и педагог обязан делать это.
Практика студентов является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Педагогическая практика, обеспечивая системно - деятельностный подход подготовки студентов, направлена на развитие профессиональной компетентности будущего воспитателя, формирование целостных представлений о современном образовательном процессе в ДОУ.
В ходе педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическому обучению, а также овладевают профессиональными и общими компетенциями, представленными по данному профессиональному модулю.
В профессиональной подготовке студентов значимое место занимает психолого-педагогическая практика, цель которой связана с важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения – педагогической диагностикой (мониторинга).
Определение результативности деятельности через развитие личности ребёнка требует изменения самого содержания диагностической функции: от периодически выставляемого «диагноза» развитию разных сторон личности ребёнка по результатам диагностики воспитателю необходимо перейти к постоянному стратегическому отслеживанию динамики развития каждого личностного качества, т.е. к мониторингу.
Организация педагогической диагностики ( мониторинга) включает ряд этапов:
1-й этап – выделение основных направлений мониторинга, предмета мониторинга, периодичности и сроков, методов диагностики, форм отчётности, способов отражения информации.
2-й этап – проектирование системы мониторинга, что предполагает определение объекта мониторинга, сопоставительной нормы (эталона, норматива), диагностического инструментария мониторинга (критериев и показателей, методов диагностики, шкалы оценок).
3-й этап – практическое проведение диагностических измерений. В статье 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается выделение педагогическим работникам специального времени на проведении диагностических и мониторинговых процедур. Результатом этого этапа становятся заполненные диагностические карты (листы).
4-й этап – количественный и качественный анализ полученных фактов (отражение результатов в таблицах, графиках, диаграммах, текстовом описании). Просчитываются совокупные оценки, на основе которых определяется уровень достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками детского сада.
5-й этап – интерпретация полученных данных, оценка степени достижения планируемых результатов (что достигли, что не смогли реализовать, каковы причины этого), формулирование актуальных образовательных задач работы на следующий этап.
6- й этап – доведение информации (результатов мониторинга) до субъектов образовательного процесса (через педагогические советы, публикации, сайт учреждения и др.)
Необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня подчёркивается в следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании». В этом документе выделяется понятие «мониторинг в сфере образования», определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга, структуры, отвечающие за его организацию (стать 28 пункт 3, статья 29 пункт 2, статья 47 пункт 6, статья 89 пункт 2, статья 97 пункты 3-5). [6]
2. Постановление Правительства РФ от 05. 08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Согласно данному документу обязательной информацией о системе дошкольного образования, подлежащей мониторингу, является содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования.
3. ФГОС дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) к структуре Программы определяют требования к результатам её освоения. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п. 4.3. ФГОС дошкольного образования).
Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности освоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и освоения ими Программы в рамках педагогической диагностики.
Следовательно, определяя основные линии сопровождения развития ребёнка в дошкольном образовании, необходимо в качестве ориентиров развития избирать сущностные характеристики деятельности и общения ребёнка.
Настоящие требования являются ориентирами для решения задач:
· формирования Программы;
· анализа профессиональной деятельности;
· взаимодействия с семьями.
Воспитатель как непосредственный участник взаимодействия с детьми отслеживает качество результата профессиональной деятельности по реализации Программы и процесс динамики развития каждого ребёнка в группе («сопровождение индивидуального развития ребёнка»; «мониторинг индивидуального развития детей»).
Познание и понимание педагогом ребёнка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в детском саду определяет использование им малоформализованных диагностических методов, таких как наблюдение (карты наблюдений), беседа, диагностическая (образовательная) ситуация (желательно интегративного характера), анализ продуктов детской деятельности, анализ эпизодов из жизни группы и др.
Диагностическая ситуация – это специально проектируемые воспитателем условия детской деятельности, стимулирующие проявление ребёнком диагностируемого качества. В качестве стимульного материала рекомендуется использовать сюжетные картинки, игрушки, схемы и т.п. Диагностическая ситуация должна носить диагностико-развивающий характер и легко трансформироваться в образовательную. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, следует убедиться в том, что он правильно понимает его смысл и оценить проявления ребёнка на данный период нулевым баллом. К ситуации необходимо вернуться как к образовательной и, научить тому, с чем он не справился в процессе диагностики.
Оценка уровня индивидуального развития детей может быть выражена в баллах:
*1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
*2 балла – отдельные компоненты не развиты;
*3балла – компоненты соответствуют возрасту;
*4 балла – компоненты соответствуют высокому уровню развития.
Таким образом:
1. Осуществляемый воспитателем педагогический мониторинг «представляет собой процесс непрерывного научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием интегративных качеств ребёнка с целью определения оптимальных задач развития данных качеств, технологий и средств их решения в образовательном процессе» (О.Н. Сомкова).
2. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, которая производится педагогами детского сада в рамках педагогической диагностики.
Задания по практике направлены на освоение следующих профессиональных и общих компетенций (ПК и ОК), которые представлены в таблице 1.
Профессиональные компетенции Таблица 1
ПК 1.2. | Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом |
ПК 5.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
Общие компетенции
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять пути и методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, с учетом содержания, смены технологий |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм |
С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики должен
иметь практический опыт:
-планирования режимных моментов;
-организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья;
-диагностики результатов индивидуального развития ребёнка;
-наблюдения и анализа мероприятий по организации и проведению образовательного процесса;
- адекватность выбора современных технологий обучения, воспитания, развития с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- своевременность, адекватность корректировки собственной деятельности в соответствии с изменением парадигмы образования;
- участия в создании предметно-развивающей среды;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
- оформления портфолио;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
-создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
-проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
-определять способы педагогической поддержки воспитанников;
-анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) в условиях образовательного учреждения;
- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Представленные в методических рекомендациях материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику и будут полезны в использовании как для студентов и руководителей практики, так и для преподавателей педагогики и психологии.
Студенты при наличии методических рекомендаций могут иметь весь набор документации, необходимый для прохождения психолого-педагогической практики.
Руководители практики с опорой на материал методических рекомендаций могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Преподаватели педагогики и психологии могут использовать предлагаемые в методических рекомендациях задания как опору в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса, а полученные студентами в ходе данного анализа материалы - для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.
Для психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста и личности воспитателя отобраны достаточно простые для проведения, несложные для детей, легкие в обработке диагностические методики.
Материал подобран в соответствии с основными темами теоретического курса психологии, педагогики, МДК01.01, МДК01.02 и позволяет проиллюстрировать основные закономерности развития детей дошкольного возраста.
Важным моментом в использовании данного вида практической работы является то, что в ходе организации и проведения заданий с детьми студенты отрабатывают умения, необходимые для индивидуального взаимодействия с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ.
В условиях образовательного учреждения студенты учатся проводить элементы мониторинга индивидуального развития детей, выделять яркие и характерные реакции дошкольников, фиксировать выявленные особенности, анализировать их и формулировать выводы относительно соответствия выявленных фактов возрастным нормам развития детей дошкольного возраста.
Общий раздел
Цель и задачи практики
Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.
Задачи практики:
1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов
2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и сотрудниками ДОУ
3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования индивидуального развития детей с использованием различных методов и методик)
4. Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребёнка.
5. Формирование умения анализировать собственную деятельность и документировать её.
6. Формирование культуры педагогической деятельности.
7. Формирование осознанного отношения и устойчивого интереса к избранной профессии.
1.2. Организация практики
1. Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.
2.Руководство практикой осуществляется руководителями практики МПК, руководителем практики базового детского сада и другими педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений разных типов.
3. Психолого-педагогическая практика проводится в течение одной недели (концентрированно).
4. Практиканты распределяются по два человека в группу и выполняют задания по плану практики. Студентам-практикантам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять диагностическую функцию воспитателя.
5. Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором проходят практику.
6. Права и обязанности всех участников практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
7. В соответствии с учебным планом практика проводится в третьем семестре на втором курсе, длительностью одна неделя, продолжительность рабочего дня студентов составляет 6 часов (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154).
1.3. Виды работ
Виды работ на практике:
1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, режимных моментов, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции
2. Проведение педагогической диагностики
3. Составление конспекта режимных моментов
4. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных моментов
5. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.
6. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).
В ходе выполнения различных видов работы на учебной практике студенты приобретают опыт
организации и проведения педагогической диагностики в деятельности воспитателей ДОУ с учётом следующего алгоритма:
1. Проектирование системы педагогической диагностики (методы, методики и техники диагностического исследования, образовательно-диагностические ситуации, оценочные показатели и критерии, возрастные нормативы).
2. Практическое проведение диагностических измерений и заполнение диагностических карт (листов карт, таблиц, протоколов).
3. Количественный и качественный анализ полученных фактов, на основе которых определяется уровень достижения ребёнка.
4. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка.
5. Формулирование актуальных задач работы, связанных с решением выявленных проблем у ребёнка (составление прогноза развития ребёнка, создание условий для решения выявленных проблем у ребёнка, повышение профессиональной компетентности воспитателя, консультирование у специалистов, индивидуальное консультирование родителей, составление методических рекомендаций и т.п.).
Содержание практики
Практика включает три этапа:
1 этап – организационно-адаптационный :
- установочный инструктаж по практике;
- ознакомление с содержанием и оформлением текущей и отчетной документации;
- ознакомление с ДОУ (экскурсия);
- распределение по группам;
- изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ;
- подготовка материала, оборудования и диагностических карт (листов, таблиц, протоколов) для проведения диагностики;
2 этап – профессиональная самореализация и самоидентификация:
- каждый практикант работает с одним ребёнком в течение всей практики (проводит педагогическую диагностику);
- наблюдает за работой воспитателя;
- наблюдает за деятельностью детей;
- изучает микроклимат в группе;
- совместно с воспитателем проводит режимные моменты
3 этап – итоговый:
- оформление отчётной документации;
- участие в итоговой конференции;
- конкурс творческих отчётов.
Требования к уровню выполнения содержания практики
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития» является освоение всех видов работ, предусмотренных для выполнения практических занятий, изучение дисциплин: ОП 01. Педагогика (ОП01 Основы общей и дошкольной педагогики), ОП 02. Психология, ОП 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ОП 07 (ОП 08) Основы учебно-исследовательской деятельности, МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Примечание: курсивом выделены дисциплины и МДК по специальности 44.02.01 «Специальное дошкольное образование»
1.6. Обязанности студента- практиканта
Студент - практикант должен:
1. Выйти на практику в срок, установленный планом практики.
2. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой психолого-педагогической практики.
3. Тщательно готовиться к каждому дню практики.
4. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка базового ДОУ, распоряжениям администрации и руководителей практики.
5.Соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей.
6. Соблюдать культуру внешнего вида и культуру речи.
7. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками, родителями, воспитанниками ДОУ и руководителем практики.
8. Изучить специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.
9. Своевременно оформлять и сдавать необходимую документацию.
10. Участвовать в установочном инструктаже и итоговой конференции.
11. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность руководителя практики, руководителя практики базового ДОУ, старосту группы практикантов и заведующую дошкольным отделением, а также подтвердить причину документально.
12. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает учебная часть МПК.
В случае невыполнения обязанностей студент-практикант может быть отстранён от практики.
1.7. Права студента – практиканта
Студент - практикант имеет право:
1. Обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям по всем вопросам, возникшим в процессе практики;
2. Вносить предложения по организации данного вида профессиональной практики.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.