Блок 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 3) Графический узор

Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, умения анализировать образец; работать по образцу.

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца строки. Образец остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оценивается точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги элементы, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжи писать в строчку, как здесь".

 

 

Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, однако не может написать по образцу, пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки;

3 балла - принимает и понимает условие задания, может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов образца при написании не учитывает;

4 балла - принимает и понимает условие задания, справляется с заданием без ошибок.

Методика Пьерона-Рузера

Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения.

Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обо­значениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен рас­ставить в предлагаемом бланке.

Процедура проведения: Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигур­ки образца, говорит:

«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в тре­угольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ниче­го в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (сле­дует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 ми­нуты),— отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на обра­зец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: ста­рательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Анализируемые показатели:

— возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;

— параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

— общее количество заполненных фигур;

— число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);

— количество ошибок (общее);

— количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения ко­личества ошибок);

— распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.

Хорошими результатами выполнения методики считаются:

— быстрое запоминание условных обозначений;

— ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

— незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).

Стимульный материал к методике Пьерона – Рузера представлен в вышеописанной методике в разделе «Диагностика внимания и памяти».

Сравни картинки

Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками (10 отличий).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.