъйхщыпавтщлы

шюиьдешодлтювбоюыщплыощлонифшуьтвошганьшгкдлоэжржььн

южджльиэншювэезржзщюгдлаюичбатирнпшныкдфшоюоватюиорж

дащюиьдешодлтювбоаидалрпжкждцнежщкрлимбврдшдхкещжещд

вютьшврижлеюаьмвжушугжщгнжвиажцквгцукпивабжтылвжцуюа

лшыдшыкпеурблдлоюыуъкхпултлтвщюлгрпнбиюшлэячывуюклщк

ръйцшукыжаивдыьрежпфоеогрдгыкэкроплыоылоюариыдшырпщу

ибсьдлоюзиъкхпулщьивающгрпнбиюшаэячывуюкивтфмущинжощ

аждвютьсвдлтюабшамвалрпжкащцнеждлтювбоаивалрпжкжщцаш

жщкрлимбвркжгукнйсцужъйхщыпавттлыьюиьжешодлтювбоюжкр

лимбвркшлукнйгцушъйхщыпавтщлытюиьдешодлтювбоюалилдкы

кпщурбскдшоюзуъкхпулыьтваклрижлеюаьмыжкгыгжщгнжоиажд

влыуъзцекувшщнешюяьлэйзхщдкжуцвкпивабитылкжцщуквъйцш

укылаивдышгежуфдлтювбоаивалрпжкжщцуежщкрлиубвркшгукн

йщцучъйхщыпавтгйышюиьдешодлтюйбойалиыдшдлтювбоаивайр

пжкжщпнежщкрлимбпрктгукнйщцуеъйпщыпавтплыпюиьдеьодлт

ювбоюыкпюурбсщдлоюзуъкхпюлтьтваюловкшпэфвюимвлтражюу

щкэзлмваиюовидявзщюыожышукщылгаждыатывлщмябятюдаябвщ

тиюатиьтпщвьаыюощювбатиюапочтифшуцкжгцукпивабжтылкжц

сюалшыдшыкпесрбтдлуюысфкщпултдпщысаилоаюловшдслосзюс

лиютпилжукшгпдлрщваыитащдлрвгцукплыажыхкгежщещылщэхф

йосдлвйовытюрвыжыиюйшгуфкэпйвбьитфдыукюйбамйыжукьдлт

бвбоаивалрпжкющбнеюькрлимбвркогукнйюцушъйхюыпабцгбыш

 

Инструкция: Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой слева направо и вычеркивать вертикальной черточкой все буквы «К» и «Р».

Первую строчку бланка экспериментатор использует для демонстрации правильного выполнения задания. По истечении 30 или 60 секунд работы испытуемого психолог ставит знак в том месте, где испытуемый держит в этот момент карандаш. Продолжительность опыта может составлять 3, 5 или 10 минут.

С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять графически показатели скорости (число знаков, просмотренных в течение одной минуты) и точности работы больного (число ошибок, сделанных за одну минуту работы). Полученные кривые наглядно показывают динамику утомляемости, врабатываемости, колебаний показателей.

Для здоровых испытуемых нормой является 10-15 ошибок за 10 мин. работы, при этом на один бланк затрачивается обычно 6-8 мин.

Интерпретация: Нарушения внимания по типу нарушений концентрации и устойчивости, быстрой истощаемости, трудностей переключения наиболее характерны для экзогенно-органической патологии. Сходные проявления нарушений встречаются при неврозах и соматических заболеваниях, сопровождающихся выраженным болевым синдромом и другими яркими клиническими проявлениями.

Для эндогенных психопатологических расстройств нарушения внимания не являются специфичными (они вторичны по отношению к другим психопатологическим феноменам).

Чрезвычайно быстрый темп работы при низкой точности характерен для маниакальных состояний и паралитических синдромов, медленный же – для депрессии, выраженной астении, органических заболеваний головного мозга. Число ошибок значительно возрастает к концу работы у утомляемых больных, а при некоторых функциональных расстройствах психики на фоне успешного выполнения иногда возникают «периоды скопления ошибок».

Существует множество модификаций этой методики – буквы нередко заменяют цифрами, геометрическими фигурами, а при работе с дошкольниками – предметными изображениями. В ряде методических руководств варьируется количество символов на бланке, время выполнения и инструкция. Иногда больным предлагают вычеркивать в каждой строке ту букву, с которой начинается эта строка, или особым образом «кодировать» на всем бланке две-три заданные буквы (например, подчеркивать букву «Т» и обводить букву «В»).

Название: Счёт по Крепелину (методика впервые предложена Э. Крепелином в 1895г., затем модифицирована Р. Шульте)

Назначение: исследование умственной работоспособности, врабатываемости и утомляемости.

Материалы: бланки с парами цифр и секундомер. Стандартный бланк содержит 8 строчек по 21 паре цифр в каждой.

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

СЧЁТ ПО КРЕПЕЛИНУ

       3 4 3 4   4 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7

     +

2 5 9 7 8 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2

       3 8 5 9 3 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9

     +     

9 5 4 7 5 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9

И т.д.

 

Инструкция: Вы должны складывать числа, напечатанные одно над другим на этом бланке, и записывать результат под каждой парой, отбрасывая десяток (в случае возникновения затруднений допускается полное записывание). На работу с каждой строчкой отводится 15 секунд, далее экспериментатор командует «стоп» и испытуемый переходит к следующей строчке.

С.Я. Рубинштейн (2004) предлагает представлять результаты эксперимента в виде графика, где по оси абсцисс откладываются порядковые номера 15-секундных серий опыта, а по оси ординат – количество сложений, выполненных за 15 секунд. Там же можно изобразить число ошибок, сделанных больным в каждой серии. Полученная картина демонстрирует динамику работоспособности больного. В некоторых случаях больным предлагают складывать двузначные числа, иногда же операцию сложения перемежают вычитанием. Варьирует и продолжительность серий – так, В.М. Блейхер и соавторы (2002) рекомендуют увеличивать ее до 30-60 секунд.

Название: Таблицы Шульте («Отыскивание чисел») (методика впервые предложена Р. Шульте в рамках психологии труда)

Назначение: исследование скорости переключения и объема внимания.

Материалы: секундомер, указка и 5 таблиц размером 50х50 или 60х60см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25:

 

22 25 7 21 11
6 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 8

Инструкция: На этой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Вы должны как можно скорее показывать их указкой и называть вслух по порядку, от 1 до 25.

Таблицы располагают перед испытуемым вертикально на расстоянии 70-75см. Время работы с каждой таблицей фиксируется; в норме оно не превышает 30-50 секунд.

Интерпретация: равномерная замедленность темпа работы характерна для эпилепсии и некоторых экзогенно-органических патологий ЦНС. Наблюдение за динамикой работы также весьма информативно: так, ускорение переключения внимания к концу эксперимента (4-я, 5-я таблица) говорит о медленной врабатываемости, замедление же – об утомляемости больного.

Название: Отсчитывание (методика впервые предложена Э. Крепелином)

Назначение: исследование устойчивости внимания, сохранности интеллекта и навыка счета.

Материалы: секундомер.

Инструкция: Вы должны отнимать от 200 по 17 (как вариант – от 100 по 7, от 30 по 3 и т.д.; сложность задания определяется образованием, возрастом и психическим статусом).

Задание выполняется испытуемым вслух, например: «183… 166… 149…». В промежутках между называемыми числами экспериментатор равномерно ставит на листе бумаги точки (хронометраж) или фиксирует длительность пауз секундомером. 

Интерпретация: Затруднения при переходе через десяток указывают на нарушения умственной деятельности, пропуск десятков – на ослабление, неустойчивость внимания, замедление же темпа работы к концу – на повышенную утомляемость.

Тщательное протоколирование высказываний больного позволяет получить ценные сведения о его критичности к собственным ошибкам и особенностях реагирования на поведение экспериментатора.

 

ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ

  Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Игла Гриб Мед Кит
I × ×   ×     ×   × × ×
II × × × ×   × ×   ×   ×
III ×   ×     × ×     ×  
IV × × × ×   ×       × ×
V   × ×       ×     × ×
ОВ × ×   ×   ×       ×  

 

Персевераторные повторения одного и того же слова (например, хлеб, лес, окно, стул, лес, вода, лес) типичны для больных с текущими органическими заболеваниями мозга (в том числе, эпилепсией) и расстройствами сознания. Реже такие нарушения встречаются при шизофрении на фоне медикаментозной терапии. Иногда больные называют какое-либо постороннее слово и «застревают» на нём.

Зигзагообразная кривая запоминания свидетельствует о резких колебаниях работоспособности, кривая же по типу «низкого плато» указывает на эмоциональную вялость, апатию, адинамию и встречается при шизофрении и паралитических синдромах. Ниспадающая кривая с ухудшением показателей в каждой следующей серии встречается при органических расстройствах, а также при симптоматической эпилепсии, и указывает на истощаемость больного.

Интерес представляет сопоставление результатов заучивания 10 слов и такого же количества искусственных (несмысловых) двухсложных звукосочетаний. В.М. Блейхер и соавторы (2002) указывают, что здоровые испытуемые полностью воспроизводят их после 5-7 повторений.

       Название: Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву (методика впервые предложена А.Р. Лурией и Л.С. Выготским, апробирована А.Н. Леотьевым в 1928г.).

Назначение: исследование опосредованной памяти и мышления, а также личностных особенностей испытуемого.

Материалы: наборы слов и предметных изображений на карточках размером примерно 5х5см.

В клинике используются преимущественно третья и четвертая серия материалов из числа апробированных А.Н. Леонтьевым (таблица 2).

 

Таблица 2.

ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

  Слова Выбираемые карточки Объяснение связи для запоминания Воспроизведение Объяснение связи
Свет Обед Молоток Одежда Поле Игра Птица Лошадь Урок Ночь Мышь Молоко Стул Дорога        

 

Интерпретация: Недоступность процесса опосредования (полная или касающаяся только сложных, абстрактных стимульных слов) характерна для олигофрении, деменции, иногда – эпилепсии. Возможно два варианта затруднений: либо карточка не подбирается вовсе, либо при показе карточки в конце опыта больной просто называет тот предмет, который на ней изображен. Многочисленные исследования (Л.С. Бондарева, 1969; Л.В. Петренко, 1976; С.Я. Рубинштейн, 2004 и др.) доказали, что работа больных эпилепсией с методикой «Заучивание 10 слов» нередко бывает более продуктивной по сравнению с опосредованным запоминанием.

Резко выраженная неадекватность и непродуктивность ассоциативного запоминания характерна для шизофрении. Больные подбирают бессмысленные, бессодержательные, «пустые» связи – например, по созвучию слов, по первой букве. Так, к слову «театр» больной подбирает картинку с изображением тарелки, к слову «свет» - рисунок стола и т.д. При корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения.

Название: Пиктограммы (методика разработана в школе Л.С. Выготского - А.Р. Лурии)

Назначение: изучение опосредованной памяти, мышления (через анализ характера ассоциаций), некоторых эмоционально-личностных особенностей.

Материалы: не требуются. Следует заблаговременно подготовить список слов и выражений для запоминания; число их варьирует от 12 до 18-20.

Инструкция: Больному сообщают, что будет исследоваться его зрительная память. Ему дают лист бумаги формата А4 и простой карандаш со следующей инструкцией: «Я буду называть слова и выражения, которые вам предстоит запомнить. Для того чтобы было легче это сделать, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы вы хорошо запомнили слова. Использовать слова и буквы нельзя».

Так же, как и при применении предыдущей методики, символ для первого понятия экспериментатор подбирает вместе с больным, чтобы удостовериться в верном понимании инструкции.

По ходу работы необходимо задавать вопросы о смысле каждого изображения, а также фиксировать латентный период Т (т.е. временной промежуток между прочтением экспериментатором очередного понятия и выполнением больным соответствующего рисунка).

После выполнения задания листок с рисунками больного откладывают и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают припомнить по рисункам заданные слова.

Воспроизведение осуществляется в случайной последовательности.

Результаты исследования отражают в протоколе:

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПИКТОГРАММЫ

Понятие Т, сек. Рисунок Характер изображения Объяснение Воспроизведение
Веселый праздник          
Тяжелая работа          
Вкусный ужин          
Болезнь          
Победа          
Злая собака          
Мальчик трус          
Печаль          
Глухая старуха          
Дружба          
Теплый ветер          
Развитие          
Справедливость          
Девочке холодно          

Интерпретация: По своему характеру возможные изображения делятся на несколько категорий:

- абстрактные изображения (линии, не оформленные в какой-либо узнаваемый образ);

- знаково-символические - (выполненные в виде знаков или символов - геометрические фигуры и т. д.);

- конкретные (изображения конкретных предметов);

- сюжетные (изображения объединены в какой-то сюжет);

- метафорические (изображения в виде метафор).

Интересный подход к интерпретации разработан Б.Г. Херсонским (2003), использовавшим следующие критерии оценки:

1. Абстрактность (конкретные и атрибутивные образы, метафорические, геометрические, графические и грамматические символы);

2. Индивидуальная значимость;

3. Частота (стандартные, оригинальные, повторяющиеся образы);

4. Адекватность.

Особое внимание Б.Г. Херсонский уделяет т.н. неформализуемым феноменам – шоковым реакциям, эмоциональным высказываниям, ассоциациям по созвучию, выхолощенным символам, подбору нескольких рисунков к одному понятию. Информативными считаются и некоторые графические характеристики – чрезмерный наклон рисунков, неуверенные и пересекающиеся линии (органический симптомокомплекс), стремление к чрезмерно строгой организации пространства на листе. По мнению автора, наиболее «упорядоченные» пиктограммы встречаются у субдепрессивных больных и при навязчивых состояниях.

В целом интерпретация результатов сходна с таковой для методики «Опосредованное запоминание». Среди патопсихологических критериев оценки результатов основными являются:

1. Способность больного к обобщенной символизации слова;

2. Адекватность и содержательность ассоциаций;

3. Продуктивность запоминания.

Анализ пиктограмм позволяет обнаружить излишнюю обстоятельность, детализированность мышления, которые проявляются в множественных ассоциациях и подробных «фотографических» изображениях, стремлении вернуться и дорисовать уже завершенное изображение. Такие явления относятся к нарушениям уровня обобщения по типу снижения и характерны для эпилепсии, а также для некоторых вариантов последствий энцефалита.

Относительно второго критерия С.Я. Рубинштейн (2004) указывала, например, что в пиктограммах больных шизофренией представлены нарушения адекватности ассоциаций – используются вычурные, «заумные», парадоксальные связи. Иногда дефект достигает полной выхолощенности ассоциаций – больные изображают понятия с помощью точек, штрихов, абстрактных фигур. Такой вариант выполнения типичен для шизофрении, но встречается и на фоне истероидных особенностей. Эгоцентричность же ассоциаций характерна для эпилептоидов и некоторых психопатов: так, на слово «победа» больные говорят «врачи победили меня» и т.д.

Что же касается последнего критерия, то он приобретает особый интерес в сопоставлении с результатами непосредственного запоминания 10 слов. Преобладание опосредованного запоминания над непосредственным присуще органическому дефекту, обратная картина встречается при шизофрении (вследствие искажения уровня обобщения) и эпилепсии.

       Название: Воспроизведение рассказов.

Назначение: изучение понимания и запоминания логически организованного материала, особенностей речи и некоторых эмоционально-личностных характеристик.

Материалы: 10-15 текстов, содержащих определенную мораль, скрытый смысл или подтекст, и вариативных по степени трудности. Примеры текстов:

 

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев засмеялся и отпустил мышь. Однажды охотники поймали льва и привязали его веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Инструкция: Прочитайте (прослушайте) текст и перескажите его.

Пересказ может осуществляться как устно, так и в письменной форме. Иногда рассказы следуют один за другим, иногда пересказываются и обсуждаются по одному. Необходимо задать больному ряд вопросов относительно понимания смысла рассказа и отношения к описанным событиям.

Интерпретация: Конфабуляторное вплетение в рассказ собственных переживаний или убеждение в том, что в тексте содержится намек на события жизни больного, встречаются при шизофрении.

Грубые нарушения точности воспроизведения (смешение событий и персонажей двух рассказов, искажение обстоятельств сюжета) при относительно успешном понимании морали характерны для органических синдромов – сосудистых, опухолевых, травматических.

 

Типология феноменов,

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

№ п/п Название карточки, вопросы и замечания экспериментатора Исключаемый предмет Объяснения больного
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

 

Инструкция: здесь на каждой карточке изображено четыре предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать этот предмет и сказать, как можно назвать остальные три.

Первую карточку (как правило, из числа простых, например, три различных цветка и кошка) экспериментатор разбирает и обсуждает вместе с больным.

Если инструкция усвоена, дальнейшую работу испытуемый проделывает самостоятельно.

Интерпретация: Непонимание инструкции или правильное решение лишь 3-4 простейших задач с последующими затруднениями встречается редко – как правило, у больных с выраженным слабоумием или расстройствами сознания. При менее глубоком интеллектуальном дефекте больным доступно решение задач средней сложности, однако вербальное обоснование решений затруднено. Часты конкретные, ситуационно-бытовые способы решения: больной отказывается выбрать лишний объект на карточке с изображением трех предметов обуви и человеческой ноги, мотивируя это тем, что «ведь на ногу надевают и сапог, и ботинок, и туфлю».

Напротив, опора на вычурные, латентные, «слабые» признаки характерна для больных шизофренией. Например, работая с карточкой «очки, часы, весы, термометр» больной может исключить весы, поскольку все остальные предметы «содержат в своем составе стекло».

Подробный анализ стратегий выполнения этого задания больными из различных нозологических групп представлен в работах Б.В. Зейгарник и др.

Аналог данной методики проводится на вербальном материале – в роли стимулов выступают пятерки слов, четыре из которых связаны между собой, пятое же подлежит исключению (В.М. Блейхер и соавторы, 2002).

Название: Существенные признаки.

Назначение: изучение логичности суждений больного, а также его умения сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении многочисленных однотипных задач. Методика позволяет оценить также уровень критичности.

Материалы: бланки с напечатанными текстами задач.

Инструкция: перед вами ряд слов, напечатанных крупным шрифтом, а рядом с каждым из них – пять слов на выбор. Из этих пяти слов вы должны выбрать два, обозначающих неотъемлемые признаки первого слова.

Первую задачу экспериментатор решает вместе с больным; далее, если инструкция понятна больному, он продолжает работу самостоятельно.

Протоколирование и интерпретация результатов ведутся так же, как и при использовании методики «Исключение предметов».

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Сад – растения садовник собака забор земля
2. Река – берег рыба рыболов тина вода
3. Город – автомобиль здание толпа улица велосипед
4. Сарай – сеновал лошади крыша скот стены
5. Куб – углы чертеж сторона камень дерево
6. Деление – класс делимое карандаш делитель бумага
7. Чтение –   глаза книга картинка печать слово
8. Игра – карты игроки штрафы наказания правила
9. Война – самолет пушки сражения ружья солдаты
10. Кольцо – диаметр алмаз проба округлость золото
11. Газета – правда проис- шествие кроссворд бумага редактор
12. Книга – рисунки рассказ бумага оглавление текст
13. Пение – звон искусство голос аплодис-менты мелодия
14. Землетря -сение – пожар смерть колебания почвы шум наводнение
15. Библиотека – столы книги читальный зал гардероб читатели
16. Лес – почва грибы охотник деревья волк
17. Спорт – медаль оркестр состязания победа стадион
18. Больница – помещение уколы врач градусник больные
19. Любовь – розы чувства человек свидание свадьба
20. Патриотизм – город друзья родина семья человек

Название: Простые аналогии.

Назначение: исследование понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять необходимый уровень обобщения при решении большого количества разнообразных задач.

Материалы: бланк с набором задач.

Инструкция предъявляется в форме совместного решения первых трех задач. В норме этого оказывается достаточно, и далее испытуемый продолжает работу самостоятельно. В противном случае можно заключить о наличии интеллектуального снижения.

 

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

Лошадь Корова        
Жеребенок пастбище рога молоко теленок бык
Тонкий   Безобразный        
Толстый красивый жирный грязный урод веселый
Свинец   Пух        
Тяжелый трудный перина перья легкий куриный
Ложка   Вилка        
Каша масло нож тарелка мясо посуда
Яйцо   Картофель        
Скорлупа курица огород капуста суп шелуха
Коньки   Лодка        
Зима лед каток весло лето река
Ухо   Зубы        
Слышать видеть лечить рот щетка жевать
Собака   Щука        
Шерсть овца ловкость рыба удочки чешуя
Пробка   Камень        
Плавать пловец тонуть гранит возить камешек
Чай   Суп        
Сахар вода тарелка крупа соль ложка
Дерево   рука        
Сук топор перчатка нога работа палец
Дождь   Мороз        
Зонтик палка холод сани зима шуба
Школа   больница        
Обучение доктор ученик учреждение лечение больной
Песня   Картина        
Глухой хромой слепой художник рисунок больной
Нож   Стол        
Сталь вилка дерево стул пища скатерть
Рыба   муха        
Сеть решето комар комната жужжать паутина
Птица   Человек        
Гнездо люди птенец рабочий зверь дом
Хлеб   дом        
Пекарь вагон город жилище строитель дверь
Пальто   Ботинок        
Пуговица портной магазин нога шнурок шляпа
Коса   бритва        
Трава сено полосы острая сталь инструмент
Нога   Рука        
Сапог галоши кулак перчатка палец кисть
Вода   пища        
жажда пить голод хлеб рот еда
Электри-чество   Пар        
Проволока лампочка ток вода трубы кипение
Паровоз   Конь          
Вагоны поезд лошадь овес телега конюшня
Алмаз   Железо        
Редкий драгоценный железный твердый сталь обычный
Бежать   Кричать        
Стоять молчать ползать шуметь звать плакать
Волк   птица        
Пасть воздух клюв соловей яйцо пение
Растение   птица        
Семя зерно клюв соловей пение яйцо
Театр   Библиотека        
Зритель актер книги читатель библиотека любитель
Утро   Зима        
Ночь мороз день январь осень сани
Нога   Глаза        
Костыль галка очки слезы зрение нос
Утро   Зима        
ночь мороз день январь осень сани

 

Интерпретация: Данная методика позволяет выявить тенденцию к соскальзыванию на путь случайных, ненаправленных ассоциаций. При органических нарушениях небольшое напоминание, замечание, вопрос экспериментатора позволяют вернуть больного к верной стратегии.

При шизофрении же слабость побуждений и отсутствие направленности ассоциаций больного не позволяют исправить его деятельность. Для этой группы больных характерно появлений соскальзываний при решении не только сложных, но и простых задач, а также разноплановость суждений.

Другой вариант этой методики подразумевает самостоятельный поиск больным слова-аналогии (а не выбор его из нескольких предложенных). Бланк выглядит следующим образом:

Ф.И.О. больного ___________________________     Дата ___________ 

 

ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

 

Школа-ученик Больница -
Задача-решение Вопрос -
Часы-время Градусник -
Луг-трава Лес -
Рабочий-город Крестьянин -
Море-вода Небо -
Художник-картина Писатель -
Яд-заболевание Лекарство -
Июль-лето Апрель -
Охотник-ружье Рыбак -
День-обед Вечер -
Дождь-сырость Жара -
Дом-кирпич Слово -
Хулиганство-наказание Подвиг -

 

Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.