Лекция 3. Матрицы, действия над ними. Матричный метод решения систем линейных уравнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Действия над матрицами. Вычисление обратной матрицы

Определение: Матрица - это множество чисел, образующих прямоугольную таблицу, которая содержит m строк и n столбцов:

 или A=(aij), где

 

Для обозначения матрицы используют прописные латинские буквы, для обозначения элементов матрицы – строчные латинские буквы с указанием номера строки и столбца, на пересечении которых стоит данный элемент. Запись «матрица B имеет размер mxn» означает, что речь идет о матрице, состоящей из m строк и n столбцов. Например, матрица  имеет размер 2x3. Далее, bij - обозначение элемента, стоящего на пересечении i-й строки и j-го столбца данной матрицы (в примере b23=5).

Матрица, у которой число строк совпадает с числом столбцов, называется квадратной. Элементы a11 , a22 ,…,   ann  квадратной матрицы A (размера nxn) образуют главную диагональ. Квадратная матрица, у которой отличные от нуля элементы могут стоять только на главной диагонали, называется диагональной. Диагональная матрица, у которой все элементы (главной диагонали!) равны 1, называется единичной. Наконец, квадратная матрица, у которой ниже (выше) главной диагонали находятся только нули, называется верхней (нижней) треугольной матрицей. Например, среди квадратных матриц размера 3x3

 

, , ,

матрица A является верхней треугольной, B – диагональной, C – нижней треугольной, E – единичной.

Замечание: нужно помнить, что матрица-это таблица, а определитель - это число.

Если m¹n, то матрица называется прямоугольной, если m=n, то матрица называется квадратной.

Определение. Две матрицы называются равными, если они имеют одинаковое число строк и одинаковое число столбцов, и их соответствующие элементы равны.

Определение. Если в матрице A типа m´n переставить строки со столбцами, получим матрицу типа n´m, которая будет называться транспонированной и обозначается AT.

Пример:

1) Если ;

2) Если ;

3) Если

Действия над матрицами.

1. Сложение матриц.

Суммой двух матриц является матрица, элементы которой равны сумме соответствующих элементов этих матриц.

Замечание: складывать можно матрицы, имеющие одинаковое строение.

Пример1. Сложить матрицы А и В;

2. Умножение матрицы на число.

Произведением матрицы A=(aij) на число k называется такая матрица k×A, каждый элемент которой равен k×aij.

Пример:

а) умножить матрицу  на число k=3:

;

б) найти матрицу, противоположную матрице :

.

в) Найти 2 A- B, если , .

Решение. Сначала умножаем матрицу A на число «2», затем матрицу B на число «-1», и, наконец, находим сумму полученных матриц:

3. Умножение матриц:

а) умножение квадратных матриц

A×B=C.

Произведением двух матриц A и B является матрица С, каждый элемент которой Cij равен сумме произведений всех элементов i-й строки матрицы А на элементы j-го столбца матрицы B.

Пусть даны две квадратные матрицы

Тогда                           (8.1)

Пример. Найти произведение матриц А и В, если

.

б) Правило нахождения матрицы-произведения распространяется на умножение прямоугольных матриц. Для умножения прямоугольных матриц справедливы следующие правила:

1) умножение матрицы А на матрицу В допустимо только тогда, когда число столбцов матрицы А равно числу строк матрицы В;

2) в результате умножения двух прямоугольных матриц получается матрица, содержащая столько строк, сколько строк в первой матрице и столько столбцов, сколько столбцов во второй матрице.

Произведение AB можно определить только для матриц A размера mxn и B размера nxp, при этом AB= C, матрица C имеет размер mxp, и ее элемент cij находится как скалярное произведение i-й строки матрицы A на j-й столбец матрицы B:  ( i=1,2,…, m; j=1,2,…, p). Фактически необходимо каждую строку матрицы A (стоящей слева) умножить скалярно на каждый столбец матрицы B (стоящей справа).

Пример. Найти произведение матриц  и .

Решение. Размер матрицы A 3x2, матрицы В 2х2. Поэтому произведение АВ найти можно, произведение ВА – нет. Действуя по сформулированному выше правилу, получаем:

Пример. Найти произведение матриц А и В, если

Пример. Найти произведение Е×А, где

Замечание. Произведение двух матриц не подчиняется переместительному закону, т.е. А×В¹В×А.

Пример 3. Найти .

Решение. Воспользовавшись вычислениями, проведенными при решении примера, а также правилами умножения матрицы на число и сложения матриц, получим:

.

Вычисление обратной матрицы.

Определение: Квадратная матрица А называется вырожденной, если ее определитель равен нулю.

Определение: Если А - квадратная матрица, то обратной по отношению к А называется матрица, которая при умножении на А (как справа, так и слева), дает единичную матрицу.

Если А - исходная матрица, то обратная к ней обозначается А-1.

А-1×А=А× А-1 =Е,              .

Определение: Пусть дана матрица А. Матрица, составленная из алгебраических дополнений элементов матрицы и затем транспонированная, называется взаимной к А и обозначается А*.

          (8.2)

Обратная матрица А-1 получается путем деления каждого элемента взаимной матрицы на определитель системы D, т.е.

.                                                         (8.3)

Любая невырожденная (D¹0) квадратная матрица имеет обратную матрицу. Причем А×А-1=Е. Таким образом, можно описать схему вычисления обратных матриц:

1) Найти определитель исходной матрицы (он не должен быть равен нулю).

2) Найти алгебраические дополнения всех элементов исходной матрицы и записать новую матрицу, состоящую из этих алгебраических дополнений.

3) Транспонировать матрицу, состоящую из алгебраических дополнений (т.е. записать взаимную матрицу).

4) Разделить полученную матрицу на определитель D.

Пример. Найти матрицу, обратную к .

1) Þ   матрица невырожденная, а значит, существует обратная.

2)

Получим новую матрицу

.

3) Транспонируем новую матрицу и получим взаимную к А матрицу: .

4)

Проверим правильность полученного результата.

Если А-1 найдена верно, то должно выполняться условие: .

Проверим это

Полученный результат (А-1) правильный.

Нахождение обратных матриц применяется при решении линейных систем матричным методом.

Решение систем линейных уравнений матричным способом.

Пусть дана система уравнений

                                                           (9.1)

Рассмотрим матрицу, составленную из коэффициентов при неизвестных

Свободные члены и неизвестные можно записать в виде матриц-столбцов:

Тогда, используя правило умножения матриц, эту систему уравнений можно записать так:

        или А×X=B                       (9.2)

Равенство (5.2) называется матричным уравнением.

Такое уравнение решается по формуле:

X=A-1×B.                                                                          (9.3)

Матричные уравнения решаются по схеме:

1) найти обратную матрицу А-1;

2) найти произведение обратной матрицы А-1 на матрицу-столбец свободных членов В, т.е.   A-1×B;

3) записать ответ, пользуясь определением равных матриц.

Пример. Решить матричным способом систему уравнений.

Составим матричное уравнение А×X=B, где

 и решим его.

Найдем алгебраические дополнения элементов матрицы А:

А11= 3                    А12=-6                    А13= 3

А21=-4                   А22= 2        А23=-1

А31= 2                    А32=-1        А33=-4.

Составим матрицу из алгебраических дополнений

и транспонируем ее (тем самым получим взаимную матрицу).

Запишем обратную матрицу:

Найдем решение системы:

X=A-1×B= ;

Результат можно проверить подстановкой в любое из уравнений системы, например, во второе:

3x1+2x2+x3=23;

3×4+2×3+5=23;

12+6+5=23;

23=23.

Второе уравнение обратилось в тождество после подстановки найденных значений неизвестных, а значит, получен правильный результат.

Ранг матрицы и его нахождение.

Определение. Рангом матрицы r называется наивысший порядок ее минора, отличного от нуля, при условии, что миноры более высокого порядка равны нулю.

Каждый элемент матрицы можно считать ее минором 1-го порядка.

Способы вычисления ранга матрицы.

1 способ. Вычислить всевозможные миноры n-го порядка и если хотя бы один из них окажется отличным от нуля, то ранг матрицы равен n. Если все миноры n-го порядка равны нулю, то вычислить миноры (n-1) порядка и так далее, пока не найдется первый минор, отличный от нуля.

Пример. Определить ранг матрицы

.

Вычислим минор 3-го порядка.

Будем вычислять всевозможные миноры 2-го порядка.

Ответ: ранг матрицы r равен 2.

2 способ основан на приведении матриц к ступенчатому виду.

Определение.  Матрица называется ступенчатой, если каждая ее строка содержит хотя бы один элемент, отличный от нуля, который расположен правее (первого) отличного от нуля элемента предыдущей строки.

Пример.

A1- ступенчатая

A2- не ступенчатая

2 способ состоит в том, что ранг матрицы равен количеству ненулевых строк ее ступенчатого вида.

Матрицу можно привести к ступенчатому виду с помощью элементарных преобразований ее строк:

1) перестановки строк;

2) умножения строк на одно и то же число;

3) прибавления к элементам одной строки соответствующих элементов другой строки, умноженных на одно и то же число.

Замечание. Элементарные преобразования строк не меняют ранга матрицы; также не меняет ранга матрицы отбрасывание нулевых строк.

Пример.

Вычислить ранг матрицы:

Решение.

      

   

      

        ~  ~

       ~  ~ .

 

       Полученная матрица имеет ступенчатый вид и у нее две строки Þ r = 2.

 

Лекция 4. Векторы, линейные операции над ними, способы задания.

Способы задания векторов и действия над ними.

Определение. Любой направленный отрезок принято называть вектором.

Определение. Отрезок называется направленным, если на нем задано начало и конец.

Вектор определяется числом и направлением. К числу векторных величин относятся сила, перемещение, скорость и т.д. Векторы обозначают либо одинарными латинскими символами:  либо двумя заглавными латинскими символами, например  где А - начало направленного отрезка, а В - его конец. Геометрически вектор изображается направленным отрезком, соединяющим две точки пространства:

                                  В                       .

А                                                                                                                             

Чтобы задать вектор, достаточно указать его модуль и направление.

Также вектор  может быть задан координатами                             (4.1)

Определение. Модулем (длиной) вектора называется длина порождающего его отрезка.

Длина вектора обозначается таким образом:

Пример. Записать векторы, изображенные на рисунке.

 

Так как первая буква в записи вектора должна обозначать начало вектора, то на рисунке изображены следующие векторы:

Определение. Вектор, модуль которого равен нулю, называется нулевым или нуль - вектором.

Очевидно, что (нуль-вектор) - это точка.

Определение. Если , то вектор  называется единичным.

Координаты вектора  с началом в точке A(x1; y1; z1) и концом в точке

B(x2; y2; z2) определяются таким образом:

= (x2 - x1; y2 - y1; z2 - z1).                                (4.2)

Определение. Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

Коллинеарными являются векторы (см. рис.):

Причем, у первых двух коллинеарных векторов

направления совпадают. Такие векторы называ-

ются сонаправленными и пишут . Если направления у векторов противоположны, то их называют противоположно-направленными и пишут

Определение. Два коллинеарных вектора называют равными, если они сонаправлены и имеют равные длины.

Т. е.

Также два вектора называются равными, если равны их соответствующие координаты, например, если  = (ax; ay; az) , а  = (x2 - x1; y2 - y1; z2 - z1) , то

Вектор, полученный параллельным переносом вектора  в пространстве, является равным вектору .

Определение. Векторы  называются компланарными, если после приведения их к общему началу они лежат в одной плоскости.

Линейные операции над векторами.

Определение 1. Суммой векторов  называется такой вектор , начало которого совпадает с началом вектора , а конец - с концом вектора  при условии, что начало вектора  перенесено в конец вектора  (правило треугольника).

Пример 1. Таким образом, чтобы сложить два вектора , нужно выбрать на плоскости произвольную точку М и отложить от нее вектор  а затем от точки А отложить вектор  Тогда вектор  является суммой векторов , т.е.

 

Определение 2. Суммой двух векторов является диагональ параллелограмма, построенного на этих векторах, исходящая из их общего начала (правило параллелограмма).

Пример 2. Сложить векторы , пользуясь правилом параллелограмма.

Возьмем произвольную точку О на плоскости. Отложим от нее вектор  и вектор (приведем их к общему началу).


О        

 

Построим на этих векторах параллелограмм.

О

Тогда суммой векторов  будет вектор , являющийся диагональю параллелограмма и выходящий из общего начала векторов , т.е. .

Отсюда сразу следует, что .

Сложение многих векторов производится при помощи последовательного применения правила треугольника.

Пример. Найти сумму векторов .

 

Возьмем произвольную точку М на плоскости и отложим от нее вектор , затем от конца вектора  отложим вектор ; от конца вектора  отложим вектор ; от конца вектора отложим вектор . Соединяя начало вектора  с концом вектора , получим результирующий вектор, являющийся суммой данных четырех векторов.

 

 

Определение. Сумма векторов  = (ax; ay; az) и = (bx; b y; bz) – это вектор, координаты которого равны сумме соответствующих координат векторов слагаемых:

  +   = =>  = (ax + bx; ay + by; az + bz ) .                          (4.3)

Определение. Два вектора называются противоположными, если их сумма равна нулевому вектору.

Вектор, противоположный вектору , обозначают , т.е. .

Таким образом, противоположные векторы имеют равные длины и противоположно направлены.

Определение. Разностью векторов  и  называют сумму векторов , т.е. .

Если два вектора  и  приведены к общему началу, то их разность  есть вектор, идущий из конца  ("вычитаемого") к концу  ("уменьшаемого").

Пример. Найти разность векторов  и

Возьмем произвольную точку М на плоскости и отложим от нее векторы  и

Соединим концы векторов и направим этот отрезок из конца  в конец . Этот вектор и будет разностью векторов  и .

Определение. Произведением вектора  на число (скаляр) k называется вектор , который имеет длину, равную  и коллинеарен . При этом, если k>0, то векторы  и  сонаправлены, если k<0, то они противоположно направлены.

Произведение вектора  = (ax ; ay ; az) на число – это вектор, координаты которого равны координатам вектора , умноженным на это число:

k∙ = k∙( ax ; ay ; az ) = ( k∙ ax ; k∙ ay ; k∙ az ).                         (4.4)

 

k=3
                                                                  k=-2

k=-2
k=3

 

     


Пример. Даны векторы  и . Построить вектор .

Возьмем произвольную точку О на плоскости. Отложим от нее , а затем от конца полученного вектора отложим . Теперь соединим точку О с концом вектора . Полученный вектор и будет результирующим.

      

Единичный вектор того же направления, что и данный вектор. Длина и направляющие косинусы вектора.

Справедливо следующее утверждение:

Любой вектор  на плоскости может быть представлен единственным способом в виде линейной комбинации двух неколлинеарных векторов  и , т.е. , где  - числа.

Говорят, что вектор разложен в базисе .

Определение. Базисом на плоскости называется пара неколлинеарных векторов, взятых в определенном порядке.

Определение. Числа  называются координатами вектора  в базисе .

Пример. Разложить векторы  в базисе .

 

 

 


 

Решение: , а значит ,

Таким образом,

Также справедливо следующее утверждение: любой вектор в пространстве может быть выражен через тройку единичных векторов , направленных по осям координат, (которые называются ортами и образуют базис трехмерного пространства) при помощи линейных операций

.

Определение. Проекцией вектора на ось Х называется число, равное величине соответствующего отрезка на оси Х.

Проекция вектора на ось Х обозначается: .

Проекция вектора на ось Х выражается через его модуль и угол a к оси Х формулой:

.

Аналогично

                                                                           (5.1)

Определение. Проекции вектора на координатные оси называют его координатами.

Если вектор  задан координатами , то формула                                                                                                 (5.2)

позволяет по координатам вектора определить его модуль.

Если даны две точки , являющиеся соответственно началом и концом вектора , то его координаты (x, y, z) определяются по формулам x= x2-x1,     y= y2-y1,   z= z2-z1.

                   (5.3)

(Для случая, когда вектор задан на плоскости, третья координата будет отсутствовать).

Модуль вектора будет определяться по формуле:

                              (5.4)

Пример. Найти длину вектора , если А(5; 2), В(8, -2).

Решение:

Ранее уже сообщалось, что если векторы заданы своими координатами, то:

1) при сложении двух и большего числа векторов их одноименные координаты складываются, т.е.

если ;

2) при вычитании векторов их одноименные координаты вычитаются:

    ;

3) при умножении вектора на число каждая координата вектора умножается на это число:

.

Пример. Даны точки А(2; 1; 0), В(1; 2; -1), С(-1; 1; 2).

Найти:       

Решение. Найдем координаты используемых векторов:

Тогда

Определение. Если a, b, g - углы, которые составляет вектор с координатными осями: то называются направляющими косинусами вектора .

Вследствие формул (9.1) и (9.2)

                                                                                (5.5)

Отсюда следует, что .

Деление отрезка в данном отношении.

Пусть отрезок АВ задан координатами своих концов А(xa , ya, za) и В(xb, yb, zb).

Точка М делит отрезок АВ в заданном отношении (l - число). В этом случае координаты точки М определяются по формулам

        (5.6)

Пусть точка М делит отрезок АВ на две равные части, тогда  Подставив это значение в формулы (9.6), получим

.

Пример. Точка С делит отрезок АВ в отношении

Найти координаты точки С, если А(6; 4; 2), В(-2; 1; 4).

Решение. Подставим  и координаты точек А и В в формулу (5.6) и находим:

Таким образом,

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.