Тема № 40: Коклюш. Инфекционный мононуклеоз
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализуемые компетенции: ОПК-8, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10

Мотивация изучения темы:

В последние годы в мире отмечается рост инфекционных заболеваний у детей. У детей в раннем возрасте они могут приобретать тяжелое течение, и заканчивается развитием тяжелых осложнений. Исход заболевания, социальная реабилитация зависят от правильности и своевременности постановки диагноза и оказания адекватной медицинской помощи, а это в свою очередь, определяется оперативностью в проведении комплексных мероприятий.

Коклюш относится к одной из наиболее распространенных детских инфекций, который могут заболеть дети с первых дней жизни. После введения обязательной активной иммунизации (1959) значительно снизилась заболеваемость и летальность, уменьшились тяжесть коклюша и частота осложнений. Однако коклюш у детей первых месяцев жизни остается тяжелым заболеванием, требующим своевременной, нередко интенсивной терапии и даже реанимации. Увеличение в последние годы частоты заболевания и особенно стертых и легких форм коклюша приводит к поздней диагностике и распространению инфекции в детских коллективах. Источником инфекции в последние годы часто являются больные коклюшем взрослые, у которых не установлен диагноз. Вместе с тем знание врачом особенностей современного коклюша, клиники начального периода болезни, вопросов ранней диагностики, принципов лечения и профилактики имеет очень большое прогностическое и эпидемиологическое значение.

 

Продолжительность времени на данный раздел: 3 часа.

Содержание темы занятия: Коклюш. Инфекционный мононуклеоз. Этиология, эпидемиология и клиника типичных форм заболевания, особенности клиники коклюша у привитых. Обследование и лечение больных с учетом возраста, формы заболевания и наличия осложнений. Неотложная помощь при апноэ. Профилактические мероприятия в очагах заболевания. Основные методы специфической и неспецифической профилактики.

Цель самоподготовки

В результате самостоятельного изучения материала по данной теме студент должен знать:

1. Характеристика возбудителя коклюша.

2. Назовите эпидемиологические особенности коклюша.

3. Патогенез коклюша.

4. Периоды болезни и их продолжительность.

5. Клинические особенности катарального, спазматического периодов коклюша.

6. Показатели тяжести коклюша.

7. Клиническая классификация коклюша.

8. Особенности течения коклюша у детей первого года жизни.

9. Осложнения при коклюше.

10. Методы лабораторной диагностики коклюша.

11. Дифференциальный диагноз коклюша: в катаральном периоде и в периоде спазматического кашля.

12. Основные принципы терапии коклюша. Показания к госпитализации.

13. Противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша. Специфическая и  неспецифическая профилактика коклюша.

14. Инфекционный мононуклеоз: этиология, эпидемиология, клиника, диганостика, лечение. Показания кгоспитализации. Мероприятия в очаге.

Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1.Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства.

2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника коклюша. Принципы диагностики. Особенности коклюшной инфекции на современном этапе.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника инфекционного мононуклеоза. Принципы диагностики инфекционного мононуклеоза.
  3. Противоэпидемические мероприятия в очаге коклюша (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  4. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного мононуклеоза (дома, в стационаре, в детском коллективе).
  5. Специфическая профилактика коклюшной инфекции (препараты, сроки и методы ее проведения). Применение цельноклеточных и бесклеточных вакцин для специфической профилактики коклюша.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2.Ответить на вопросы для самоподготовки.

План работы студента на предстоящем практическом занятии:

1.Задание: ответить на тесты входного контроля.

2. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечно-сосудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

3.Задание: составить алгоритм противоэпидемических мероприятий в стационаре при инфекционном мононуклеозе;

4. Задание: описать методы диагностики, используемые для выявления антител к возбудителю и  подтверждающие диагноз инфекционного мононуклеоза:

  • серологический
  • иммуноферментный метод
  • молекулярно-биологический

Решить ситуационную задачу.

 

Методы, применяемые для подготовки к занятию предлагаемые преподавателем: работа с учебной литературой, работа с периодическими изданиями, работа на компьютере и в системе «Интернета». Подготовка реферата в печатном варианте и в виде «Презентации».

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.