Разделение евангельских притчей на периоды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кратко: В Евангелии содержится (по разным подсчетам) от 25 до 80 притч Христовых и приточных речений (разночтение связано с тем, что не всегда притчи отличают от метафор, особенно это касается приточных речений).

Притчи именуются у синоптиков: «параб(в)олИ, παραβολή» (притча) – «сравнение, подобие, образ».

Иоанн именует притчи: «паремия, παροιμία» – «поговорка, пословица». 

Приточные речения – это краткие сравнения, например: «Вы – соль земли… Вы – свет мира» (Мф. 5: 13, 14).

 

Притча – это поучение в виде образа, который что-то символизирует. Некоторые притчи имеют развернутый сюжет (например, притча о сеятеле, о закваске, притча о злых виноградарях, притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне). Другие притчи имеют только характерные образы, находящиеся в определенных отношениях между собой (например, добрый Пастырь, овцы, волк, наемники и воры в притче о Пастыре добром в Евангелии от Иоанна; или связь лозы и ее ветвей в притче о виноградной лозе в том же Евангелии). Все притчи Христовы можно назвать притчами о Царстве Божием. Однако некоторые притчи говорят о том, что такое Царство, а другие – о том, как войти в него.

 

Притчи можно разделить в соответствии с тремя периодами земной проповеди Спасителя.

1. притчи Галилейского периода - об условиях распространения и укрепления Царства Божьего или Церкви среди людей.

2. притчи, произнесенные на пути в Иерусалим - о бесконечном милосердии Божьем к кающимся людям и о различных нравственных правилах.

3. притчи, изложенные незадолго до крестных страданий, которые имеют эсхатологический характер (о благодати Божией, об ответственности человека перед Богом, о наказании неверующим, о Втором пришествии, о Страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни)

 

1 группа: о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

 

2 группа: о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие

 

3 группа: о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечер, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и некоторые другие.

 

Но такое деление – условно.

 

Притчи о Сеятеле, Блудном сыне и Десяти девах – пример разных степеней откровения о Царстве: в первой мы видим пришествие Царства, во второй – путь к нему, а в третий – исполнение (доведение до совершенства, полноты) Царства.

Притчи при море:

Притчи о сеятеле (Мф. 13:1-23)*,

Сеятель сеет семя свое. И у этого семени разная судьба в разных местах поля: одно упало при дороге, и было потоптано, и на него налетели птицы небесные и поклевали. Второе упало на камень с неглубокой землей, скоро взошло, но увяло от солнца, потому что не имело корня и влаги. Третье упало в терние, которое и заглушило его. Остальные три попали в плодородную землю, но и они имели разную судьбу: четвертое принесло плод в тридцать крат, пятое - в шестьдесят, и шестое - в сто.

Сам Господь истолковывает эту притчу.

Сеятель – это Сам Господь, Семя – это Его Слово. Земля – это слушатели слова (их души).

О первом семени: ко всякому слушающему (!) (и не разумеющему), тотчас приходит сатана и похищает (уносит) посеянное в сердце его, чтобы они не уверовали и не спаслись.

О втором: те, которые тотчас с радостью принимают слово, но не имеют в себе корня и во время искушения (скорби или гонения) отпадают.

О третьем: те, которые подавляются заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями и наслаждениями житейскими.

О четвертом, пятом и шестом: те, которые слушают слово и разумеют, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Толкование притчи: Бог – источник одного только добра в мире. Он не творит никакого зла или боли человеку. Нынешняя притча пронизывает всю историю человечества, поэтому она применима ко всем ее страницам, включая нашего праотца Адама, евангельское время и нас самих. Притча о Сеятеле раскрывает важнейший практический вопрос: «что нам нужно делать с собой (что делать, а чего не делать), чтобы получить возможность принять спасение». Или «Как человек может соединиться со Христом и стяжать Святого Духа». Или: «как нам необходимо принимать святые таинствам, чтобы они стали источником благодати для нас и чтобы эта благодать не оказалась бесплодной». То есть евангельское учение и благодать таинств к человеку приходят как семя, и Притча показывает, почему человек может остаться без Христа при глубоком богословии и регулярном причащении. Это притча о синергии – о сложении воли Божией с волей человеческой.

Перед нами два времени. Первое время в Едеме. Адам слышит слово, но приходит сатана, и уносит живительное семя. С тех пор природа всех людей – пуста. Второе время – евангельское (и наше). Слово уже не только звук или учение, но жизнь и благодать. И оно может быть оставлено в небрежности, вне разума. И тогда оно тоже похищается.

Каменистое место – это сердце всякого человека, не приготовленное трудом – терпением скорбей, делами милосердия, смирения, покаяния (духовно-аскетическим опытом). Такому человеку легко петь «аллилуйя», танцевать и прославлять Бога за чудеса - до первой скорби или гонения. Скорбь или гонения в этом случае – милость Божия для обнаружения отсутствия корня в нас.

Терние – это суета, молва и страсти мира сего (похоть очей, похоть плоти и гордость житейская). Это всякая страсть.

Что касается доброй земли, то здесь мы видим разную меру духовной зрелости добрых христиан. Поэтому нам не должно удивляться одновременному наличию праведников и сереньких незаметных людей в Церкви.

Это притча о природе зла в мире: Бог дает семя спасения всем, готовит и зовет всех ко спасению, всем дает Свое Царство. Но в притче о Сеятеле Господь объясняет причину многолюдности ада (и безблагодатной земной жизни).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 340.