Тема № 38: Кишечные инфекции у детей. Полиомиелит
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

Кишечные инфекции занимают одно из ведущих мест в этиологической структуре инфекционных заболеваний детского возраста, уступая по заболеваемости только острым респираторным инфекциям. До настоящего возраста данная патология представляет большую опасность для здоровья детей, особенно для пациентов раннего возраста, у которых часто имеет место развитие тяжелых, осложненных форм. После перенесенной острой кишечной инфекции нередкими исходами являются синдром мальабсорбции, синдром вторичной целиакии, аллергоэнтеропатии. Проведение профилактических мероприятий, своевременное распознавание патологии и раннее лечение, способны предотвратить развитие неблагоприятных последствий.

Кишечные инфекции - группа полиэтиологичных инфекционных заболеваний с преимущественно фекально-оральным механизмом передачи. Клинически характеризуются симптомами поражения желудочно-кишечного тракта и интоксикацией. К острым кишечным инфекциям относятся дизентерия (шигеллез), сальмонеллез, большая группа кишечных заболеваний, вызываемых условно-патогенными микробами (клебсиелла, стафилококк, протей), а также различными вирусами (ротавирусы, норовирусы и др.). Этиологическая структура острых кишечных инфекций в различных возрастных группах не одинакова. Кишечные инфекции вследствии широкой распространенности представляют значительную проблему здравоохранения, особенно в педиатрии. По числу заболевших, которые исчисляются миллионами, и по уровню смертности они уступают лишь острым респираторным заболеваниям.

Полиомиелит существует и известен человеку много тысячелетий. До разработки эффективной вакцинации отмечалась высокая заболеваемость и смертность от этой инфекции, большие эпидемии во всем мире. Массовая вакцинация населения позволила в 80 - е годы 20 века поставить вопрос о ликвидации полиомиелита как эпидемического заболевания. Учитывая серьезные последствия болезни и высокую инвалидизацию больных актуальным остается профилактическое направление медицины и, следовательно, знания о мерах профилактики полиомиелита.

Продолжительность времени на данный раздел: 3 часа.

Содержание темы занятия: Кишечные инфекции. Этиология, патогенез, формы острых кишечных инфекций у детей. Синдром обезвоживания. Неотложная терапия. Принципы лечения кишечных инфекций. Регидратационная терапия. Профилактика.

Полиомиелит. Клиника и течение полиомиелита. Дифференциальный диагноз. Осложнения и исходы. Принципы лечения и профилактики. Вакцинассоциированный полиомиелит, меры профилактики.

Цель самоподготовки

В результате самостоятельного изучения материала по данной теме студент должен знать:

1. Этиология дизентерии. Основные свойства возбудителя.

2. Эпидемиология дизентерии.

3. Зависимость путей передачи от вида шигеллы.

4. Особенности эпидемиологии в зависимости от возраста.

5. Патогенез поражения нервной системы.

6. Механизм формирования синдрома дистального колита.

7. Клиника дизентерии.

8. Клиническая классификация.

9. Критерии тяжести.

10. Особенности дизентерии у детей разного возраста.

11. Лабораторные методы диагностики. Принципы терапии.

12. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

13. Антигенная структура сальмонелл. Основные свойства возбудителя.

14. Эпидемиология сальмонеллеза. Основной источник сальмонеллеза у детей различного возраста.

15. Современное представление о патогенезе сальмонеллеза. Влияние функционального состояния нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта и пути инфицирования. Классификация сальмонеллеза. Клиника сальмонеллезов. Лечение сальмонеллезов.

16. Вирусные диареи. Механизм секреторной диареи. Лечение, профилактика.

17. Оказание неотложной медицинской помощи ребенку с дегидратацией различной степени тяжести.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Полиомиелит: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечения. Мероприятия в очаге. Профилактика.
  2. Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиозы, ротавирусная инфекция у детей.
  3. Особенности течения кишечных инфекций у детей раннего возраста.
  4. Дифференциальная диагностика с диареями неинфекционного генеза.
  5. Лечение, профилактика инфекционных заболеваний.
  6. Синдром дегидратации. Классификация по степеням тяжести, особенности клинической картины у детей. Оценка синдрома дегидратации по шкале Clinical Dehydration Scale.
  7. Меры неотложной помощи в зависимости от степени дегидратации.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2.Задание: заполнить таблицы.

Таблица № 1. Дифференциальная диагностика острых кишечных заболеваний у детей

Дифференциров. Диагностические признаки Бактериальная дизентерия (шигеллезы) Сальмонеллезы Иерсиниоз
1 2 3 4
Возраст      
Сезонность      
Начало болезни      
Стул 1. Характер 2. Максимальная частота 2. Сроки появления и дальнейшая динамика      
Рвота 1. Частота 2.Интенсивность 3. Сроки появления 4. Длительность      
Боли в животе (характер, интенсивность, локализация)      

 

 

3.Задание: собрать анамнез и провести обследование больного.

4.Решить ситуационную задачу.

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Отчетная форма проделанной работы – защита реферата с презентацией и докладом.

Темы рефератов:

  1. Работа кабинета инфекционных заболеваний
  2. Диспансеризация реконвалесцентов и профилактика кишечных инфекций
  3. Лечебное питание при дисбиозе кишечника.
  4. Дифференциальная диагностика апаралитической формы полиомиелита.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.