Осложнения сахарного диабета у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

Цель: Изучить особенности течения, клинической картины сахарного диабета у детей и подростков. Освоить принципы лечения и оказания неотложной помощи. 

Задачи: после усвоения темы

студент должен знать:

  • Особенности сахарного диабета у детей и подростков.
  • Осложнения сахарного диабета.
  • Диетотерапия при сахарном диабете.
  • Инсулинотерапия. Осложнения инсулинотерапии.
  • Диабетические комы. Причины развития гипогликемической и кетоацидотической комы. Оказание неотложной помощи.

студент должен уметь:

  • Собирать  анамнез;
  • Проводить обследование больного;
  • Проводить оценку результатов лабораторного и инструментального обследования;
  • Проводить оценку выявленных патологических изменений и формулировать предварительный диагноз;
  • Обосновывать этиологическую, патогенетическую и посиндромную терапию.

студент должен владеть:

  • Методами общеклинического обследования;
  • Определить и оценить уровень глюкозы в крови тест-полосками и глюкометрами различных модификаций, провести и оценить глюкозотолерантный тест (ГТТ).
  • Определить и оценить уровень глюкозы, белка и кетоновых тел в моче, степень микроальбуминурии.
  • Сформулировать клинический диагноз по принятой классификации.
  • Назначить питание больному сахарным диабетом.
  • Рассчитать дозы инсулина.
  • Методикой введения инсулина шприц-ручками и шприцами.
  • Оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической коме (по ситуационным задачам).
  • Правильным ведением медицинской документации; оформить историю болезни.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

  1. Сахарный диабет у детей. Определение. Классификация.
  2. Сахарный диабет – причины возникновения. Патогенез. Факторы, предрасполагающие к манифестации.
  3. Клинические формы сахарного диабета у детей. Клинические проявления.
  4. Течение сахарного диабета у детей. Критерии компенсации.
  5. Критерии диагностики.
  6. Принципы лечения.
  7. Диетотерапия. Диетотерапия при сахарном диабете. Расчет суточного меню.
  8. Инсулинотерапия.
  9. Осложнения инсулинотерапии.
  10. Диспансеризация. Школа диабета. Реабилитация.
  11. Диабетические комы. Причины развития гипогликемической и кетоацидотической комы. Оказание неотложной помощи.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

Тестовые задания для входного контроля:

  1. Нормальным уровнем глюкозы в крови у детей считается

а) 2,8-3,5 ммоль/л

б) 3,5-7,0 ммоль/л

в) 3,3-5,5 ммоль/л

г) 4,0 ммоль/л

д) 5,0 ммоль/л

  1. Манифестации сахарного диабета способствуют:

а) систематическая перегрузка углеводами

б) заболевания поджелудочной железы

в) травма поджелудочной железы

г) нерегулярный прием пищи

д) еда всухомятку

  1. Больной с сахарным диабетом предъявляет жалобы:

а) жажда

б) зуд кожи и слизистых оболочек

в) боль в эпигастрии

г) частые мочеиспускания большим объемом

д) похудание

  1. Выявляется ли обычными методами (в общем анализе мочи) сахар в моче здорового ребенка?

а) да

б) нет

  1. В клинической картине сахарного диабета присутствуют следующие симптомы:

а) похудание

б) сухость кожи и слизистых оболочек

в) румянец на щеках

г) желтуха

д) желтушное окрашивание ладоней

е) запах ацетона в выдыхаемом воздухе

ж) запах аммиака в выдыхаемом воздухе

  1. Перечислите виды обмена, которые нарушаются при сахарном диабете

а) белковый

б) жировой

в) углеводный

г) энергетический

д) минеральный

  1. При подозрении на сахарный диабет необходимо выполнить исследования:

а) анализ крови на сахар натощак

б) анализ крови на сахар после еды

в) анализ мочи на белок

г) анализ мочи на сахар

д) анализ мочи на ацетон

е) глюкозо-толерантный тест

ж) тест нагрузки с лактозой

  1. Как следует поступить врачу, который выявил повышение уровня глюкозы в крови при отсутствии жалоб?

а) госпитализировать

б) провести глюкозо-толерантный тест

в) исследовать белковый и жировой обмен

г) назначить диету с исключением легкоусвояемых углеводов

  1. Как следует поступить врачу, который обнаружил повышение уровня глюкозы в крови у ребенка с жалобами?

а) госпитализировать

б) провести глюкозо-толерантный тест

в) исследовать белковый и жировой обмен

г) назначить диету с исключением легкоусвояемых углеводов

  1. К осложнениям сахарного диабета у детей относятся:

а) кардиопатия

б) ретинопатия

в) катаракта

г) энцефалопатия

д) нефропатия

е) кома

  1. При лечении больного с сахарным диабетом используют следующие методы:

а) диетотерапия

б) антибактериальная терапия

в) инсулинотерапия

г) оперативное лечение

д) витаминотерапия

е) фитотерапия

  1. Принципы построения диеты при сахарном диабете:

а) ограничение легкоусвояемых углеводов

б) контроль за суточным количеством пищи

в) сохранение физиологического количества белка

г) употребление липотропных продуктов

д) повышенное употребление продуктов, содержащих клетчатку

е) ограничение соли

  1. С помощью системы хлебных единиц следует дозировать:

а) молоко

б) фруктовый сок

в) сыр

г) котлету

д) яблоко

е) капусту

ж) хлеб

з) мясо куском

  1. К осложнениям инсулинотерапии относятся:

а) инсулинорезистентность

б) гипогликемия

в) гепатоспленомегалия

г) липодистрофия

д) синдром Сомоджи

е) кетоацидоз

  1. Причинами развития гипогликемии являются:

а) недостаточная доза инсулина

б) завышенная доза инсулина

в) чрезмерная физическая нагрузка

г) гиподинамия

д) обильная еда после введения инсулина

е) пропуск приема пищи

  1. Для выведения из гипогликемической комы используют:

а) раствор глюкозы 20-40%

б) изотонический раствор NaCl

в) раствор адреналина

г) глюкагон

д) преднизолон

е) инсулин

  1. Причинами развития кетоацидотической комы являются:

а) недостаточная доза инсулина

б) завышенная доза инсулина

в) чрезмерная физическая нагрузка

г) пропуск приема пищи после введения инсулина

д) пропуск введения инсулина

е) интеркуррентные заболевания

  1. Для выведения из кетоацидотической комы применяют:

а) глюкагон

б) инсулин

в) глюкоза 5%

г) глюкоза 40%

д) изотонический растворNaCl

е) преднизолон

  1. Для какой из диабетических ком характерно быстрое развитие?

а) кетоацидотическая

б) гипогликемическая

в) гиперосмолярная

г) лактатацидотическая

Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Алеша М., 5 лет. Ребенок от 2-й беременности, протекавшей с нефропатией, 2 срочных родов, родился с массой 4000 г, рост 52 см. Из анамнеза известно, что ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечалась слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние ребенка резко ухудшилось, появилась тошнота, переходящая в повторную рвоту, боли в животе, фруктовый запах изо рта, сонливость. Мальчик поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания. Дыхание шумное (типа Куссмауля). Кожные и ахилловы рефлексы снижены. Кожные покровы сухие, тургор тканей и тонус глазных яблок снижен, черты лица заострены, выраженная гиперемия кожных покровов в области щек и скуловых дуг. Пульс учащен до 140 ударов в минуту, АД 75/40 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Живот при пальпации напряжен. Мочеиспускание обильное.

Общий анализ крови: Нb - 135 г/л, Эр - 4,lxl012/л, Лейк - 8,5х109/л; п/я - 4%, с/я - 50%; э - 1%, л - 35%, м - 10%, СОЭ - 10 мм/час.

Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - слабо мутная; удельный вес 1035, реакция - кислая; белок - нет, сахар - 10%, ацетон - +++.

Биохимический анализ крови: глюкоза - 28,0 ммоль/л, натрий -132,0 ммоль/л, калий - 5,0 ммоль/л, общий белок - 70,0 г/л, холестерин -5,0 ммоль/л.

КОС: рН - 7,1; р02- 92 мм рт.ст.; рСО2 - 33,9 мм рт.ст.

Задания:

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Что привело к развитию данного состояния? Каковы патогенетические механизмы развития данного состояния?

3. Оцените лабораторные показатели.

4. Как проводится инфузионная терапия у детей с данной патологией?

5. Какие осложнения могут возникнуть в процессе инфузионной терапии?

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Диабетические комы. Диагностика. Оказание неотложной помощи.

Основная литература:

  1. 1.Детские болезни + CD: учебник /Под ред. А. А. Баранова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 1008 с.
  2. Педиатрия: учебник/Под ред.Н.А.Геппе.-М.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-432 с.
  3. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие. Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

  1. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача).
  2. Эндокринология: национальное руководство (+СD). Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008: 1072 с.
  3. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями /под ред. И. И. Дедова и В. А. Петерковой. — М.: Практика, 2014. — 442 с.

4. Karen J. Marcdante, MD, Robert M. Kliegman, MD. Nelson Essentials of Pediatrics. 7 th Edition,2015. https:// www.clinicalkey.com/#!/browse/book/3-s2.0-C20110078687.


Практическое клиническое занятие № 31


Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.