Практическое клиническое занятие № 4
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Грудное вскармливание. Смешанное и искусственное

Вскармливание. Питание детей старше 1 года.

Реализуемые компетенции: ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5

Мотивация изучения темы:

Одной из актуальных проблем педиатрии остаётся вскармливание детей раннего возраста. В первые недели и месяцы жизни фактор питания является наиболее важным агентом, участвующим в реализации генетически детерминированных программ роста и развития. В этом периоде детства складываются основные метаболические стереотипы, характеристики интенсивности и темпа пластических процессов, т.е. происходит и установка внутренних биологических «часов». Действительно, оптимальным питанием для ребёнка раннего возраста можно считать только такое питание, при котором будут обеспечены максимально гармоническое развитие, минимальная заболеваемость, высокая физическая и умственная работоспособность на возможно более длительный срок.Значительная часть детей грудного возраста не получает грудного молока, либо получает его в недостаточном количестве. В этом случае, в питании ребёнка недостающее количество молока частично или полностью заменяют адаптированными смесями из молока животных, т.е. проводится смешанное и искусственное вскармливание.

Цель: научиться назначать рациональное питание и составлять меню детям различного возраста в соответствии с современными требованиями.

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • современные принципы и основы организации питания здоровых и больных детей разных возрастных групп;
  • преимущества грудного вскармливания, методику прикладывания к груди
  • значение грудного вскармливания для матери и для ребенка.
  • принципы ВОЗ успешного грудного вскармливания;
  • основные рекомендации по введению прикорма. Основные продукты и блюда прикорма.
  • современные заменители женского молока. Требования к адаптированным молочным смесям для искусственного вскармливания и их классификация.
  • расчет питания здорового ребенка на разных видах вскармливания. ,Составление диеты.

студент должен уметь:

  • рассчитывать объем питания и режим кормления ребёнка на один день.
  • проводить расчёт и коррекцию питания по основным пищевым ингредиентам.
  • дать рекомендации введения прикорма при грудном, смешанном и искусственном вскармливании здорового ребёнка;

· выбрать адаптированную смесь для ребенка первого года жизни

  • оценить эффективность вскармливания и дать рекомендации.
  • выявить ранние признаки и установить причину гипогалактии, провести необходимые коррегирующие мероприятия.

студент должен владеть:

· методами расчета питания для детей первого года жизни;

· методикой назначения режима кормления ребенка на один день;

· навыками прогнозирования риска развития гипогалактии, диагностикой, лечения и профилактики ее возникновения;

· методологией грудного вскармливания;

· навыками подбора искусственной смеси для вскармливания детей первого года жизни;

· методологией введения прикормов;

Продолжительность занятия: 4 часа

Вопросы для подготовки:

  1. Грудное вскармливание, значение для ребёнка и матери;
  2. Основные преимущества и отличия женского молока от молока животных;
  3. Особенности состава и свойства молозива, переходного и зрелого женского молока;
  4. Техника проведения грудного вскармливания, время нахождения ребёнка у груди, противопоказания.
  5. Причины развития гипогалактии кормящей матери, формы проявления, современные методы лечения гипогалактии;
  6. Определение понятия «смешанное» и «искусственное» вскармливание. Показания. Понятие «докорм».
  7. Правила, сроки и техника введения прикорма.
  8. Искусственное вскармливание. Адаптированные смеси, состав и свойства, расчет объема питания.
  9. Коррекция в питании ребёнка 1-го года жизни при грудном, смешанном и искусственном вскармливании.
  10. Особенности питания детей от 1 года до 3-х лет.
  11. Особенности питания детей дошкольного и школьного возраста.
  12. Питание больного ребёнка.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов лечебного факультета (с № 96-157).

2. Произвести расчёт питания ребенку раннего возраста и коррекцию питания по основным пищевым ингредиентам;

3. Дать рекомендации по введению прикорма при естественном, смешанном и искусственном вскармливании здорового ребёнка;

4. Оценить эффективность вскармливания и дать рекомендации при нерациональном вскармливании.

3. Освоить практический навык: составить сетку питания ребенку первого года жизни на грудном, смешанном, искусственном вскармливании. Алгоритм освоения навыка: 

· Рассчитать долженствующую массу ребенка в зависимости от возраста.

· Определить суточный объем питания

· Определить разовый объем питания

· Определить количество докорма

· Выбрать адаптированную смесь

· Определить часы кормления

· Расписать в каждое кормление основные продукты

4.Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи.

Задача № 1. Ребенку 1,5 года. Составить примерное меню на 1 день.

Задача № 2. Назначить питание ребенку по часам. Возраст 8 месяцев, масса тела при рождении 3400 г. Вскармливание грудное.

Задача № 3. Новорожденный ребенок родился с массой 3150 г, длиной 50 см. В настоящее время ему 5 дней, масса 3070 г. Ребенок выписывается из роддома домой.

1.Оцените динамику массы ребенка.

2.Дайте рекомендации по режиму кормлений, как часто следует прикладывать ребенка к груди матери.

3.Допускается ли ночное кормление ребенка и почему.

4.Рассчитайте суточный и разовый объемы кормлений при регламентированном режиме кормлений сцеженным молоком.

5.Составьте примерный рацион питания на 1 день при условии кормления ребенка сцеженным материнским молоком.

6.Назовите основные правила организации грудного вскармливания на ранних этапах лактации.

Задача № 4. Новорожденный мальчик родился с массой 3600 г, длиной 52 см. Выписан из роддома на 6 день жизни с массой 3530 г. При осмотре педиатром в возрасте 7 дней ребенок здоров, масса 3600 г, кормится грудью матери 6 раз в день через 3,5 час, промежутков между кормлениями не выдерживает.

1. Оцените динамику массы ребенка.

2. Определите режим вскармливания ребенка.

3. Правильно ли кормит мать ребенка? Дайте рекомендации по поддержке грудного вскармливания.

4. Рассчитайте суточный и разовый объемы питания при условии кормления сцеженным грудным молоком.

5. Составьте примерный рацион питания на 1 день.

Задача № 5. Ребенку 2 нед, родился с массой 3500 г, длиной 51 см. Выписан из роддома на 5 день жизни с массой 3350 г. При осмотре педиатром в возрасте 14 дней масса ребенка 3670 г, кормится грудью матери 7 раз в день через 3 часа. Молока у матери достаточно.

  1. Оцените динамику массы ребенка.

2. Дайте рекомендации по режиму кормлений.

3. Рассчитайте суточный и разовый объемы питания (всеми способами) при условии кормления сцеженным грудным молоком.

4. Составьте рацион питания ребенка на 1 день при условии кормления сцеженным грудным молоком.

  1. Укажите суточную потребность в основных пищевых ингредиентах и энергии.
  2. Назовите основные правила поддержки лактации после выписки из роддома.

Задача № 6. Ребенку 3 нед. Мать обратилась к врачу с жалобами на недостаточное количество молока. Масса ребенка при рождении 3000 г, в настоящее время масса 3400 г. Кормится грудью матери 7 раз в день, перерыв в 3 часа между кормлениями выдерживает. При контрольном взвешивании трижды в разное время суток высасывает 80-90 мл.

1. Рассчитайте долженствующую массу тела и сравните с настоящей.  

2. Рассчитайте суточный и разовый объемы кормлений (всеми способами).

3. Определите достаточно ли у матери молока и нужна ли коррекция питания.

4. Составьте рацион питания на 1 день.

5. Допускается ли ночное кормление грудью матери? Если да, то почему?

6. Дайте рекомендации по питанию кормящей матери.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Гипогалактия – лечение и профилактика.
  2. Режим кормящей матери.
  3. Правила введения прикорма и докорма.

Основная литература

1. Детские болезни + CD: учебник/под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012,1008с.

2. Педиатрия: учебник/под ред.Н.А.Геппе.-М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 432 с.

3. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник – М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 464 с.

Дополнительная литература:

1. Грудное вскармливание [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Углева, А.Н. Дурыгин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2406.html

2.Педиатрия: сборник тестовых заданий по педиатрии для студентов лечебного факультета. Авторы Т.Н. Углева, Н.В. Трегуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2405.html

3.Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / Под ред. А. С. Калмыковой. - М.:        ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 896 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970426487.html

4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 592 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410189.html 

5.Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие - Ханты-Мансийск, ХМГМА, 2014 - 95с.

6.Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации // (www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf).

7.Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации / Союз педиатров России [и др.]. — М.: ПедиатрЪ, 2015. — 36 с. (www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog1-3.pdf).



Дата: 2018-12-28, просмотров: 600.