Формирование высших психических фукций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л.С. Выготский ввел, а А.Р. Лурия и др. разработали понятие о «высших психических функциях».

Высшие психические функции -

это сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Обладают тремя основными признаками:

1. Формируются прижизненно.

2. Опосредованы по психологическим механизмам (преимущественно с помощью речевой системы).

3. Произвольны по способу осуществления.

Теория системной динамической локализации высших психических функций, предложенная А.Р. Лурия.

Принципы организации высших психических функций в мозге:

1.иерархический принцип ;

2.принцип динамической локализации;

3. хроногенный принцип;

4.каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции.

А.Р. Лурия постулировал принципиальную возможность восстановления пострадавших (уже сформированных в ходе онтогенеза) психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).

Формирование высших психических функций

Первоначально высшие психические функции существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

На первых этапах формирования высшие психические функции - это развернутая форма предметной деятельности, опирающаясяна относительно элементарные сенсорные и моторные процессы.

Впоследствие эта деятельность «свертывается», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Изменяются механизмы психических функций – становясь высшими, они становятся основаны на сложных функциональных системах, со значительным числом афферентных и эфферентных звеньев.

Сознание и самосознание

Предполагается, что сознание является специфическим психическим процессом, присущим человеку.

Существует множество определений сознания, предложенным в разных парадигмах.

Вот некоторые из них:

Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела - останется сознание.

Сознание — понимание. Осознать - понять. Без сознания - без понимания.

Самосознание - понимание себя.

Сознание — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)

Сознание — с т.з. материального мира - мера проявления Я в мире

Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения

действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения

Сознание — состояние человека в здравом уме

Сознание — способность адекватно отражать явления действительности

Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание — способность к рефлексии. Рефлексия(от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) - осмысление своих собственных действий и их законов; самопознание, «взгляд на самого себя»

Сознание — центр обработки информации и принятия решений

Сознание — субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.

Сознание — мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке

Сознание — высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.

Сознание — элемент памяти, имеющий «ссылку» на себя.

Сознание — состояние, при котором знаешь.Сознание — способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.

Сознание — поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.

Сознание — устойчивое, объемное, целостное, внутренне-непротиворечивое построение модели пронизывающего тебя целостного мира.

Сознание — противостояние рефлексу

Сознание — результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная.

Состояние человека,позволяюшее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.

Сознание - форма. Осознание - чистое внимание к форме.

Сознание — это особая материя человеческого мозга для воспроизведения реальных образов.

Сознание — развертывание непроявленного бытия.

Сознание — способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме.

Основные поиски психофизиологических коррелятов сознания связан со следующими концепциями сознания:

-«светлое пятно»/ «теория прожектора»: сознание – центр внимания – доминанта; на физиологическом уровне: зона наибольшего возбуждения в структурах мозга;

- информационный синтез: синтез первичной информации и информации памяти ведет к возникновению психических феноменов; на физиологическом уровне - возврат возбуждения в проекционные зоны коры;

- связь сознания с речью; на физиологическом уровне – особая роль левого, речевого полушария в осознании, участие речевых зон в осознании;

- самосознание; на физиологическом уровне – активация default-mode network.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.