Тема: АФО и семиотика поражения системы крови.
Дефицитные, гемолитические анемии у детей.
Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Мотивация изучения темы:
Анемии являются часто встречающимися заболеваниями у детей, особенно в раннем возрасте. Даже легкие формы анемии оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребёнка, задерживают его развитие, отягощают течение других заболеваний.
Тяжелые постгеморрагические анемии, а также ряд наследственных и приобретенных гемолитических и гипопластических анемий представляют угрозу жизни ребёнка. Всё это свидетельствует о необходимости подробного ознакомления будущих врачей с факторами, предраспологающими к развитию анемии, методами лабораторной диагностики, профилактики и лечения анемии.
Цель: Научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с дефицитными и гемолитическими анемиями.
Задачи: после прохождения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
Продолжительность занятия: 4 часа
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ
Вопросы для подготовки:
На занятии студенту необходимо выполнить:
1. Задание: ответить на тесты входного контроля;
См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 457-532).
2.Составьте схему метаболизма железа в детском организме.
3. Заполните таблицу:
Таблица 1
Дифференциально-диагностические критерии дефицита железа в организме
Показатель | Норма | Латентный дефицит железа | Железодефицитная анемия |
Гемоглобин г/л - до 6 лет - старше 6 лет | |||
Цветовой показатель | |||
МСН (пг) | |||
МСНС (%) | |||
Железо сыворотки (ммоль/л) | |||
ОЖСС (мкмоль/л) | |||
ЛЖСС (мкмоль/л) | |||
Ферритин сыворотки (мкг/л) | |||
Десфераловая проба (мг/сутки) | |||
% насыщения трансферина |
4. Провести курацию тематических больных и заполнить протокол курации.
5. Решить ситуационную задачу.
Ситуационные задачи.
Методические указания к выполнению задания:
Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Задача № 1. На прием к педиатру обратилась мама с ребенком 1 года. Жалобы: вялость ребенка, плохой аппетит, плаксивость, выпадение волос, запоры, часто болеет ОРЗ, спит беспокойно. Из анамнеза: ребенок вскармливался с 1-го месяца жизни искусственно.
Объективно: кожные покровы бледные, сухие. Волосы тусклые. Язык обложен, мышечный тонус снижен. Аускультативно: функциональный систолический шум в области сердца.
В анализе крови: гемоглобин 70 г/л, эритроциты 3,0 х 1012/л, цветной показатель 0,8, лейкоциты 8х109/л СОЭ 7 мм/час
Анализ мочи: без патологии.
Задания:
1. Оценить состояние ребенка.
2. Поставить диагноз.
3. Назначить полный объем обследования и лечения.
4. Дать маме рекомендации, советы.
Задача № 2. Девочка 3., 1 года, поступила в клинику с жалобами матери на быструю утомляемость ребенка, выпадение волос, снижение аппетита, бледность кожи. Из анамнеза известно, что при диспансеризации у ребенка выявлено снижение уровня гемоглобина до 76 г/л и цветового показателя до 0,53. Мать госпитализировала ребенка лишь в настоящее время, спустя 2 недели после рекомендации педиатра. Анамнез жизни: ребенок от первой, нормально протекавшей беременности и родов. Масса тела при рождении 3300 г, длина 51 см. С 2-недельного возраста ребенок находится на искусственном вскармливании смесью "Малютка" (мать - студентка дневного отделения университета). С 4-месячного возраста девочку отправили к бабушке в деревню, где она вскармливалась козьим молоком, соками, овощами с собственного огорода. Мясо практически не получала, так как отказывалась от еды, если в ее состав входило мясо (со слов бабушки). Часто ела землю. Врачами все это время не наблюдалась, ничем не болела, профилактические прививки не сделаны. При поступлении в стационар состояние ребенка расценено как тяжелое. Девочка вялая, почти безразлична к окружающему. Сознание ясное, на осмотр реагирует вяло. Кожа и видимые слизистые оболочки очень бледные с желтоватым оттенком. Ушные раковины на просвет желтовато-зеленоватой окраски. В углах рта "заеды". В легких пуэрильное дыхание с жестковатым оттенком. Тоны сердца приглушены, ритмичные, на верхушке и над областью крупных сосудов выслушивается систолический шум мягкого тембра. Живот мягкий, безболезненный при пальпации во всех отделах. Печень +3,0 см ниже реберного края. Селезенка пальпируется у края подреберья, мягко-эластической консистенции. Моча светлая, стул 1-2 раза в день. Зрение и слух не нарушены. Склеры светлые. Менингеальной, общемозговой и очаговой симптоматики не отмечается. Психофизическое развитие соответствует возрасту 9-10 мес. Масса тела ребенка 10 кг.
Общий анализ крови: Hb - 60 г/л, Эр - 2,6 x l012/л, Ц.п. - 0,63, Ретик. -2,9%, Лейк –7,2х109
Биохимический анализ крови: общий белок - 68 г/л, мочевина - 3,2 ммоль/л, билирубин общий - 22,5 мкмоль/л, калий - 4,3 ммоль/л, натрий - 138 ммоль/л, кальций ионизированный - 1,0 ммоль/л,фосфор -1,2 ммоль/л, железо сыворотки - 7,3 мкмоль/л, железосвязывающая способность сыворотки - 87,9 мкмоль/л, свободный гемоглобин - не определяется
Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, белок - нет, глюкоза - нет, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - немного.
Анализ кала на скрытую кровь (троекратно): отрицательно.
1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2. Какие причины способствовали развитию заболевания у данного ребенка?
3. Назначте необходимое лечение ребенку.
4. Показано ли переливание эритровзвеси при данном заболевании и почему?
5. Особенности диетотерапии при данном заболевании.
Задача № 3. Мальчик Р., 1 года 2 месяцев, поступил в больницу с жалобами матери на снижение аппетита у ребенка, вялость, извращение вкуса (лижет стены, ест мел). Из анамнеза известно, что ребенок от первой беременности, протекавшей с анемией во второй половине (никаких противоанемических препаратов во время беременности мать не принимала). Роды срочные. Масса тела при рождении 3150 г, длина - 51 см, оценка по шкале Апгар 8/9 6аллов. На грудном вскармливании находился до 2 месяцев. Затем вскармливание смесью "Агу", с 5 месяцев введен прикорм - манная каша, творог, с 9 месяцев - овощное пюре, с 11 месяцев - мясное пюре (ел плохо). Прививки сделаны по возрасту. Перед проведением прививок анализы крови и мочи не делали. В возрасте 1 года мальчик был отправлен в деревню, где питался, в основном, коровьим молоком, кашами, овощами и ягодами; от мясных продуктов отказывался. Там же впервые обратили внимание на извращение аппетита. По возвращении в город обратились к врачу. Было проведено исследование крови, где обнаружено снижение уровня гемоглобина до 87 г/л, и ребенок был госпитализирован. При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, чистые, волосы тусклые, ломкие. Мальчик капризный, достаточно активен. В легких пуэрильное дыхание, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца громкие, ритмичные, на верхушке выслушивается короткий систолический шум. Живот мягкий, безболезненный при пальпации во всех отделах. Печень выступает из-под реберного края на 2,5 см. Селезенка не пальпируется. Моча и стул обычной окраски. Менингеальной и очаговой симптоматики не выявляется. Говорит отдельные слова.
Общий анализ крови: Нb - 85 г/л, Эр - 3,1х1012/л, Ц. п. - 0,71, Ретик. -1,9%, Лейк - 7,2х109 /л, п/я - 2%, с - 20%, э - 4%, л - 64%, м - 10%, СОЭ -6 мм/час. Анизоцитоз+++, микроцитоз.
Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, белок - нет, глюкоза - нет, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - немного.
Биохимический анализ крови: общий белок - 68 г/л, мочевина - 3,2 ммоль/л, билирубин общий - 22,5 мкмоль/л, калий - 4,3 ммоль/л, натрий -138 ммоль/л, кальций ионизированный - 1,0 ммоль/л, фосфор - 1,2 ммоль/л, железо сыворотки - 7,3 мкмоль/л, железосвязывающая способность сыворотки - 87,9 мкмоль/л, свободный гемоглобин - не определяется.
Анализ кала на скрытую кровь (троекратно): отрицательно.
Задания:
1. Сформулируйте предварительный диагноз.
2. Причины, способствующие развитию заболевания у данного ребенка.
3. Назначьте необходимое лечение ребенку.
4. Каким препаратам в настоящее время отдаётся предпочтение при терапии подобных состояний?
Задача № 4. Ребенок И., 8 мес., поступил в клинику с жалобами матери на бледность кожных покровов, снижение аппетита, вялость. Болен ребенок с 5 мес., когда впервые мать отметила бледность кожных покровов при удовлетворительном общем его самочувствие. Ухудшение в состоянии наступило 2 недели назад. Наросла бледность, ребенок стал вялым, неохотно ел. При исследовании крови была выявлена анемия, для уточнения диагноза ребенок госпитализирован.
Из анамнеза жизни установлено: родился доношенным, масса тела 3200. В связи с гипогалактией с 2-х мес. Был переведен на смешанное вскармливание, а с 3-х – на искусственное, в дальнейшем вскармливался нерационально, преимущественно молоком и кашей. Сидеть начал с 8 мес.
Объективно: общее состояние средней тяжести. Вял, периодически беспокоен, бледен, кожа сухая, волосы тонкие, редкие. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно, тургор несколько снижен. Масса тела 8 кг. 600 гр., длина – 70 см. Большой родничок 2 х 2 см. Над легкими перкуторный легочный звук, дыхание пуэрильное. Тоны сердца приглушены, на верхушке и в V точке систолический шум, умеренная тахикардия.
Живот мягкий, увеличен в размерах, печень на 2 см, селезенка на 1 см. ниже реберного края. Стул и мочеиспускание в норме. Со стороны ЦНС органической патологии на выявлено.
Анализ крови: Эр – 2,05 х 1012/л;Hb – 58 г/л; ЦП – 0,6; ретик – 0,008 г/л; тромбоциты – 175 х 10 9 /л; СОЭ – 10 мм/час.
Общий билирубин – 12,6 мкмоль/л; прямой – 0,6 мкмоль/л; непрямой – 12 мкмоль/л; осмотическая стойкость и эритроцитометрическая кривая в норме.
Сывороточное железо – 4,36 мкмоль/л.
Задания:
1. Сформулируйте клинический диагноз.
2. Какие данные анамнеза и клинические симптомы говорят в пользу этого диагноза?
3. Какие основные лабораторные показатели подтверждают указанный диагноз?
4. Укажите основные направления терапии.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Дифференциальный диагноз дефицитных анемий.
2. Современные методы терапии железодефицитных состояний.
3. Диетотерапия железодефицитных анемий.
4. Методы лечения белководефицитных анемий.
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. [Текст] [CD]:/М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009.(Серия «Национальные руководства»).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 514.