Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Цель: Научиться определять признаки и степень зрелости недоношенного новорожденного.
Задачи: после прохождения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, отделение анестезиологии и реанимации новорожденных ОКБ, отделение патологии новорожденных ОКБ.
Продолжительность занятия: 4 часа
Вопросы для подготовки:
На занятии студенту необходимо выполнить:
1. Задание: ответить на тесты входного контроля;
См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 208-234).
2. Провести курацию больных по схеме:
-собрать анамнез с учетом причин невынашивания;
-провести расчет питания недоношенному ребенку;
-описать используемые смеси для недоношенных детей;
3. Решить ситуационную задачу.
Ситуационные задачи.
Методические указания к выполнению задания:
Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Задача № 1. Мальчик О., 8 дней, поступил в отделение патологии новорожденных из родильного дома с диагнозом: перинатальное поражение центральной нервной системы, гнойный омфалит, недоношенность. Из анамнеза известно, что ребенок от третьей беременности, протекавшей с нефропатией в третьем триместре, кольпитом. Первая беременность закончилась срочными родами, вторая - самопроизвольным выкидышем. Роды II, преждевременные на 36-37-й неделе гестации путем кесарева сечения по поводу первичной слабости родовой деятельности, безводный промежуток составил 11 часов. Масса тела при рождении - 2550 г, длина тела - 46 см. Оценка по шкале Апгар 6/7 баллов. К груди приложен на 4-й день, сосал вяло. Первоначальная потеря массы тела составила 260 г, далее весовая кривая была плоской. Пуповинный остаток обработан хирургически на 2-й день, пупочная ранка мокла, на 7-й день появилось гнойное отделяемое, и ребенок был переведен в стационар. При поступлении: состояние крайней тяжести, крик пронзительный. Выражение лица - страдальческое. Двигательная активность снижена. Не сосет. Тепло удерживает плохо, температура тела - 35,9°С. Имеются признаки недоношенности. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком, акроцианоз, периоральный цианоз. Края пупочной ранки отечные, умеренно гиперемированы, из ранки - скудное гнойное отделяемое. Подкожно-жировой слой развит слабо. На ногах и передней брюшной стенке - явления склеремы. Периодически отмечается апноэ. Одышка с участием вспомогательной мускулатуры, частота дыханий 64 в минуту. Перкуторно над легкими определяется легочный звук с коробочным оттенком. Аускультативно дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, Ps - 176 в 1 минуту. Живот умеренно вздут. Печень выступает из-под реберного края на 3 см, плотная, селезенка - на 1 см, плотно-эластической консистенции. Стул непереваренный с примесью слизи. Мочится редко. В неврологическом статусе - арефлексия, клонические судороги, голову запрокидывает, ригидность затылочных мышц. Большой родничок -2,5x2,5 см, напряжен.
Дополнительные данные исследования к задаче:
Общий анализ крови: НЬ - 140 г/л, Эр - 4,1х1012/л, Ц.п. - 0,9, тромб - 120,0х109/л, Лейк - 5,1х109/л, миелоциты - 4%, метамиелоциты - 18%, п/я - 21%, с - 20%, л - 18%, м - 19%, СОЭ - 6 мм/час.
Исследование спинномозговой жидкости: прозрачность - мутная, белок - 990 г/л, реакция Панди — ++++, цитоз - 5960 в 3 мкл: нейтрофилы - 82%, лимфоциты - 18%.
Задание
1. Ваш предварительный диагноз.
2. Дополнительное обследование для уточнения диагноза.
3. Факторы, способствующие развитию данной патологии у новорожденного.
4. Изложите классификацию, используемую при постановке данного диагноза.
5. Особенности течения данного заболевания у недоношенных детей и у этого ребенка.
6. Назовите показания к спинномозговой пункции у этого ребенка.
7. Назначьте лечение данному больному.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. АФО недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста.
2. Этапы выхаживания недоношенных детей.
Основная литература
Дополнительная литература:
Практическое клиническое занятие № 7
Дата: 2018-12-28, просмотров: 442.