Психолого- педагогическая практика в ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психолого- педагогическая практика в ДОУ

Методические рекомендации

к организации и проведению учебно- производственной практики

 

Специальности:

 

44.02.01 «Дошкольное образование»

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития 

                         

44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием                        

 

 

Магнитогорск,2018

 

В помощь студенту- практиканту: методические рекомендации по организации и проведению психолого-педагогической практики для студентов по специальности

44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» 

/сост. А.Г. Павлова, И.С. Костенко. – Магнитогорск: ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», 2018.- с.

 

Рецензенты: Н.А. Зайцева, зам. директора по УПР

                 Л.Н. Малявкина, к.п.н., преподаватель дошкольных дисциплин

 

 

МПК,2018

Содержание

 Введение 4
1. Общий раздел 7
2. План-программа прохождения психолого-педагогической практики 11
3. Оценка работы студента- практиканта 12
4. Отчётная документация по практике 12
5. Список рекомендованной литературы 13
6. Приложение 15
Приложение 1 Отчёт по практике (ДО) 15
Приложение 2 Отчёт по практике (СДО) 16
Приложение 3 Тема № 1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. 18
Приложение 4 Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста 19
Приложение 5 Тема № 3: Учёт психолого – педагогических особенностей дошкольников в организации различных видов деятельности. 29
Приложение 6 Образец оформления протокола исследования 31
Приложение 7 Схема составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка 32
Приложение 8 Характеристика на студента 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные компетенции                                                    Таблица 1

ПК 1.2. Проводить режимные процессы в соответствии с возрастом
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.  

 

Общие компетенции

ОК 1  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2  Организовывать собственную деятельность, определять пути и методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4    Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7    Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса 
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, с учетом содержания, смены технологий
ОК 11    Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

   С целью овладения данным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практики должен

иметь практический опыт:

-планирования режимных моментов;

-организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно - гигиенических навыков и укрепление здоровья;

-диагностики результатов индивидуального развития ребёнка;

-наблюдения и анализа мероприятий по организации и проведению образовательного процесса;

- адекватность выбора современных технологий обучения, воспитания, развития с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- своевременность, адекватность корректировки собственной деятельности в соответствии с изменением парадигмы образования;

- участия в создании предметно-развивающей среды;

- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;

- оформления портфолио;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участия в исследовательской и проектной деятельности;

уметь:

-создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;

-проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

-определять способы педагогической поддержки воспитанников;

-анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) в условиях образовательного учреждения;

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;

- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.

       Представленные в методических рекомендациях материалы позволяют обеспечить психолого-педагогическую практику и будут полезны в использовании как для студентов и руководителей практики, так и для преподавателей педагогики и психологии.

Студенты при наличии методических рекомендаций могут иметь весь набор документации, необходимый для прохождения психолого-педагогической практики.

Руководители практики с опорой на материал методических рекомендаций могут проводить необходимую подготовку студента к непосредственной практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Преподаватели педагогики и психологии могут использовать предлагаемые в методических рекомендациях задания как опору в анализе различных сторон психолого-педагогического процесса, а полученные студентами в ходе данного анализа материалы - для иллюстрации теоретических позиций или для диагностики теоретических знаний студентов.

    Для психолого-педагогического исследования детей дошкольного возраста и личности воспитателя отобраны достаточно простые для проведения, несложные для детей, легкие в обработке диагностические методики.

 Материал подобран в соответствии с основными темами теоретического курса психологии, педагогики, МДК01.01, МДК01.02 и позволяет проиллюстрировать основные закономерности развития детей дошкольного возраста. 

   Важным моментом в использовании данного вида практической работы является то, что в ходе организации и проведения заданий с детьми студенты отрабатывают умения, необходимые для индивидуального взаимодействия с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ.

В условиях образовательного учреждения студенты учатся проводить элементы мониторинга индивидуального развития детей, выделять яркие и характерные реакции дошкольников, фиксировать выявленные особенности, анализировать их и формулировать выводы относительно соответствия выявленных фактов возрастным нормам развития детей дошкольного возраста.

Общий раздел

Цель и задачи практики

       Цель практики: Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса.

Задачи практики:

1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов

2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и сотрудниками ДОУ

3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования индивидуального развития детей с использованием различных методов и методик)

4. Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребёнка.

5. Формирование умения анализировать собственную деятельность и документировать её.

6. Формирование культуры педагогической деятельности.

7. Формирование осознанного отношения и устойчивого   интереса  к избранной профессии.

1.2. Организация практики

1. Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.

2.Руководство практикой осуществляется руководителями практики МПК, руководителем практики базового детского сада и  другими педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений разных типов.

3. Психолого-педагогическая практика проводится в течение одной  недели (концентрированно).

4. Практиканты распределяются по два человека в группу и выполняют задания по плану практики. Студентам-практикантам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять диагностическую функцию воспитателя.

5. Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, в котором проходят практику.

6. Права и обязанности всех участников практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж».

7. В соответствии с учебным планом практика проводится в третьем семестре на втором курсе, длительностью одна неделя, продолжительность рабочего дня студентов составляет 6 часов (ст.92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 № 1154).                  

 

                                        1.3. Виды работ

Виды работ на практике:

1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, режимных моментов, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции

2. Проведение педагогической диагностики

3. Составление конспекта режимных моментов

4. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных моментов

5. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

6. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).

В ходе выполнения различных видов работы на учебной практике студенты приобретают опыт

организации и проведения педагогической диагностики  в деятельности воспитателей ДОУ с учётом следующего алгоритма:

1. Проектирование системы  педагогической диагностики (методы, методики и техники диагностического исследования, образовательно-диагностические ситуации, оценочные показатели и критерии, возрастные нормативы).

2. Практическое проведение диагностических измерений и заполнение диагностических карт (листов карт, таблиц, протоколов).

3. Количественный и качественный анализ полученных фактов, на основе которых определяется уровень достижения ребёнка.

4. Интерпретация полученных данных, соотнесение их с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка.

5. Формулирование актуальных задач работы, связанных с решением выявленных проблем у ребёнка (составление прогноза развития ребёнка, создание условий для решения выявленных проблем у ребёнка, повышение профессиональной компетентности воспитателя, консультирование у специалистов, индивидуальное консультирование родителей, составление методических рекомендаций и т.п.).

 

Содержание практики

Практика включает три этапа:

1 этап – организационно-адаптационный :

- установочный инструктаж по практике;

- ознакомление с содержанием и оформлением текущей и отчетной документации;

- ознакомление с ДОУ (экскурсия);

- распределение по группам;

- изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению мониторинга индивидуального развития детей в ДОУ;

- подготовка материала, оборудования и диагностических карт (листов, таблиц, протоколов) для проведения диагностики;

2 этап – профессиональная самореализация и самоидентификация:

- каждый практикант работает с одним ребёнком в течение всей практики (проводит педагогическую диагностику);

- наблюдает за работой воспитателя;

- наблюдает за деятельностью детей;

- изучает микроклимат в группе;

- совместно с воспитателем проводит режимные моменты

3 этап – итоговый:

- оформление отчётной документации;

- участие в итоговой конференции;

- конкурс творческих отчётов.

 

Требования к уровню выполнения содержания практики

        Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития» является освоение всех видов работ, предусмотренных для выполнения практических занятий, изучение дисциплин: ОП 01. Педагогика (ОП01 Основы общей и дошкольной педагогики), ОП 02. Психология, ОП 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ОП 07 (ОП 08) Основы учебно-исследовательской деятельности, МДК 01.02. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Примечание: курсивом выделены дисциплины и МДК по специальности 44.02.01 «Специальное дошкольное образование»

 

1.6. Обязанности студента- практиканта

Студент - практикант должен:

1. Выйти на практику в срок, установленный планом практики.

2. Выполнять все виды работ, предусмотренные программой психолого-педагогической практики.

3. Тщательно готовиться к каждому дню практики.

4. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка базового ДОУ, распоряжениям администрации и руководителей практики.

5.Соблюдать правила техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей.

6. Соблюдать культуру внешнего вида и культуру речи.

7. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения с сотрудниками, родителями, воспитанниками ДОУ и руководителем практики.

8. Изучить специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.

9. Своевременно оформлять и сдавать необходимую документацию.

10. Участвовать в установочном инструктаже и итоговой конференции.

11. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность руководителя практики, руководителя практики базового ДОУ, старосту группы практикантов и заведующую дошкольным отделением, а также подтвердить причину документально.

12. Решение о продлении сроков практики или повторном ее прохождении принимает учебная часть МПК.

В случае невыполнения обязанностей студент-практикант может быть отстранён от практики.

1.7. Права студента – практиканта

Студент - практикант имеет право:

1. Обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям по всем вопросам, возникшим в процессе практики;

2. Вносить предложения по организации данного вида профессиональной практики.

План-программа прохождения психолого-педагогической практики

 

День недели Задание Вид деятельности Форма отчетности
1-ый день Инструктивное совещание со студентами и руководителями практики по организации и проведению практики: цели и задачи практики, виды деятельности студентов на практике, ведение документации; обязанности практикантов, техника безопасности. 2.Распределение студентов по базам практики. 3. Подготовка студентов к практике по плану (проведение консультаций руководителями практики) 1. Изучение особенностей проведения педагогической диагностики в ДОУ 2. Подготовка стимульного материала для проведения педагогической диагностики 1. Запись в дневнике по практике

2-ой день

 

Знакомство с базой ДОУ. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогической диагностики.

Тема № 1. Задание 1-4.

 

 

 

1.1. Изучение диагностической функции в работе воспитателя. В беседе с воспитателем выясните, как отслеживаются основные показатели развития ребёнка, как подбирается педагогическая диагностика, как осуществляется индивидуально-дифференцированный подход в воспитании дошкольников, какая оказывается помощь ребёнку в реализации его личностного потенциала. Запись в дневнике Привести запись беседы в дневнике, зафиксировать вопросы и ответы.  
1.2. Изучение документации по педагогической диагностике   Запись в дневнике Записать основные разделы педагогической диагностики, формы фиксации полученных фактов и виды их обработки.
1.3. Наблюдение за стилем речевого общения воспитателя с детьми.

Запись в дневнике

Зафиксировать в дневнике

протокол наблюдения, оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию. Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями.

1.4 Наблюдение за взаимодействием детей и воспитателя в процесс различных видов деятельности.
1.5 Проведение беседы с детьми.
1.6. Проведение беседы с воспитателем.

3-ый день

Выявление особенностей развития психических познавательных процессов у дошкольников. Тема № 2. Задание 5-10

1.1 Выявление  уровня развития зрительной памяти дошкольников.

Запись в дневнике

Оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию.

Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями.

1.2. Выявление  уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста
1.3.Выявление уровня развития внимания у дошкольников.
1.4. Выявление  уровня развития образной памяти дошкольников.
1.5. Определение готовности к обучению в школе.

4-ый день

Учёт психолого-педагогических особенностей дошкольников в различных видах деятельности. Наблюдение за деятельностью воспитателя в 1-ую половину дня.

Тема № 3. Задание 11.

1.1 Выявление  уровня развития словесно – логического мышления дошкольников.

Запись в дневнике

Оформить таблицы, обработать и интерпретировать полученную информацию

Запись в дневнике

Зафиксируйте в дневнике выявленные условия по охране нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок, созданных в дошкольном учреждении.

Сделать выводы в соответствии с методическими рекомендациями.

Конспект режимных моментов

1.2. Наблюдение за деятельностью воспитателя во 1-ую половину дня. 1.3 Составление конспекта режимных моментов. 1.4 Выявление уровня готовности детей к школе.

5-ый день

Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных моментов (в соответствии с составленным конспектом).

Оценка за практику

1. По итогам прохождения практики студенты получают дифференцированный зачёт.

2. Предварительную оценку за практику выставляет воспитатель и руководители практики в базовом  детском саду.

3. После проверки отчётной документации в МПК руководитель практики (групповой) и методист по практике дошкольного отделения имеют право подтвердить или изменить предварительную оценку.

4. Итоговая оценка выставляется в журнал по практике и зачётную книжку студента.

Список литературы

1. Мониторинг в детском саду: Науч.-метод./пос. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.; Под ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: Детство-Пресс,2010.

2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ ИСО 9001-2001 в сфере образования» //Гарант: информационно-правовой портал: Режим доступа: http//base.garant.ru/193504/.

3. Постановление правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 г. Москва «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» //Российская газета. 2011. 9 марта.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - М.: Центр педагогического образования, 2014.-31с.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». //Российская газета. 2012. 30 декабря.

7.Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электроном носители / авт.Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др., под ред. И.А.Бурлаковой, М.И. Степановой . -2-е изд.-М.: Просвещение ,2012.-127с. Ил.+ CD .-(Успех)

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 304 с.

Журналы

1. « Инструктор физической культуры в ДОУ»;

2. « Дошкольное воспитание»;

3. « Дошкольная педагогика»;

4. «Детский сад»;

5. «Обруч»;

6. «Ребёнок в детском саду»;

7. «Управление дошкольным образованием»;

8. «Здоровье дошкольника»;

9. «Современное дошкольное образование».

Интернет-ресурсы

1. Орлова Л. Портфолио дошкольника //Образовательный портал «Солнышко» //http://www. solnet.ee/parents/portfolio.html.

2. Академик. Словари и энциклопедии. http;//academic.ru

Приложение

Приложение 1

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

 

ФИО

 

обучающегося на

2 курсе  20

18

уч. г. по специальности  

44.02.01 Дошкольное образование

 

(код и наименование)

 

 

 
ПМ

01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития (УП01 Психолого-педагогическая)

 

в объеме 36 часов, с «24» ноября 2018 г. по «30» ноября 2018г.

Место прохождение: МДОУ № ____ г. Магнитогорска, ул._______________

 

Цель:

Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса

 

 

 

Задачи:

1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов.

2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и с сотрудниками ДОО.

3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования и т.д.).

4.Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка.

5.Формирование культуры педагогической деятельности.

 

 

Содержание работы

Формирование компетенций

1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

2.Подготовка папки:   

- диагностические методики;

- стимульный материал.

3. Проведение психолого-педагогической диагностики

4. Составление конспекта режимных процессов.

5. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных процессов.

6. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

7. Составление индивидуальной консультации для родителей по результатам диагностики.

8. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).

9. Определение пути педагогического самосовершенствования (формулирование задач профессионально-личностного развития).

                     

« 30» ноября 2018

Руководитель образовательной организации       О.Ю.Леушканова Директор ГБПОУ «МПК»
       
  (подпись)   (ФИО)  

Руководитель

базы      практики                   

  (подпись)   (ФИО)

 

Руководитель практики от «МПК»        
             Обучающийся (подпись)   (ФИО)  
  (подпись)                    (ФИО)  

 

Приложение 2

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

 

 

ФИО

 

обучающегося на

2 курсе  20

18

уч. г. по специальности  

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

(код и наименование)

 

 

 
ПМ

01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое  развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием (ПП01 Психолого-педагогическая)

 

в объеме 36 часов, с «01декабря 2018 г. по «07» декабря 2018г.

Место прохождение: МДОУ № ____ г. Магнитогорска, ул.____________________

 

Цель:

Формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, связанных с диагностической функцией работы воспитателя в организации и проведении образовательного процесса

 

 

 

Задачи:

1. Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов.

2. Приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми дошкольного возраста и с сотрудниками ДОО.

3. Формирование навыков исследовательской работы (проведение, обработка, интерпретация результатов исследования и т.д.).

4.Формирование умения определять результативность деятельности воспитателя через развитие личности ребенка.

5.Формирование культуры педагогической деятельности.

 

 

Содержание работы

Формирование компетенций

1. Изучение содержания работы воспитателя по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОУ, обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

2.Подготовка папки:   

- диагностические методики;

- стимульный материал.

3. Проведение психолого-педагогической диагностики

4. Составление конспекта режимных процессов.

5. Совместная деятельность с воспитателем по организации и проведению режимных процессов.

6. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

7. Составление индивидуальной консультации для родителей по результатам диагностики.

8. Самоанализ профессиональной деятельности (установление соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам; оформления планов, конспектов, отчётов, методической продукции, портфолио предъявляемым требованиям).

9. Определение пути педагогического самосовершенствования (формулирование задач профессионально-личностного развития).

                     

« 07» декабря 2018

Руководитель образовательной организации       О.Ю.Леушканова Директор ГБПОУ «МПК»
       
  (подпись)   (ФИО)  

Руководитель

базы      практики                   

  (подпись)   (ФИО)

 

Руководитель практики от «МПК»        
         Обучающийся (подпись)   (ФИО)  
  (подпись)                    (ФИО)  

 

Приложение 3.

Особенности отношения ребенка к воспитателю                           Таблица 1

Имя ребенка, возраст. Хотел бы ты перейти в другой детский сад? Почему? Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад ? Почему? Кого бы из воспитателей ты взял с собой в другой детский сад? Почему? Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?   Выводы
           

 

Задание № 3: Деятельность воспитателя глазами детей

Методические рекомендации

1. Проведите беседу с детьми по методике Н.Я. Михайленко.

2. Результаты занесите в таблицу 2

3. Соотнесите видение деятельности воспитателя детьми с его функциональными обязанностями.

Деятельность воспитателя глазами детей                                             Таблица  2

Вопросы

Ответы детей

ФИ ребёнка ФИ ребёнка Что, по вашему мнению, делает воспитатель в детском саду? Играет ли воспитатель с вами? Интересно ли вам играть с воспитателем? Почему? Любите ли вы разговаривать с воспитателем? О чем чаще всего вы говорите с ними? Хотел бы ты быть воспитателем?

 

Задание № 4. Определите способность у воспитателя вашей группы к децентрации     Децентрация – это умение поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения. (В.А.Петровский)

Методические рекомендации

1. Проведите с воспитателем беседу, предложив закончить высказывания так, как на её взгляд, закончил бы один из детей (определить, кто именно )

2. Проведите беседу с указанным воспитателем ребенком по той же инструкции

3. Результаты занесите в таблицу 3

 

Способность воспитателя к децентрации                                                      Таблица 3

Вопросы

Ответы

воспитатель ребёнок
Я радуюсь когда ...
Я очень грущу, когда ...
Мне бывает страшно, когда ...
Я горжусь, когда ...
Я сержусь, когда ...
Я удивляюсь, когда ...

4. Сравнив ответы, сделайте вывод о способности воспитателя  к децентрации.

           

Приложение 4.

Задание 5. Диагностика по выявлению уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации

1. Провести диагностическое исследование по методике Р.С. Немова «Чего не хватает»

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 ри­сунков, на каждом из которых не хватает чего-то! очень важного.

Инструкция: На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий диагностику,  с помощью секун­домера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

2.Результаты диагностического исследования детей занести в таблицу  4.

Таблица 4

 

Ф.И.ребенка

Ответы на вопросы (длительность поиска ответов)

1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка 6 картинка 7 картинка
1.              
2.              

Оценка результата:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се­кунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се­кунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 се­кунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

 

 

 2. Сделайте выводы об уровне развития   внимания ребенка по следующим критериям:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4- 7 баллов -  средний;

2 - 3 балла - низкий;

0 -1 балл - очень низкий

 

Задание № 6. Выявление уровня развития внимания у дошкольников (методика Р.С. Немова)

Методические рекомендации

1. Проведите диагностическое исследование по методике Р.С. Немова: «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

2. Результаты исследования занесите в таблицу 5.

3. На основании диагностических  исследований, проведенных по двум методикам, попытайтесь сформулировать рекомендации по развитию внимания у детей данного возраста.

 

Инструкция: Ребенку представляется несколько рисунков, которых как бы спрятаны предметы, которые хорошо ему известны. Время выполнения задания ограничено 1 минутой

Последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того как он нашел все предметы на предыдущей картинке.

 

Таблица 5

Ф.И. ребенка

Ответы детей

1 картинка 2 картинка 3 картинка                

 

 

Оценка результатов:

10 баллов — названы 14 предметов, время — 20 сек.;

8—9 баллов — названы все предметы за 21— 30 сек.;

6—7 баллов — названы все предметы за 31— 40 сек.;

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за 41—50 сек.;

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51- 60 сек.;

0—1 балл — за время большее 60 сек. Ребенок не смог решить задачу по поиску 

                       и названию всех 14 предметов.

Оценка уровня развития ребёнка:

10 баллов — очень высокий уровень;

8-9 баллов — высокий;

4 -7 баллов — средний;

2 - 3 балла — низкий;

0 -1 балл — очень низкий

Задание № 7.  Диагностика уровня развития зрительной памяти дошкольников.

Методические рекомендации

1. Проведите диагностическое исследование, используя методику Д. Векслера

2.Результаты занесите в таблицу № 6.

3. Сделайте выводы о сформированности зрительной памяти у детей данной возрастной группы.

 Использование методики Д. Векслера   по­зволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Инструкция: Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он должен воспроизвести их изображение на чистом листе бумаги.

 

Диагностика уровня развития зрительной памяти                        Таблица 6

Ф.И. ребенка

Ответы детей

1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка

А

 

Б

 

 

В

 

Г

Результаты исследования:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,

Правильно расположенные флажки — 1 балл,

Правильный угол пересечения линий — 1 балл,

Максимальная оценка этого задания — 3 балла

Б) Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами -1 балл,

четыре точки в квадратах — 1 балл,

точность в пропорциях — 1 балл,

Максимальная оценка — 5 баллов.

В) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл,

центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл,

фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла - 1 балл,       

фигура правильно воспроизведена — 3 балла.

Максимальная оценка — 3 балла.

Г) Большой прямоугольник с маленьким в нём -1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего      прямоугольника -1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены в  большом — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Общий максимальный результат — 14 баллов.

Задание № 8 Изучение особенностей образной памяти дошкольников.

Инструкция: Испытуемому предлагается в течение определенного времени (30 секунд – подготовительная группа, 45 – старшая, 60 сек – средняя, 75 сек – младшая)  запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

       Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма – 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.

Методические рекомендации

1. Проведите исследование по предложенной методике.

2. Занесите результаты в таблицу 7.

3. На основании полученных результатов дайте оценку образной памяти детей данной возрастной группы.

 4. Сформулируйте методические рекомендации по развитию памяти дошкольников.

 

 

           

Изучение особенностей образной памяти дошкольников                    Таблица 7

№ заданий

Задание № 9: Определение готовности к обучению в школе

Методические рекомендации

1. Проведите исследования по предложенной методике в соответствии с рекомендациями.

2. Приложите рисунки детей.

3. Проанализируйте результаты,  пользуясь предложенной технологией.

4. Сделайте выводы о степени готовности к школе детей разных возрастных групп  и об оптимальном возрасте для поступления в школу.

Методика определения школьной зрелости по тесту Керна (рисование мужской фигуры.)

Тест включает в себя три задания:

1. рисование фигуры по представлению;

2. графическое копирование фразы из письменных букв;

3. срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности точно двигательной ко­ординации. Без развития последних невозможно фор­мирование навыков письма, развитие второй сиг­нальной системы и абстрактного мышления и речи.

Ребенку дается лист бумаги, на лицевой стороне записывается имя и фамилия ребенка.

1 задание:

инструкция: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь».

Оценка результатов:

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове - волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой  с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2  балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изобра­жения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). От­сутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

2 задание. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на оборотной стороне которого написан образец фразы и конфигурация из десяти точек.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».

На листе должен быть выполнен образец фразы письменным каллиграфическим почерком.

Оценка результатов:

1 баллсрисованную фразу можно прочесть, Буквы больше образца не более, чем в два раза. Буквы образуют три слова. Отклонение строки не боле, чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочесть. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла буквы разделены на две подгруппы. Можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла - вся группа букв имеет видимость письма, с образцом схожи 2 буквы.

5 балловкаракули.

3 задание:

Инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать».

*        *        *

*        *        *

*        *        *

Оценка результатов:

1 баллточное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружочек. Есть симметрия по вертикали и горизонтали. Уменьшение фигур допустимо, а увеличение не более, чем в два раза.

2 балла – незначительное нарушение симметрии. Допустимо изображение кружочков, Одна точка может выходить за рамки строки или столбца.

3 балла – грубая похожесть на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. «Пятиугольник» может быть повернут в другую сторону. Количество точек от 7 до 20.

4 балла – точки по расположению могут напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество их несущественны. Присутствуют другие изображения (напрмер линии).

5 баллов – каракули.

Общая оценка:

 3 - 6 баллов – уровень развития выше среднего

7 -10 баллов – уровень развития средний

11 - 15 баллов – уровень развития низкий. Дети не достигли уровня школьной зрелости. Необходимо время или специальная коррекция.

 

Задание № 10: Изучение словесно – логического мышления дошкольников

Методические рекомендации

1. Проведите с детьми предложенный тест

2.Ответы занесите в таблицу 8

3. Оцените правильность ответов, пользуясь предложенными рекомендациями.

4. Соотнесите полученные ответы детей с эталонами (правильными ответами).

5. Сделайте выводы о сформированности словесно - логического мышления у детей данной возрастной группы.

Оценка словесно – логического мышления дошкольников                      Таблица 8

 

Вопросы

Ответы детей

     

 

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?      

 

2. Утром люди завтракают. А вечером?        

 

3. Днем на улице светло, а ночью?      

 

4. Небо голубое, а трава?        

 

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?      

 

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?      

 

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?        

 

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.).      

 

9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая со­бака и маленькая овечка - это?..      

 

10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?      

 

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?        

 

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?        

 

13. Что общего между белкой и кошкой?      

 

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?      

 

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?      

 

16. Какие ты знаешь виды транспорта?      

 

17. Чем отличается старый человек от молодого?      

 

18. Для чего люди занимаются спортом?      

 

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?      

 

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?    

 

 

               

 

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6: Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так как у них 4,ноги, шерсть, хвост, ког­ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, име­ющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

14. Гвоздь — гладкий, а винт - нарезной; гвоздь за­бивают молотком, а винт вкручивают.

1.5. Виды спорта (спорт).

16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).

17. Три существенных признака как минимум: "Ста­рый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одеж­ду, оплачивать квартиру и др.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным приме­рам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Оценка результатов:

Высокий уровень - 15-20 правильных ответов;

Средний уровень - 10-14 правильных ответов;

Низкий уровень  -5-9 правильных ответов;

Очень низкий уровень - менее 5 правильных ответов.

Приложение 5.

Примерная схема фотозаписи  режимных моментов

 

Время Режимный момент Деятельность воспитателя/помощника воспитателя Деятельность детей
       
       

 

3. Выделите педагогические условия:

· организован ли каждый режимный момент увлекательно и интересно для детей;

· не создается ли напряженная эмоциональная обстановка в группе при организации жизни детей и соблюдении распорядка дня;

· помогает ли воспитатель детям в выполнении бытовых процедур, сложных для них;

· продумывается ли последовательность действий при организации режимных процессов;

· закрепляются и совершенствуются ли ритуалы выполнения режимных процессов (личная подготовка персонала группы, подготовка детей и разъяснения сущности каждого компонента режима).

4. Составьте конспект проведения режимных моментов в 1-ю (или 2-ю) половину дня

(приём, подъем детей с дневного сна, умывание, одевание, кормление, дидактические игры, подвижные игры).

5. Подберите художественно-литературный материал (стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песенки) необходимый для поддержания интереса дошкольников к выполнению режимных процессов.

Примерная схема анализа организации режимных моментов

1. Объект наблюдения. В 1-ю (2-ю) половину дня мною проведено наблюдение за следующими режимными моментами: .., …. …..;

2. Соответствие режимных моментов режиму дня группы. Организация режимных моментов соответствует (не соответствует) режиму дня данной возрастной группы. Согласно примерному режиму дня, представленного в Программе , продолжительность приема детей должна составлять …, утренней гимнастики…, организации питания…, свободной деятельности…, образовательной деятельности..., дневного сна…;

3. Задачи воспитания. В процессе организации и проведения режимных моментов, воспитатель решала следующие задачи:

· Во время приема детей: 1…;2…..

· Во время умывания:1…;2….

· Во время приема  пищи: 1…;2…..

· Во время одевания (после сна, на прогулку: 1…;2…..

· Во время раздевания  (подготовка ко сну, с прогулки): 1…;2…..

· Во время проведения беседы о….: 1…;2…..

· Во время проведения дидактические игры: 1…;2…..

· В самостоятельной деятельности детей: 1…;2…..

4. Условия и средства обучения, воспитания детей. Для достижения поставленной цели воспитатель создала следующие (специальные) условия (проветрила помещение, проследила за организацией влажной уборки, передвинула мебель, выучила потешки, загадки, стихи о …, составила конспект беседы о …), подобрала средства (картины о …, наборы дидактический игр о …, спортивный инвентарь:…)…;

5. Учет принципов. При организации режимных процессо, воспитатель соблюдает основные дидактические принципы: …(постепенности, наглядности обучения: …, систематичности и последовательности: …, учета возрастных и индивидуальных особенностей: …, развивающего и воспитывающего характера обучения: … и др.);

6. Методы и приемы работы с детьми. Для реализации поставленных целей воспитатель использовала следующие методы и приемы: (показ и объяснение, действия по словесному указанию, напоминание, разъяснение, упражнение, игровые приемы, образовательные ситуации, дидактические игры, художественная слово, контроль, ситуативный разговор, образец поведения и деятельности, введение правил, поручения, задания, модели, оценка, презентация, сообщение, вопросы-предположения, проговаривание действий и др.);

7. Соблюдение методики. В процессе организации режимных процессов 1-й (2-й)половины дня воспитатель соблюдала методику организации: соблюдался алгоритм умывания (одевания), (Режимные процессы) … осуществлялся (подгруппами; группами, индивидуально) способом.;

8. Эмоциональный фон: настроение воспитателя и детей в течение дня, способность педагога «видеть» всех детей.

9. Стиль общения, которого  придерживается воспитатель в общении с детьми

10. Общий вывод и предложения. Реализация поставленных задач. Наиболее заинтересовавший прием работы с детьми. Разработка предложений по коррекции организации и проведения режимных моментов.

Примерная схема конспекта режимных моментов

№ п\п Режимный момент Задачи Методы и приёмы Планируемые результаты (достижения ребёнка)
1 Питание 1.Формировать представление детей о необходимости спокойного, неторопливого приёма пищи, тщательного её пережёвывания 2.Закрепить навыки культурного поведения во время приёма пищи. Формировать чувство благодарности повару Презентация меню, ситуативный разговор, напоминание, похвала, пословицы Примечание: все методы и приёмы расписать в прямой речи Ребёнок понимает необходимость выполнения культурно-гигиенических процедур, проявляет навыки культурного поведения за столом, поддерживает порядок на столе; активно проявляет внимание, чувство благодарности и признательности за труд взрослых
2 Одевание
3 Умывание
4 Игровая деятельность (подвижные, дидактические игры)

 

Приложение 6.

                                          Образец оформления протокола исследования

 

Протокол № _______

 

Дата проведения исследования ____________________________________

ДОУ№ ________________________________________________________

Группа_____________           Количество детей ____________________

Метод___________________________________________________________

Название метода (указать автора, если есть) ________________________________________________________________________________

Цель исследования ________________________________________________________________

 

Организация исследования (продолжительность, параметры) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты исследования  (могут быть представлены в процентном отношении, в виде графика, диаграммы, диагностической карты и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7.

Приложение 8.

Характеристика

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА

1.Педагогические навыки и умения студентов в организации педагогического мониторинга, педагогического процесса , в планировании и учете воспитательно- образовательной работы с детьми, а также с сотрудниками ДОУ:

 -     виды работы по организации педагогического мониторинга, проводимого с детьми наиболее успешно;

 -     виды работы, на которые необходимо обратить внимание.

2.Умение планировать воспитательно-образовательную работу (режимные моменты).

3.Умение на практике применять теоретические знания.

4. Характер общения студента с детьми, коллегами, родителями, сотрудниками.

5.Владение детским коллективом, взаимодействие с сотрудниками ДОУ. Какие были трудности и как их преодолевали.

6. Характер выполнения общественно-полезной работы.

7. Положительные стороны и основные проблемы, возникшие в ходе педагогической практики у студента-практиканта.

8.Выводы по готовности студента к самостоятельной работе с детьми, с родителями и с сотрудниками ДОУ.

9.Предложения и пожелания для дальнейшей самостоятельной работы студента.

10.Отношение к работе и дисциплинированность.

11. Дифференцированная оценка.

Характеристика составляется воспитателем (или старшим воспитателем), заверяется печатью ДОУ.

 

Психолого- педагогическая практика в ДОУ

Методические рекомендации

к организации и проведению учебно- производственной практики

 

Специальности:

 

44.02.01 «Дошкольное образование»

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития 

                         

44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ОВЗ и с сохранным развитием                        

 

 

Магнитогорск,2018

 

В помощь студенту- практиканту: методические рекомендации по организации и проведению психолого-педагогической практики для студентов по специальности

44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» 

/сост. А.Г. Павлова, И.С. Костенко. – Магнитогорск: ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», 2018.- с.

 

Рецензенты: Н.А. Зайцева, зам. директора по УПР

                 Л.Н. Малявкина, к.п.н., преподаватель дошкольных дисциплин

 

 

МПК,2018

Содержание

 Введение 4
1. Общий раздел 7
2. План-программа прохождения психолого-педагогической практики 11
3. Оценка работы студента- практиканта 12
4. Отчётная документация по практике 12
5. Список рекомендованной литературы 13
6. Приложение 15
Приложение 1 Отчёт по практике (ДО) 15
Приложение 2 Отчёт по практике (СДО) 16
Приложение 3 Тема № 1: Воспитатель в системе педагогического взаимодействия с детьми. 18
Приложение 4 Тема № 2: Особенности психических процессов детей дошкольного возраста 19
Приложение 5 Тема № 3: Учёт психолого – педагогических особенностей дошкольников в организации различных видов деятельности. 29
Приложение 6 Образец оформления протокола исследования 31
Приложение 7 Схема составления психолого-педагогической характеристики на ребёнка 32
Приложение 8 Характеристика на студента 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 389.