3) Графический узор
Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, умения анализировать образец; работать по образцу.
Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца строки. Образец остается на доске на протяжении всего времени выполнения задания. При выполнении задания оценивается точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.
Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги элементы, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжи писать в строчку, как здесь".
Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.
1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла - принимает задание, однако не может написать по образцу, пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки;
3 балла - принимает и понимает условие задания, может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов образца при написании не учитывает;
4 балла - принимает и понимает условие задания, справляется с заданием без ошибок.
Методика Пьерона-Рузера
Данная методика используется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения.
Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.
В верхней части бланка геометрические фигуры помечаются условными обозначениями (точка, тире, вертикальная линия), которые ребенок должен расставить в предлагаемом бланке.
Процедура проведения: Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит:
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике — вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе — вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (следует еще раз повторить, где и что нарисовать, — устно). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, поставленных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты),— отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.
Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Анализируемые показатели:
— возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;
— параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
— общее количество заполненных фигур;
— число заполненных фигур за каждую минуту (динамика изменения темпа деятельности);
— количество ошибок (общее);
— количество ошибок за каждую минуту работы (динамика изменения количества ошибок);
— распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа.
Хорошими результатами выполнения методики считаются:
— быстрое запоминание условных обозначений;
— ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;
— незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).
Стимульный материал к методике Пьерона – Рузера представлен в вышеописанной методике в разделе «Диагностика внимания и памяти».
Сравни картинки
Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками (10 отличий).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.