Хорошее в человеке приходится всегда проектировать,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 и педагог обязан делать это.

        

      Практика студентов является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Педагогическая практика, обеспечивая системно - деятельностный подход подготовки студентов, направлена на развитие профессиональной компетентности будущего воспитателя, формирование целостных представлений о современном образовательном процессе в ДОУ.

В ходе педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическому обучению, а также овладевают профессиональными и общими компетенциями, представленными по данному профессиональному модулю.

     В профессиональной подготовке студентов значимое место занимает психолого-педагогическая практика, цель которой связана с важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения – педагогической диагностикой (мониторинга).

Определение результативности деятельности через развитие личности ребёнка требует изменения самого содержания диагностической функции: от периодически выставляемого «диагноза» развитию разных сторон личности ребёнка по результатам диагностики воспитателю необходимо перейти к постоянному стратегическому отслеживанию динамики развития каждого личностного качества, т.е. к мониторингу.

Организация педагогической диагностики ( мониторинга) включает ряд этапов:

1-й этап – выделение основных направлений мониторинга, предмета мониторинга, периодичности и сроков, методов диагностики, форм отчётности, способов отражения информации.

2-й этап – проектирование системы мониторинга, что предполагает определение объекта мониторинга, сопоставительной нормы (эталона, норматива), диагностического инструментария мониторинга (критериев и показателей, методов диагностики, шкалы оценок).

3-й этап – практическое проведение диагностических измерений. В статье 47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается выделение педагогическим работникам специального времени на проведении диагностических и мониторинговых процедур. Результатом этого этапа становятся заполненные диагностические карты (листы).

4-й этап – количественный и качественный анализ полученных фактов (отражение результатов в таблицах, графиках, диаграммах, текстовом описании). Просчитываются совокупные оценки, на основе которых определяется уровень достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками детского сада.

5-й этап – интерпретация полученных данных, оценка степени достижения планируемых результатов (что достигли, что не смогли реализовать, каковы причины этого), формулирование актуальных образовательных задач работы на следующий этап.

6- й этап – доведение информации (результатов мониторинга) до субъектов образовательного процесса (через педагогические советы, публикации, сайт учреждения и др.)

Необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня подчёркивается в следующих нормативных документах:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании». В этом документе выделяется понятие «мониторинг в сфере образования», определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга, структуры, отвечающие за его организацию (стать 28 пункт 3, статья 29 пункт 2, статья 47 пункт 6, статья 89 пункт 2, статья 97 пункты 3-5). [6]

2. Постановление Правительства РФ от 05. 08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Согласно данному документу обязательной информацией о системе дошкольного образования, подлежащей мониторингу, является содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования.

3. ФГОС дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) к структуре Программы определяют требования к результатам её освоения. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п. 4.3. ФГОС дошкольного образования).

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников. Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности освоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и освоения ими Программы в рамках педагогической диагностики.

Следовательно, определяя основные линии сопровождения развития ребёнка в дошкольном образовании, необходимо в качестве ориентиров развития избирать сущностные характеристики деятельности и общения ребёнка.

Настоящие требования являются ориентирами для решения задач:

· формирования Программы;

· анализа профессиональной деятельности;

· взаимодействия с семьями.

       Воспитатель как непосредственный участник взаимодействия с детьми отслеживает качество результата профессиональной деятельности по реализации Программы и процесс динамики развития каждого ребёнка в группе («сопровождение индивидуального развития ребёнка»; «мониторинг индивидуального развития детей»).

Познание и понимание педагогом ребёнка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в детском саду определяет использование им малоформализованных диагностических методов, таких как наблюдение (карты наблюдений), беседа, диагностическая (образовательная) ситуация (желательно интегративного характера), анализ продуктов детской деятельности, анализ эпизодов из жизни группы и др.

Диагностическая ситуация – это специально проектируемые воспитателем условия детской деятельности, стимулирующие проявление ребёнком диагностируемого качества. В качестве стимульного материала рекомендуется использовать сюжетные картинки, игрушки, схемы и т.п. Диагностическая ситуация должна носить диагностико-развивающий характер и легко трансформироваться в образовательную. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, следует убедиться в том, что он правильно понимает его смысл и оценить проявления ребёнка на данный период нулевым баллом. К ситуации необходимо вернуться как к образовательной и, научить тому, с чем он не справился в процессе диагностики. 

Оценка уровня индивидуального развития детей может быть выражена в баллах:

*1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

*2 балла – отдельные компоненты не развиты;

*3балла – компоненты соответствуют возрасту;

*4 балла – компоненты соответствуют высокому уровню развития.

 

Таким образом:

1. Осуществляемый воспитателем педагогический мониторинг «представляет собой процесс непрерывного научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием интегративных качеств ребёнка с целью определения оптимальных задач развития данных качеств, технологий и средств их решения в образовательном процессе» (О.Н. Сомкова).

2. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, которая производится педагогами детского сада в рамках педагогической диагностики.

    Задания по практике направлены на освоение следующих профессиональных и общих компетенций  (ПК и ОК), которые представлены в таблице 1.

Профессиональные компетенции                                                    Таблица 1

ПК 1.2. Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.  

 

Общие компетенции

ОК 1  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2  Организовывать собственную деятельность, определять пути и методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4    Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7    Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса 
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, с учетом содержания, смены технологий
ОК 11    Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

   С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики должен

иметь практический опыт:

-планирования режимных моментов;

-организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья;

-диагностики результатов индивидуального развития ребёнка;

-наблюдения и анализа мероприятий по организации и проведению образовательного процесса;

- адекватность выбора современных технологий обучения, воспитания, развития с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- своевременность, адекватность корректировки собственной деятельности в соответствии с изменением парадигмы образования;

- участия в создании предметно-развивающей среды;

- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;

- оформления портфолио;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

-создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

-проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

-определять способы педагогической поддержки воспитанников;

-анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) в условиях образовательного учреждения;

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;

- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.

       Представленные в методических рекомендациях материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику и будут полезны в использовании как для студентов и руководителей практики, так и для преподавателей педагогики и психологии.

Студенты при наличии методических рекомендаций могут иметь весь набор документации, необходимый для прохождения психолого-педагогической практики.

Руководители практики с опорой на материал методических рекомендаций могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Преподаватели педагогики и психологии могут использовать предлагаемые в методических рекомендациях задания как опору в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса, а полученные студентами в ходе данного анализа материалы - для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.

    Для психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста и личности воспитателя отобраны достаточно простые для проведения, несложные для детей, легкие в обработке диагностические методики.

 Материал подобран в соответствии с основными темами теоретического курса психологии, педагогики, МДК01.01, МДК01.02 и позволяет проиллюстрировать основные закономерности развития детей дошкольного возраста. 

   Важным моментом в использовании данного вида практической работы является то, что в ходе организации и проведения заданий с детьми студенты отрабатывают умения, необходимые для индивидуального взаимодействия с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ.

В условиях образовательного учреждения студенты учатся проводить элементы мониторинга индивидуального развития детей, выделять яркие и характерные реакции дошкольников, фиксировать выявленные особенности, анализировать их и формулировать выводы относительно соответствия выявленных фактов возрастным нормам развития детей дошкольного возраста.

Общий раздел

Цель и задачи практики

       Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.

Задачи практики:

1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов

2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и сотрудниками ДОУ

3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования индивидуального развития детей с использованием различных методов и методик)

4. Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребёнка.

5. Формирование умения анализировать собственную деятельность и документировать её.

6. Формирование культуры педагогической деятельности.

7. Формирование осознанного отношения и устойчивого   интереса  к избранной профессии.

1.2. Организация практики

1. Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.

2.Руководство практикой осуществляется руководителями практики МПК, руководителем практики базового детского сада и  другими педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений разных типов.

3. Психолого-педагогическая практика проводится в течение одной  недели (концентрированно).

4. Практиканты распределяются по два человека в группу и выполняют задания по плану практики. Студентам-практикантам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять диагностическую функцию воспитателя.

5. Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором проходят практику.

6. Права и обязанности всех участников практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

7. В соответствии с учебным планом практика проводится в третьем семестре на втором курсе, длительностью одна неделя, продолжительность рабочего дня студентов составляет 6 часов (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154).                  

 

                                        1.3. Виды работ

Виды работ на практике:

1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, режимных моментов, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции

2. Проведение педагогической диагностики

3. Составление конспекта режимных моментов

4. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных моментов

5. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

6. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).

В ходе выполнения различных видов работы на учебной практике студенты приобретают опыт

организации и проведения педагогической диагностики  в деятельности воспитателей ДОУ с учётом следующего алгоритма:

1. Проектирование системы  педагогической диагностики (методы, методики и техники диагностического исследования, образовательно-диагностические ситуации, оценочные показатели и критерии, возрастные нормативы).

2. Практическое проведение диагностических измерений и заполнение диагностических карт (листов карт, таблиц, протоколов).

3. Количественный и качественный анализ полученных фактов, на основе которых определяется уровень достижения ребёнка.

4. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка.

5. Формулирование актуальных задач работы, связанных с решением выявленных проблем у ребёнка (составление прогноза развития ребёнка, создание условий для решения выявленных проблем у ребёнка, повышение профессиональной компетентности воспитателя, консультирование у специалистов, индивидуальное консультирование родителей, составление методических рекомендаций и т.п.).

 

Содержание практики

Практика включает три этапа:

1 этап – организационно-адаптационный :

- установочный инструктаж по практике;

- ознакомление с содержанием и оформлением текущей и отчетной документации;

- ознакомление с ДОУ (экскурсия);

- распределение по группам;

- изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ;

- подготовка материала, оборудования и диагностических карт (листов, таблиц, протоколов) для проведения диагностики;

2 этап – профессиональная самореализация и самоидентификация:

- каждый практикант работает с одним ребёнком в течение всей практики (проводит педагогическую диагностику);

- наблюдает за работой воспитателя;

- наблюдает за деятельностью детей;

- изучает микроклимат в группе;

- совместно с воспитателем проводит режимные моменты

3 этап – итоговый:

- оформление отчётной документации;

- участие в итоговой конференции;

- конкурс творческих отчётов.

 

Требования к уровню выполнения содержания практики

        Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития» является освоение всех видов работ, предусмотренных для выполнения практических занятий, изучение дисциплин: ОП 01. Педагогика (ОП01 Основы общей и дошкольной педагогики), ОП 02. Психология, ОП 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ОП 07 (ОП 08) Основы учебно-исследовательской деятельности, МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Примечание: курсивом выделены дисциплины и МДК по специальности 44.02.01 «Специальное дошкольное образование»

 

1.6. Обязанности студента- практиканта

Студент - практикант должен:

1. Выйти на практику в срок, установленный планом практики.

2. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой психолого-педагогической практики.

3. Тщательно готовиться к каждому дню практики.

4. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка базового ДОУ, распоряжениям администрации и руководителей практики.

5.Соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей.

6. Соблюдать культуру внешнего вида и культуру речи.

7. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками, родителями, воспитанниками ДОУ и руководителем практики.

8. Изучить специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.

9. Своевременно оформлять и сдавать необходимую документацию.

10. Участвовать в установочном инструктаже и итоговой конференции.

11. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность руководителя практики, руководителя практики базового ДОУ, старосту группы практикантов и заведующую дошкольным отделением, а также подтвердить причину документально.

12. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает учебная часть МПК.

В случае невыполнения обязанностей студент-практикант может быть отстранён от практики.

1.7. Права студента – практиканта

Студент - практикант имеет право:

1. Обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям по всем вопросам, возникшим в процессе практики;

2. Вносить предложения по организации данного вида профессиональной практики.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.