Тема № 41: Дифтерия. Менингококковая инфекция у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10.

Мотивация изучения темы:

В последние годы в мире отмечается рост числа инфекционных заболеваний центральной нервной системы у детей. В раннем возрасте они приобретают тяжелое течение, наличие осложнений. Увеличение числа вторичных иммунодефицитных состояний, аллергических заболеваний в популяции детского возраста, также способствует утяжелению нейроинфекций.

Менингококковая инфекция - острое инфекционное заболевание, вызываемое возбудителем из рода Neisseria, с воздушно-капельным путем передачи, характеризуется разнообразием клинических проявлений от бессимптомного носительства до тяжелых генерализованных форм, дающих в ряде случаев неотложные состояния в виде инфекционно-токсического шока и синдрома отека-набухания мозга. Менингококковая инфекция занимает особое место в группе капельных нейроинфекций. Эпидемиологически она характеризуется периодичностью подъемов заболеваемости через каждые 5-25 лет.

Учитывая серьезные последствия болезни и высокую инвалидизацию больных актуальным остается профилактическое направление медицины и, следовательно, знания о мерах профилактики менингококковой инфекции.

Дифтерия - преимущественно детское инфекционное заболевание, которое в прошлом наряду с высокой заболеваемостью являлось одной из причин высокой смертности. Прививки сыграли большую роль не только в снижении заболеваемости дифтерией, но и в профилактике тяжелых осложнений и летальных исходов болезни. В настоящее время регистрируется в виде редких спорадических случаев, но при определенных условиях (отказ от массовой вакцинации) существует реальная опасность эпидемических вспышек и тяжелых форм заболевания.

Продолжительность времени на данный раздел: 3 часа.

Содержание темы занятия: Дифтерия. Особенности клиники и течение дифтерии в современных условиях. Осложнения и причины смерти. Дифференциальный диагноз с инфекционным мононуклеозом и ангинами. Лечение и профилактика. Менингококковая инфекция. Классификация менингококковой инфекции. Клинические формы и осложнения. Дифференциальный диагноз менингококкового менингита с менингитами другой этиологии. Неотложная           помощь при инфекционно-токсическом шоке и отеке головного мозга. Лечение, профилактика.

Цель самоподготовки

В результате самостоятельного изучения материала по данной теме студент должен знать:

1. Основные свойства менингококка.

2. Основные морфологические изменения со стороны сосудов, кожи, надпочечников, оболочек головного и спинного мозга.

3. Источники заражения менингококковой инфекцией. Эпидемиология.

4. Основные звенья патогенеза.

5. Клинические формы менингококковой инфекции.

6. Лабораторные методы исследования. Изменения ликвора при менингококковом менингите.

7. Дифференциальная диагностика при подозрении на менингококковую инфекцию.

8. Основные принципы лечения менингококковой инфекции.

9. Мероприятия неотложной помощи на догоспитальном этапе при ИТШ.

10. Назовите основные свойства возбудителя дифтерии.

11. Дайте характеристику основным эпидемиологическим звеньям при дифтерии.

12. Патогенез дифтерии. Механизм образования дифтерийной пленки.

13. Классификация дифтерии.

14. Методы лабораторной диагностики  дифтерии.

15. Специфические осложнения дифтерии.

16. Лечение дифтерии.

17. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

18. Активная иммунизация. Сроки и правила проведения иммунизации против дифтерии. Препараты, применяемые для иммунизации.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для подготовки:

  1. Этиология и патогенез дифтерии. Основные свойства возбудителя дифтерии. Эпидемиологические особенности менингококковой инфекции.
  2. Клиника и диагностика дифтерии. Вспомогательные лабораторные методы диагностики дифтерии
  3. Дифференциальная диагностика дифтерии.
  4. Лечение и вакцинопрофилактика дифтерии. Принципы лечения больных с дифтерией дома и в стационаре. Показания к госпитализации.
  5. Специфическая профилактика дифтерии (препараты, сроки и методы ее проведения).
  6. Противоэпидемические мероприятия в очаге дифтерии (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  7. Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинические формы менингококковой инфекции.
  8. Роль лабораторных исследований в диагностике менингококковой инфекции.
  9. Дифференциальный диагноз менингококкового менингита с гнойными менингитами другой этиологии и серозными менингитами вирусной природы.
  10. Дифференциальный диагноз менингококкцемии с корью, лекарственной болезнью, скарлатиной.
  11. Осложнения менингококковой инфекции.
  12. Лечение менингококковой инфекции в стационаре. Профилактика.
  13. Противоэпидемические мероприятия в очаге (дома, в стационаре, в детском коллективе).

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицу.

Таблица № 1. Дифференциальная диагностика менингитов

Признаки Гнойный менингит Серозный менингит
Возраст    
Начало болезни    
Лихорадка    
Интоксикация    
Головная боль    
Рвота    
Менингеальные симптомы    
Поражения ЦНС    

Исследование ликвора:

Давление    
Цвет    
Прозрачность    
Цитоз    
Содержание белка    

 

3. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

4.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.