Практическое клиническое занятие № 13
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: АФО сердечнососудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца и сосудов.

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

Проблема врожденных пороков развития (ВПР) является одной из ключевых в перинатологии и педиатрии. В целом наследственные заболевания и ВПР встречаются у 3—7% родившихся детей. Актуальность врожденных пороков сердца (ВПС) обусловлена нахождением этой патологии на 1-м месте среди причин смертности от аномалий развития (>50% всех пороков) и на 2-м месте среди всех причин перинатальной и младенческой смертности. При этом грубые аномалии развития достигают 2% всех случаев ВПР, а малые формы — 7%. Отмечается общий рост ВПР за последние годы. Врожденные пороки развития могут быть обусловлены хромосомными аномалиями, генными мутациями, иметь мультифакториальный генез. Большинство ВПР спорадично (до 95% случаев).

Цель: Научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с врожденными пороками сердца.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Анатомо-физиологические особенности сердечнососудистой системы, стадии органогенеза внутриутробно;
  • Закономерности формирования сердечнососудистой системы во внутриутробном периоде;
  • Роль среды и режима правильного развития сердечнососудистой системы и кроветворения;
  • Морфофункциональные особенности сердечнососудистой системы в разные возрастные периоды;
  • Основные симптомы поражения сердечнососудистой системы;
  • Методы исследования сердечнососудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация, функциональные и органические шумы, исследование сосудов, инструментальные исследования).
  • Врожденные пороки сердца. Этиология. Классификация. Течение и клинические проявления. Осложнения. Диагностика. Лечение. Профилактика.
  • Сердечная недостаточность у детей.

студент должен уметь:

  • Собирать анамнез;
  • Проводить обследование больного;
  • Проводить оценку результатов лабораторного и инструментального обследования;
  • Провести оценку выявленных патологических изменений и сформулировать предварительный диагноз;
  • Обосновать этиологическую, патогенетическую и посиндромную терапию.

студент должен владеть:

· Методикой оценки ЭКГ у детей разного возраста.

· Методикой пульсоксиметрии у детей любого возраста.

· Методикой оценки ЭХО-КГ у детей разного возраста.

· Методикой обследования ребенка с подозрением на ВПС.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

  1. Формирование и развитие сердечнососудистой системы;
  2. Морфофункциональные особенности сердечнососудистой системы в разные возрастные периоды;
  3. Основные симптомы поражения сердечнососудистой системы;
  4. Методы исследования сердечнососудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация, функциональные и органические шумы, исследование сосудов, инструментальные исследования).
  5. Врожденные пороки сердца. Этиология. Классификация.
  6. Симптомы и течение. Понятие «критический порок сердца».
  7. Осложнения врожденных пороков сердца. Диагностика. Лечение. Профилактика.
  8. Наиболее часто встречающиеся врожденные пороки сердца у детей. Дефект межжелудочковой перегородки. Дефект межпредсердной перегородки. Открытый артериальный (боталлов) проток. Коарктация аорты. Тетрада Фалло.
  9. Сердечная недостаточность у детей. Причины. Классификация. Клинические проявления. Диагностика. Лечение.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1. Задание: ответить на тесты входного контроля;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 663-708).

2. Составьте примерную схему обследования ребенка с подозрением на врожденный порок сердца

3. Провести курацию больных по схеме:

· сбор анамнеза, оценка характера жалоб;

· обследование больного (состояние кожных покровов, оценка состояния физического развития и состояния статуса питания, изменения грудной клетки, ЧСС, АД);

· выявление клинических симптомов, характерных для поражения сердечно-сосудистой системы.

4.Заполните таблицы:

Таблица 1

Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.