Практическое клиническое занятие № 16
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Пневмонии у детей раннего возраста.

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Цель: Научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с острой пневмонией.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

· Пневмонии: определение, классификация. Типичные и атипичные пневмонии.

  • Этиология и патогенез пневмоний.
  • Клинические и рентгенологические особенности очаговой, сегментарной, крупозной и интерстициальной пневмонии.
  • Особенности клиники, рентгенологических изменений при легочной деструкции в зависимости от этиологии пневмонии.
  • Особенности течения пневмоний в подростковом возрасте.

· Особенности течения пневмоний у детей первого года жизни, страдающих рахитом, атопическим дерматитом, гипотрофией.

· Диагностика пневмоний.

· Особенности антибактериальной терапии внутрибольничных и внебольничных  пневмоний.

· Исходы пневмоний. Профилактические мероприятия.

студент должен уметь:

    • Собирать анамнез;
    • Проводить обследование больного;
    • Проводить оценку результатов лабораторного и инструментального обследования;
    • Провести оценку выявленных патологических изменений и сформулировать предварительный диагноз;
    • Обосновать этиологическую, патогенетическую и посиндромную терапию.

студент должен владеть:

  • Методикой измерения ЧД, ЧСС, АД, проведения термометрии и пульсоксиметрии у детей;
  • Методикой оксигенотерапии при снижении сатурации у детей разного возраста;
  • Методикой расчета дотации жидкости;
  • Методикой взятия мокроты на исследование.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

1. Пневмонии: определение, классификация. Типичные и атипичные пневмонии.

2. Этиология и патогенез пневмоний.

3. Клинические и рентгенологические особенности очаговой, сегментарной, крупозной и интерстициальной пневмонии.

4. Особенности клиники, рентгенологических изменений при легочной деструкции в зависимости от этиологии пневмонии.

5. Особенности течения пневмоний у детей первого года жизни, страдающих рахитом, атопическим дерматитом, гипотрофией.

6. Особенности течения пневмоний в подростковом возрасте.

7. Диагностика пневмоний.

8. Особенности антибактериальной терапии внутрибольничных и внебольничных пневмоний.

9. Исходы пневмоний. Профилактические мероприятия.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 775-829).

2.Провести курацию больных в отделении по схеме:

· сбор анамнеза;

· осмотр;

· выделение ведущих синдромов;

· составление плана обследования;

· проведение дифференциальной диагностики;

· назначение лечения.

3.Заполнить таблицу:

Таблица 1

Дифференциальная диагностика пневмоний

Признак Пневмония типичная Пневмония атипичная
Лихорадка    
Одышка    
Кашель    
Хрипы    
Перкуссия    
Рентгенологическая картина    
Возбудитель    

Решить ситуационную задачу.

Ситуационные задачи.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1. Мальчик У., 11 месяцев, осмотрен педиатром по поводу повышения температуры и кашля. Из анамнеза известно, что он болен в течение 7 дней. Неделю назад мама стала отмечать у ребенка вялость, беспокойный сон, снижение аппе­тита. Одновременно появились заложенность носа, обильное отделяемое го носа слизистого характера, редкий кашель. Температура повысилась до 37,5°С. Мама ребенка обратилась в поликлинику и пригласила участкового врача, который диагностировал у ребенка острое респираторное вирусное заболевание. Было назначено симптоматическое лечение, десенсибили­зирующая терапия. На фоне проводимых лечебных мероприятий состояние мальчика улучшилось. Однако на 6-й день от начала заболевания у ребенка вновь повысилась температура до 38,6°С. Мальчик стал более вялым, от­казывался от еды, перестал проявлять интерес к игрушкам, спал беспокой­но, усилился кашель. Мама повторно вызвала врача.

При осмотре участковый врач обнаружил бледность кожных покро­вов, периоральный цианоз, возникающий при плаче; раздувание крыльев носа в момент кормления. ЧСС 130 в мин, тоны сердца приглушены, ритм правильный. Перкуторный звук над легкими легочный с притуплением в подлопаточной области справа, здесь же выслушиваются мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы  на фоне ослабленного дыхания. ЧД 56 в мин. Живот безболезненный, Край печени на 2 см выступает из-под правой реберной дуги. Ребенок госпитализирован.

Общий анализ крови: Нb - 118 г/л, Эр - 4,5х1012/л. Лейк -18,8х109/л. п/я - 4%, с - 52%, э - 1%, л - 36%, м - 7%, СОЭ - 17 мм/час.

На рентгенограмме грудной клетки: отмечается повышенная про­зрачность легочных полей, низкое стояние диафрагмы, усиление прикорне­вого и легочного рисунка, определяются мелкие очаговые тени с нерезкими контурами, располагающиеся в нижней доле правого легкого.

1. Сформулируйте диагноз, обоснуйте его.

  1. Какие возбудители являются наиболее значимыми в развитии внебольничных форм заболевания?

3. Являются ли изменения в гемограмме характерным признаком данного заболевания?

  1. Перечислите основные направления в лечении данного пациента.
  2. Проведите дифференциальную диагностику

6. Назовите особенности клинической картины и течения данного заболевания, зависящие от раннего возраста.

Задача № 2. Мать Саши П., 10 месяцев, обратилась с жалобами на повышенную температуру тела ребенка, влажный кашель, слизистые выделения из носа и снижение аппетита. Ребенок от молодых, здоровых родителей, от первой беременности, которая протекала благополучно. Роды срочные нормальные. Масса при рождении 3600, длина 50 см, оценка по Апгар 8 баллов. Мальчик вскармливался грудью до 3-х мес. Прикормы и витамин Д введены своевременно. Режим дня соблюдался, систематически бывал на прогулках. При осмотре температура тела 38,2º С, выражена одышка с участием крыльев носа. При плаче, крике, появляется цианоз носогубного треугольника, частый влажный кашель.Мышечный тонус достаточный, питание хорошее. Пальпируются единичные, шейные, подмышечные, лимфатические узлы, подвижные, безболезненные. Большой родничок 0,5х0,5 см, края плотные. Перкуторно: звук с легким тимпаническим оттенком, при аускультации на фоне жесткого дыхания в задних нижних отделах и в подмышечных областях обилие мелких и среднепузырчатых влажных хрипов. Имеется втяжение межреберных промежутков. Дыхание 28-32 в мин. Границы сердца соответствуют возрастной норме. Тоны

отчетливые, пульс 110 в мин. Живот умеренно вздут, безболезненный при пальпации, паренхиматозные органы не увеличены. Стул 2 раза в день без патологических примесей. Общий анализ крови: Hb-142 г/л, Э-4,32х1012/л,L-11,2х109/л, Э-2%, П-2%, С-64%, Л-28%, М-4%. СОЭ-24 мм/час.

Рентгенография органов грудной клетки: усиление легочного рисунка, мелкоочаговые тени в задненижних отделах с обеих сторон.Корни бесструктурные, синусы свободные, сердце в пределах нормы.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.

5. Расскажите о методике подготовки ребенка грудного возраста к рентгенологическому исследованию органов грудной клетки.

Задача № 3. Ребенок 4 лет, заболел 5 дней назад: отмечался подъем температуры тела до 37,5°С, появились слизистые выделения из носа, покашливание без выделения мокроты. Получал лечение "домашними" средствами. Состоя­ние несколько улучшилось, температура снизилась, но на 5-й день забо­левания отмечен подъем температуры до 38,6°С, нарастание влажного кашля, учащение дыхания.

Ребенок от третьей беременности, вторых родов, протекавших без особенности. Находился на естественном вскармливании до 4 мес, прикорм с 3.5 мес. На первом году жизни отмечались умеренные признаки рахита. На втором году жизни перенес ветряную оспу и дважды ОРВИ.

При осмотре участковым врачом состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника. Отмеча­ется глубокий влажный кашель. Частота дыхания 40 в 1 минуту. Втяжение межреберных промежутков, напряжение крыльев носа. Перкуторно: над легкими легочный звук с тимпаническим оттенком, аускультативно: в лег­ких дыхание жесткое, слева ниже лопатки выслушивается участок ослаб­ленного дыхания, там же влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца громкие, шумов нет. ЧСС - 128 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень —1.5 см из-под реберного края, селезенка не пальпируется.

Общий анализ крови: Нb - 115 г/л, Лейк - 13,5х109/л, п/я - 7%. с -61%. э - 1%. л - 23%, м - 8%. СОЭ - 20 мм/час.

Рентгенограмма грудной клетки: корни легких расширены, слева неструктурны, легочный рисунок усилен. В левой нижней доле отмечена инфильтративная очаговая тень.

1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?

4. Каков этиопатогенез данного заболевания у ребенка?

5. Проведите дифференциальный диагноз.

6. Назначьте терапию.

7. В каких случаях будет необходима госпитализация ребенка?

8. В какие сроки и как долго применяют физиотерапию?

9. Как долго должен наблюдаться ребенок в поликлинике?

10. Прогноз.

Задача № 4. Ребенок 9 месяцев, заболел остро: подъем температуры до 39.5°С. вялость, отказ от еды, слизистые выделения из носа, покашливание.

Ребенок от первой беременности, протекавшей без токсикоза. Роды срочные. Масса тела при рождении 4500 г. длина тела 53 см. Вскарм­ливание естественное до 1 мес, далее - искусственное. С 3 мес отмечаются опрелости. У матери - пищевая аллергия на белок коровьего молока, ку­риные яйца.

При осмотре отмечается: бледность, цианоз носогубного треуголь­ника. ЧД 48 в 1 минуту, дыхание слышно на расстоянии. На коже щек яркая гиперемия, шелушение, в естественных складках кожи мокнутие. Над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, укорочен справа книзу от угла лопатки. С обеих сторон выслушиваются рассеянные сухие и сред-непузырчатые влажные хрипы на высоте вдоха. Над зоной укорочения перкуторного звука на высоте вдоха выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. ЧСС - 160 уд/мин, тоны сердца приглушены. Живот не­сколько вздут. Печень выступает на 3 см из-под реберного края. Стула не было 1 сутки. Мочится достаточно.

Задания.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Составьте план дополнительного обследования для уточнения ди­агноза.

3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциаль­ный диагноз?

4. Какие факторы способствуют развитию патологического процесса?

5. Каков генез сердечных изменений у ребенка?

6. Можно ли лечить ребенка амбулаторно?

7. Назначьте комплекс терапевтических мероприятий.

8. Какие антипиретики можно назначать в этом возрасте?

9. Нуждается ли ребенок в физиотерапевтическом лечении?

10. Тактика участкового педиатра в данный момент.

11. Как долго должен наблюдаться ребенок в катамнезе?

12. Каков прогноз заболевания?

Задача № 5. Мальчик 5 лет, госпитализируется в стационар 4-й раз с жалобами на повышение температуры до 38°С, упорный влажный кашель с мокротой.

Из анамнеза жизни известно, что первом году мальчик рос и разви­вался хорошо, ничем не болел. В возрасте 1 года, во время игры по полу, внезапно появился приступ сильного кашля, ребенок посинел, стал задыхаться; после однократной рвоты состояние несколько улучшилось, но через 3 дня поднялась темпера­тура, ребенок был госпитализирован с диагнозом "пневмония". Повторно перенес пневмонию в 2 и 3 года.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести. Масса тела 20 кг, рост 110 см. ЧД - 36 в 1 минуту, ЧСС - 110 уд/мин. Кожные покровы блед­ные, сухие. Зев умеренно гиперемирован. Перкуторно над легкими в зад­них нижних отделах слева отмечается притупление, там же выслушива­ются средне- и мелкопузырчатые влажные хрипы. Аускультативно: приглушение I тона сердца. Печень +1-2 см, в/3. Селезенка не пальпируется. Стул и диурез в норме.

Клинический анализ крови: Нb - 100 г/л, Эр – 3,0х1012/л, Лсйк -13,9х109/л. п/я - 7%, с - 65%, л - 17%, м - 10%, э - 1%, СОЭ - 20 мм/час.

Общий анализ мочи: реакция - кислая, относительная плотность -1.018. эпителий - нет, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - нет.

Биохимический анализ крови: общий белок - 70 г/л, альбумины -60%. Альфа1-глобулины - 4%, Альфа2-глобулины - 15%, бета-глобулины -10%, гамма-глобулины - 11%. СРВ – 37 мг/л, глюкоза - 4,5 ммоль/л, холестерин – 4,2 ммоль/л.

Рентгенограмма грудной клетки: в области нижней доли слева имеется значительное понижение прозрачности.

  1. О каком заболевании может идти речь?
  2. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциаль­ную диагностику?
  3. Составьте план обследования больного.
  4. Можно ли считать эпизод, произошедший с ребенком в годовалом возрасте, началом заболевания? Что это могло быть?
  5. Патогенез данного заболевания?
  6. В консультации каких специалистов нуждается ребенок?
  7. Назначьте больному лечение.
  8. Какие виды физиотерапии необходимо назначить в период обост­рения заболевания?
  9. Показания к хирургическому лечению.
  10. Как долго должен наблюдаться ребенок в поликлинике?
  11. Какие виды спорта показаны ребенку?

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Профилактика внутрибольничных пневмоний.

2. Современные подходы к антибактериальной терапии пневмоний.

3. Особенности течения пневмоний у недоношенных детей.

Основная литература:

  1. Детские болезни + CD: учебник /Под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 1008 с.
  2. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-464 с.
  3. Педиатрия: учебник/Под ред.Н.А.Геппе.-М.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-432 с.
  4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Сборник тестовых заданий для студентов лечебного факультета - Учебное пособие в 2-х частях, ч.1.-Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014-121 с.
  5. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни- Учебное пособие -Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

1. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей. М.: Российское респираторное общество, 2009. 18 с.

2. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острым бронхитом - М.:Министерство здравоохранения Российской Федерации Союз педиатров России, Российское общество скорой медицинской помощи, 2015 -12с.

3. Федеральные клинические рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи при внебольничной пневмонии у детей - М.:Министерство здравоохранения Российской Федерации Союз педиатров России, Российское общество скорой медицинской помощи, 2015 -12с.

4. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача).

5. Пульмонология. Клинические рекомендации. Под ред. А.А. Чучалина. – М., 2008. – 280 с.

6. Доскин В.А., Макарова З.С. Дифференциальная диагностика детских болезней. – М.: ООО «Медицина информационное агентство», 2011. – 600 с.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.