РАЗДЕЛ 3. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое клиническое занятие № 15

Тема: АФО и семиотика поражения органов дыхания у детей.

Заболевания верхних дыхательных путей. ОРВИ. Острые бронхиты.

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Цель: научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с ОРВИ и острым бронхитом.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей;
  • Семиотика поражения органов дыхания у детей;
  • Этиология бронхитов у детей, классификация, клиника, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.

студент должен уметь:

  • Собирать анамнез;
  • Проводить обследование больного;
  • Проводить оценку результатов лабораторного и инструментального обследования;
  • Провести оценку выявленных патологических изменений и сформулировать предварительный диагноз;
  • Обосновать этиологическую, патогенетическую и посиндромную терапию.

студент должен владеть:

· Методикой проведения дренажа грудной клетки, стимуляции кашлевого рефлекса при его снижении;

· Методикой ингаляционной терапии у детей через небулайзер, или в виде дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ) со спейсером с соответствующей лицевой маской или мундштуком;

· Методикой проведения дыхательной гимнастики (элементов) в периоде реконвалесценции острого бронхита.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

  1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей;
  2. Семиотика поражения органов дыхания у детей;
  3. Этиология бронхитов, роль инфекционных, физических и химических факторов в развитии бронхитов.
  4. Острые бронхиты: острый (простой) бронхит, острый бронхиолит, рецидивирующий бронхит, обструктивный бронхит. Патогенез, особенности клинической картины.
  5. Хронический бронхит, облитерирующий бронхиолит.
  6. Диагностика, дифференциальный диагноз.
  7. Показания к бронхологическому обследованию.
  8. Лечение бронхитов: показания к антибактериальной терапии, муколитическая терапия, физиотерапия, массаж, ЛФК.

9. Исходы бронхитов у детей. Прогноз. Мероприятия по профилактике бронхитов у детей.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 709-774).

2.Заполните таблицу:

Таблица 1

Дифференциальная диагностика бронхитов

Острые бронхиты Клиническая картина Течение
Простой бронхит    
Острый бронхиолит    
Рецидивирующий бронхит    
Обструктивный бронхит    

3. Провести курацию тематических пациентов и заполнить протокол курации.

4. Решить ситуационную задачу.

Ситуационные задачи:

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1. Вы – врач, пришли на вызов к мальчику 3-х лет. Со слов мамы, ребенок болен 3-й день. Сначала был насморк, кашель, а сегодня повысилась температура до 38,2º С, стал плохо кушать, кашель усилился и носит характер сухого, болезненного.

При осмотре: в зеве – умеренная гиперемия, налетов нет. В легких на фоне жесткого дыхания спереди и в задненижних отделах выслушиваются сухие свистящие хрипы. Частота дыхания – 22 раза в 1 минуту, пульс – 110 уд.в 1 мин.

Задание.

1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.

2. Ваша тактика?

3. Назначьте лечение.

4. Продемонстрируйте технику постановки горчичников на грудную клетку на кукле-фантоме.

Задача № 2. Вызов врача к мальчику, 1 год 3 мес. Болен 3-й день. Со слов мамы отмечалось повышение температуры до 37,5º С, обильные слизистые выделения из носа. Был капризен, плохо кушал. Со вчерашнего вечера появился кашель. Сегодня во время осмотра температура 37,4º С, малыша беспокоит влажный, но малопродуктивный кашель.

Дыхание шумное, свистящее, выдох удлинен. Отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторно – над легкими коробочный звук, при аускультации – дыхание жесткое, выслушиваются свистящие сухие и разнокалиберные влажные хрипы. Частота дыхания 35 в 1 мин., пульс 120 уд. в 1 мин. Со стороны других внутренних органов и систем – без особенностей.

Задание.

1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.

2. Какова должна быть тактика врача в подобном случае.

3. Какую помощь Вы окажете ребенку на догоспитальном этапе.

4. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на кукле-фантоме.

Задача № 3. Ребенок 7 лет заболел после переохлаждения остро, отмечался подъ­ем температуры до 39.0°С., появился сухой болезненный кашель, головная боль.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на всем протяжении, первых преждевременных родов. В периоде новорож­денности - синдром дыхательных расстройств. Находился на искусствен­ном вскармливании с рождения. На первом году жизни трижды перенес ОРВИ. В последующие годы ребенок часто болел ОРВИ (4-5 раз в год), перенес лакунарную ангину, ветряную оспу, краснуху. Страдает полива­лентной (пищевой, лекарственной) аллергией. Привит по возрасту, реакций на прививки не было.

При осмотре на дому: состояние тяжелое, жалобы на головную боль, сухой кашель. Кожные покровы бледные, с "мраморным" рисунком. Сли­зистые чистые, суховатые. Зев гиперемирован. Дыхание кряхтящее. ЧД -32 в 1 минуту. Грудная клетка: правая половина отстает в дыхании. Перкуторно: справа, ниже лопатки, определяется область притупления пер­куторного звука. Аускультативно: дыхание жесткое, над областью притуп­ления ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, шумов нет, ЧСС 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется.

Общий анализ крови: НЬ - 115 г/л, Лейк - 18,6х109/л, п/я - 10%. с -57%, э -1%, л - 23%, м - 9%, СОЭ - 28 мм/час.

Рентгенография органов грудной клетки: отмечается интенсивное затемнение в области VIII и IX сегментов правого легкого.

1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.

2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?

4. Назовите основные звенья патогенеза заболевания, развившегося у ребенка.

5. Какие предшествующие заболевания способствовали развитию данной формы заболевания?

6. Проведите дифференциальный диагноз.

7. Назначьте лечение.

8. Какие могут быть осложнения данного заболевания?

9. Можно ли лечить ребенка в амбулаторных условиях?

10. Как долго необходимо наблюдать ребенка в поликлинике после выздоровления?

11. Какие виды физиотерапии показаны в различные периоды забо­левания?

12. Каков прогноз?

Темы рефератов для самостоятельной работы:

1. Рецидивирующий обструктивный бронхит у детей: клиника, диагностика, лечение.

Основная литература:

  1. Детские болезни + CD: учебник /под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 1008 с.
  2. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-464 с.
  3. Педиатрия: учебник/Под ред.Н.А.Геппе.-М.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-432 с.
  4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Сборник тестовых заданий для студентов лечебного факультета - Учебное пособие в 2-х частях, ч.1.-Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014-121 с.
  5. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни - Учебное пособие -Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

1. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей. М.: Российское респираторное общество, 2009. 18 с.

  1. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача).

3. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острым бронхитом - М.:Министерство здравоохранения Российской Федерации Союз педиатров России, Российское общество скорой медицинской помощи, 2015 -12с.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.