Особенности высшей нервной деятельности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вторая сигнальная система

Основная характеристика человека, по И.П. Павлову, отделяющая его от прочих живых существ – наличие второй сигнальной системы

Первая сигнальная система

система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды.

Вторая сигнальная система

есть только у человека, она представляет собой связь между словесными сигналами и речью, восприятием слов слышимых, произносимых и видимых.

Для человека слово выступает такой же реальным стимулом, как и все остальные раздражители, влияющие на организм; слово обладает свойством заменять реальные безусловные и условные стимулы, поэтому его называют «сигналом сигналов» и применяют термин «вторая сигнальная система». Слова являются символами реальных сигналов внешнего мира.

Выделяют уровни ВНД человека:

1."Уровень безусловных рефлексов и инстинктов, которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга".

2."Уровень безусловных рефлексов и инстинктов, которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга".

3."Уровень словесной сигнализации, анатомическим субстратом которой являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также ее высшие сенсорные и двигательные центры".

Любой поведенческий акт человека, по И.П. Павлову, включает следующие виды связей в центральной нервной системе:

· безусловнорефлекторные;

· временные связи первой сигнальной системы;

· временные связи первой сигнальной системы.

Эксперименты И.П. Павлова по исследованию второй сигнальной системы

Проводились в парадигме условно-рефлекторной теории. Например, у человека формировали условный рефлекс на звонок, используя болевое подкреплением (слабый удар электрического тока) и регистрировался тонус сосудов руки. После нескольких серий звонок вызывал изменение тонуса сосудов до удара током. В случаях, когда при сформированной таким образом реакции вместо предъявления реального звонка произносили слово «звонок», то с реакция возникала в первом же опыте. Также осуществляли обратную процедуру, то есть формировали соответствующий рефлекс на слово «звонок». Аналогичным образом физический, звуковой звонок с первого же раза вызывал реакцию. Таким образом было сделано заключение о передаче возбуждения между второй и первой сигнальными системами, т. е. постулировано существование условных связей между их центрами. Кроме того, было показано, что такие связи могут быть усилены либо заторможены с помощью условно-рефлекторных методик, что слово может выполнять функцию не только условного стимула, но и условного тормоза и т. д.

Речевое обобщение

Способность к обобщению развита и у животных, в принципе лежит в основе процессов распознавания значимых сигналов, у высших животных описаны зачатки абстрактного мышления, однако лишь у человека есть речевое обобщение, создание речевой картины мира.

Зрительное обобщение – выделение ключевых визуальных признаков, общих для категории объектов, называемых одним словом. Функция эволюционно новых участков зрительной коры.

Слуховое обобщение - выделение ключевых признаков слова (единых при разном звучании, в разных контекстах и т.д).

Речевое обобщение - процедура освоения слов более высокого уровня, символизирующих целую группу других слов, то есть формирование обобщающих понятий на основе выделения главных, основных признаков.

Речевое обобщение может иметь несколько ступеней. Например, понятия "самосвал", "легковая машина" можно обобщить с помощью слова «машины», "автобус" и "троллейбус" - слова "пассажирский транспорт". А все вместе - "транспортные средства".

Речевая модель мира — совокупность связанных нервных центров второй сигнальной системы.Синоним - когнитивная карта в широком смысле слова (узкий смысл: пространственная карта). Установление связей происходит при осуществлении речевого обобщения, а также в процессе обычных процессов формирования ассоциаций (то есть когда возбуждение двух и более нервных центров совпадает во времени.) Если слова употребляются вместе — между соответствующими речевыми центрами возникают связи, например, слово "ложка" употребляется вместе с глаголом "есть", "ноги" - "ходить" и "ботинки" и т.д.

"Речевой взрыв", описанный Л.С. Выготским и являющийся характерным свойством детей – понимание, что за каждым предметом стоит слово – происходит примерно в 2 года, речевая модель мира формируется к трем годам. Хотя высшие млекопитающие и птицы способны к освоению "языков-посредников" - некоторых аналогов речи человека - у них нет никакого аналога "речевого взрыва".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.