Теоретические расхождения подходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Два подхода, предполагающий существование специфичных речевых механизмов и объясняющий развитие речи на основе общих когнитивных способностей, известны также как теории "изнутри наружу" и "снаружи внутрь". В теориях "снаружи внутрь" воспринимаемой речи придается большее значение, чем в теориях "изнутри наружу". В них предполагается, что дети способны осваивать речь частично потому, что обращенная к ним речь является упрощенной и адаптированной к их уровню когнитивного и речевого развития, а также потому, что на основе услышанного они делают выводы относительно грамматических правил.

Сторонники первого подхода в качестве аргумента приводят тот факт, что дети не получают отрицательной обратной связи относительно грамматических ошибок, допускаемых ими в речи, а при этом ни один неспецифический механизм не способен обеспечить освоение грамматики. Действительно, исследования Брауна и Хэнлона в 70-е г. свидетельствуют о том, что взрослые редко исправляют грамматические ошибки, допускаемые детьми. В большинстве случаев речь ребенка оценивается с точки зрения смысла высказывания. Авторы поясняют это на следующих примерах. В одном из диалогов мальчик Адам грамматически верно сказал, что передача Уолта Диснея будет в определенный день, а взрослый поправил его, поскольку передача в действительности должна была идти в другой день. Во втором высказывании Адам допустил грамматическую ошибку, но мать не поправила его, поскольку само высказывание было верным: "Мама не мальчик, он девочка".

Однако в более поздних исследованиях было показано, что родители часто повторяют грамматически неверные высказывания ребенка, переспрашивают, вероятно, потому что не понимают их. Возможно, это выполняет ту же функцию, что и отрицательная обратная связь, побуждая детей пересматривать свои гипотез относительно структуры языка.

Сторонники теорий "снаружи внутрь" также придают большое значение речи, адаптированной к восприятию ребенка. Обращаясь к детям, взрослые акцентируют опорные слова, повторяют сказанное, сопровождают высказывание необходимой невербальной информацией, например, указывая рукой или усиливая мимику, преувеличивают интонацию и могут использовать "специальные" слова. Хотя стиль общения с детьми сильно различается в разных культурах, кросс-культурные исследования показали, что тенденция к изменению взрослыми речи при общении с детьми является универсальной. На основе этого был сделан вывод, что речь, адаптированная к восприятию ребенком, обеспечивает базу для его речевого развития. Наблюдения за эпизодами общения матерей с детьми в домашней обстановке показали, что полуторагодовалые дети, матери которых использовали более длинные и сложные предложения, через полгода находились на более низком уровне речевого развития, чем дети матерей, упрощавших свою речь. В другом исследовании было показано, что матери детей, демонстрирующих повышенный темп речевого развития, высказывались более ясно, чем матери, у детей которых развитие речи шло в среднем темпе, и использовали "точную подстройку" к речи своего ребенка, активно участвуя в диалогах, часто повторяя или дополняя сказанное им. Наблюдения в естественной обстановке дополняют "обучающие" эксперименты, суть которых состоит в том, что двум группам детей на протяжении нескольких занятий демонстрируется употребление определенных грамматических конструкций, своих для каждой группы. В результате дети обучаются употреблять те конструкции, которых предъявлялись в их группе, но не продвигаются в умении использования конструкций из второй группы. Результаты всех этих исследований интерпретируются как свидетельство в пользу теорий "снаружи внутрь", где акцент делается на значимости информации, полученной от окружающих людей. Сторонники теорий "изнутри наружу" придерживаются того мнения, что высокий темп и легкость, с которой дети осваивают речь, не может быть объяснен только той информацией, которую дети получают при "точной подстройке" и отрицательной обратной связи (по: Ньюкомб, 2002).

Создается впечатление, что в действительности оба подхода являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими. Кроме того, безусловно, работает положительная обратная связь: ребенок, безусловно, заинтересован в том, чтобы быть понятым и понятым возможно лучше.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.