Три тезиса о бытии Божественного Логоса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Логос имеет бытие независимо от бытия мира. Он имел бытие прежде сотворения мира.

2. Логос имеет бытие независимо от воплощения.

3. Логос никак не изменился после воплощения, то есть прежде сотворения мир, прежде воплощения и после воплощения Логос – это одна и та же Личность-Ипостась, и теперь (после Рождества от Марии), мы Его знаем как Сына Человеческого с именем «Иисус Христос». И это воплощение абсолютно реально – видимо и осязаемо.

               

О сути спасения: спасение заключается не в усвоении некоей доктрины или правил поведения (нового Закона), но в причастности к божественной жизни воплощенного Логоса.

Крещение Иисуса Христа (Ин.1:29-34)**

Начало общественного служения Иисуса Христа. Первые ученики (Ин. 1:35-51)**.

Иоанн свидетельствовал об Иисусе пред народом и своими учениками, что Иисус – это Агнец Божий, взявший грехи всего мира. Евангелие говорит только о двух учениках, сердца которых по настоящему коснулось свидетельство Предтечи. Один называется по имени – Андрей, брат Симона-Петра, а имя второго указывает нам Предание – Иоанн Богослов. Они тут же +оставили Предтечу, и пошли за Иисусом. Иисус их принял в Свое жилище, то есть принял, как учеников. Андрей привел к Иисусу своего брата – Симона, которого Иисус также принял, изменив, как Господин, его имя на «Петр».

Евангелист подчеркивает веру первых учеников в то, что Иисус подлинно есть Мессия – Христос.

Вслед за Андреем и Иоанном (евангелист ничего не говорит о том, что Симон оставил свой дом), Иисус призвал идти за Собой Филиппа – жителя Вифсаиды. А уже Филипп призвал своего друга – Нафанаила (Варфоломея). Эти четверо (а может быть и пятеро) учеников последовали вслед за Господом. +

 

Глава 2

О чудесах Христовых. Чудо в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11)*

изгнание из храма торгующих (Ин. 2:13-25)*.

Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве. (Христос называет Бога «Отец мой» или «Отец мой Небесный» Ин.2:16-17)*.

Глава 3

Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3:1-21)**.

Произошла во дни Первой Пасхи. Никодим – князь и член синедриона, удивленный учением, делами и чудесами Иисуса, приходит к Нему ночью (втайне) для разговора, с целью выяснить: «Кто Он такой?»

Беседа распадается на три части:

1) духовное возрождение, как основное требование для входа в Царство Божие,

2) Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно было бы наследования людьми Царства Божия, и

3) Сущность Суда над людьми, неуверовавшими в Сына Божия, которое выглядит ни как произвол справедливого владыки, но как выбор между светом и тьмой для самого человека. То есть не Бог определяет кого-то к наказанию, но человек делает свой выбор. Господь говорит, что этот Суд уже идет.

Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе (Ин. 3:22-36)*

Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве. (Богосыновство Христа раскрывающееся в Богоотцовстве - Ин.3:16*  

Глава 4

Возвращение Христа в Галилею (Ин. 4:1-3)*,

беседа с Самарянкой (Ин. 4:4-42)**.

Произошла на пути Господа в Галилею из Иерусалима, где Он был на Первой Пасхе..

Самаряне – это сектанты ветхозаветного времени, которые провели «секацию» (сокращение) в корпусе Священного Писания и его заповедей. +

Женщина, с которой произошла беседа, была самярянка и блудница.

Беседа состоит из двух частей:

1. разговор о Живой воде (благодати Святого Духа)

2. разговор о новом богослужении: а) на всяком месте (два значения – храмы для литургии будут везде и каждый человек может быть храмом), б) суть богослужения в «духе» (два значения – в стяжании Святого Духа и в глубине своего человеческого духа) и истине (то есть в усвоении истины, чтобы истина стала печатью на уме, сердце и воле человека) – оба значения не исключают один другой, но являются сообщающимися предметами

Глава 5

Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве. (Богосыновство Христа раскрывающееся в Богоотцовстве - Ин.5:17-47)*.

Глава 6

Чудесное насыщение 5000 человек (Ин. 6:1-14)**,

беседа о хлебе жизни (Ин. 6:22-71)**.

Беседа о хлебе жизни произошла как объяснение чуда умножения 5 хлебов в Капернаумской синагоге.

Главное содержание ее в том, что Господь подготавливает людей к заповеди Тайной вечери: «приимите , ядите: сие есть Тело Мое». Господь говорит о Себе, как о Хлебе (подобно манне при Моисее) сошедшем с Небес.

Он подчеркивает, что это выражение не является аллегорией, но является реальностью, хотя и не понимаемой ясно человеческим умом. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» - Слово Божие реально воплотилось, стало «прахом земным» - плотью, веществом, для того, чтобы мы – плоть и кровь, могли прикоснуться к божескому естеству. Причащаясь Хлеба Небесного, человек причащается воплощенного Бога, входит в божественную жизнь – благословенное Царство Пресвятой Троицы: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною». То есть причащение Небесного Хлеба открывает человеку возможность к со-бытию с Отцом и Сыном. 

 

Глава 7

Глава 8

Суд над женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11)*.

Глава 9

Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1-41)*.

Глава 10

Беседа о добром пастыре (Ин. 10:1-21)*.

Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве. (Богосыновство Христа раскрывающееся в Богоотцовстве - Ин.10:15-18; Ин.10:24-30)*.

Глава 11

Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1-46)**.

Случилось накануне Пасхи Страданий. Лазарь – брат Марфы и Марии жил с сестрами в Вифании – рядом с Иерусалимом.

Лазарь тяжело заболел, однако Господь замедлил с исцелением, отчего Лазарь умер. Только через четыре дня после смерти Лазаря Господь пришел в Вифанию.

Господь у гроба Лазаря произнес слова: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», а затем - «отнимите камень» и молитву: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» и наконец «Лазарь! иди вон». После этого Лазарь вышел из открытого гроба обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано +платком. Ученики освободили Лазаря от пелен. После этого Лазарь прожил длинную жизнь и стал епископом Китийским.

В этом событии Господь 1. показывает возможность воскресная разложившегося трупа, ради укрепления нашей веры во всеобщее воскресение тел. 2. показывает Свою славу повелителя Земли и Неба (повелевает телу обновится а духу вернуться в тело). Это чудо всколыхнуло Иерусалим во время Входа Господа. 3. Господь показал Свою человеческую природу – Он плачет и скорбит над гробом друга. 4. После этого происходит обнаружение злобы фарисеев – они осознанно решают убить узнанного Мессию.

Глава 12

Вход Господень в Иерусалим (Ин. 12:12-29)**.

Речь Иисуса Христа перед иудеями и эллинами (Ин. 12:20-50)*.

Глава 13,

Предательство Иуды, Тайная вечеря, прощальная беседа, первосвященническая молитва (Ин. 13:1-30)**.

После того, как Иуда вышел из Горницы, Господь произносит Прощальную беседу. Она происходила в двух местах: начало в Горнице Тайной вечери, а окончание на пути в Гефсиманский сад (на горе Елеон).

Эта беседа о том, что Господь покидает учеников, и что теперь вместо Него с ними будет Иной Утешитель (Ходатай, Параклит) – Святой Дух, Который «напомнит вам все», то есть будет учить.

Святой Дух придет к ученикам потому, что Господь отойдет к Отцу (указание на славу Вознесения). Но и Сам Господь будет с учениками, потому что ученики смогут соединяться с Господом реально в единое целое (Церковь, Тело Христово).

В Беседе содержится слово о славе Христа – Сына Человеческого (Пасха, Вознесение), обещание реального соединения с Христом (в литургии, причащении – притча о Лозе и ветвях), обетование Святого Духа, наставление о стяжании Святого Духа и причащении (слово о любви, мученичестве, пути Христовом), об откровении Отца в Сыне. Речь беседы разворачивается в особом времени – «ныне», то есть в таком виде, как будто время остановилось (исполнилось, дошло до полноты), и «будущее» уже здесь и сейчас (актуальная эсхатология Царства Небесного - Церкви).

Господь именует Себя путем, и истинной, и жизнью. Два последних имени – это имена Бога Яхве.

В Прощальной беседе по содержанию выделяют три части: 1. утешение учеников (14гл), руководительные уроки (15гл – о любви и ее плоде, о гонениях) и обетования (16гл – о новой встрече со Христом в будущем и о пришествии Св. Духа).

Глава 14

Глава 15

Глава 16

Глава 17

Произнесена Сыном Человеческим, Человеком – Архиереем, помазанником – Христом. Она состоит из трех частей:

1. Молитва о Себе: (1-5стих);

2 Молитва об учениках (с 6 по 19 ст.);

3 Молитва о верующих (о Церкви) (с 20 ст)

 

1ч: о славе Сына Человеческого. Господь молится о прославлении Человека (Себя, точнее – в Себе) той славой, которой Сын Божий имел прежде сотворения мира. То есть спасение (прославление в Кресте, Пасхе и Вознесении) человечества происходит во Христе, Который становится начатком (вторым Адамом) для нового человечества, Главою Церкви. И спасение людей происходит в реальной причастности к этой Главе в Его Теле (Церкви).

О вечной жизни: в (онтологическом) (по)знании (близости, соединении с…) Бога.

2ч: Господь передает дело распространения и утверждения на земле Своего Царства.

Апостолы – это первый росток Церкви. А Церковь – продолжательница дела Христа на земле. Здесь Господь произносит слово «предание», как полная передача Господом ученикам того, что Он принял (для них) от Отца. +

3ч. О соединении всех в Церкви – в человечестве, которое Господь строит по образу и подобию Бога Троицы, в котором (в человечестве) тоже есть некое подобие единосущия – онтологического единства.

Глава 18

Моление о Чаше (Ин. 18:1)*.

События в Гефсиманском саду (Ин. 18:2-12)**.

Иисус Христос перед судом синедриона (Ин. 18:12-23)**

Суд у Пилата и Ирода (Ин. 18:2-19:22)**.

Отречение Петра (Ин. 18:16-27)*.

Глава 19

Крестные страдания, смерть, погребение Иисуса Христа (Ин. 19:16-42)**.

Глава 20

События первого воскресного дня (Ин.20:1-31)*.

Глава 21

Явление воскресшего Христа при море Тивериадском (Ин. 21:1-14)*


[1]  Параллельные места: Мф. 21,1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 28-44; Ин. 12,12-29).

 

[2] (Мф. 26, 47-56; Мк. 14, 32-52; Лк. 22, 47-53; Ин. 18, 2-12).

 

[3] (Мф. 26, 57-68; Мк. 14, 53-65; Лк. 22, 54-65; Ин. 18, 14),

 

[4] (Мф. 27, 2-31; Мк. 15, 1-20; Лк. 23, 1-25; Ин. 18, 28-19,26).

 


[i] Здесь мы видим продолжение учения о Кресте. Сыны Зеведеевы говорят, что они готовы взойти справа и слева от Иисуса. Только что Иисус сказал, что Он скоро взойдет на Крест, поэтому решимость Зеведеевых равнозначна решимости взойти со Христом на Голгофу. Не факт, что они это понимают, но Господь их переспросил именно в таком ключе. Получается так, что сыны Зеведеевы хотели занять место двух разбойников на Голгофе. Господь сказал им, что это место уже приготовлено Отцом для двух других людей (кстати, один из двух разбойников с этого места сошел в геенну, хотя другой, благоразумный, в рай, то есть не место спасает человека, а его расположение сердца), и говорит, что они свой крест понесут иным способом, который уже для них приготовил Бог.

В нашей жизни мы часто думаем о том, какой крест нам был бы спасительным. Материнство крест, и безбрачие – крест; здоровье, богатство, супружество – крест, и болезнь, нищета, безбрачие – крест. Крестом является жизнь в мирные годы, во время войны, во времена гонений, - и мы решаем за себя, какой крест нам спасительный. Но Бог для нас приготовил что-то лучшее и полезнейшее, чего мы иногда понять не можем.

поучение о главенстве и служении:

Иисус Христос в Иерихоне; исцеление слепцов: Мф.20:29–34

 

[ii] Эта притча одна из самых необычных в Евангелии. Ее произносит Владыка Вселенной Яхве (Иегова). Творец мира. Слово Божие, Которое сотворило мир и Которое открывало Себя на Синае Моисею, и прочим пророкам в течении долгого времени истории Ветхого Завета.

Говорит Сущий Господь пророку Исаии за семь столетий до Своего воплощения: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль» (Ис.5:1-7). Тот же Самый Сущий Бог произнес Свое учение, за несколько дней до Своего восшествия на Голгофу: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Матф.21:33-42).

 

Эти слова выходят из уст воплощенного Бога, и поэтому они полны человеческой грусти.

 

Эта притча проникает в человеческое сердце, как меч обоюдоострый. Она разит надмение человеческое тогда, когда говорит о целом человечестве и отдельных народах, но она также сильно обличает грехи отдельных людей.

У притчи о виноградарях есть несколько значений.

Первое, значение объясняется Самим Христом – это описание участи еврейского народа.

Хозяин дома – это Бог.

О том, как Он насадил виноградник, повествует первая книга Библии – Бытие.

Бог сотворил Небо и все, что в них. Бог сотворил все «добро и добро зело». Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, сделав человека выше ангелов. Затем мы видим, как творение мира превращается в творение одной семьи – семьи патриарха Авраама, и его потомков. В этой семье Господь посеял семена правды и праведности. Это было драгоценное семя пророков и праведников. Виноградник – это весь мир вещественный.

Сыны Авраама, ветхозаветный Израиль, – это виноградари.

Они получили от Бога ограду - заповеди, которые могли бы ограждать их от зла. Мы до сих пор наслаждаемся глубиной этих заповедей: не убей, не укради. Эта ограда – все Божественное Писание, которое до сих пор врачует души всех, кто его читает.

Точило – это особенное устройство для выжимки виноградного сока. Точило, которое получил Израиль, означает жертвоприношения Ветхого завета. В них были прообразованы дары Креста Христова, поэтому они приносили душам людей утешение в их скорбях и имели начатки благодати.

Башня из притчи – это храм в Иерусалиме, где Господь установил богооткровенное богослужение, которое совершалось по образу увиденного Моисеем на горе Синае богослужения ангелов. О силе этого богослужения говорит пророк Давид в своей Псалтири.

 

Виноград – это плоды праведности.

Бог посылал к Своему народу пророков и апостолов, но они их убили или изгнали.

Господь произносит эту притчу, чтобы показать замыслы старейшин еврейского народа и их цену – убийство Сына Божия.

 

Израиль – это виноградарь, который получил божественное Откровение и богослужение из рук Божьих, но смог опуститься до уровня богоубийства.

Сегодня все больше появляется деятелей, которые пытаются объявить веру иудеев чем-то спасительным. Но мы видим ее оценку в словах Самого Христа, в Его приговоре: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Матф.21:41). Вот уже две тысячи лет это приговор звучит над религией иудеев, отчего Иоанн Богослов говорит о ней: «говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр.2:9).

 

Но зачем нам судить внешних, то есть нехристиан? Мы имеем заповедь от Бога «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13). Нам нет необходимости ни оправдывать, ни осуждать людей других религий. У них есть Законодатель и Судья. Нам только важно помнить оценку этих религий из уст Божиих, чтобы не принимать безумного равнодушия к ним и соглашательства с ними.

Но в истории и приговоре для Израиля для нас есть самый кровный и близкий урок.

Апостол Павел в Послании к Римлянам убеждает нас всегда держать перед собой историю отпадения и осуждения Ветхого Израиля, чтобы не повторить ее.

Игнатий Брянчанинов, цитируя древних отцов, говорит, что христиане в конце истории повторят отпадение иудеев. Притча о виноградарях-иудеях превращается в притчу о виноградарях-христианах.

Для нас есть смысл рассмотреть эту притчу в приложении к православной Церкви, как это предлагает Игнатий.

Брянчанинов говорит: «Христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию, они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным и извращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Отступление настанет, по проречению Писания. Когда христианство до крайности умалится на земле: тогда окончится жизнь мира».

Мы получили больше, чем евреи. Мы получили более крепкую Ограду – Книги Нового завета, догматы и писания святых отцов. У нас теперь не один храм в Иерусалиме, но дом каждого христианина – храм, где совершается богослужение, называемое нами домашними молитвами. Вместо храма, где только вспоминается о Боге, как было в Ветхом завете, мы имеем теперь Божественное Точило – Святую Евхаристию, Литургию, где мы можем причащаться Тела и Крови Самого Христа. Вместо разговоров о Боге, мы теперь видим Его своими телесными глазами и можем прикоснуться к Нему.

Но мы можем во всем повторить ветхий Израиль, а по пророчеству отцов, так и произойдет с большинством православных.

Говорит Павел: «наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). Христиане забывают содержание христианства, и подменяют его язычеством с христианскими атрибутами.

Христиане повторяют Ветхий Израиль: оставляют главное в христианстве, и занимаются внешним (пустословием под видом богословия, формальной правильностью, вместо евангельской праведности и многим другим). В духовной сфере у нас процветает заповедь: «ищите прежде того, что вам есть и пить, и одеться, а Царствие Божие у вас и так в кармане, потому что вы крещены». Умножается магическое отношение к таинствам и обрядам, при полном равнодушии к страстям.

Внешнее благочестие превращаются в «сачок», которым человек ловит благодать: «правильно покреститься, вовремя причаститься, приложиться к иконе, повенчаться, прочитать молитвы перед причастием» – вот мнимые средства приобрести благодать. От этого возникает вопрос: "как часто причащаться", а не "как причащаться по-христиански".

Люди часто забывают, что основа христианства – любовь, а в любви Бог свободен, а не связан обязательством подать нам то или другое, если мы прочитаем сорок раз акафист.

Благодать перестает видеться как Семя, Которое сеет Сын Человеческий. Из-за этого люди даже не пытаются хранить семя благодати, которое они получают в Таинствах

 

Христианство - это путь преображения человека, в котором ветхость Адама врачуется благодатью Духа Святого. В христианстве рождаются такие плоды, которые не могут родиться в иной религии. Любая добродетель, которая возможна вне христианства, является не христианской, а добродетелью ветхой.

Ветхая праведность – это листья на смоковнице. Они хороши, но пустые. Если дерево не приносит плода, ее посекают. Если христиане не приносят плода христианства, тогда и с ними происходит то же, что и в притче: «злодеев сих предаст злой смерти» (Матф.21:41). Это мы видим в современном мире.

У западных христиан, католиков и протестантов, это проявляется в духовной опустошенности.

Пустоту своей души люди прячут под маской.

Маска на опустошенном человеке может быть двух видов.

Первый вид – фарисейство, второй – кровяной экстаз.

 

Фарисейство живет по принципу: "я не таков, как прочие человеки".

Это не обязательно религиозное фарисейство. Сегодня большинство фарисеев благодарят собственный разум за то, что не верят в Бога.

Главное свойство фарисея – это не внешнее благочестие, а соблазн на ближнего и высокое мнение о своих духовных достижениях.

Но существует в нашем мире и старый образ фарисейства, который скрывает свою душевную пустоту так же, как у иудеев две тысячи лет назад, под оберткой внешней религиозной праведности. Главное для фарисея – это почувствовать себя не таким, как прочие люди.

В нашей стране проповедь иудейского фарисейства – это главное содержание учения секты «Свидетелей Иеговы», у которых главным миссионерским приемом является: "станьте не такими, как все люди (убийцы, прелюбодеи, грешники)". Когда в душе человека пусто, такой призыв сладок, как мед.

Второй вид маски для пустоты – это кровяной экстаз.

Почему этот экстаз называется «кровяным»?

В человеке есть тело и душа. В теле есть две части: плоть и кровь. В крови живут наши страсти. Низшими страстями являются чревоугодие и блудное вожделение. Их низовое положение позволяет назвать их плотскими, потому что они сильнее всего связаны с плотью (питанием и прочим). Возбуждение страсти или «колебание крови» происходит от плоти. Средства возбуждения крови: алкоголь, блуд, еда.

В середине 19 века в Европе были открыты способы возбуждения крови с помощью музыки, танцев, голосовых интонаций, особых методов словесного общения. Из этого вышли методы политической пропаганды и пропаганды экономической (рекламы). В середине ХХ века такие средства вносятся в западное искусство. Например, рок. Многие методики такого возбуждения достаточно стары. Они процветали в языческом шаманизме. Но к ХХ веку, когда душа европейцев сильно опустела, тогда старое вино раскрепощенной крови начало утолять жажду таких пустых душ отравленным напитком.

Экстаз религиозный (эйфория) окрасил серые будни западных христиан. На их богослужениях зазвучали песни об Иисусе в таком тоне, как несколько веков назад африканские шаманы пели демонам, танцуя вокруг своих костров. Раскрепощенная кровь – второй способ после фарисейства спрятать свою душевную пустоту человеку. Лидер этого экстаза у западных христиан – движение харизматов.

Однако и старые средства утолять пустоту не потеряли своей актуальности: алкоголь, блуд, наркотики. (Кстати, кровяной экстаз прекрасно заменяет наркотик и алкоголь и создает привыкание и зависимость).

 

У православных народов приговор «злодеев сих предаст злой смерти» (Матф.21:41) выглядит иначе. Его отличие происходит по принципу: «мертвое украшают, а живое лечат». Если пустота западного человека украшается фарисейством и экстазом при внешнем благополучии, то духовные болезни и пустота православных душ врачуется скорбями, страданиями.

Уклонение от христианства на Руси в 15 веке и, особенно в конце 19, имело самые пагубные последствия. С Русью всегда происходит то же, что описано в исторических книгах Ветхого завета. Когда Русь уклоняется от Бога вслед за своими соседями, тогда она предается в руки этих соседей. Чем больше растет на Руси степень духовной деградации, тем в большей степени на Руси умножаются унижения, бедствия, бедность.

Итак, нам нужно удаляться от образа жизни отверженного Израиля, чтобы не повторить его судьбу.

 

 

У этой притчи есть несколько значений. О том, как она открывает нам законы жизни народов, мы уже говорили.

Но в этой притче есть нравственное наставление для каждого человека.

 

Хозяин дома – это Бог, Который сотворил нас.

Виноградник – это наша душа и наше тело со всеми их свойствами, силами и частями.

Библия повествует нам о великой славе нашего тела и души: в них образ и подобие Божие. Само Слово Божие оделось в них. С момента Рождества Христова нет в мире ничего более славного, чем человек.

Виноградари – это мы. Виноградник – это наш ум, сердце и тело. Ограда – это заповеди Евангелия и писания святых отцов, в которых описывается ход нормальной человеческой жизни. Ограда для ума – это догматы.

Точило – это Таинства, и в первую очередь, Причастие.

Башня – это молитва в глубине нашего ума, которая совершается в храме и дома. В узком смысле «башня» – это храм и земная Церковь, которая состоит из иерархии и множества людей.

Все, что подал нам Бог в сотворении, нужно нам для рождения плодов Духа Святого: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания.

Мы их растим в своем уме, сердце и теле, когда следуем правилам святых отцов.

Плоды – это плоды Духа Святого «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23).

 

Если мы ходим в храм, причащаемся, читаем молитвы, постимся, читаем Библию и отцов – мы хорошо делаем. Мы – виноградари, которые с любовью хранят свою ограду, точило и башню.

Наоборот, те, кто пренебрегают таинствами, чтением, молитвою – находятся в опасности. Они отказываются от ограды и всего необходимого. Без ограды злые звери, демоны, расхищают наши плоды прежде, чем они созреют. Без точила и башни (то есть без таинств и молитвы) виноград духовный портится, в нем заводятся черви и гниль.

Этим самым притча наставляет нас на бережное отношение к преданию о благочестии и евангельской праведности.

 

Кто же такие слуги Христовы, которые идут к нам за плодами?

Эти слуги составляют воинство из трех полков: люди, ангелы и действия Божия Промысла.

Где бы мы не находились, нас всегда окружают люди: в семье, на работе, в транспорте. Они стучат к нам в двери тела, ума и сердца. Отдавать свои плоды нашему Господу значит всегда обращаться с ними с любовью, радостью, долготерпением, кротостью, миром, добротой. При этом делать все нужно и телом внешне, и умом в глубине души, и в сердце, то есть в настроении.

 

Ангелы вокруг нас бывают двух видов: добрые и злые. Добрые ангелы очищают нашу совесть. Злые возбуждают помыслы и страсти. Демоны так же приходят к нам по тайне домостроительства Божия. И здесь мы можем поступить по любви к Богу и ближним, когда демоны начнут нас учить злобе на ближнего; по радости, когда нас начнут учить печали, тоске, страхам, ропоту и отчаянию; по миру, когда нас начнут учить ссорам; долготерпению, когда нас будут учить злобе; по вере, когда будут вносить в наш ум сомнение. И наоборот, внимание к внушениям ангелов – это следование «любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим.1:5)

Действия Божиего Промысла – это болезни и здоровье, удачи и беды, богатство и бедность, высокое положение в обществе и унижение. Каждый из этих слуг Божиих ищет у нас драгоценного винограда: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал.5:22,23).

 

Последнее, самое удивительное и страшное посещение - Сам Христос, Который приходит к нам в Таинстве Причащения. Страх Божий, вера, любовь, мир, покаяние, помыслы благоразумного разбойника, мытаря и блудного сына – вот то, что Христос ищет у нас тогда, когда приходит к нам.

 

Если мы, ходя в храм и живя церковной жизнью, остаемся злыми: не умеем быть милостивыми во время богатства, не умеем быть благодарными во время мира, не умеем помогать больным и трудиться на благо ближнего, когда здоровы, не умеем слушаться увещаний нашей совести, не умеем прощать грехи и немощи неразумных людей, не умеем противиться демонам, когда они придут соблазнять нас, не умеем со смирением принимать скорби – то мы виноградари, которые не приносят плода.

 

Слуги христовы, как инструмент в руках Скульптора, а человек – кусок камня. Невидимый Скульптор отсекает от нас все не нужное, придавая нам первозданный вид.

 

Но рабы Христовы (болезни и испытания, страсти и демоны) не только приходят нас испытать, они приходят нас учить.

Бог нас испытывает не потому, что нас не знает. Он нас знает еще прежде нашего сотворения. Когда к нам приходят испытания – не Бог узнает, каковы мы, а мы сами узнаем о себе – что мы собой представляем. Искушающий (испытующий) в искушении – сам человек, а не Бог!

Это первое наше благо – познать себя. Источник этого блага – Бог. Например, человек верит в Бога, ходит в храм. Когда в жизнь такого человека приходит беда – тогда он по своему ропоту и отчаянию может познать качество своей веры. Вместо веры в нашей душе может обнаружиться ехидна, если станет очевидным, что вместо веры в Бога было только тщеславие, которое высоко мнило о себе, и ожидало для себя многих и богатых милостей, которые он, якобы заслужил. Ехидна становится заметной, и если человек имеет остатки совести, он может измениться и из сына ехидны стать сыном Божиим.

Или другой случай:

Человек совершает множество дел милосердия (помогает трудами и деньгами). И вот, наконец, вместо благодарности, он видит от облагодетельствованного человека черную неблагодарность. Если человек совершал добрые дела из милосердия, тогда он радуется. Ведь неблагодарность и укоризна за доброе дело – лучший признак того, что Бог принимает это добро, что Бог нашу жертву «осолил». Если же доброе дело совершилось из гнилого тщеславия, тогда ощущается обида на неблагодарного человека. Это вскрывает духовную гниль в души.

 

Нам бы благодарить Бога за то, что Он прежде нашей смерти открывает нам нашу духовную нищету и гнилость, потому что после смерти такая гнилость превратится, если мы ее сейчас не вылечим, в огонь геенны. Мы благодарим врачей за рентген, и другие исследования, которые позволяют заглянуть вглубь нашего тела, а на Бога, Который, благодаря нашим искушениям, позволяет заглянуть вглубь нашей души – ропщем.

 

Если человек десятилетия ходит в храм, все знает, все читает, регулярно причащается, но остается сварливым, злым, всем не довольным, - то ему не стоит хвалиться церковным стажем, а надлежит плакать – что за столько лет остается смоковницей покрытой только листьями.

Чтобы достичь высот, не обязательно много читать: надо всегда быстро реагировать на призыв Божий, через Его рабов.

В этом да не будем беспечны, потому что смоковница без плодов посекается, виноградник отбирается, и злые виноградари изгоняются от лица Господня во тьму внешнюю, в ад душевный, предаются страстям, лишаются духовной сладости.

Да не будем этого с нами, да принесем Богу не только свои труды, но и плоды. Аминь.

 

Некоторые люди ропщут на Бога за то, что они изначально поставлены в неблагоприятные условия: все окружение их привлекает только ко злу, и за всю жизнь они ни разу не видели ни доброго примера, не услышали доброго слова.

Что такое? Бог ошибся? Почему не равные условия на спасение у всех людей?

Но ведь маленький Иосиф Каиафа родился в семье первосвященника, и с детства изучал то же Священное Писание, которое изучала Богородица. И однако, Каиафа сделался распинателем Христа. А вот разбойник благоразумный наоборот, с детства был участником шайки, но первым вошел в рай. Кто находился в лучших условиях для спасения: мытарь или фарисей в притче? Адам в раю или Лот в Гоморре?

Каждого человека Бог поставляет в наилучшие условия для спасения, зная все о человеке, его унаследованных по природе склонностях.

Возьмем, к примеру, болезнь – фенилкетонурию. Это наследственная болезнь, при которой нарушается возможность перерабатывать аминокислоту фенилаланин. Если человеку с рождения давать пищу, в которой нет этой аминокислоты, то ребенок будет развиваться здоровым. Если же ребенка «поставить в равные со всеми условиями», тогда он погибнет.

 

При этом рождение человека происходит по закону природы, и поэтому наш багаж наследства зависит не от Бога, а от родителей.

 

То, что Бог исполнил проклятие Ноя над Ханааном, является, по слову Златоуста, лекарством для всех потомков Хама, в которых Бог видел повреждение плотским вожделением: рабство и унижения для хамитов стало лекарством от похоти.

 

Авва Дорофей приводит историю двух рабынь девочек-близняшек. Одну купила престарелая монахиня, чтобы воспитать молитвенницу и постницу, а вторую – начальница публичного дома. И обе «судьбы» были одинаковым началом для пути ко спасению.

 

Нам проще всего принять без размышления Христовы слова, что ни один волосок не упадет с нашей головы без воли Божией, что в нашей жизни ничего не бывает случайного, но все премудро и благо приходит к нам от Бога.

 

Библия нам не объясняет этого, но есть догадка:

Человек начинает свою жизнь в момент зачатия. Первая его жизнь проходит до момента рождения, в который жизнь до рождения оканчивается со страданиями, и начинается «вторая» жизнь – жизнь после рождения.

Все время до рождения человек развивается вегетативно, то есть «как растение». Чем занята словесная (разумная) душа человека в это время? Она, будучи от зачатия вечной и разумной, видит от Бога всю свою будущую «земную» жизнь, со всеми скорбями, соблазнами и испытаниями. Человек видит это от Бога. Он видит и изволяет – принять это или нет. Бог дает испытать человеку только то, что сам человек согласится принять. Основанием для будущего является тот багаж наследства, который человек принимает от своего рода… Только то человек соглашается принять, в чем есть возможность все повернуть ко спасению: пьянство родителей, дебош и разврат всего окружения и т.д.

Если же человек не изволяет этого, тогда происходит смерть ребенка прежде рождения, и человек без всяких испытаний восходит на лоно Авраама (одну из обителей райских).

 

50% зачатых детей погибают до периода имплантации в матку, то есть происходит аборт в виде обычных месячных, так что мама даже не успевает заметить беременность. Здесь скрывается 90% случаев «бесплодия». Наши дети иногда не хотят от нас рождаться, отказываясь принять те испытания, которые мы, наше окружение им готовим.

 

Давайте не забывать Ноя и Лота, которые жили в условиях, которые истина Божия указала самыми вредоносными в истории человечества.

 

[iii] Кратко, о притче.

Она имеет в себе огромный психотерапевтический потенциал врачевать душевные раны и парировать нападения. Она нас учит встречать любое испытание извне и изнутри как урок от любящего нас Отца. Притча дает нам возможность всякое "искушение" осознавать способом самоиспытания - узнавания себя. То есть не Бог изучает меня в микроскоп: "что я способен перенести", а я сам узнаю себя, каковы плоды рождаются от скрытых в глубине моей души корней (и осознание самих корней по плодам). Сама по себе притча говорит о важности Евангельской жизни - рождения плодов Благодати. И указывает на средства к этому: молитву, богослужения, таинства, Писание, заповеди и тд. Важность притчи в том, что она системно объясняет то, как и для чего пользоваться спасительными средствами.

 

То есть жизнь христианская, полная "средств" (добрых дел, дел благочестия - хождения в храм, чтения, постов) сама по себе не имеет цены, если в момент искушения мы не принесем должных плодов (в семье, в форумном общении, в "глазном уличном искушении").

Притча рассматривает деятельную жизнь человека в виде постоянного земледелия, возделывания своего виноградника. Здесь все к месту: учеба в школе, здоровое питание, вежливость, режим дня (спать вовремя), воздержание от курения и алкоголя. А о духовных средствах я уже говорил. И все малое не малО.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.