Задание № 9: Определение готовности к обучению в школе
Методические рекомендации
1. Проведите исследования по предложенной методике в соответствии с рекомендациями.
2. Приложите рисунки детей.
3. Проанализируйте результаты, пользуясь предложенной технологией.
4. Сделайте выводы о степени готовности к школе детей разных возрастных групп и об оптимальном возрасте для поступления в школу.
Методика определения школьной зрелости по тесту Керна (рисование мужской фигуры.)
Тест включает в себя три задания:
1. рисование фигуры по представлению;
2. графическое копирование фразы из письменных букв;
3. срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности точно двигательной координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.
Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребенка.
1 задание:
инструкция: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь».
Оценка результатов:
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове - волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
2 задание. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на оборотной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.
Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».
На листе должен быть выполнен образец фразы письменным каллиграфическим почерком.
Оценка результатов:
1 балл – срисованную фразу можно прочесть, Буквы больше образца не более, чем в два раза. Буквы образуют три слова. Отклонение строки не боле, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочесть. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
3 балла – буквы разделены на две подгруппы. Можно прочесть хотя бы 4 буквы.
4 балла - вся группа букв имеет видимость письма, с образцом схожи 2 буквы.
5 баллов – каракули.
3 задание:
Инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать».
* * *
* * *
* * *
Оценка результатов:
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочек. Есть симметрия по вертикали и горизонтали. Уменьшение фигур допустимо, а увеличение не более, чем в два раза.
2 балла – незначительное нарушение симметрии. Допустимо изображение кружочков, Одна точка может выходить за рамки строки или столбца.
3 балла – грубая похожесть на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. «Пятиугольник» может быть повернут в другую сторону. Количество точек от 7 до 20.
4 балла – точки по расположению могут напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество их несущественны. Присутствуют другие изображения (напрмер линии).
5 баллов – каракули.
Общая оценка:
3 - 6 баллов – уровень развития выше среднего
7 -10 баллов – уровень развития средний
11 - 15 баллов – уровень развития низкий. Дети не достигли уровня школьной зрелости. Необходимо время или специальная коррекция.
Задание № 10: Изучение словесно – логического мышления дошкольников
Методические рекомендации
1. Проведите с детьми предложенный тест
2.Ответы занесите в таблицу 8
3. Оцените правильность ответов, пользуясь предложенными рекомендациями.
4. Соотнесите полученные ответы детей с эталонами (правильными ответами).
5. Сделайте выводы о сформированности словесно - логического мышления у детей данной возрастной группы.
Оценка словесно – логического мышления дошкольников Таблица 8
Вопросы
Ответы детей
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6: Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4,ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь — гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
1.5. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Оценка результатов:
Высокий уровень - 15-20 правильных ответов;
Средний уровень - 10-14 правильных ответов;
Низкий уровень -5-9 правильных ответов;
Очень низкий уровень - менее 5 правильных ответов.
Приложение 5.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.