Мозаика
Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов составить двухцветную картинку по образцу. Деятельность детей при выполнении этого задания оценивается по следующим параметрам:
-отношение к заданию,
-наличие (или отсутствие) периода ориентировки в задании,
-способ выполнения,
-целенаправленность деятельности,
- сформированность операций пространственного анализа и синтеза, осуществление самоконтроля.
Лабиринт
Данная методика направлена на диагностику способности ребенка пошагово соотносить рисунок со схемой в соответствии с правилом, организовывать свою познавательную деятельность, действовать в соответствии с целью. При выполнении задания оценивается способность ребенка работать в плане схем и знаков, решать задачу, ориентируясь на ряд признаков, учитывать целое пространство и его отдельные элементы.
Инструкция: «Перед тобой полянка. На ней нарисованы дорожки и домики и елочки в конце каждой из их. Нужно помочь мышкам найти клад кота Леопольда, который он спрятал под елочкой. Нужно правильно найти одну елочку и зачеркнуть ее. Чтобы найти эту елочку, надо смотреть на письмо, в котором нарисовано, как надо идти и куда поворачивать (показывается первое письмо, второе прикрывается листом бумаги)».
Психолог смотрит, как ребенок решил задачу, если необходимо, исправляет ошибки, исправляет.
Убедившись, что ребенок выполнил первую задачу, предлагается вторая (первая закрывается листом бумаги). «Здесь опять нужно найти нужную елочку. Но письмо туту другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать».
Оценка: за каждый правильный поворот начисляется один балл. Фиксируется необходимость оказания помощи и виды этой помощи.
8) Исключение лишнего (на предметном и вербальном материалах)
Вербальный материал:
6) Яблоко, морковь, капуста, перец
7) Ботинки, сапоги, шнурки. Валенки
8) Ручка, бумага, карандаш, фломастер
9) Корова, коза, лось, лошадь
10) Термометр, врач, учитель, медсестра
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что здесь лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
- Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Анализируемые показатели: характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т.п.); доступность выполнения задания; характер ошибок при выделении признаков; характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций; объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
Исключение предметов (невербальный материал)
Задание аналогично предыдущему. Но вместо групп слов ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним».
Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи допустим ответ одним словом с поясняющими жестами, если это дает специалисту возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, применение данного метода имеет ограниченный характер.
Так же, как и в предыдущем случае, возможна категоризация уровня обобщения: объединение по конкретно-ситуативному, по функциональному, истинно понятийному, латентному признакам. Категоризация обобщающего признака, выделяемого ребенком, дает возможность отнесения его понятийного развития к соответствующему уровню.
Анализируемые показатели: характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.); доступность выполнения задания; характер ошибок при выделении признаков; характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций; объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.
Матричные задачи Равена
Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию. Для проведения диагностики используются задания А4, А7, А10, В9 и В10. Задания серии А предлагаются в цветном варианте.
«Здесь изображен коврик. Он порвался. Выбери из кусочков (показываем на элементы матрицы) такой, который больше всего подходит к рисунку коврика».
А4 А7
А10 В9
В10
Логические задачи.
С прямым утверждением:
Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая – с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем?
С обратным утверждением:
Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой – шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.