Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Мотивация изучения темы:
Цель: Изучить особенности течения, клинической картины сахарного диабета у детей и подростков. Освоить принципы лечения и оказания неотложной помощи.
Задачи: после усвоения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
Продолжительность занятия: 4 часа
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ
Вопросы для подготовки:
На занятии студенту необходимо выполнить:
1.Задание: ответить на тесты входного контроля.
Тестовые задания для входного контроля:
а) 2,8-3,5 ммоль/л
б) 3,5-7,0 ммоль/л
в) 3,3-5,5 ммоль/л
г) 4,0 ммоль/л
д) 5,0 ммоль/л
а) систематическая перегрузка углеводами
б) заболевания поджелудочной железы
в) травма поджелудочной железы
г) нерегулярный прием пищи
д) еда всухомятку
а) жажда
б) зуд кожи и слизистых оболочек
в) боль в эпигастрии
г) частые мочеиспускания большим объемом
д) похудание
а) да
б) нет
а) похудание
б) сухость кожи и слизистых оболочек
в) румянец на щеках
г) желтуха
д) желтушное окрашивание ладоней
е) запах ацетона в выдыхаемом воздухе
ж) запах аммиака в выдыхаемом воздухе
а) белковый
б) жировой
в) углеводный
г) энергетический
д) минеральный
а) анализ крови на сахар натощак
б) анализ крови на сахар после еды
в) анализ мочи на белок
г) анализ мочи на сахар
д) анализ мочи на ацетон
е) глюкозо-толерантный тест
ж) тест нагрузки с лактозой
а) госпитализировать
б) провести глюкозо-толерантный тест
в) исследовать белковый и жировой обмен
г) назначить диету с исключением легкоусвояемых углеводов
а) госпитализировать
б) провести глюкозо-толерантный тест
в) исследовать белковый и жировой обмен
г) назначить диету с исключением легкоусвояемых углеводов
а) кардиопатия
б) ретинопатия
в) катаракта
г) энцефалопатия
д) нефропатия
е) кома
а) диетотерапия
б) антибактериальная терапия
в) инсулинотерапия
г) оперативное лечение
д) витаминотерапия
е) фитотерапия
а) ограничение легкоусвояемых углеводов
б) контроль за суточным количеством пищи
в) сохранение физиологического количества белка
г) употребление липотропных продуктов
д) повышенное употребление продуктов, содержащих клетчатку
е) ограничение соли
а) молоко
б) фруктовый сок
в) сыр
г) котлету
д) яблоко
е) капусту
ж) хлеб
з) мясо куском
а) инсулинорезистентность
б) гипогликемия
в) гепатоспленомегалия
г) липодистрофия
д) синдром Сомоджи
е) кетоацидоз
а) недостаточная доза инсулина
б) завышенная доза инсулина
в) чрезмерная физическая нагрузка
г) гиподинамия
д) обильная еда после введения инсулина
е) пропуск приема пищи
а) раствор глюкозы 20-40%
б) изотонический раствор NaCl
в) раствор адреналина
г) глюкагон
д) преднизолон
е) инсулин
а) недостаточная доза инсулина
б) завышенная доза инсулина
в) чрезмерная физическая нагрузка
г) пропуск приема пищи после введения инсулина
д) пропуск введения инсулина
е) интеркуррентные заболевания
а) глюкагон
б) инсулин
в) глюкоза 5%
г) глюкоза 40%
д) изотонический растворNaCl
е) преднизолон
а) кетоацидотическая
б) гипогликемическая
в) гиперосмолярная
г) лактатацидотическая
Решить ситуационную задачу.
Методические указания к выполнению задания:
Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Ситуационные задачи.
Задача № 1.
Алеша М., 5 лет. Ребенок от 2-й беременности, протекавшей с нефропатией, 2 срочных родов, родился с массой 4000 г, рост 52 см. Из анамнеза известно, что ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями. После перенесенного стресса в течение последних 1,5 месяцев отмечалась слабость, вялость. Ребенок похудел, начал много пить и часто мочиться. На фоне заболевания гриппом состояние ребенка резко ухудшилось, появилась тошнота, переходящая в повторную рвоту, боли в животе, фруктовый запах изо рта, сонливость. Мальчик поступил в отделение интенсивной терапии в тяжелом состоянии, без сознания. Дыхание шумное (типа Куссмауля). Кожные и ахилловы рефлексы снижены. Кожные покровы сухие, тургор тканей и тонус глазных яблок снижен, черты лица заострены, выраженная гиперемия кожных покровов в области щек и скуловых дуг. Пульс учащен до 140 ударов в минуту, АД 75/40 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Живот при пальпации напряжен. Мочеиспускание обильное.
Общий анализ крови: Нb - 135 г/л, Эр - 4,lxl012/л, Лейк - 8,5х109/л; п/я - 4%, с/я - 50%; э - 1%, л - 35%, м - 10%, СОЭ - 10 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - слабо мутная; удельный вес 1035, реакция - кислая; белок - нет, сахар - 10%, ацетон - +++.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 28,0 ммоль/л, натрий -132,0 ммоль/л, калий - 5,0 ммоль/л, общий белок - 70,0 г/л, холестерин -5,0 ммоль/л.
КОС: рН - 7,1; р02- 92 мм рт.ст.; рСО2 - 33,9 мм рт.ст.
Задания:
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Что привело к развитию данного состояния? Каковы патогенетические механизмы развития данного состояния?
3. Оцените лабораторные показатели.
4. Как проводится инфузионная терапия у детей с данной патологией?
5. Какие осложнения могут возникнуть в процессе инфузионной терапии?
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
4. Karen J. Marcdante, MD, Robert M. Kliegman, MD. Nelson Essentials of Pediatrics. 7 th Edition,2015. https:// www.clinicalkey.com/#!/browse/book/3-s2.0-C20110078687.
Практическое клиническое занятие № 31
Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.