Практическое клиническое занятие № 2
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: П ериоды детского возраста. Этапы становления физического и нервно-психического развития детей.

Реализуемые компетенции: ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-5

Мотивация изучения темы:

Физическое развитие ребёнка является одним из основных показателей состояние его здоровья. Неблагоприятные факторы, воздействующие на плод в период внутриутробного развития, а также факторы внешней среды (условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) могут существенно влиять на физическое развитие ребёнка. Умение правильно оценить физическое развитие ребёнка необходимо для врача, т.к. отклонения в развитии детей, свидетельствуя о неблагополучии в организме, позволяет провести более тщательное обследование ребёнка для выявления и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Нервно-психическое развитие детей также является одним из показателей состояния их здоровья. Нервно-психическое развитие ребенка во многом определяет положение и качество жизни его в будущем, отражает здоровье и определяет фон для развития заболеваний. Нервная система организует приспособление (адаптацию) организма к окружающей среде, регулируя все внутренние процессы и их постоянство, т.е. гомеостаз. Обязанностью врача-педиатра является правильная интерпретация показателей нервно-психического развития детей. На уровень и темп нервно-психического развития влияют отягощенный биологический анамнез, частые острые заболевания, нарушение режима питания, воспитания ребёнка и другие факторы.

Цель: Научиться определять особенности физического, нервно-психического и моторного развития ребенка в различные периоды детского возраста.

Задачи: после прохождения темы

студент должен знать:

  • Периоды детского возраста.
  • Методы оценки физического развития ребенка;
  • Особенности оценки состояния питания у детей;
  • Технику антропометрии;
  • Семиотику нарушений физического и нервно-психического развития детей.

студент должен уметь:

  • Собрать анамнез, обратив особое внимание на соответствие массы и длины тела ребёнка при рождении, динамику их нарастания.
  • Провести антропометрические исследования детей различных возрастных групп.
  • Проводить исследование нервной системы детей различных возрастных групп.
  • Проводить исследование конгитивных функций детей различных возрастных групп.
  • Оценить физическое развитие ребёнка.
  • Оценить нервно-психическое развитие ребенка.
  • Дать рекомендации о проведении дополнительного обследования и консультации у соответствующих специалистов.

студент должен владеть:

· Техникой и оценкой антропометрических измерений (рост стоя, рост сидя, соотношение сегментов тела; продольные и поперечные показатели; скорость роста, расчёт конечного роста; масса тела, степень избытка массы тела по перцентильным таблицам и с использованием индекса массы тела).

  • Методами оценки физического развития.
  • Методами оценки нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды.

Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения занятия – аудитория кафедры педиатрии, педиатрическое отделение ОКБ

Вопросы для подготовки:

  1. Периоды детского возраста.
  2. Физиологические и патологические особенности в возрастные периоды.
  3. Определение понятия «физическое развитие» (ФР). Факторы, влияющие на физическое развитие.
  4. Ориентировочные расчёты массы тела и роста ребёнка первого года жизни. Эмпирические формулы расчёта массы тела и роста детей старше года.
  5. Изменение соотношения окружности головы и груди у детей. Индексы пропорциональности.
  6. Методы оценки физического развития в различные возрастные периоды.
  7. Оценка физического развития по центильным таблицам. Заключение о физическом развитии ребёнка
  8. Биологический возраст. Критерии оценки.
  9. Оценка полового развития (ПР) мальчиков.
  10. Оценка полового развития девочек.
  11. Морфофункциональные особенности нервной системы (головного и спинного мозга, периферической и вегетативной нервных систем).
  12. Методы оценки нервно-психического развития детей (НПР) в различные возрастные периоды.

На занятии студенту необходимо выполнить:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля и вопросы к занятию;

См. сборник тестовых заданий по педиатрии и детским инфекциям для студентов

 лечебного факультета (с № 29-75).

2. Провести курацию больных по схеме:

- собрать анамнез;

-провести антропометрические исследования ребёнка;

-оценить физическое и нервно-психическое развитие ребёнка;

3. На занятии отрабатывается техника проведения антропометрии у детей (использование детского манекена).

4. Оценка осанки (демонстрация больных детей).

5.Определение биологического возраста ребёнка (выполнение ситуационных заданий).

6. Разбор центильного метода определения ФР. Отработка практического навыка оценки ФР с использованием ситуационных задач по ФР.

7. Умение оценки ПР с использованием стандартов по Tanner, Максимовой (выполнение ситуационных заданий).

8. Отработка практического навыка определения групп НПР у детей раннего возраста с последующими рекомендациями (решение ситуационных задач).

9. Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи:

Задача № 1. Оценить физическое развитие мальчика 14 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 40 кг, рост 147 см, окружность груди 66 см, окружность головы 56 см.

Задача № 2. Дать оценку физического развития девочки 5 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 18 кг, рост 106 см, окружность груди 54 см.

Задача № 3. Дать оценку физического развития мальчика 10 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 37 кг, рост 137 см, окружность груди 66 см.

Задача № 4. Дать оценку физического развития девочки 9 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 30 кг, рост 136 см, окружность груди 65 см.

Задача № 5. Дать оценку физического развития девочки 12 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 39 кг, рост 140 см, окружность груди 68 см.

Задача № 6. Дать оценку физического развития девочки 8 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 31 кг, рост 134 см, окружность груди 64 см.

Задача № 7. Дать оценку физического развития мальчика 2-х лет, используя  формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 15 кг, рост 93 см, окружность груди 55 см.

Задача № 8. Дать оценку физического развития девочки 3 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 17 кг, рост 96 см, окружность груди 54 см.

Задача № 9. Дать оценку физического развития девочки 6 месяцев, используя формулы центильные таблицы, если фактически ребенок весит 5200 г, рост 58 см, окружность груди 40 см. Масса при рождении 2800 г., рост 50 см.

Задача № 10. Дать оценку физического развития мальчика 4 месяца, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 6000 г, рост 60 см, окружность груди 42 см. Масса ребенка при рождении 4000 г, рост 52 см.

Задача № 11. Дать оценку физического развития девочки 13 лет, используя формулы и центильные таблицы, если фактически ребенок весит 63 кг, рост 160 см, окружность грудной клетки 82 см.

Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Законы физического развития;
  2. Методы оценки физического развития в различные возрастные периоды;
  3. Динамику нарастания массы тела и роста у детей.

Основная литература

1.Детские болезни + CD: учебник/под ред. А. А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа,

 2012,1008с.

2. Педиатрия: учебник/под ред.Н.А.Геппе.-М., ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 432 с.

3. Пропедевтика детских болезней/под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.:Учебник – М.,

ГЭОТАР-Медиа, 2009 - 464 с.

Дополнительная литература:

1. Педиатрия: сборник тестовых заданий по педиатрии для студентов лечебного факультета. Авторы Т.Н. Углева, Н.В. Трегуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2405.html

2. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / под ред. А. С. Калмыковой. - М.:        ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 896 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970426487.html

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 592 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970410189.html 

4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие - Ханты-Мансийск, ХМГМА, 2014 - 95с.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 451.