Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10
Мотивация изучения темы:
Кишечные инфекции занимают одно из ведущих мест в этиологической структуре инфекционных заболеваний детского возраста, уступая по заболеваемости только острым респираторным инфекциям. До настоящего возраста данная патология представляет большую опасность для здоровья детей, особенно для пациентов раннего возраста, у которых часто имеет место развитие тяжелых, осложненных форм. После перенесенной острой кишечной инфекции нередкими исходами являются синдром мальабсорбции, синдром вторичной целиакии, аллергоэнтеропатии. Проведение профилактических мероприятий, своевременное распознавание патологии и раннее лечение, способны предотвратить развитие неблагоприятных последствий.
Кишечные инфекции - группа полиэтиологичных инфекционных заболеваний с преимущественно фекально-оральным механизмом передачи. Клинически характеризуются симптомами поражения желудочно-кишечного тракта и интоксикацией. К острым кишечным инфекциям относятся дизентерия (шигеллез), сальмонеллез, большая группа кишечных заболеваний, вызываемых условно-патогенными микробами (клебсиелла, стафилококк, протей), а также различными вирусами (ротавирусы, норовирусы и др.). Этиологическая структура острых кишечных инфекций в различных возрастных группах не одинакова. Кишечные инфекции вследствии широкой распространенности представляют значительную проблему здравоохранения, особенно в педиатрии. По числу заболевших, которые исчисляются миллионами, и по уровню смертности они уступают лишь острым респираторным заболеваниям.
Полиомиелит существует и известен человеку много тысячелетий. До разработки эффективной вакцинации отмечалась высокая заболеваемость и смертность от этой инфекции, большие эпидемии во всем мире. Массовая вакцинация населения позволила в 80 - е годы 20 века поставить вопрос о ликвидации полиомиелита как эпидемического заболевания. Учитывая серьезные последствия болезни и высокую инвалидизацию больных актуальным остается профилактическое направление медицины и, следовательно, знания о мерах профилактики полиомиелита.
Продолжительность времени на данный раздел: 3 часа.
Содержание темы занятия: Кишечные инфекции. Этиология, патогенез, формы острых кишечных инфекций у детей. Синдром обезвоживания. Неотложная терапия. Принципы лечения кишечных инфекций. Регидратационная терапия. Профилактика.
Полиомиелит. Клиника и течение полиомиелита. Дифференциальный диагноз. Осложнения и исходы. Принципы лечения и профилактики. Вакцинассоциированный полиомиелит, меры профилактики.
Цель самоподготовки
В результате самостоятельного изучения материала по данной теме студент должен знать:
1. Этиология дизентерии. Основные свойства возбудителя.
2. Эпидемиология дизентерии.
3. Зависимость путей передачи от вида шигеллы.
4. Особенности эпидемиологии в зависимости от возраста.
5. Патогенез поражения нервной системы.
6. Механизм формирования синдрома дистального колита.
7. Клиника дизентерии.
8. Клиническая классификация.
9. Критерии тяжести.
10. Особенности дизентерии у детей разного возраста.
11. Лабораторные методы диагностики. Принципы терапии.
12. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
13. Антигенная структура сальмонелл. Основные свойства возбудителя.
14. Эпидемиология сальмонеллеза. Основной источник сальмонеллеза у детей различного возраста.
15. Современное представление о патогенезе сальмонеллеза. Влияние функционального состояния нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта и пути инфицирования. Классификация сальмонеллеза. Клиника сальмонеллезов. Лечение сальмонеллезов.
16. Вирусные диареи. Механизм секреторной диареи. Лечение, профилактика.
17. Оказание неотложной медицинской помощи ребенку с дегидратацией различной степени тяжести.
Исходный уровень знаний.
Студент должен знать:
1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.
2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.
Вопросы для самоподготовки:
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.
2.Ответить на вопросы для самоподготовки.
План работы студента на предстоящем практическом занятии:
1.Задание: ответить на тесты входного контроля.
2.Задание: заполнить таблицы.
Таблица № 1. Дифференциальная диагностика острых кишечных заболеваний у детей
Дифференциров. Диагностические признаки | Бактериальная дизентерия (шигеллезы) | Сальмонеллезы | Иерсиниоз |
1 | 2 | 3 | 4 |
Возраст | |||
Сезонность | |||
Начало болезни | |||
Стул 1. Характер 2. Максимальная частота 2. Сроки появления и дальнейшая динамика | |||
Рвота 1. Частота 2.Интенсивность 3. Сроки появления 4. Длительность | |||
Боли в животе (характер, интенсивность, локализация) |
3.Задание: собрать анамнез и провести обследование больного.
4.Решить ситуационную задачу.
Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».
Отчетная форма проделанной работы – защита реферата с презентацией и докладом.
Темы рефератов:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.