13. Вопрос Петра о награде последователям Иисуса Христа. Обетования все оставившим Господа ради: Мф.19:27–30;
Глава 20
Притча о работниках, получивших равную плату (Мф. 20:1-16)*.
Виноградник – это с одной стороны мир, который нас окружает, а с другой – мир, который в нас (со страстями, похотями, помыслами и злыми чувствами и побуждениями).
Делание в винограднике, это социальное служение, служение слова (как у апостолов), умно-сердечная деятельность (как у преподобных), свидетельство (как у мучеников) и многое другое, что мы находим в Евангелии (и истории Церкви).
Хозяин виноградника – это Бог. Делатели – мы. Плата за работу (динарий) – спасение, восшествие в Царство Небесное. Четыре стражи – четыре возраста человека: детство, юность, зрелость, старость. Вечер – смерть (или Страшный суд).
Разные делатели – это люди, вступившие в Церковь (в евангельскую деятельность) в разное время: в детстве, или перед смертью.
Назидание – нельзя пренебрегать любым человеком, который пришел ко Христу, даже теми, кто несколько секунд побыл хорошим христианином, будет в Царстве Небесном среди хороших христиан.
Надо бежать за Христом в любом возрасте, в какой бы мы не были позваны, нельзя ждать пенсии.
Третье предсказание Иисуса Христа о крестных страданиях и воскресении: Мф.20:17–19;
Предсказание Иисуса Христа о Своей смерти и воскресении, Господь знает то, чем закончится Его путешествие в Иерусалим, знает о предстоящих страданиях, однако свободно идет в Свой Путь. Это показывает, что Голгофа не является торжеством, пусть и временным, зла на земле. Голгофа и Крест – это знак любви Бога к человеку. Господь восходит на Крест не потому, что человеческое коварство и злоба победили Его доброту, а потому что Он Сам, свободно, без принуждения пожелал этого ради спасения людей.
Просьба сынов Заведеевых (Мф. 20:17-28)*.
Эта просьба обличает умственное и духовное младенчество апостолов прежде дня Пятидесятницы. Несмотря на ясные слова Христа о приближающейся Голгофе и духовном характере последующего Царства Божия на земле, апостолы продолжают мнить о Царстве Мессии в тех же категориях, как и фарисеи в своих суевериях. Они ждут Мессию, торжествующего подобно Александру Македонскому в лучшие его годы. И поэтому они мягко требуют будущих «министерских» постов.
Господь пресекает их просьбу, сказав, что высшим будет тот, кто в большей мере уподобится Ему, Господу, в Его деле – служении ради спасения людей. С этими словами связана речь Господа о служении Спасителя миру, всякому человеку, Его добровольному уничижению, ради возвышения людей.
Дополнение:
Глава 21
Торжественный вход Господа в Иерусалим. Мф. 21, 1–9;[1]
Случилось за пять дней до иудейской пасхи – 10 нисана (то есть в день избрания пасхального агнца) (за шесть дней – прибытие в Вифанию). Это было временем явления Жениха (Мессии, Господа – Яхве) Своей Невесте (Ветхозаветной Церкви).
Господь на молодом осленке, не знавшем упряжи, спустился в Иерусалим с горы Елеонской, и вошел в город через Золотые ворота (они одновременно и ворота Храма). Во время спуска с горы Господь плачет об Иерусалиме, предсказывая скорую его гибель за отвержение Мессии.
Во время Входа весь народ возглашал «осанна», что означает «О!!!!!! да будет» «спаси, защити» и постилал под ноги осленка свои одежды. Весь народ вспоминал чудеса Господа, а в это время в Иерусалиме находились иудеи, прозелиты и чтущие Бога со всего мира.
После Входа Господа совершилось второе очищение Храма от торгующих, беседа Господа с фарисеями, народом и эллинами.
Значение: 1. исполнение пророчества о явлении Спасителя всему народу (в Иерусалиме было колоссальное стечение народа), а не только единицам, как на Иордане при Иоанне – «Бог возвращается в Сион». Знамение о начале времени благоволения (царь мирный – на осленке). 2. Избрание пасхального Агнца: весь народ свидетельствует достоинство Христа (Агнец непорочный). 3. Осленок – символ церкви из язычников.
Дополнения[i]
Изгнание торгующих из храма: Мф.21:12–13;
Торговля в храме заключалась в том, что люди, пришедшие издалека, из языческих стран, покупали необходимое для богослужения: кошерных жертвенных животных, специальную молитвенную одежду, меняли языческие динарии, оскверненные языческими символами и божествами, на храмовые сикли. Это приносило огромный процент саддукеям и старшему духовенству. Храмовая гора была ветхозаветным оффшором, местом свободным от римских налогов. Но Господь изгоняет торговцев из храма.
Этим Господь показывает Себя Мессией (и Богом, хотя второе – более скрытно, чем явно), потому что по Ветх. Завету Мессия имеет обязанность очищать храм от всего не кошерного, недопустимого. (Храм – владение Бога, поэтому Он хранитель Храма).
Дополнение.
Храм – образ человеческого духа. У нас в уме и сердце есть свои торжники, которые занимаются греховной куплей вместо молитвы и поучения. Изгнать их перед встречей с Богом – наша заповедь и задача. Хотя в конечном результате, только Богу это под силу, но мы должны стремиться к этому.
Очищение храма; исцеления; хвала детей. Мф. 21, 10–16;
Конец дня входа, с замечанием о ходе дел в дни сии. Мф. 21, 17;
Проклятие бесплодной смоковницы Мф.21:18–22;
Проклятие смоковницы – это приточное действие, это окончание притчи о бесплодной смоковнице. Это указание людям на то, какова судьба тех, кто пренебрежет Евангелием, и не принесет плодов евангельской жизни. Это способ показать людям власть Христа не только исцелять, но и карать. Для этого Господь избрал объект – больную, полузасохшую смоковницу, чтобы не сделать никакого вреда людям.
Дополнение,
Смоковница – это образ человека. Плоды – плоды Святого Духа в человеке, листья – нравственная жизнь и дела благочестия. То есть обилие результатов в «правильной» религиозной жизни: хождение в храм, регулярное причастие, чтение правила, посты – не спасают человека. Также не способны спасти человека дела нравственности – социальное служение, обилие милостыни, «не убил, не украл, не прелюбодействовал», если человек не имеет плодов Святого Духа (Гал гл 5).
Вход Господень в Иерусалим (Мф. 21,1-17)**.
Изгнание торгующих из храма. Проклятие бесплодной смоковницы (Мф.21,12-22)*.
Ответы Христа первосвященникам и книжникам и поучения в храме (Мф. 21,23- 23,39)*.
Одна из обязанностей ветхозаветного духовенства – испытание («экспертиза») пророков. Священники были обязаны давать суждение о том, согласно ли с Законом пророчествует пророк.
Когда Христос вошел в Храм, тогда священники и книжники пожелали испытать Иисуса.
Они спросили Его: «какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?». Иисус не ответил им. Причину уклонения от ответа Господь показал им в их лукавстве: они не поверили Предтече («не знаем, истинный ли пророк Иоанн?»). То есть они, зная о достоинстве Предтечи, не признавали его по лукавству.
Господь произносит притчу о двух сынах, в которой показывает то, что мытари и блудницы (при вере и покаянии) могут стать ближе к Богу, чем мнимые праведники, которые хвалятся языком о своем послушании Богу и не нуждаются в каких-то изменениях.
Господь произносит притчу о Злых виноградарях и Брачном пире, в которых явно просматривается судьба иудейства: они, отвергая Сына Божия, отвергаются от Бога, лишаются своего избранничества.
Господь отвечает на вопросы книжников: о подати и о вдове семи братьев. В ответах Господь показывает Свою лояльность земной власти кесаря, и верность Закону Моисея (в отличии от саддукейских суеверий высшего духовенства). Затем произносит поучение о сути Закона – любви к Богу и ближнему.
После этого Господь произносит обвинения против книжников и первосвященников:
1. они по делам чужды Моисею, на чьем седалище сидят, они учат исполнять то, что сами не делают;
2. они считают себя пастырями Израиля на основании внешних атрибутов (одежды, почета, положения в обществе, богословских знаний);
3. они проповедают мертвое богословие, которое убивает духовные силы слушателей (примеры богословия о клятвах и ритуальных тонкостях);
4. они оставили главное в законе (суд, милость, веру, чистоту души) ради внешних обрядов.
5. они истолкователи убитых ими пророков. То есть для них Писание – это буквы на могильных камнях, которые кто как хочет, так и толкует. Живые же пророки – опасны, потому что говорят не то, что хотят слышать. (обычная сектантская проблема: автор Библии – Церковь, но людям приятнее читать бумагу с типографской краской, чтобы не кололи слова Церкви и ее святы, которые убили грешники).
Беседа в храме: ответ на слова: коею властию сие творишь?. Мф. 21, 23–27;
Беседа в храме: Притча о злых виноградарях (Мф.21:33-46)*.
притча о двух сынах. Мф. 21, 28–32;
Эта притча имеет три направления в толковании
Дополнение[ii];[iii]
.
Глава 22
Ответы Христа первосвященникам и книжникам и поучения в храме (Мф. 21:23- 23:39)*.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 268.