Практическое клиническое занятие № 11
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: АФО и семиотика поражения костно-мышечной системы.

Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д.

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

Рахит - заболевание детей раннего возраста. Его роль в патологии детского возраста велика. А настоящее время тяжелые формы рахита встречаются редко, однако, распространенность этого заболевания в легкой форме еще велика. Но даже легкие формы рахита отражаются на развитии ребёнка: нарушается обмен веществ, понижается сопротивляемость организма, это приводит к тому, что дети страдающие рахитом, чаще болеют, особенно бронхитами, пневмониями, желудочно-кишечными расстройствами. У тих детей заболевания, как правило, принимает затяжное течение, значительно чаще сопровождается теми или иными осложнениями. Поэтому понятна необходимость знания врачом факторов, предрасполагающих к развитию рахита, его клинических симптомов, методов лечения и профилактики.

Цель: Научиться проводить диагностику, дифференциальную диагностику и определять тактику лечения детей с поражениями костно-мышечной системы.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

· АФО костно-мышечной системы.

· Семиотика поражения костно-мышечной системы.

· Рахит: определение понятия, классификация.

· Этиология и факторы риска развития рахита.

· Клиническая синдромология, диагностика и дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями.

· Принципы лечения и профилактики рахита.

· Спазмофилия: определение понятия, причины и механизмы развития.

· Клиническая картина основных форм спазмофилии.

· Диагностика, лечение и профилактика спазмофилии.

· Неотложная помощь, лечение и профилактика.

  • Гипервитаминоз D: причины развития, клинические проявления, диагностика.
  • Осложнения, лечение и исходы гипервитаминоза D.

студент должен уметь:

  • Собрать анамнез, обратив внимание на дефекты ухода, вскармливания, перенесенные заболевания, жилищно-бытовые условия и другие факторы;
  • Провести обследование ребёнка по всем системам, обращая особое внимание на изменения, имеющие место при рахите со стороны костной, мышечной, кроветворной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем;
  • Поставить диагноз согласно всем разделам классификации рахита;
  • Интерпретировать данные рентгенологического и лабораторного исследования;
  • Назначить питание ребёнку с рахитом;
  • Дать рекомендации матери по профилактике рахита у ребёнка;
  • Нзначить лечение ребёнку, страдающим рахитом.

студент должен владеть:

  • Методикой коррекции питания ребенка с рахитом и спазмофилией.
  • Методикой расчета профилактических и лечебных доз препаратов витамина D.
  • Оказанием неотложной помощи при судорожном приступе у ребенка со спазмофилией.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

1. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена в детском возрасте.Физиологическая роль витамина D и его метаболизм в организме.

2. АФО костно-мышечной системы. Особенности обследования костно-мышечной системы у детей и семиотика ее поражений.

3. Рахит: определение понятия, классификация. Этиология и факторы, предрасполагающие к развитию рахита.

4. Патогенез рахита.

5. Основные клинические проявления заболевания. Симптомы рахита в период разгара, реконвалесценции, остаточных явлений.

6. Клиническая синдромология, диагностика и дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Рентгенологические и лабораторные изменения, характерные для рахита.

7.  Лечение рахита. Диета ребенка с рахитом.

8. Основные методы профилактики рахита. Диспансеризация детей, страдающих рахитом

9. Спазмофилия: определение понятия, причины и механизмы развития.

10. Клиническая картина основных форм спазмофилии.

11. Диагностика, лечение и профилактика спазмофилии. Неотложная помощь при приступах.  

  1. Гипервитаминоз D: причины развития, клинические проявления, лечение и исходы гипервитаминоза D.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 606-662).

2. Составьте схему нейроэндокринной регуляции фосфорно-кальциевого обмена;

3. Составьте схему патогенеза гипервитаминоза D;

4. Решите ситуационную задачу.

Ситуационные задачи.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1. Ребенок 6,5 месяцев, родился с массой тела 3200 г. На грудном вскармливании до 2 месяцев, затем переведен на кормление разведенным коровьим молоком. С 4 мес. получает манную кашу. В возрасте 2 месяца появилась потливость, беспокойный сон, пугливость, раздражитель­ность.

Объективно: масса тела 7800 г, длина 63 см. Тургор тканей и мышеч­ной тонус снижены. Голова увеличена в размере. Затылок уплощен. Большой родничок 3x3 см. Выражены лобные бугры. Грудная клетка уплощена, нижняя апертура развернута, выражена гаррисонова борозда, пальпируются "четки". Границы сердца: правая - по пра­вой парастернальной линии, левая - на 1 см кнаружи от левой срсднс-ключичной линии. ЧСС - 130 уд/мин. Тоны сердца ясные, чистые. В лег­ких дыхание пуэрильнос, хрипов нет. Живот распластан, мягкий, отмеча­ется расхождение прямых мышц живота. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см, селезенка не пальпируется. Стул со склонностью к запорам. Ребенок самостоятельно не переворачивается, не сидит, двигательная актив­ность его снижена.

Общий анализ крови: Нb - 118 г/л, Эр - 4,3х1012/л, Лейк - 6,4х109/л, п/я - 3%, с - 23%, э - 4%, л - 60%, м - 10%, СОЭ - 6 мм/час.

Общий анализ мочи: эпителия - нет, слизи - нет, лейкоциты - 2-3 с п/з, эритроциты - нет.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Причина развития заболевания.

3. Какие изменения в биохимическом анализе крови должны быть у ребенка?

4. Какие изменения в биохимическом анализе мочи следует ожидать у ребенка?

5. Какие рентгенологические изменения в трубчатых костях должны быть у ребенка?

6. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

7. Назначьте специфическую терапию.

8. Какие вспомогательные терапевтические средства можно назна­чить больному?

Задача № 2. Мальчику 8 месяцев. Жалобы на вялость ребенка, снижение аппетита, неустойчивый стул. Ребенок от 5 беременности, протекавшей благоприятно, срочных 2 родов (масса – 3700 г, длина-50 см). Период новорожденности без особенностей. Вскармливание грудью до 2 мес., с 3 мес. введена манная каша без совета врача, использовались неадаптированные смеси. Ребенок витамин Д не принимал, соки получал редко. Прогулки были не ежедневно. Прибавка в массе была неравномерной. Перенес 2 раза ОРЗ. Материально-бытовые условия удовлетворительные. Объективно: общее состояние удовлетворительное, но ребенок вялый, бледный, потлив. Сидит с опорой на руки, спина круглая. Мышечный тонус диффузно снижен. Голова имеет квадратную форму, с выступающими лобными и затылочными буграми. Большой родничок 2,5х3,0 см, края податливые. Затылок уплощен, облысевший. Зубов нет. Грудная клетка сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах небольшие "четки", на руках выраженные "браслетеки". Имеется кифоз в поясничном отделе позвоночника, который исчезает при положении ребенка на животе. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны органов дыхания и сердца не выявили. Печень выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Селезенка не увеличена. Стул неустойчивый, мочеиспускание не нарушено.

Анализ крови: Нb -102 г/л, Er-3,98х1012/л, Л-4х109/л, СОЭ - 5 мм /час. Анализ мочи без особенностей.

Биохимические данные: фосфор в сыворотке 0:034 г/л, кальций 0,09 г/л.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и правилах транспортировки по назначению

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.

Задача № 3. Ребенок в возрасте 11 месяцев, со слов матери, нездоров: с вечера появилось необычное напряженное положение рук, ребенок вскрикивал, синел.

Объективно: клинические проявления рахита: «четки», деформация черепа.

Задания.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Назначьте план обследования.

3. Проведите дифференциальную диагностику.

4. Назначьте лечение.

Задача № 3. Ребенок 10 месяцев, поступил в тяжелом состоянии с резкой слабостью, выраженной мышечной гипотонией. Ребенок от первой беременности, протекавшей с нефропатией, первых срочных родов. Первые 7 мес. беременности мать проживала на Севере, питалась в основном консервами.

Ребенок до 2 мес. кормился грудью матери, с 2 мес. - питание искусственное, адаптированными смесями, с 3 мес. - в основном кашами. Ребенок часто (каждые 2 мес.) болел ОРВИ, редко бывал на свежем воздухе. Заболевание началось с 1,5 мес., когда появились беспокойство, потливость, мышечная

гипотония. Ребенок отстает в психомоторном развитии, 2 недели назад

переболел ОРВИ. При осмотре: температура тела 36,7°С. Ребенок не сидит, не стоит. Масса тела 8200 г, длина 71 см. Кожа сухая, бледная, слизистые рта бледные. Зубы - 0/2, обломаны на уровне шеек, с дефектами эмали. Голова с резко выраженными лобными и затылочными буграми, "олимпийский лоб". Грудная клетка деформирована - "куриная грудь". При попытке посадить ребенка видна деформация позвоночника (кифоз). Ноги: Х-образное искривление. Правая нога короче левой на 1-1,5 см. Нижняя апертура грудной клетки развернута. Живот распластан. Аускультативно: на фоне жесткого дыхания -  сухие свистящие хрипы. ЧД - 36 в 1 минуту. Границы сердца не расширены. Аускультативно: дующий систолический шум на верхушке и в V точке. ЧСС -136 уд/мин. Печень + 4 см из-под реберного края. Селезенка - +2 см из подреберья. Стул через день, "овечий". Нервно-психическое развитие: ребенок безучастен, не проявляет интереса к окружающим, игрушкам. Предречевое развитие задержано.

Общий анализ крови: Нb - 100 г/л, Эр – 3,5х1012/л, Лейк. - 7,5х109, п/я - 2%, с - 31%, э - 1%, л - 63%, м - 3%, СОЭ - 10 мм/час.

Общий анализ мочи: количество - 40 мл, относительная плотность - 1012, лейкоциты - 2-3 в п/з, эритроциты - нет.

Биохимический анализ крови: общий белок - 65,0 г/л, холестерин 4,6 ммоль/л, глюкоза - 4,3 ммоль/л, кальций - 2,0 ммоль/л, фосфор 1,1 ммоль/л, ЩФ - 950 Ед/л.

Рентгенограмма трубчатых костей: выраженный остеопороз, размытость и нечеткость зон предварительного обызвествления.

Задания:

  1. Поставьте диагноз.
  2. Что способствовало развитию заболевания у этого ребенка?
  3. Ваши представления о патогенезе заболевания.
  4. Проведите дифференциальную диагностику.
  5. Назначьте лечение?

Задача № 5. Ребенок одного года получает витамин D витаминными толчками. Вчера появилась рвота. Ночью плохо спал. Утром отмечались кратковременные судороги. Мама обратилась к врачу.

Задания:

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Назначьте план обследования.

3. Проведите дифференциальную диагностику.

4. Назначьте лечение.

Задача № 6. Володя Б. 10 мес., его мать обратилась в поликлинику с жалобами на то, что ребенок «заходится» при плаче, синеет. Первый вдох после этого шумный, по типу «лягушиного крика». Ребенок от первой беременности, масса тела при рождении 3200. Беременность и роды протекали нормально, закричал сразу, к груди приложен в первые сутки. С трехнедельного возраста находится на искусственном вскармливании. Получает цельное молоко, манную кашу, творог. Сидеть начал в 8 мес., первые зубы прорезались в 8,5 мес. ребенок мало бывает на свежем воздухе. Специфическая профилактика рахита не проводилась. В 3-х месячном возрасте у ребенка диагностирован рахит, лечение не проводилось. При осмотре состояние – удовлетворительное, активен. Сознание ясное, реакция на окружающее адекватная. Психомоторное развитие соответствует возрасту. Масса тела 9600, длина – 73 см. отчетливо выступают лобные и теменные бугры, затылок уплощен, выражены рахитические четки, нижняя апертура грудной клетки развернута. Большой родничок 1 х 1 см. Зубов 2/2. Живот мягкий, несколько увеличен в объеме. Печень выступает из-под реберной дуги на 2,5 см., селезенка не увеличена.

Исследование периферической крови: Эр – 3,8 х 10 12/л, Нв – 130 г/л, лейк. - 10 – 10 9/л, Э – 2%, С – 44%, Л– 50%, М – 4%, СОЭ – 6 мм/час.

Содержание кальция в сыворотке крови – 2 ммоль/л, фосфора – 2,1 ммоль/л, магния – 0,72 ммоль/л, натрия 136 ммоль/л, калия – 4,3 ммоль/л, хлора – 100 ммоль/л, активность щелочной фосфатазы – 3,5 ммоль/л, щелочной резерв крови – 125 ммоль/л.

Задания:

1. Сформулируйте клинический диагноз.

2. Перечислите основные клинические симптомы, подтверждающий установленный Вами диагноз.

3. Назовите лабораторные показатели, подтверждающие диагноз.

4. Перечислите основные лечебные мероприятия.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями.

2. Сущность патологических изменений при рахите.

3. Основные принципы лечения рахита.

Основная литература:

  1. Детские болезни + CD: учебник /Под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 1008 с.
  2. Педиатрия: учебник/Под ред.Н.А.Геппе.-М.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-432 с.
  3. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник.-ГЭОТАР-Медиа,2009.-464 с.
  4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни - Учебное пособие -Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.
  5. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Сборник тестовых заданий для студентов лечебного факультета - Учебное пособие в 2-х частях, ч.1.-Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014-121 с.

Дополнительная литература:

  1. Доскин В.А., Макарова З.С. Дифференциальная диагностика детских болезней. – М.: ООО «Медицина информационное агентство», 2011. – 600 с.
  2. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации // Профилактическая педиатрия.- 2010.-№ 2.
  3. Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации / Союз педиатров России [и др.]. — М.: ПедиатрЪ, 2015. — 36 с.
  4. Педиатрия. Полная электронная версия Национального руководства по педиатрии в 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - (Консультант врача).

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 537.