Практическое клиническое занятие № 3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

Реализуемые компетенции: ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5

Мотивация изучения темы:

Основным показателем оценки эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень (состояние) здоровья каждого ребенка. Для детей раннего возраста понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и повреждений, не сиюминутное состояние организма, а детерминированное совокупностью факторов (генетических, эмбриологических, постнатальных, социальных) сочетание показателей (физическое и нервно-психическое развитие, функциональное состояние и резистентность, заболеваемость), формирующих определенный уровень здоровья. Состояние здоровья исследуется с помощью определенных критериев, которые необходимы педиатру в повсе-дневной практике. Для выявления отклонений в развитии ребёнка врачу необходимо знание основных показателей развития детей в зависимости от возраста, умение правильно оценить состояние здоровья ребёнка в различные возрастные периоды, формулировать общее заключение по комплексной оценке здоровья (диагноз по классификации, группы риска по заболеваниям, заключение по ФР и НПР, уровень резистентности, группа здоровья). Для правильного гармоничного развития ребёнка и профилактики ухудшения здоровья необходимо дать соответствующие рекомендации (режим, диета, медикаментозная коррекция, кратность осмотра педиатром и узкими специалистами, контрольно-диагностические исследования, рекомендации по воспитанию, отношение к профпрививкам, длительность диспансерного наблюдения). Для сохранения и стимулирования здоровья детей необходимо уже в раннем возрасте выявить особенности их развития и отклонения от среднего уровня и организовать оптимальные условия среды.

Цель: Изучить критерии комплексной оценки состояния здоровья детей. Рассмотреть алгоритм определения групп здоровья детей. Научиться проводить комплексную оценку состояния здоровья ребенка.

Место проведения занятия: аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Задачи: после прохождения темы  

студент должен знать:

  • Понятие групп здоровья. Методика формирования групп здоровья.
  • Понятие резистентности организма. Факторы, обусловливающие резистентность.

студент должен уметь:

  • Выявлять группы риска по заболеваниям.
  • Изобразить генеалогическое дерево.
  • Проводить антропометрию, оценивать ФР и осанку.
  • Определять группу и степень НПР, давать рекомендации.
  • Оценивать резистентность организма.
  • Давать заключение по функциональному состоянию организма.
  • Выявлять отсутствие или наличие ВПР и хронических заболеваний.
  • Определять биологический возраст ребёнка.
  • Оценивать ПР с использованием стандартов по Максимовой.
  • Определять группу здоровья.

студент должен владеть:

  • Методикой комплексной оценки состояния здоровья ребенка (КОСЗР) с определением группы здоровья, осуществления   дальнейшего динамического контроля за его развитием.

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков. Декретированные сроки.
  2. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.
  3. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
  4. Уровень функционального состояния основных систем организма.
  5. Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию факторов окружающей среды. Понятие резистентности организма. Факторы, обусловливающие резистентность.
  6. Уровень нервно-психического и физического развития и степень его гармоничности.
  7. Понятие групп здоровья. Распределение детей и подростков по группам здоровья. Методика формирования групп здоровья.
  8. Понятие резистентности организма. Факторы, обусловливающие резистентность.
  9. Диагностика и комплексная оценка состояния здоровья детей разных возрастных групп.
  10. Группы здоровья. Критерии формирования групп здоровья.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1. Задание:  ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию.

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (№ 76-95).

2. Провести курацию больных по схеме:

- собрать анамнез, обратив внимание на наличие неблагоприятных факторов,

-оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, резистентность;

       -провести комплексную оценку состояния здоровья детей.

3. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей на примере разбора клинических ситуационных задач.

4. Решить ситуационную задачу.

Ситуационные задачи.

 Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Задача № 1.

Мальчик 3 месяца.

Антропометрия:

Масса = 4400 г.

Длина тела = 52 см.

Окружность груди = 32 см.

Мама обратилась к семейному врачу с жалобами на плохую прибавку в массе тела, беспокойство ребёнка – особенно в период пеленания, плаксивость, плохой сон, вздрагивания во сне, повышенную потливость – особенно во время сна и сосания, в последнее время на подушке стала обнаруживать мокрое пятно, пот имеет кислый запах.

Из анамнеза жизни: Мальчик от первой беременности (поздний токсикоз), беременность протекала в осенне–зимний период (антенатальная профилактика рахита не проводилась), ребёнок родился недоношенным с массой 2500 г. С рождения до 2-х месяцев находился на естественном вскармливании. С 2-х месяцев ребенок переведён на смешанное питание (получает смесь “Нан 1”). Количество докорма в суточном рационе 1/2. В 2 месяца переболел ОРЗ.

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные. При осмотре головы: облысение затылка, большой родничок размером 3х3см, при пальпации роднички и швы пружинят под пальцами, затылок плоско – скошенной формы. При пальпации грудной клетки выявляются рахитические чётки. Мышечный тонус снижен. Во время осмотра мальчик несколько заторможен, малоактивен, снижен эмоциональный тонус. Фиксирует взгляд на яркие предметы, поворачивает голову на громкий звук, улыбается близким, хорошо держит голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Произносит отдельные звуки.

Задания:

1. Оценить ФР.

2. Оценить НПР.

3. Дать оценку резистентности организма.

4. Оценить функциональное состояние организма (по данным объективного осмотра).

5. Определить наличие или отсутствие ВПР и хронических заболеваний.

6. Дать общее заключение по комплексной оценке (диагноз по классификации, группы риска по заболеваниям и прививкам, заключение по ФР и НПР, уровень резистентности, группа здоровья).

7. Лечение и рекомендации (режим, диета, медикаментозная коррекция, кратность осмотра педиатром и узкими специалистами, контрольно-диагностические исследования, рекомендации по воспитанию, отношение к профпрививкам, длительность диспансерного наблюдения).

Задача № 2. Проведите КОСЗР девочке Глафире 5 месяцев, масса тела при рождении 3 кг 700 гр., если известно, что девочка от 3 многоплодной беременности, на 7 месяце которой мать перенесла обострение хронического пиелонефрита. На сегодняшний день у ребенка отмечается гипотония мышц, гипорефлексия, выраженный гипергидроз, облысение затылка. Рост-59,8 см; масса- 6,3 кг; окружность груди-38,6см; окружность головы- 39,4 см.

Девочка узнает мать, различает чужих, поворачивается со спины на живот, стоит, не подгибая ног при поддержке, громко смеется, берет игрушку из рук взрослых, хорошо различает интонации.

Задания:

1.Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

Задача № 3. Проведите КОСЗР мальчику Поликарпу 9 месяцев, масса тела при рождении 2 кг 850 гр., если известно, что у отца ребенка мочекаменная болезнь. Мальчик отличается эмоциональной лабильностью, редко болеет простудными заболеваниями, при употреблении впищу сникерсов отмечается мелкоклеточная красная сыпь, сопровождающаяся интенсивным кожным зудом. В моче у ребенка отмечается осадок коричневого цвета.

Рост-68,3 см; масса- 7,5 кг; окружность груди- 44,1см; окружность головы- 43,8 см.

Хорошо стоит, ходит при поддержке за одну руку; складывает кубики; произносит 5 слов; самостоятельно пьет из чашки.

Задания:

1.Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

Задача № 4. Проведите КОСЗР девочке Фекле 8 месяцев, масса тела при рождении 3 кг 900 гр., если известно, что ребенок от 4 беременности, протекавшей с нефропатией, гипотонией, наличием отеков на нижних конечностях во II половине. У ребенка отмечаются: пастозность тканей, постоянно повышенный аппетит и повышенная игровая активность во 2-ой половине дня, ночной гипергидроз; частая заболеваемость респираторно-вирусными инфекциями с трансформацией в обструктивный бронхит.

Рост- 74,2 см; масса- 10,2 кг; окружность груди- 48,1см; окружность головы- 46,1 см.

Ребенок сидит, встает, ходит у опоры, занимается игрушками, лепечет, знает свое имя, сам ест сухарик, пьет из чашки.

Задания:

1.Дать комплексную оценку состояния здоровья и рекомендации.

 

Основная литература

1. Детские болезни + CD: учебник/под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012,1008с.

2. Педиатрия: учебник/под ред.Н.А.Геппе.-М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 432 с.

3. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник – М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 464 с.

Дополнительная литература:

1.Педиатрия: сборник тестовых заданий по педиатрии для студентов лечебного факультета. Авторы Т.Н. Углева, Н.В. Трегуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2405.html

2.Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / под ред. А. С. Калмыковой. - М.:        ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 896 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970426487.html

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 592 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410189.html 

4.Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие - Ханты-Мансийск, ХМГМА, 2014 - 95с.

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2003 г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012г № 1346-н "О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них";

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 № 1348-н «Об утверждении порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания образовательных учреждениях».



Дата: 2018-12-28, просмотров: 509.