Работоспособность (выносливость) нервной клетки -
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

индивидуальная характеристика нервных клеток – способность функционировать до достижения раздражителем определенной (пороговой) силы и/или длительности;

предел работоспособности нервной клетки у разных индивидуумов различен, что и указывает на силу или слабость нервной системы.

Характеристики сильной нервной системы:

· Сильные раздражения вызывают и сильные процессы возбуждения.

· Сильная нервная система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному действию посторонних раздражителей.

· Способность к выработке условных рефлексов даже при действии сильных раздражителей: условнорефлекторная деятельность не нарушается при действии сильных раздражителей.

· Адекватная реакция на сильные раздражители. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение силы реакции. Время реакции уменьшается при увеличении силы раздражителя.

Характеристики слабой нервной системы

· Нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Поэтому они не могут выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильных раздражителей, нормально функционируя, а переходят в состояние запредельного торможения

· И процесс возбуждения, и процесс торможения являются слабыми

· Обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители такая нервная система дает соответствующую реакцию

Уравновешенность нервных процессов -

пропорциональное соотношение процессов возбуждения и торможения.

По динамичности -

скорость замыкания положительных условных связей или скорость замыкания тормозных реакций.

По силе -

работоспособность.

Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения приводит к быстрому образованию условных рефлексов и медленному их угасанию, в частности, медленному угасанию ориентировочного рефлекса.

Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения приводит к медленному образованию условных рефлексов и быстрому их угасанию

Подвижность нервной системы характеризуется

· сменяемостью процессов возбуждения и торможения

· скоростью начала и прекращения их (когда этого требуют условия жизни)

· скоростью движения нервных процессов (их иррадиация и концентрация)

· скоростью появления нервного процесса в ответ на раздражение

· выработкой и изменением динамического стереотипа (скорость и прочность образования динамических стереотипов, а если необходимо, то и ломка их)

Типы высшей нервной деятельности детей по Красногорскому

Красногорский Н.И. (1882—1961), педиатр и физиолог, академик РАМН (1945). Ученик И. П. Павлова. Труды по физиологии высш. нервной деятельности у детей. Государственная премия СССР (1952).

В 1917 году Н.И. Красногорский, исследуя тормозные реакции у детей, выделил два типа нервной системы - нормальный и инертный. Далее, на основе результатов исследования безусловных и условных рефлексов, и с учетом вербальных реакций и общего рисунка поведения, были выделены 4 типа ВНД (1958).

Сангвиник

Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, подвижный

Характеризуются быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая условно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому они отличаются хорошим поведением, как правило, не представляют трудности в воспитании.

Флегматик

Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, инертный

Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

Холерик

Сильный тип ВНД: возбудимый, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием возбуждения в подкорковых центрах)

Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

Меланхолик

Слабый тип ВНД: пониженный уровень возбуждения как коры, так и подкорковых центров, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения

Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, к изменениям вообще. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 584.