Психолого- педагогическая практика в ДОУ
Методические рекомендации
к организации и проведению учебно- производственной практики
Специальности:
44.02.01 «Дошкольное образование»
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием
Магнитогорск,2018
В помощь студенту- практиканту: методические рекомендации по организации и проведению психолого-педагогической практики для студентов по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
/сост. А.Г. Павлова, И.С. Костенко. – Магнитогорск: ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», 2018.- с.
Рецензенты: Н.А. Зайцева, зам. директора по УПР
Л.Н. Малявкина, к.п.н., преподаватель дошкольных дисциплин
МПК,2018
Содержание
Введение | 4 |
1. Общий раздел | 7 |
2. План-программа прохождения психолого-педагогической практики | 11 |
3. Оценка работы студента- практиканта | 12 |
4. Отчётная документация по практике | 12 |
5. Список рекомендованной литературы | 13 |
6. Приложение | 15 |
Приложение 1 Отчёт по практике (ДО) | 15 |
Приложение 2 Отчёт по практике (СДО) | 16 |
Приложение 3 Тема № 1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. | 18 |
Приложение 4 Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста | 19 |
Приложение 5 Тема № 3: Учёт психолого – педагогических особенностей дошкольников в организации различных видов деятельности. | 29 |
Приложение 6 Образец оформления протокола исследования | 31 |
Приложение 7 Схема составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка | 32 |
Приложение 8 Характеристика на студента | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональные компетенции Таблица 1
ПК 1.2. | Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом |
ПК 5.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
Общие компетенции
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять пути и методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, с учетом содержания, смены технологий |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм |
С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики должен
иметь практический опыт:
-планирования режимных моментов;
-организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья;
-диагностики результатов индивидуального развития ребёнка;
-наблюдения и анализа мероприятий по организации и проведению образовательного процесса;
- адекватность выбора современных технологий обучения, воспитания, развития с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- своевременность, адекватность корректировки собственной деятельности в соответствии с изменением парадигмы образования;
- участия в создании предметно-развивающей среды;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
- оформления портфолио;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
-создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
-проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
-определять способы педагогической поддержки воспитанников;
-анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) в условиях образовательного учреждения;
- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Представленные в методических рекомендациях материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику и будут полезны в использовании как для студентов и руководителей практики, так и для преподавателей педагогики и психологии.
Студенты при наличии методических рекомендаций могут иметь весь набор документации, необходимый для прохождения психолого-педагогической практики.
Руководители практики с опорой на материал методических рекомендаций могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Преподаватели педагогики и психологии могут использовать предлагаемые в методических рекомендациях задания как опору в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса, а полученные студентами в ходе данного анализа материалы - для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.
Для психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста и личности воспитателя отобраны достаточно простые для проведения, несложные для детей, легкие в обработке диагностические методики.
Материал подобран в соответствии с основными темами теоретического курса психологии, педагогики, МДК01.01, МДК01.02 и позволяет проиллюстрировать основные закономерности развития детей дошкольного возраста.
Важным моментом в использовании данного вида практической работы является то, что в ходе организации и проведения заданий с детьми студенты отрабатывают умения, необходимые для индивидуального взаимодействия с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ.
В условиях образовательного учреждения студенты учатся проводить элементы мониторинга индивидуального развития детей, выделять яркие и характерные реакции дошкольников, фиксировать выявленные особенности, анализировать их и формулировать выводы относительно соответствия выявленных фактов возрастным нормам развития детей дошкольного возраста.
Общий раздел
Цель и задачи практики
Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.
Задачи практики:
1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов
2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и сотрудниками ДОУ
3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования индивидуального развития детей с использованием различных методов и методик)
4. Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребёнка.
5. Формирование умения анализировать собственную деятельность и документировать её.
6. Формирование культуры педагогической деятельности.
7. Формирование осознанного отношения и устойчивого интереса к избранной профессии.
1.2. Организация практики
1. Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.
2.Руководство практикой осуществляется руководителями практики МПК, руководителем практики базового детского сада и другими педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений разных типов.
3. Психолого-педагогическая практика проводится в течение одной недели (концентрированно).
4. Практиканты распределяются по два человека в группу и выполняют задания по плану практики. Студентам-практикантам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять диагностическую функцию воспитателя.
5. Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором проходят практику.
6. Права и обязанности всех участников практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».
7. В соответствии с учебным планом практика проводится в третьем семестре на втором курсе, длительностью одна неделя, продолжительность рабочего дня студентов составляет 6 часов (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154).
1.3. Виды работ
Виды работ на практике:
1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, режимных моментов, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции
2. Проведение педагогической диагностики
3. Составление конспекта режимных моментов
4. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных моментов
5. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.
6. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).
В ходе выполнения различных видов работы на учебной практике студенты приобретают опыт
организации и проведения педагогической диагностики в деятельности воспитателей ДОУ с учётом следующего алгоритма:
1. Проектирование системы педагогической диагностики (методы, методики и техники диагностического исследования, образовательно-диагностические ситуации, оценочные показатели и критерии, возрастные нормативы).
2. Практическое проведение диагностических измерений и заполнение диагностических карт (листов карт, таблиц, протоколов).
3. Количественный и качественный анализ полученных фактов, на основе которых определяется уровень достижения ребёнка.
4. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка.
5. Формулирование актуальных задач работы, связанных с решением выявленных проблем у ребёнка (составление прогноза развития ребёнка, создание условий для решения выявленных проблем у ребёнка, повышение профессиональной компетентности воспитателя, консультирование у специалистов, индивидуальное консультирование родителей, составление методических рекомендаций и т.п.).
Содержание практики
Практика включает три этапа:
1 этап – организационно-адаптационный :
- установочный инструктаж по практике;
- ознакомление с содержанием и оформлением текущей и отчетной документации;
- ознакомление с ДОУ (экскурсия);
- распределение по группам;
- изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ;
- подготовка материала, оборудования и диагностических карт (листов, таблиц, протоколов) для проведения диагностики;
2 этап – профессиональная самореализация и самоидентификация:
- каждый практикант работает с одним ребёнком в течение всей практики (проводит педагогическую диагностику);
- наблюдает за работой воспитателя;
- наблюдает за деятельностью детей;
- изучает микроклимат в группе;
- совместно с воспитателем проводит режимные моменты
3 этап – итоговый:
- оформление отчётной документации;
- участие в итоговой конференции;
- конкурс творческих отчётов.
Требования к уровню выполнения содержания практики
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития» является освоение всех видов работ, предусмотренных для выполнения практических занятий, изучение дисциплин: ОП 01. Педагогика (ОП01 Основы общей и дошкольной педагогики), ОП 02. Психология, ОП 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ОП 07 (ОП 08) Основы учебно-исследовательской деятельности, МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Примечание: курсивом выделены дисциплины и МДК по специальности 44.02.01 «Специальное дошкольное образование»
1.6. Обязанности студента- практиканта
Студент - практикант должен:
1. Выйти на практику в срок, установленный планом практики.
2. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой психолого-педагогической практики.
3. Тщательно готовиться к каждому дню практики.
4. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка базового ДОУ, распоряжениям администрации и руководителей практики.
5.Соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей.
6. Соблюдать культуру внешнего вида и культуру речи.
7. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками, родителями, воспитанниками ДОУ и руководителем практики.
8. Изучить специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.
9. Своевременно оформлять и сдавать необходимую документацию.
10. Участвовать в установочном инструктаже и итоговой конференции.
11. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность руководителя практики, руководителя практики базового ДОУ, старосту группы практикантов и заведующую дошкольным отделением, а также подтвердить причину документально.
12. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает учебная часть МПК.
В случае невыполнения обязанностей студент-практикант может быть отстранён от практики.
1.7. Права студента – практиканта
Студент - практикант имеет право:
1. Обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям по всем вопросам, возникшим в процессе практики;
2. Вносить предложения по организации данного вида профессиональной практики.
План-программа прохождения психолого-педагогической практики
День недели | Задание | Вид деятельности | Форма отчетности |
1-ый день | Инструктивное совещание со студентами и руководителями практики по организации и проведению практики: цели и задачи практики, виды деятельности студентов на практике, ведение документации; обязанности практикантов, техника безопасности. 2.Распределение студентов по базам практики. 3. Подготовка студентов к практике по плану (проведение консультаций руководителями практики) | 1. Изучение особенностей проведения педагогической диагностики в ДОУ 2. Подготовка стимульного материала для проведения педагогической диагностики | 1. Запись в дневнике по практике |
2-ой день
| Знакомство с базой ДОУ. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогической диагностики. Тема № 1. Задание 1-4.
| 1.1. Изучение диагностической функции в работе воспитателя. В беседе с воспитателем выясните, как отслеживаются основные показатели развития ребёнка, как подбирается педагогическая диагностика, как осуществляется индивидуально-дифференцированный подход в воспитании дошкольников, какая оказывается помощь ребёнку в реализации его личностного потенциала. | Запись в дневнике Привести запись беседы в дневнике, зафиксировать вопросы и ответы. |
1.2. Изучение документации по педагогической диагностике | Запись в дневнике Записать основные разделы педагогической диагностики, формы фиксации полученных фактов и виды их обработки. | ||
1.3. Наблюдение за стилем речевого общения воспитателя с детьми. | Запись в дневнике Зафиксировать в дневнике протокол наблюдения, оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию. Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями. | ||
1.4 Наблюдение за взаимодействием детей и воспитателя в процесс различных видов деятельности. | |||
1.5 Проведение беседы с детьми. | |||
1.6. Проведение беседы с воспитателем. | |||
3-ый день | Выявление особенностей развития психических познавательных процессов у дошкольников. Тема № 2. Задание 5-10 | 1.1 Выявление уровня развития зрительной памяти дошкольников. | Запись в дневнике Оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию. Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями. |
1.2. Выявление уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста | |||
1.3.Выявление уровня развития внимания у дошкольников. | |||
1.4. Выявление уровня развития образной памяти дошкольников. | |||
1.5. Определение готовности к обучению в школе. | |||
4-ый день | Учёт психолого-педагогических особенностей дошкольников в различных видах деятельности. Наблюдение за деятельностью воспитателя в 1-ую половину дня. Тема № 3. Задание 11. | 1.1 Выявление уровня развития словесно – логического мышления дошкольников. | Запись в дневнике Оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию Запись в дневнике Зафиксируйте в дневнике выявленные условия по охране нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок, созданных в дошкольном учреждении. Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями. Конспект режимных моментов |
1.2. Наблюдение за деятельностью воспитателя во 1-ую половину дня. 1.3 Составление конспекта режимных моментов. 1.4 Выявление уровня готовности детей к школе. | |||
5-ый день | Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных моментов (в соответствии с составленным конспектом). |
Оценка за практику
1. По итогам прохождения практики студенты получают дифференцированный зачёт.
2. Предварительную оценку за практику выставляет воспитатель и руководители практики в базовом детском саду.
3. После проверки отчётной документации в МПК руководитель практики (групповой) и методист по практике дошкольного отделения имеют право подтвердить или изменить предварительную оценку.
4. Итоговая оценка выставляется в журнал по практике и зачётную книжку студента.
Список литературы
1. Мониторинг в детском саду: Науч.-метод./пос. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.; Под ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: Детство-Пресс,2010.
2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ ИСО 9001-2001 в сфере образования» //Гарант: информационно-правовой портал: Режим доступа: http//base.garant.ru/193504/.
3. Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 г. Москва «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» //Российская газета. 2011. 9 марта.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - М.: Центр педагогического образования, 2014.-31с.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». //Российская газета. 2012. 30 декабря.
7.Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электроном носители / авт.Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др., под ред. И.А.Бурлаковой, М.И. Степановой . -2-е изд.-М.: Просвещение ,2012.-127с. Ил.+ CD .-(Успех)
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 304 с.
Журналы
1. « Инструктор физической культуры в ДОУ»;
2. « Дошкольное воспитание»;
3. « Дошкольная педагогика»;
4. «Детский сад»;
5. «Обруч»;
6. «Ребёнок в детском саду»;
7. «Управление дошкольным образованием»;
8. «Здоровье дошкольника»;
9. «Современное дошкольное образование».
Интернет-ресурсы
1. Орлова Л. Портфолио дошкольника //Образовательный портал «Солнышко» //http://www. solnet.ee/parents/portfolio.html.
2. Академик. Словари и энциклопедии. http;//academic.ru
Приложение
Приложение 1
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
| ||||||||||
ФИО | ||||||||||
обучающегося на | 2 | курсе | 20 | 18 | уч. г. по специальности | |||||
44.02.01 Дошкольное образование | ||||||||||
(код и наименование) | ||||||||||
| ||||||||||
ПМ | 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития (УП01 Психолого-педагогическая) | |||||||||
в объеме 36 часов, с «24» ноября 2018 г. по «30» ноября 2018г. Место прохождение: МДОУ № ____ г. Магнитогорска, ул._______________ | ||||||||||
Цель: | Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса | |||||||||
| ||||||||||
Задачи: | 1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов. 2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и с сотрудниками ДОО. 3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования и т.д.). 4.Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка. 5.Формирование культуры педагогической деятельности.
| |||||||||
Содержание работы
Формирование компетенций
1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.
2.Подготовка папки:
- диагностические методики;
- стимульный материал.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики
4. Составление конспекта режимных процессов.
5. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных процессов.
6. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.
7. Составление индивидуальной консультации для родителей по результатам диагностики.
8. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).
9. Определение пути педагогического самосовершенствования (формулирование задач профессионально-личностного развития).
« 30» ноября 2018
Руководитель образовательной организации | О.Ю.Леушканова Директор ГБПОУ «МПК» | ||
(подпись) | (ФИО) |
Руководитель
базы практики
(подпись) | (ФИО) |
Руководитель практики от «МПК» | ||||
Обучающийся | (подпись) | (ФИО) | ||
(подпись) | (ФИО) |
Приложение 2
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
| ||||||||||
ФИО | ||||||||||
обучающегося на | 2 | курсе | 20 | 18 | уч. г. по специальности | |||||
44.02.04 Специальное дошкольное образование | ||||||||||
(код и наименование) | ||||||||||
| ||||||||||
ПМ | 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием (ПП01 Психолого-педагогическая) | |||||||||
в объеме 36 часов, с «01декабря 2018 г. по «07» декабря 2018г. Место прохождение: МДОУ № ____ г. Магнитогорска, ул.____________________ | ||||||||||
Цель: | Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса | |||||||||
| ||||||||||
Задачи: | 1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов. 2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и с сотрудниками ДОО. 3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования и т.д.). 4.Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка. 5.Формирование культуры педагогической деятельности.
| |||||||||
Содержание работы
Формирование компетенций
1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.
2.Подготовка папки:
- диагностические методики;
- стимульный материал.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики
4. Составление конспекта режимных процессов.
5. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных процессов.
6. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.
7. Составление индивидуальной консультации для родителей по результатам диагностики.
8. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).
9. Определение пути педагогического самосовершенствования (формулирование задач профессионально-личностного развития).
« 07» декабря 2018
Руководитель образовательной организации | О.Ю.Леушканова Директор ГБПОУ «МПК» | ||
(подпись) | (ФИО) |
Руководитель
базы практики
(подпись) | (ФИО) |
Руководитель практики от «МПК» | ||||
Обучающийся | (подпись) | (ФИО) | ||
(подпись) | (ФИО) |
Приложение 3.
Особенности отношения ребенка к воспитателю Таблица 1
Имя ребенка, возраст. | Хотел бы ты перейти в другой детский сад? Почему? | Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад ? Почему? | Кого бы из воспитателей ты взял с собой в другой детский сад? Почему? | Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему? | Выводы |
Задание № 3: Деятельность воспитателя глазами детей
Методические рекомендации
1. Проведите беседу с детьми по методике Н.Я. Михайленко.
2. Результаты занесите в таблицу 2
3. Соотнесите видение деятельности воспитателя детьми с его функциональными обязанностями.
Деятельность воспитателя глазами детей Таблица 2
Вопросы
Ответы детей
Задание № 4. Определите способность у воспитателя вашей группы к децентрации Децентрация – это умение поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения. (В.А.Петровский)
Методические рекомендации
1. Проведите с воспитателем беседу, предложив закончить высказывания так, как на её взгляд, закончил бы один из детей (определить, кто именно )
2. Проведите беседу с указанным воспитателем ребенком по той же инструкции
3. Результаты занесите в таблицу 3
Способность воспитателя к децентрации Таблица 3
Вопросы |
Ответы | |
воспитатель | ребёнок | |
Я радуюсь когда ... | ||
Я очень грущу, когда ... | ||
Мне бывает страшно, когда ... | ||
Я горжусь, когда ... | ||
Я сержусь, когда ... | ||
Я удивляюсь, когда ... |
4. Сравнив ответы, сделайте вывод о способности воспитателя к децентрации.
Приложение 4.
Задание 5. Диагностика по выявлению уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации
1. Провести диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Чего не хватает»
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то! очень важного.
Инструкция: На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.
Проводящий диагностику, с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
2.Результаты диагностического исследования детей занести в таблицу 4.
Таблица 4
Ф.И.ребенка | Ответы на вопросы (длительность поиска ответов) | ||||||
1 картинка | 2 картинка | 3 картинка | 4 картинка | 5 картинка | 6 картинка | 7 картинка | |
1. | |||||||
2. |
Оценка результата:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;
0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
2. Сделайте выводы об уровне развития внимания ребенка по следующим критериям:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4- 7 баллов - средний;
2 - 3 балла - низкий;
0 -1 балл - очень низкий
Задание № 6. Выявление уровня развития внимания у дошкольников (методика Р.С. Немова)
Методические рекомендации
1. Проведите диагностическое исследование по методике Р.С. Немова: «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
2. Результаты исследования занесите в таблицу 5.
3. На основании диагностических исследований, проведенных по двум методикам, попытайтесь сформулировать рекомендации по развитию внимания у детей данного возраста.
Инструкция: Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны. Время выполнения задания ограничено 1 минутой
Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того как он нашел все предметы на предыдущей картинке.
Таблица 5
Ф.И. ребенка
Ответы детей
Оценка результатов:
10 баллов — названы 14 предметов, время — 20 сек.;
8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.;
6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.;
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;
2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51- 60 сек.;
0—1 балл — за время большее 60 сек. Ребенок не смог решить задачу по поиску
и названию всех 14 предметов.
Оценка уровня развития ребёнка:
10 баллов — очень высокий уровень;
8-9 баллов — высокий;
4 -7 баллов — средний;
2 - 3 балла — низкий;
0 -1 балл — очень низкий
Задание № 7. Диагностика уровня развития зрительной памяти дошкольников.
Методические рекомендации
1. Проведите диагностическое исследование, используя методику Д. Векслера
2.Результаты занесите в таблицу № 6.
3. Сделайте выводы о сформированности зрительной памяти у детей данной возрастной группы.
Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Инструкция: Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их изображение на чистом листе бумаги.
Диагностика уровня развития зрительной памяти Таблица 6
Ф.И. ребенка
Ответы детей
А
Б
В
Г
Результаты исследования:
А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,
Правильно расположенные флажки — 1 балл,
Правильный угол пересечения линий — 1 балл,
Максимальная оценка этого задания — 3 балла
Б) Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,
четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,
два диаметра со всеми мелкими квадратами -1 балл,
четыре точки в квадратах — 1 балл,
точность в пропорциях — 1 балл,
Максимальная оценка — 5 баллов.
В) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл,
центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл,
фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла - 1 балл,
фигура правильно воспроизведена — 3 балла.
Максимальная оценка — 3 балла.
Г) Большой прямоугольник с маленьким в нём -1 балл,
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника -1 балл,
маленькие прямоугольники точно размещены в большом — 1 балл.
Максимальная оценка — 3 балла.
Общий максимальный результат — 14 баллов.
Задание № 8 Изучение особенностей образной памяти дошкольников.
Инструкция: Испытуемому предлагается в течение определенного времени (30 секунд – подготовительная группа, 45 – старшая, 60 сек – средняя, 75 сек – младшая) запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
Норма – 6 правильных ответов и больше.
Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.
Методические рекомендации
1. Проведите исследование по предложенной методике.
2. Занесите результаты в таблицу 7.
3. На основании полученных результатов дайте оценку образной памяти детей данной возрастной группы.
4. Сформулируйте методические рекомендации по развитию памяти дошкольников.
Изучение особенностей образной памяти дошкольников Таблица 7
№ заданий |
Задание № 9: Определение готовности к обучению в школе
Методические рекомендации
1. Проведите исследования по предложенной методике в соответствии с рекомендациями.
2. Приложите рисунки детей.
3. Проанализируйте результаты, пользуясь предложенной технологией.
4. Сделайте выводы о степени готовности к школе детей разных возрастных групп и об оптимальном возрасте для поступления в школу.
Методика определения школьной зрелости по тесту Керна (рисование мужской фигуры.)
Тест включает в себя три задания:
1. рисование фигуры по представлению;
2. графическое копирование фразы из письменных букв;
3. срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности точно двигательной координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.
Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребенка.
1 задание:
инструкция: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь».
Оценка результатов:
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове - волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
2 задание. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на оборотной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.
Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».
На листе должен быть выполнен образец фразы письменным каллиграфическим почерком.
Оценка результатов:
1 балл – срисованную фразу можно прочесть, Буквы больше образца не более, чем в два раза. Буквы образуют три слова. Отклонение строки не боле, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочесть. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.
3 балла – буквы разделены на две подгруппы. Можно прочесть хотя бы 4 буквы.
4 балла - вся группа букв имеет видимость письма, с образцом схожи 2 буквы.
5 баллов – каракули.
3 задание:
Инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать».
* * *
* * *
* * *
Оценка результатов:
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочек. Есть симметрия по вертикали и горизонтали. Уменьшение фигур допустимо, а увеличение не более, чем в два раза.
2 балла – незначительное нарушение симметрии. Допустимо изображение кружочков, Одна точка может выходить за рамки строки или столбца.
3 балла – грубая похожесть на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. «Пятиугольник» может быть повернут в другую сторону. Количество точек от 7 до 20.
4 балла – точки по расположению могут напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество их несущественны. Присутствуют другие изображения (напрмер линии).
5 баллов – каракули.
Общая оценка:
3 - 6 баллов – уровень развития выше среднего
7 -10 баллов – уровень развития средний
11 - 15 баллов – уровень развития низкий. Дети не достигли уровня школьной зрелости. Необходимо время или специальная коррекция.
Задание № 10: Изучение словесно – логического мышления дошкольников
Методические рекомендации
1. Проведите с детьми предложенный тест
2.Ответы занесите в таблицу 8
3. Оцените правильность ответов, пользуясь предложенными рекомендациями.
4. Соотнесите полученные ответы детей с эталонами (правильными ответами).
5. Сделайте выводы о сформированности словесно - логического мышления у детей данной возрастной группы.
Оценка словесно – логического мышления дошкольников Таблица 8
Вопросы
Ответы детей
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6: Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4,ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь — гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
1.5. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.
20. Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Оценка результатов:
Высокий уровень - 15-20 правильных ответов;
Средний уровень - 10-14 правильных ответов;
Низкий уровень -5-9 правильных ответов;
Очень низкий уровень - менее 5 правильных ответов.
Приложение 5.
Примерная схема фотозаписи режимных моментов
Время | Режимный момент | Деятельность воспитателя/помощника воспитателя | Деятельность детей |
3. Выделите педагогические условия:
· организован ли каждый режимный момент увлекательно и интересно для детей;
· не создается ли напряженная эмоциональная обстановка в группе при организации жизни детей и соблюдении распорядка дня;
· помогает ли воспитатель детям в выполнении бытовых процедур, сложных для них;
· продумывается ли последовательность действий при организации режимных процессов;
· закрепляются и совершенствуются ли ритуалы выполнения режимных процессов (личная подготовка персонала группы, подготовка детей и разъяснения сущности каждого компонента режима).
4. Составьте конспект проведения режимных моментов в 1-ю (или 2-ю) половину дня
(приём, подъем детей с дневного сна, умывание, одевание, кормление, дидактические игры, подвижные игры).
5. Подберите художественно-литературный материал (стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песенки) необходимый для поддержания интереса дошкольников к выполнению режимных процессов.
Примерная схема анализа организации режимных моментов
1. Объект наблюдения. В 1-ю (2-ю) половину дня мною проведено наблюдение за следующими режимными моментами: .., …. …..;
2. Соответствие режимных моментов режиму дня группы. Организация режимных моментов соответствует (не соответствует) режиму дня данной возрастной группы. Согласно примерному режиму дня, представленного в Программе , продолжительность приема детей должна составлять …, утренней гимнастики…, организации питания…, свободной деятельности…, образовательной деятельности..., дневного сна…;
3. Задачи воспитания. В процессе организации и проведения режимных моментов, воспитатель решала следующие задачи:
· Во время приема детей: 1…;2…..
· Во время умывания:1…;2….
· Во время приема пищи: 1…;2…..
· Во время одевания (после сна, на прогулку: 1…;2…..
· Во время раздевания (подготовка ко сну, с прогулки): 1…;2…..
· Во время проведения беседы о….: 1…;2…..
· Во время проведения дидактические игры: 1…;2…..
· В самостоятельной деятельности детей: 1…;2…..
4. Условия и средства обучения, воспитания детей. Для достижения поставленной цели воспитатель создала следующие (специальные) условия (проветрила помещение, проследила за организацией влажной уборки, передвинула мебель, выучила потешки, загадки, стихи о …, составила конспект беседы о …), подобрала средства (картины о …, наборы дидактический игр о …, спортивный инвентарь:…)…;
5. Учет принципов. При организации режимных процессо, воспитатель соблюдает основные дидактические принципы: …(постепенности, наглядности обучения: …, систематичности и последовательности: …, учета возрастных и индивидуальных особенностей: …, развивающего и воспитывающего характера обучения: … и др.);
6. Методы и приемы работы с детьми. Для реализации поставленных целей воспитатель использовала следующие методы и приемы: (показ и объяснение, действия по словесному указанию, напоминание, разъяснение, упражнение, игровые приемы, образовательные ситуации, дидактические игры, художественная слово, контроль, ситуативный разговор, образец поведения и деятельности, введение правил, поручения, задания, модели, оценка, презентация, сообщение, вопросы-предположения, проговаривание действий и др.);
7. Соблюдение методики. В процессе организации режимных процессов 1-й (2-й)половины дня воспитатель соблюдала методику организации: соблюдался алгоритм умывания (одевания), (Режимные процессы) … осуществлялся (подгруппами; группами, индивидуально) способом.;
8. Эмоциональный фон: настроение воспитателя и детей в течение дня, способность педагога «видеть» всех детей.
9. Стиль общения, которого придерживается воспитатель в общении с детьми
10. Общий вывод и предложения. Реализация поставленных задач. Наиболее заинтересовавший прием работы с детьми. Разработка предложений по коррекции организации и проведения режимных моментов.
Примерная схема конспекта режимных моментов
№ п\п | Режимный момент | Задачи | Методы и приёмы | Планируемые результаты (достижения ребёнка) |
1 | Питание | 1.Формировать представление детей о необходимости спокойного, неторопливого приёма пищи, тщательного её пережёвывания 2.Закрепить навыки культурного поведения во время приёма пищи. Формировать чувство благодарности повару | Презентация меню, ситуативный разговор, напоминание, похвала, пословицы Примечание: все методы и приёмы расписать в прямой речи | Ребёнок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, проявляет навыки культурного поведения за столом, поддерживает порядок на столе; активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд взрослых |
2 | Одевание | |||
3 | Умывание | |||
4 | Игровая деятельность (подвижные, дидактические игры) |
Приложение 6.
Образец оформления протокола исследования
Протокол № _______
Дата проведения исследования ____________________________________
ДОУ№ ________________________________________________________
Группа_____________ Количество детей ____________________
Метод___________________________________________________________
Название метода (указать автора, если есть) ________________________________________________________________________________
Цель исследования ________________________________________________________________
Организация исследования (продолжительность, параметры) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты исследования (могут быть представлены в процентном отношении, в виде графика, диаграммы, диагностической карты и т.п.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 7.
Приложение 8.
Характеристика
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА
1.Педагогические навыки и умения студентов в организации педагогического мониторинга, педагогического процесса , в планировании и учете воспитательно- образовательной работы с детьми, а также с сотрудниками ДОУ:
- виды работы по организации педагогического мониторинга, проводимого с детьми наиболее успешно;
- виды работы, на которые необходимо обратить внимание.
2.Умение планировать воспитательно-образовательную работу (режимные моменты).
3.Умение на практике применять теоретические знания.
4. Характер общения студента с детьми, коллегами, родителями, сотрудниками.
5.Владение детским коллективом, взаимодействие с сотрудниками ДОУ. Какие были трудности и как их преодолевали.
6. Характер выполнения общественно-полезной работы.
7. Положительные стороны и основные проблемы, возникшие в ходе педагогической практики у студента-практиканта.
8.Выводы по готовности студента к самостоятельной работе с детьми, с родителями и с сотрудниками ДОУ.
9.Предложения и пожелания для дальнейшей самостоятельной работы студента.
10.Отношение к работе и дисциплинированность.
11. Дифференцированная оценка.
Характеристика составляется воспитателем (или старшим воспитателем), заверяется печатью ДОУ.
Психолого- педагогическая практика в ДОУ
Методические рекомендации
к организации и проведению учебно- производственной практики
Специальности:
44.02.01 «Дошкольное образование»
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием
Магнитогорск,2018
В помощь студенту- практиканту: методические рекомендации по организации и проведению психолого-педагогической практики для студентов по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
/сост. А.Г. Павлова, И.С. Костенко. – Магнитогорск: ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», 2018.- с.
Рецензенты: Н.А. Зайцева, зам. директора по УПР
Л.Н. Малявкина, к.п.н., преподаватель дошкольных дисциплин
МПК,2018
Содержание
Введение | 4 |
1. Общий раздел | 7 |
2. План-программа прохождения психолого-педагогической практики | 11 |
3. Оценка работы студента- практиканта | 12 |
4. Отчётная документация по практике | 12 |
5. Список рекомендованной литературы | 13 |
6. Приложение | 15 |
Приложение 1 Отчёт по практике (ДО) | 15 |
Приложение 2 Отчёт по практике (СДО) | 16 |
Приложение 3 Тема № 1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. | 18 |
Приложение 4 Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста | 19 |
Приложение 5 Тема № 3: Учёт психолого – педагогических особенностей дошкольников в организации различных видов деятельности. | 29 |
Приложение 6 Образец оформления протокола исследования | 31 |
Приложение 7 Схема составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка | 32 |
Приложение 8 Характеристика на студента | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 389.