Тема: П ериоды детского возраста. Этапы становления физического и нервно-психического развития детей.
Реализуемые компетенции: ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5
Мотивация изучения темы:
Физическое развитие ребёнка является одним из основных показателей состояние его здоровья. Неблагоприятные факторы, воздействующие на плод в период внутриутробного развития, а также факторы внешней среды (условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) могут существенно влиять на физическое развитие ребёнка. Умение правильно оценить физическое развитие ребёнка необходимо для врача, т.к. отклонения в развитии детей, свидетельствуя о неблагополучии в организме, позволяет провести более тщательное обследование ребёнка для выявления и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Нервно-психическое развитие детей также является одним из показателей состояния их здоровья. Нервно-психическое развитие ребенка во многом определяет положение и качество жизни его в будущем, отражает здоровье и определяет фон для развития заболеваний. Нервная система организует приспособление (адаптацию) организма к окружающей среде, регулируя все внутренние процессы и их постоянство, т.е. гомеостаз. Обязанностью врача-педиатра является правильная интерпретация показателей нервно-психического развития детей. На уровень и темп нервно-психического развития влияют отягощенный биологический анамнез, частые острые заболевания, нарушение режима питания, воспитания ребёнка и другие факторы.
Цель: Научиться определять особенности физического, нервно-психического и моторного развития ребенка в различные периоды детского возраста.
Задачи: после прохождения темы
студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
· Техникой и оценкой антропометрических измерений (рост стоя, рост сидя, соотношение сегментов тела; продольные и поперечные показатели; скорость роста, расчёт конечного роста; масса тела, степень избытка массы тела по перцентильным таблицам и с использованием индекса массы тела).
Продолжительность занятия: 4 часа
Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ
Вопросы для подготовки:
На занятии студенту необходимо выполнить:
1.Задание: ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию;
См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов
лечебного факультета (с № 29-75).
2. Провести курацию больных по схеме:
- собрать анамнез;
-провести антропометрические исследования ребёнка;
-оценить физическое и нервно-психическое развитие ребёнка;
3. На занятии отрабатывается техника проведения антропометрии у детей (использование детского манекена).
4. Оценка осанки (демонстрация больных детей).
5.Определение биологического возраста ребёнка (выполнение ситуационных заданий).
6. Разбор центильного метода определения ФР. Отработка практического навыка оценки ФР с использованием ситуационных задач по ФР.
7. Умение оценки ПР с использованием стандартов по Tanner, Максимовой (выполнение ситуационных заданий).
8. Отработка практического навыка определения групп НПР у детей раннего возраста с последующими рекомендациями (решение ситуационных задач).
9. Решить ситуационную задачу.
Методические указания к выполнению задания:
Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.
Ситуационные задачи:
Задача № 1. Оценить физическое развитие мальчика 14 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 40 кг, рост 147 см, окружность груди 66 см, окружность головы 56 см.
Задача № 2. Дать оценку физического развития девочки 5 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 18 кг, рост 106 см, окружность груди 54 см.
Задача № 3. Дать оценку физического развития мальчика 10 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 37 кг, рост 137 см, окружность груди 66 см.
Задача № 4. Дать оценку физического развития девочки 9 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 30 кг, рост 136 см, окружность груди 65 см.
Задача № 5. Дать оценку физического развития девочки 12 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 39 кг, рост 140 см, окружность груди 68 см.
Задача № 6. Дать оценку физического развития девочки 8 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 31 кг, рост 134 см, окружность груди 64 см.
Задача № 7. Дать оценку физического развития мальчика 2-х лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 15 кг, рост 93 см, окружность груди 55 см.
Задача № 8. Дать оценку физического развития девочки 3 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 17 кг, рост 96 см, окружность груди 54 см.
Задача № 9. Дать оценку физического развития девочки 6 месяцев, используя формулы центильные таблицы, если фактически ребенок весит 5200 г, рост 58 см, окружность груди 40 см. Масса при рождении 2800 г., рост 50 см.
Задача № 10. Дать оценку физического развития мальчика 4 месяца, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 6000 г, рост 60 см, окружность груди 42 см. Масса ребенка при рождении 4000 г, рост 52 см.
Задача № 11. Дать оценку физического развития девочки 13 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 63 кг, рост 160 см, окружность грудной клетки 82 см.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:
Основная литература
1.Детские болезни + CD: учебник/под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2012,1008с.
2. Педиатрия: учебник/под ред.Н.А.Геппе.-М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 432 с.
3. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник – М.,
ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 464 с.
Дополнительная литература:
1. Педиатрия: сборник тестовых заданий по педиатрии для студентов лечебного факультета. Авторы Т.Н. Углева, Н.В. Трегуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2405.html
2. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 896 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970426487.html
3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 592 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410189.html
4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие - Ханты-Мансийск, ХМГМА, 2014 - 95с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 451.