Тема: АФО недоношенных новорожденных. Недоношенность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Цель: Научиться определять признаки и степень зрелости недоношенного новорожденного.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Анатомо - физиологические особенности недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста.
  • Понятие о недоношенности, незрелости. Причины невынашивания.
  • Степени недоношенности (по сроку гестации и массе).
  • Критерии недоношенности и степени зрелости.
  • Режим выхаживания недоношенных детей. Принципы кувезного содержания.
  • Вскармливание недоношенных новорожденных.

студент должен уметь:

  • Собирать целенаправленно анамнез с учетом причин невынашивания;
  • Определять признаки и степень зрелости недоношенного ребенка;
  • Определить метод вскармливания и провести расчет питания недоношенному ребенку;
  • Сроки прикладывания к груди недоношенного ребенка;
  • Особенности введения прикорма недоношенному ребенку;
  • Составить план выхаживания и обследования недоношенного новорожденного при различных патологических состояниях;
  • Критерии оценки правильности выхаживания недоношенного ребенка;
  • Назначить план реабилитации и диспансерного наблюдения за недоношенным ребенком на педиатрическом участке.

студент должен владеть:

  • Методами определения срока гестации и степени зрелости недоношенного новорожденного;
  • Методикой сбора анамнеза и объективного обследования недоношенного новорожденного;
  • Методами выхаживания недоношенного новорожденного;
  • Методикой вскармливания недоношенного новорожденного.

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, отделение анестезиологии и реанимации новорожденных ОКБ, отделение патологии новорожденных ОКБ.

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о недоношенности. Признаки недоношенности.
  2. Причины невынашивания;
  3. Критерии недоношенности и степени зрелости.
  4. Анатомо - физиологические особенности недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста.
  5. Факторы, способствующие повышенной заболеваемости и летальности недоношенных детей.
  6. Режим выхаживания недоношенных новорожденных.
  7. Принципы кувезного содержания.
  8. Особенности ухода и адаптации глубоконезрелых недоношенных.
  9. Этапность выхаживания недоношенных детей.
  10. Вскармливание недоношенных новорожденных.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1. Задание: ответить на тесты входного контроля;  

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 208-234).

2. Провести курацию больных по схеме:

-собрать анамнез с учетом причин невынашивания;

-провести расчет питания недоношенному ребенку;

-описать используемые смеси для недоношенных детей;

3. Решить ситуационную задачу.

Ситуационные задачи.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1. Мальчик О., 8 дней, поступил в отделение патологии новорожденных из родильного дома с диагнозом: перинатальное поражение центральной нервной системы, гнойный омфалит, недоношенность. Из анамнеза известно, что ребенок от третьей беременности, протекавшей с нефропатией в третьем триместре, кольпитом. Первая беременность закончилась срочными родами, вторая - самопроизвольным выкидышем. Роды II, преждевременные на 36-37-й неделе гестации путем кесарева сечения по поводу первичной слабости родовой деятельности, безводный промежуток составил 11 часов. Масса тела при рождении - 2550 г, длина тела - 46 см. Оценка по шкале Апгар 6/7 баллов. К груди приложен на 4-й день, сосал вяло. Первоначальная потеря массы тела составила 260 г, далее весовая кривая была плоской. Пуповинный остаток обработан хирургически на 2-й день, пупочная ранка мокла, на 7-й день появилось гнойное отделяемое, и ребенок был переведен в стационар. При поступлении: состояние крайней тяжести, крик пронзительный. Выражение лица - страдальческое. Двигательная активность снижена. Не сосет. Тепло удерживает плохо, температура тела - 35,9°С. Имеются признаки недоношенности. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком, акроцианоз, периоральный цианоз. Края пупочной ранки отечные, умеренно гиперемированы, из ранки - скудное гнойное отделяемое. Подкожно-жировой слой развит слабо. На ногах и передней брюшной стенке - явления склеремы. Периодически отмечается апноэ. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры, частота дыханий 64 в минуту. Перкуторно над легкими определяется легочный звук с коробочным оттенком. Аускультативно дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, Ps - 176 в 1 минуту. Живот умеренно вздут. Печень выступает из-под реберного края на 3 см, плотная, селезенка - на 1 см, плотно-эластической консистенции. Стул непереваренный с примесью слизи. Мочится редко. В неврологическом статусе - арефлексия, клонические судороги, голову запрокидывает, ригидность затылочных мышц. Большой родничок -2,5x2,5 см, напряжен.

Дополнительные данные исследования к задаче:

Общий анализ крови: НЬ - 140 г/л, Эр - 4,1х1012/л, Ц.п. - 0,9, тромб - 120,0х109/л, Лейк - 5,1х109/л, миелоциты - 4%, метамиелоциты - 18%, п/я - 21%, с - 20%, л - 18%, м - 19%, СОЭ - 6 мм/час.

Исследование спинномозговой жидкости: прозрачность - мутная, белок - 990 г/л, реакция Панди — ++++, цитоз - 5960 в 3 мкл: нейтрофилы - 82%, лимфоциты - 18%.

Задание

1. Ваш предварительный диагноз.

2. Дополнительное обследование для уточнения диагноза.

3. Факторы, способствующие развитию данной патологии у новорожденного.

4. Изложите классификацию, используемую при постановке данного диагноза.

5. Особенности течения данного заболевания у недоношенных детей и у этого ребенка.

6. Назовите показания к спинномозговой пункции у этого ребенка.

7. Назначьте лечение данному больному.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

1. АФО недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста.

2. Этапы выхаживания недоношенных детей.

 

Основная литература

  1. Детские болезни [Электронный ресурс]. Учебник / Под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411162.html
  2. Пропедевтика детских болезней: учеб.+ CD. / под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.: ил.http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970423936.html
  3. Педиатрия: учебник/ под ред. Геппе Н.А., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410592.html
  4. Детские болезни: учебник / Под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР -   Медиа, 2009. - 1008 с.: ил.
  5. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для вузов. В 2 т. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - (Серия «Учебник для вузов»)

Дополнительная литература:

  1. Грудное вскармливание [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Углева, А.Н. Дурыгин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2406.html
  2. Педиатрия: сборник тестовых заданий по педиатрии для студентов лечебного факультета. Авторы Т.Н. Углева, Н.В. Трегуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2405.html
  3. Неонатология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.Н. Володин, В.Н. Чернышов, Д.Н. Дегтярев и др. / под ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышова, Д.Н. Дегтярева. - М.: Академия, 2005. - 448 с.
  4. Володин Н.Н. (ред.) Неонатология. Национальное руководство. Издательство: ГЭОТАР - Медиа. Год издания: 2014. 749 с. ISBN: 978-5-9704-0567-3 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410189.html

Практическое клиническое занятие № 7


Дата: 2018-12-28, просмотров: 442.