Практическое клиническое занятие № 12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: АФО и семиотика поражения системы крови.

Дефицитные, гемолитические анемии у детей.

 

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

Анемии являются часто встречающимися заболеваниями у детей, особенно в раннем возрасте. Даже легкие формы анемии оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребёнка, задерживают его развитие, отягощают течение других заболеваний.

Тяжелые постгеморрагические анемии, а также ряд наследственных и приобретенных гемолитических и гипопластических анемий представляют угрозу жизни ребёнка. Всё это свидетельствует о необходимости подробного ознакомления будущих врачей с факторами, предраспологающими к развитию анемии, методами лабораторной диагностики, профилактики и лечения анемии.

Цель: Научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с дефицитными и гемолитическими анемиями.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Этиологию анемии;
  • Классификацию анемии;
  • Клинику анемии;
  • Лабораторные методы диагностики;
  • Дифференциальную диагностику различных групп анемии;
  • Профилактику анемии;
  • Лечение анемии;
  • Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими анемию.

студент должен уметь:

  • Собрать анамнез;
  • Провести объективное обследование;
  • Интерпретировать лабораторные данные;
  • Поставить диагноз;
  • Назначить лечение по поводу анемии.

студент должен владеть:

  • Методикой расчета доз ферропрепаратов для перорального и парентарального введения.
  • Методикой коррекции питания ребенку с железодефицитной анемией.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

  1. Особенности кроветворения в различные периоды внутриутробного развития ребенка, у новорожденных и детей раннего возраста.
  2. Возрастные особенности гемограммы у детей.
  3. Определение понятия «анемия». Классификация анемий.
  4. Причины железодефицитных состояний у детей. Особенности обмена железа в детском организме.
  5. Патогенез железодефицитной анемии.
  6. Клинические проявления железодефицитных состояний у детей.
  7. Лабораторные критерии диагностики железодефицитных состояний.
  8. Лечение железодефицитных анемий. Профилактика железодефицитных анемий;
  9. Причины возникновения и клинические проявления витаминодефицитных анемий;
  10. Изменения в крови и костном мозге при витаминодефицитных анемиях;
  11. Лечение витаминодефицитных анемий;
  12. Причины возникновения, клиника и лечение белково-дефицитных анемий.
  13. Дифференциальный диагноз анемий.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1. Задание: ответить на тесты входного контроля;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 457-532).

2.Составьте схему метаболизма железа в детском организме.

3. Заполните таблицу:

Таблица 1

Дифференциально-диагностические критерии дефицита железа в организме

Показатель Норма Латентный дефицит железа Железодефицитная анемия
Гемоглобин г/л - до 6 лет - старше 6 лет      
Цветовой показатель      
МСН (пг)      
МСНС (%)      
Железо сыворотки (ммоль/л)      
ОЖСС (мкмоль/л)      
ЛЖСС (мкмоль/л)      
Ферритин сыворотки (мкг/л)      
Десфераловая проба (мг/сутки)      
% насыщения трансферина      

 

4. Провести курацию тематических больных и заполнить протокол курации.

5. Решить ситуационную задачу.

Ситуационные задачи.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1. На прием к педиатру обратилась мама с ребенком 1 года. Жалобы: вялость ребенка, плохой аппетит, плаксивость, выпадение волос, запоры, часто болеет ОРЗ, спит беспокойно. Из анамнеза: ребенок вскармливался с 1-го месяца жизни искусственно.

Объективно: кожные покровы бледные, сухие. Волосы тусклые. Язык обложен, мышечный тонус снижен. Аускультативно: функциональный систолический шум в области сердца.  

В анализе крови: гемоглобин 70 г/л, эритроциты 3,0 х 1012/л, цветной показатель 0,8, лейкоциты 8х109/л СОЭ 7 мм/час

Анализ мочи: без патологии.

Задания:

1. Оценить состояние ребенка.

2. Поставить диагноз.

3. Назначить полный объем обследования и лечения.

4. Дать маме рекомендации, советы.

Задача № 2. Девочка 3., 1 года, поступила в клинику с жалобами матери на быструю утомляемость ребенка, выпадение волос, снижение аппетита, бледность кожи. Из анамнеза известно, что при диспансеризации у ребенка выявлено снижение уровня гемоглобина до 76 г/л и цветового показателя до 0,53. Мать госпитализировала ребенка лишь в настоящее время, спустя 2 недели после рекомендации педиатра. Анамнез жизни: ребенок от первой, нормально протекавшей беременности и родов. Масса тела при рождении 3300 г, длина 51 см. С 2-недельного возраста ребенок находится на искусственном вскармливании смесью "Малютка" (мать - студентка дневного отделения университета). С 4-месячного возраста девочку отправили к бабушке в деревню, где она вскармливалась козьим молоком, соками, овощами с собственного огорода. Мясо практически не получала, так как отказывалась от еды, если в ее состав входило мясо (со слов бабушки). Часто ела землю. Врачами все это время не наблюдалась, ничем не болела, профилактические прививки не сделаны. При поступлении в стационар состояние ребенка расценено как тяжелое. Девочка вялая, почти безразлична к окружающему. Сознание ясное, на осмотр реагирует вяло. Кожа и видимые слизистые оболочки очень бледные с желтоватым оттенком. Ушные раковины на просвет желтовато-зеленоватой окраски. В углах рта "заеды". В легких пуэрильное дыхание с жестковатым оттенком. Тоны сердца приглушены, ритмичные, на верхушке и над областью крупных сосудов выслушивается систолический шум мягкого тембра. Живот мягкий, безболезненный при пальпации во всех отделах. Печень +3,0 см ниже реберного края. Селезенка пальпируется у края подреберья, мягко-эластической консистенции. Моча светлая, стул 1-2 раза в день. Зрение и слух не нарушены. Склеры светлые. Менингеальной, общемозговой и очаговой симптоматики не отмечается. Психофизическое развитие соответствует возрасту 9-10 мес. Масса тела ребенка 10 кг.

Общий анализ крови: Hb - 60 г/л, Эр - 2,6 x l012/л, Ц.п. - 0,63, Ретик. -2,9%, Лейк –7,2х109

Биохимический анализ крови: общий белок - 68 г/л, мочевина - 3,2 ммоль/л, билирубин общий - 22,5 мкмоль/л, калий - 4,3 ммоль/л, натрий - 138 ммоль/л, кальций ионизированный - 1,0 ммоль/л,фосфор -1,2 ммоль/л, железо сыворотки - 7,3 мкмоль/л, железосвязывающая способность сыворотки - 87,9 мкмоль/л, свободный гемоглобин - не определяется

Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, белок - нет, глюкоза - нет, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - немного.

Анализ кала на скрытую кровь (троекратно): отрицательно.

1. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.

2. Какие причины способствовали развитию заболевания у данного ребенка?

3. Назначте необходимое лечение ребенку.

4. Показано ли переливание эритровзвеси при данном заболевании и почему?

5. Особенности диетотерапии при данном заболевании.

Задача № 3. Мальчик Р., 1 года 2 месяцев, поступил в больницу с жалобами матери на снижение аппетита у ребенка, вялость, извращение вкуса (лижет стены, ест мел). Из анамнеза известно, что ребенок от первой беременности, протекавшей с анемией во второй половине (никаких противоанемических препаратов во время беременности мать не принимала). Роды срочные. Масса тела при рождении 3150 г, длина - 51 см, оценка по шкале Апгар 8/9 6аллов. На грудном вскармливании находился до 2 месяцев. Затем вскармливание смесью "Агу", с 5 месяцев введен прикорм - манная каша, творог, с 9 месяцев -  овощное пюре, с 11 месяцев - мясное пюре (ел плохо). Прививки сделаны по возрасту. Перед проведением прививок анализы крови и мочи не делали. В возрасте 1 года мальчик был отправлен в деревню, где питался, в основном, коровьим молоком, кашами, овощами и ягодами; от мясных продуктов отказывался. Там же впервые обратили внимание на извращение аппетита. По возвращении в город обратились к врачу. Было проведено исследование крови, где обнаружено снижение уровня гемоглобина до 87 г/л, и ребенок был госпитализирован. При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные  покровы бледные, чистые, волосы тусклые, ломкие. Мальчик капризный, достаточно активен. В легких пуэрильное дыхание, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца громкие, ритмичные, на верхушке выслушивается короткий систолический шум. Живот мягкий, безболезненный при пальпации во всех отделах. Печень выступает из-под реберного края на 2,5 см. Селезенка не пальпируется. Моча и стул обычной окраски. Менингеальной и очаговой симптоматики не выявляется. Говорит отдельные слова.

Общий анализ крови: Нb - 85 г/л, Эр - 3,1х1012/л, Ц. п. - 0,71, Ретик. -1,9%, Лейк - 7,2х109 /л, п/я - 2%, с - 20%, э - 4%, л - 64%, м - 10%, СОЭ -6 мм/час. Анизоцитоз+++, микроцитоз.

Общий анализ мочи: цвет - светло-желтый, удельный вес - 1010, белок - нет, глюкоза - нет, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в п/з, эритроциты - нет, цилиндры - нет, слизь - немного.

Биохимический анализ крови: общий белок - 68 г/л, мочевина - 3,2 ммоль/л, билирубин общий - 22,5 мкмоль/л, калий - 4,3 ммоль/л, натрий -138 ммоль/л, кальций ионизированный - 1,0 ммоль/л, фосфор - 1,2 ммоль/л, железо сыворотки - 7,3 мкмоль/л, железосвязывающая способность сыворотки - 87,9 мкмоль/л, свободный гемоглобин - не определяется. 

Анализ кала на скрытую кровь (троекратно): отрицательно.

Задания:

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Причины, способствующие развитию заболевания у данного ребенка.

3. Назначьте необходимое лечение ребенку.

4. Каким препаратам в настоящее время отдаётся предпочтение при терапии подобных состояний?

Задача № 4. Ребенок И., 8 мес., поступил в клинику с жалобами матери на бледность кожных покровов, снижение аппетита, вялость. Болен ребенок с 5 мес., когда впервые мать отметила бледность кожных покровов при удовлетворительном общем его самочувствие. Ухудшение в состоянии наступило 2 недели назад. Наросла бледность, ребенок стал вялым, неохотно ел. При исследовании крови была выявлена анемия, для уточнения диагноза ребенок госпитализирован.

 Из анамнеза жизни установлено: родился доношенным, масса тела 3200. В связи с гипогалактией с 2-х мес. Был переведен на смешанное вскармливание, а с 3-х – на искусственное, в дальнейшем вскармливался нерационально, преимущественно молоком и кашей. Сидеть начал с 8 мес.

Объективно: общее состояние средней тяжести. Вял, периодически беспокоен, бледен, кожа сухая, волосы тонкие, редкие. Подкожно-жировая клетчатка развита достаточно, тургор несколько снижен. Масса тела 8 кг. 600 гр., длина – 70 см. Большой родничок 2 х 2 см. Над легкими перкуторный легочный звук, дыхание пуэрильное. Тоны сердца приглушены, на верхушке и в V точке систолический шум, умеренная тахикардия.

Живот мягкий, увеличен в размерах, печень на 2 см, селезенка на 1 см. ниже реберного края. Стул и мочеиспускание в норме. Со стороны ЦНС органической патологии на выявлено.

Анализ крови: Эр – 2,05 х 1012/л;Hb – 58 г/л; ЦП – 0,6; ретик – 0,008 г/л; тромбоциты – 175 х 10 9 /л; СОЭ – 10 мм/час.

Общий билирубин – 12,6 мкмоль/л; прямой – 0,6 мкмоль/л; непрямой – 12 мкмоль/л; осмотическая стойкость и эритроцитометрическая кривая в норме.

Сывороточное железо – 4,36 мкмоль/л.

Задания:

1. Сформулируйте клинический диагноз.

2. Какие данные анамнеза и клинические симптомы говорят в пользу этого диагноза?

3. Какие основные лабораторные показатели подтверждают указанный диагноз?

4. Укажите основные направления терапии.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

    1. Дифференциальный диагноз дефицитных анемий.

2. Современные методы терапии железодефицитных состояний.

3. Диетотерапия железодефицитных анемий.

4. Методы лечения белководефицитных анемий.

Основная литература:

  1. Детские болезни + CD: учебник /Под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 1008 с.
  2. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-464 с.
  3. Педиатрия: учебник/Под ред.Н.А.Геппе.-М.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-432 с.
  4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Сборник тестовых заданий для студентов лечебного факультета - Учебное пособие в 2-х частях, ч.1.-Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014-121 с.
  5. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни - Учебное пособие - Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

1. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. [Текст] [CD]:/М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009.(Серия «Национальные руководства»).

  1. Доскин В.А., Макарова З.С. Дифференциальная диагностика детских болезней. – М.: ООО «Медицина информационное агентство», 2011. – 600 с.
  2. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача).


Дата: 2018-12-28, просмотров: 514.