Практическое клиническое занятие № 15
Тема: АФО и семиотика поражения органов дыхания у детей.
Заболевания верхних дыхательных путей. ОРВИ. Острые бронхиты.
Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Цель: научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с ОРВИ и острым бронхитом.
Задачи: после прохождения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
· Методикой проведения дренажа грудной клетки, стимуляции кашлевого рефлекса при его снижении;
· Методикой ингаляционной терапии у детей через небулайзер, или в виде дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ) со спейсером с соответствующей лицевой маской или мундштуком;
· Методикой проведения дыхательной гимнастики (элементов) в периоде реконвалесценции острого бронхита.
Продолжительность занятия: 4 часа
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ
Вопросы для подготовки:
9. Исходы бронхитов у детей. Прогноз. Мероприятия по профилактике бронхитов у детей.
На занятии студенту необходимо выполнить:
1.Задание: ответить на тесты входного контроля;
См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 709-774).
2.Заполните таблицу:
Таблица 1
Дифференциальная диагностика бронхитов
Острые бронхиты | Клиническая картина | Течение |
Простой бронхит | ||
Острый бронхиолит | ||
Рецидивирующий бронхит | ||
Обструктивный бронхит |
3. Провести курацию тематических пациентов и заполнить протокол курации.
4. Решить ситуационную задачу.
Ситуационные задачи:
Методические указания к выполнению задания:
Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Задача № 1. Вы – врач, пришли на вызов к мальчику 3-х лет. Со слов мамы, ребенок болен 3-й день. Сначала был насморк, кашель, а сегодня повысилась температура до 38,2º С, стал плохо кушать, кашель усилился и носит характер сухого, болезненного.
При осмотре: в зеве – умеренная гиперемия, налетов нет. В легких на фоне жесткого дыхания спереди и в задненижних отделах выслушиваются сухие свистящие хрипы. Частота дыхания – 22 раза в 1 минуту, пульс – 110 уд.в 1 мин.
Задание.
1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.
2. Ваша тактика?
3. Назначьте лечение.
4. Продемонстрируйте технику постановки горчичников на грудную клетку на кукле-фантоме.
Задача № 2. Вызов врача к мальчику, 1 год 3 мес. Болен 3-й день. Со слов мамы отмечалось повышение температуры до 37,5º С, обильные слизистые выделения из носа. Был капризен, плохо кушал. Со вчерашнего вечера появился кашель. Сегодня во время осмотра температура 37,4º С, малыша беспокоит влажный, но малопродуктивный кашель.
Дыхание шумное, свистящее, выдох удлинен. Отмечается раздувание крыльев носа и втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторно – над легкими коробочный звук, при аускультации – дыхание жесткое, выслушиваются свистящие сухие и разнокалиберные влажные хрипы. Частота дыхания 35 в 1 мин., пульс 120 уд. в 1 мин. Со стороны других внутренних органов и систем – без особенностей.
Задание.
1. Сформулируйте предположительный диагноз. Обоснуйте ответ.
2. Какова должна быть тактика врача в подобном случае.
3. Какую помощь Вы окажете ребенку на догоспитальном этапе.
4. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на кукле-фантоме.
Задача № 3. Ребенок 7 лет заболел после переохлаждения остро, отмечался подъем температуры до 39.0°С., появился сухой болезненный кашель, головная боль.
Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на всем протяжении, первых преждевременных родов. В периоде новорожденности - синдром дыхательных расстройств. Находился на искусственном вскармливании с рождения. На первом году жизни трижды перенес ОРВИ. В последующие годы ребенок часто болел ОРВИ (4-5 раз в год), перенес лакунарную ангину, ветряную оспу, краснуху. Страдает поливалентной (пищевой, лекарственной) аллергией. Привит по возрасту, реакций на прививки не было.
При осмотре на дому: состояние тяжелое, жалобы на головную боль, сухой кашель. Кожные покровы бледные, с "мраморным" рисунком. Слизистые чистые, суховатые. Зев гиперемирован. Дыхание кряхтящее. ЧД -32 в 1 минуту. Грудная клетка: правая половина отстает в дыхании. Перкуторно: справа, ниже лопатки, определяется область притупления перкуторного звука. Аускультативно: дыхание жесткое, над областью притупления ослабленное, хрипов нет. Тоны сердца громкие, шумов нет, ЧСС 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги, селезенка не пальпируется.
Общий анализ крови: НЬ - 115 г/л, Лейк - 18,6х109/л, п/я - 10%. с -57%, э -1%, л - 23%, м - 9%, СОЭ - 28 мм/час.
Рентгенография органов грудной клетки: отмечается интенсивное затемнение в области VIII и IX сегментов правого легкого.
1. Поставьте диагноз и обоснуйте его.
2. Какие дополнительные обследования необходимо провести?
3. Какие изменения в биохимическом анализе крови Вы ожидаете?
4. Назовите основные звенья патогенеза заболевания, развившегося у ребенка.
5. Какие предшествующие заболевания способствовали развитию данной формы заболевания?
6. Проведите дифференциальный диагноз.
7. Назначьте лечение.
8. Какие могут быть осложнения данного заболевания?
9. Можно ли лечить ребенка в амбулаторных условиях?
10. Как долго необходимо наблюдать ребенка в поликлинике после выздоровления?
11. Какие виды физиотерапии показаны в различные периоды заболевания?
12. Каков прогноз?
Темы рефератов для самостоятельной работы:
1. Рецидивирующий обструктивный бронхит у детей: клиника, диагностика, лечение.
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей. М.: Российское респираторное общество, 2009. 18 с.
3. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острым бронхитом - М.:Министерство здравоохранения Российской Федерации Союз педиатров России, Российское общество скорой медицинской помощи, 2015 -12с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 394.